Что значить модель развития

Понятие развития. Модели развития.

Развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных характеристик: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям).

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия. Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности. Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей. Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 2955 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:  Девушка сохнет по парню что значит

Источник

Модель экономического развития

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие модели экономического развития

Под моделью экономического развития следует понимать тенденцию развития объектов экономики (экономики мира, национальных экономик, хозяйственных сфер и т.д.), которая приводит к конкретному экономическому результату.

Характерные черты модели экономического развития зависят от конкретных условий взаимодействия и соотношения экономических факторов на базе теоретических закономерностей деятельности объектов в рыночной среде.

В зависимости от специфических условий различных государств, применение моделей может осуществляться как в чистом, так и в модифицированном виде. В зависимости от конкретных условий (исторических, географических, социокультурных) и их соотношения в различных регионах и странах используются определенные модели развития эеономики. Характеристики страновых моделей развития экономики зависят от:

  • экономических ресурсов;
  • национальных особенностей;
  • характера экономики;
  • уровня экономического развития;
  • места страны в регионе и в мире;
  • организационной и отраслевой хозяйственной структуры;
  • системы государственного регулирования экономических отношений;
  • открытости экономики и степени вовлеченности в мировые хозяйственные связи;
  • степени использования иностранного капитала.

В характеристике модели развития международной экономики все внимание сосредоточено на динамике ресурсной и хозяйственной структур, интернационализационных и глобализационных процессах, а также на новейших тенденциях социально-экономического развития, глобальных проблемах и способах их решения.

Главным звеном в мировой экономической системе по-прежнему остается группа государств, в которых образована зрелая экономика рыночного типа с механизмом конкурентной борьбы и внутренней самонастройкой на НТП. Для данной группы характерны:

  • Высокий технологический уровень производств;
  • Высокий уровень производительности труда;
  • Производственная эффективность;
  • Давно сложившиеся пропорции в экономике.

Готовые работы на аналогичную тему

Такая экономика существует в первую очередь в странах, которые входят в Организацию экономического сотрудничества и развития По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Деятельность международных организаций в контексте развития международного экономического сотрудничества подробнее . Для них характерны следующие признаки:

  • Наличие смешанной экономики, в которой преобладает частная собственность;
  • Производимые товары и услуги распределяются при помощи рыночного механизма;
  • Капитализация доходов, в частности, направляемых на прирост капитала в денежной, материально-вещественной и другой физической форме, на прирост «людского капитала» в виде знаний и уровня образования, находится на высоком уровне.

Типы экономических моделей

Любая экономическая система предназначена для решения трех главных вопросов:

  • Как производить?
  • Что производить?
  • Для кого создавать?

Это объясняется тем, что все существующие ресурсы ограничены, и общество вынуждено использовать то, что имеется. Ответы на эти вопросы помогут определить действующую модель экономики отдельного государства.

Экономические системы различаются между собой по ряду критериев:

  • Преобладающая форма собственности;
  • Государственное влияние;
  • Методы координации экономических связей.

На основе данных показателей выделяется традиционная, командно-административная и рыночная экономика. Охарактеризуем каждую из них.

Традиционная экономическая модель является самым древним типом систем, возникшим одновременно с появлением общества. Вся хозяйственная деятельность основана на коллективной и совместной собственности. Перечислим ее основные характеристики:

  • Государство и его органы не оказывают существенного влияния;
  • Жизненные вопросы решаются старейшинами;
  • Технология производства находится на низком уровне;
  • Ручной труд оказывает большое влияние на все экономические отрасли;
  • Роль предпринимательства несущественна;
  • Жизнедеятельность общества основана на обычаях и традициях;
  • На экономические решения влияет религия.

Следует отметить, что главный ресурс традиционной экономики – это земля.

На сегодняшний день экономика традиционного типа присуща только неразвитым государствам, в которых вся деятельность основана на устаревших технологиях с преобладанием ручного труда.

Командно-административная экономическая модель является второй по счету моделью, которая зародилась в древнем Египте. Для нее характерны сильная центральная власть и государственная собственность.

К основным чертам командно-административной модели можно отнести:

  • Фундамент экономики – это собственность государства;
  • Все экономические решения принимаются государственными органами, которые свою деятельность реализуют централизованно;
  • Государство осуществляет директивное планирование;
  • Низкий уровень дифференциации оплаты труда;
  • Стоимость, объемы и ассортимент производимой продукции устанавливается партийно-бюрократической системой;
  • Активно развивается промышленно-военный комплекс;
  • Ориентация на качественные показатели производства не позволяет внедрять научно-технические разработки.

Рыночная система является механизмом, в котором все индивидуальные решения гласны и подвержены координации.

Для рыночной экономической модели характерны:

  • Частная собственность;
  • Развитый предпринимательский сектор;
  • Конкуренция на рынке;
  • Ограниченное государственное влияние.

Модели экономического развития различных государств

Рыночная система хозяйственной деятельности предполагает различные модели развития экономик. Рассмотрим основные из них.

Для американской модели экономического развития характерны:

  • Малая доля государственной собственности, минимальное регулирование государством экономических процессов;
  • Постоянное поощрение предпринимательской деятельности;
  • Разделение общества на богатых и бедных;
  • Жизнь малообеспеченных групп населения находится на приемлемом уровне;
  • Не предусматривается сокращение социального и имущественного неравенства среди населения.

Особенностями японской По данной теме мы уже выполнили реферат Японская подробнее модели являются:

  • Существенное государственное воздействие на ключевые экономические сферы;
  • Разработка планов экономического развития;
  • Заработная плата глав фирм незначительно отличается от уровня оплаты труда служащих;
  • Модель социально направлена.

Существуют также и другие модели развития экономик, например, немецкая, шведская, французская и южнокорейская.

Источник

3.4. Понятие развития. Модели и законы развития

Раскрывая фундаментальные категории онтологии, нельзя не выделить и «развитие». Развитие является основным предметом изучения диалектики. Само же понятие «диалектика» неоднократно менялось по содержанию в истории философии. Первоначально под диалектикой понималось учение об искусстве вести беседу или спорить (Сократ). Этот подход был развит Платоном, считавшим диалектикой технику связывания и расчленения понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель говорит о Зеноне как о «создателе субъективной диалектики», субъективного метода исследования проблем.

Вместе с тем в античной философии со времен Гераклита подчеркивался непрерывный процесс движения, лежащий в основе всего сущего, где всякая вещь или свойство переходят в свою противоположность. Диалектика стала все чаще связываться с изучением развития бытия.

Хотя уже в этот же период формировался и другой подход, который предлагал Парменид. Парменид отрицал конкретное становление и учил, что бытие неподвижно.

Еще одну трактовку данному понятию сформулировала средневековая схоластика, где диалектикой называли формальную логику.

Восстановление диалектики как учения о развитии произошло в немецкой классической философии. Кант развивал диалектические идеи в учении об антиномиях; важные диалектические идеи содержал «антитетический» метод Фихте; Шеллинг внес в понимание природы идею развития через противоречия. Первую же в истории философии развернутую систему диалектики создал Гегель. Раскрытие законов диалектики, создание диалектической логики, подвижной системы логических категорий – все эти идеи, разработанные Гегелем, заложили фундамент в становление и дальнейшее развитие диалектики как особой науки.

В марксистской парадигме диалектика рассматривалась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Но как трактуется само понятие «развитие» в диалектике?

Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Подчеркнем, что развитие связано с необратимыми изменениями, происходящими в объектах. При этом обратимые изменения характерны для процессов функционирования, а отсутствие закономерностей связано со случайными изменениями катастрофического типа. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Более общим понятием по отношению к понятию «развитие» выступает понятие «изменение». Изменение – это наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое и т. д. Изменение охватывает все процессы развития вообще. Однако развитие связано с системным характером необратимых изменений, приводящих к новому качеству. Оно показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, определенную тенденцию в изменениях. Отсюда можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений, их необратимость, направленность.

В истории философии известны несколько моделей развития (моделей диалектики). Одной из первых была «классическая» модель диалектики (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), в которой рассматривалась рационалистическая, логико-гносеологическая модель развития.

В первой половине XIX века возникает так называемая градуалистическая модель развития (Спенсер), для которой характерны: положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы; утверждение о внешнем источнике изменения и развития материальных систем; отрицание скачков взрывообразного типа.

Еще одна модель развития была предложена в концепции «творческой эволюции» («эмерджентизме»), которая признавала взрывообразные скачки и видела их источник во внутренней «творческой силе», разными авторами называемой по-своему (Морган, Бергсон).

Если концепция градуалистов абсолютизировала постепенность, подчеркивала только эволюционный характер развития, то эмерджентизм уделял внимание лишь скачкообразности развития. Но и та и другая концепции сходились в своем разрыве «непрерывности – прерывности» в развитии.

Во второй половине XIX века все большую популярность завоевывает «натуралистическая» модель развития (Ч. Дарвин, а позднее Дж. Хаксли, Дж. Симпсон, Л. Берталанфи и др.). Ее по праву называют диалектикой естественнонаучных материалистов. Модель развития, разрабатываемая этими авторами, касалась конкретных проявлений природы. Она не включала в себя исследование развития как всеобщего феномена, охватывающего все сферы бытия.

В противоположность данной модели возникает другая – антропологическая (экзистенциалисты). Представители этого направления утверждали, что диалектика – не в природе, а в динамизме человеческого духа.

Говоря о моделях развития, нельзя не упомянуть о равновесно-интеграционной модели (Ле Дантек, Уорд). В этой модели абсолютизировалась равновесность как состояние системы, к которому она должна стремиться и при котором отсутствуют противоречия. Под действием внешних сил происходит разрушение равновесия. Отсюда развитие осуществляется по схеме: равновесие – неравновесие – равновесие.

Этой модели противостоит другая – абсолютизирующая конфликтность (Дарендорф, Козер). Центральное понятие в ней – «конфликт». Благодаря конфликтам система может развиваться, отсюда само развитие выглядит так: конфликт – равновесие – конфликт.

Следующая модель развития – диалектико-материалистическая, сложившаяся во второй половине XIX века под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные ее моменты таковы: развитие происходит на основе закона отрицания отрицания, когда оно как бы повторяет пройденные ступени, но на более высоком уровне; развитие реализуется по спирали, оно скачкообразно; осуществляется на основе перехода количественных изменений в качественные, имеет внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием.

Помимо названных моделей существуют и другие («негативная диалектика», «антиномическая диалектика» и пр.).

Многочисленность концепций развития говорит о сложности самого феномена развития, его многогранности и разнообразии.

В диалектике выделяются две стороны. Это объективная диалектика – диалектика природы и материальных общественных отношений и субъективная диалектика – диалектика процесса сознания и мышления людей.

В общем виде категориальный аппарат диалектики может быть представлен следующим образом:

•всеобщей взаимной связи;

•развития через противоречия.

Основные законы диалектики:

•закон диалектического синтеза;

•закон перехода количества в качество;

•закон диалектической противоречивости.

Категории (неосновные законы) диалектики:

•сущность и явление;

•единичное, особенное, всеобщее;

•форма и содержание;

•причина и следствие;

•необходимость и случайность;

•возможность и действительность.

Все части этой системы взаимосвязаны – принципы реализуются в законах и категориях, но и законы входят в содержание категорий.

Закон диалектического синтеза («отрицания отрицания») выражает преемственность развития, повторяемость на высшей его стадии некоторых свойств ряда низших стадий. «В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития»[50].

Принимая отрицание в качестве момента развития, исследователи трактуют его по-разному. Так, в нигилизме, негативной диалектике (Т. Адорно и др.) утверждается идея, что в процессе развития осуществляется полное отрицание преемственности с предыдущей и последующей стадиями; абсолютизируется момент деструкции, разрушения. В других концепциях развития, наоборот, абсолютизируется преемственность.

Существует множество различных типов и видов отрицания. Среди типов отрицания особо выделяются деструктивный и конструктивный. Деструктивное отрицание ведет к распаду, гибели, разрушению системы. Конструктивное отрицание, частично преобразуя систему, отрицая те или иные ее фрагменты, не ведет к ее ликвидации. Конструктивное отрицание, в свою очередь, может быть прогрессивным, регрессивным и нейтральным.

Среди видов отрицаний обнаруживаются также отрицание-трансформация (преобразуются свойства и качества системы, но сохраняется их структура); отрицание-снятие (возникает новое качество и преобразуется внутренняя структура системы); отрицание-синтез (синтез двух отрицаний-снятий). Именно последнее является высшим видом отрицания, придающим развитию материальной системы организованность и ритмичность: тезис – антитезис – синтез.

Закон диалектического синтеза не соотносим с деструктивными отрицаниями, с отрицаниями в круговоротах, функционированием. Сущность данного закона – в синтезе и повторе на высшей ступени развития характерных черт структуры исходной ступени. Это обусловливает спиралевидную форму развития (конусообразная спираль, расширяющаяся кверху, что означает и рост содержания, и убыстрение темпов развития).

Вместе с тем закон отрицания касается прогрессивного, восходящего развития (не действует при регрессивном развитии); ему подчинены те прогрессивно развивающиеся системы, в которых в результате двух отрицаний-снятий сначала имеет место превращение в противоположность, а затем повторное превращение в противоположность, но на более высокой ступени и синтезирование содержания предыдущих ступеней.

Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет как, каким образом происходит развитие. Его суть состоит в следующем: накопление количественных изменений в определенный момент с необходимостью приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. При этом под качеством подразумевается система существенных и необходимых признаков предмета, которая делает его внешне и внутренне определенным. Наряду с качественной все предметы обладают также количественной определенностью: величиной, числом, объемом, темпом, степенью и т. д. Причем количество и качество тесно взаимосвязаны: сущность количества выявляется через его сопоставление с качеством. Количество – это степень развития данного качества.

Качество и количество связаны в мере. Всякая материальная система имеет свою меру. Нарушение меры ведет к новому качеству. Переход от одного качества к другому совершается в форме скачка. Скачок – это коренное, качественное изменение предмета (явления). По сравнению с эволюционной стадией развития скачок означает относительно быстрые изменения. В свою очередь, скачки могут быть резкими («скачки-взрывы») и постепенными («стадиобразные»). Если в первых осуществляется изменение старого качества сразу, целиком, то во вторых существующее качество изменяется частями.

Выделяются и другие виды скачков: по формам движения материи, количеству систем, включенных в скачок, отношению к сущности предмета, их роли в развитии и т. д.

Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей) объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, т. е. позволяет понять движение как самодвижение. Каждый объект заключает в себе противоположности. Однако не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие. Для того, чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии: пребывать в неразрывном единстве, взаимоисключать и вместе с тем взаимно проникать друг в друга. «Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития»[51].

Само развитие противоречий включает в себя следующие этапы: гармония, дисгармония и конфликт. Противоречие есть процесс. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. Среди основных форм разрешения противоречий: переход противоположностей друг в друга; победа одной из сторон; исчезновение обеих противоположностей.

Борьба противоположностей означает столкновение тенденций, сторон, т. е. взаимоотрицание. Единство же противоположностей может пониматься как взаимодополняемость, равновесие, возможность перехода одной противоположности в другую, их временное объединение.

Существует множество различных видов противоречий. Например, выделяются общедиалектические противоречия, охватывающие материальную и духовную действительности; специфически диалектические, разделенные на противоречия материальных систем и процесса познания. Большое значение имеет подразделение противоречий на внешние и внутренние. Внешние противоречия – это противоречия между данной системой и другой, находящейся вне ее, внутренние – те, которые вытекают из самой сути данной системы. Однако деление противоречий на внутренние и внешние относительно, поскольку в разных отношениях одно и то же противоречие может рассматриваться и как внутреннее, и как внешнее.

Итак, все перечисленные законы диалектики характеризуют с разных сторон процессы развития: закон диалектической противоречивости – источник развития; перехода количества в качество – механизм развития; диалектического синтеза – направленность развития.

Чтобы завершить рассмотрение данного вопроса, коснемся еще одного аспекта темы – прогресса. Существует ли прогресс во всех сферах бытия: в неорганической и органической природе, в социальной реальности, и если да, то можно ли выделить единые критерии прогресса? Поскольку общезначимой точки зрения по этому поводу нет, отметим, что одна из наиболее обоснованных позиций состоит в следующем: не ставится под сомнение существование прогресса во всех этих областях, но вместе с тем утверждается, что на данном этапе развития науки невозможно выделить один или несколько единых критериев. Так, для неорганической природы критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы. По отношению к системам органической природы приходится обращаться к комплексному критерию прогресса: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого, эффективность и работоспособность структур, увеличение степени независимости от среды и пр. «Прогресс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же – это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции»[52].

Итак, прогресс можно определить как развитие системы от низшего к высшему. И вместе с тем прогресс всегда относителен, поскольку требует определенной точки отсчета. Для выявления прогресса необходим конкретный анализ, определение общей тенденции развития, т. к. на отдельных этапах возможны и регресс, и круговорот, и хаотичность.

Источник

Оцените статью