Что значит модель обучения

Что значит модель обучения

Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Базовым основанием для разграничения моделей является заложенный в них в качестве основного ориентира характер учебной деятельности. Мы выделили два типа таких ориентиров а) следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов; б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени, характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролей учителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действия учащихся), характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическая направленность модели). В рамках каждой из базовых моделей ведутся дидактические поиски инновационной направленности, преобразующие характер обучения; при этом линии преобразований связаны как с типом преобладающей деятельности учащихся, которую организует педагог, так и с характером и соотношением позиций учителя и учащихся.

Понятие модели обучения отличается от наиболее близкого к ней понятия метода обучения в следующих отношениях:

1) Характеристика обучения основывается на целостной картине деятельности учащихся (напр., обучение как технологический процесс, обучение как игра, обучение как дискуссия и т.д.). Такая обобщенность, целостность характеристики позволяет проследить своеобразие сочетаний учебной деятельности с другими видами продуктивной деятельности, которые характерны для современных дидактических поисков.

Читайте также:  Что значит пословица чему ванечка не научился того иван не выучит

Источник

Современные модели организации обучения. виды обучения, их характеристика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Модель обучения – это план организации учебно-воспитательной деятельности с набором эффективных методов ее реализации и продуктивных форм построения.

В силу нестабильности и скорости развития современного общества, динамичности его социально-экономических процессов, требуется переориентация образовательной деятельности. Это приводит к уходу от традиционных методов обучения и использованию новых моделей организации образовательной деятельности.

Сущность и характеристика современных моделей обучения

Современные модели обучения отражают особенности протекания образовательной деятельности нем разных уровнях и этапах обучения, с учетом условий текущего социального развития и его динамики.

Сущность современных моделей обучения можно обозначить следующими параметрами:

  1. Решение противоречий, возникающих между новыми информационными ресурсами и знаниями, которые уже усвоены учащимися. образовательные программы должны быть гибкими. Важно, сохранять преемственность на всех этапах обучения.
  2. Наличие большого количества вариантов выполнения поставленной образовательной задачи. Учащиеся не должны иметь единого алгоритма, шаблона решения конкретной задачи. Должно существовать несколько вариантов ее решения, выбор оптимального является прерогативой учащегося.
  3. Создание новых условий практического применения, усвоенных теоретических знаний. Знания необходимо уметь применять в разных социальных условиях и обстоятельствах, адаптируясь к быстро меняющейся социальной среде.
  4. Отсутствие необходимости давать теоретическое обоснование своим образовательным достижениям.

В современной системе образования существует большое количество моделей организации обучения. Это говорит о том, что процесс обучения характеризуется вариативностью и индивидуальной направленностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Модели обучения непрерывно развиваются и совершенствуются. Старые модели заменяются новыми. Те модели, которые буквально недавно рассматривались, как инновационные, уходят на второй план и занимают место традиционных моделей обучения (например, модель проблемного обучения).

Основными характеристиками современных моделей обучения являются следующие:

  1. Направленность образовательной деятельности на развитие самостоятельности и инициативности учащегося. Это касается всех этапов обучения.
  2. Воспитание коммуникативных навыков учащегося. Умение взаимодействовать в социальном пространстве, устанавливать положительные коммуникативные связи и отношения – основа достижения успеха в различных видах и аспектах деятельности.
  3. Развитие и совершенствование навыков самостоятельного принятия решения, совершения выбора.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Развитие навыков самообучения и мотивации к нему в течение всей жизнедеятельности.

Культурологическая модель организации обучения

Данная модель обучения основывается на ориентации образовательной деятельности на удовлетворение современных культурных требований. Это означает, что требования рынка, экономики к современной системе образования теряют свою актуальность. При этом, нельзя сказать, что они совсем не выполняются. Просто они уходят на второй план.

Целевым назначением использование данной модели обучения является привитие учащимся духовной культуры, усвоение ими духовных ценностей и ориентиров жизнедеятельности. Это необходимо для полноценного всестороннего развития личности учащегося.

В данной модели обучения осуществляется применение форм и методов организации образовательной деятельности, ориентированных на придание обучению гуманистической направленности и гуманитарных характеристик.

Основными характеристиками культурологической модели обучения являются:

  1. Принятие учащегося в качестве субъекта образовательного процесса, способного к культурному и нравственному развитию.
  2. Педагог выполняет роль направляющего в обучении. Он-связующее звено, расположенное между ребенком и культурой. Он оказывает помощь и поддержку в культурном развитии учащегося, помогает познать нравственные ориентиры социальной жизнедеятельности и принять их в качестве единственно верных направлений деятельности, способствует самоопределению учащегося в мире культурных и нравственных ценностей.
  3. Учебное учреждение является целостной культурной образовательной средой.
  4. Процесс обучения является культурным процессом, в ходе которого происходит личностное развитие учащегося, раскрытие его потенциальных возможностей, их превращение в способности и осуществляется формирование личностного опыта в ходе сотруднической деятельности педагога и учащегося.

Модель предоставления разнообразных образовательных услуг

Данная модель ориентирована на выполнение социального заказа, т.е. требований социальной среды, предъявляемых к системе образования на данном этапе общественного развития.

Данная модель обучения основывается на вариативности образовательных программ и образовательных учреждений. Такое обучение носит негосударственный характер и реализуется в частном секторе. Здесь, учреждения конкурируют между собой, ориентируясь на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов заказчиков, предлагая программы обучения для учащихся разных социальных категорий и материального обеспечения.

Целевое назначение данной модели обучения сводится к адаптации учащегося к современному социальному пространству. При этом не учитывается необходимость развития ценностных компонентов личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Модель дистанционного обучения

Дистанционное обучение – это построение образовательного пространства, основанного на принципе удаленного расположения педагога и учащихся друг от друга и их связи через современную систему информационных телекоммуникативных средств.

Основными характеристиками данной модели обучения являются:

  1. Возможность получения образования при нахождении в любой точке мира;
  2. Отсутствие личного контактирования между педагогом и учащимися;
  3. Индивидуальная направленность обучения;
  4. Самостоятельный выбор форм организации занятий (онлайн-лекции, вебинары, просмотр обучающего видео материала и т.д.) и видов деятельности;
  5. Проектирование содержания своей образовательной программы учащимся;
  6. Применение инновационных форм передачи образовательной информации (мультимедийные технологии, программные продукты);
  7. Ориентация на развитие самостоятельной познавательной деятельности;
  8. Блочная структура обучения: информация предоставляется блоками, а учащийся отслеживает свое продвижение от одного образовательного блока к другому.

Источник

Понятие «модель обучения». Характеристика моделей организации обучения

Модель обучения – это обобщенный мыслительный образ процесса обучения, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества.

Модель компьютерного обучения. Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие функции компьютера в обучении:

· технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

· дидактические (компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; как средство, выполняющее функции оперативногю обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).

Модель дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Модель концентрированного обучения. Направлена на ликвидацию многопредметности учебного дня, калейдоскопичность ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадцати предметов в течение учебной недели) изучается от одного до трех предметов. Идея концентрированного обучения не нова, ее впервые высказал Я.А.Коменский, потом эту идею поддерживали многие ученые (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский) и реализовали на практике как отдельные педагоги (Г. Тоблер, Б.Ф. Райский, М.П. Щетинин), так и целые системы образования ряда стран (США, Швеция, Германия и др.). В 80-е годы XX века педагоги вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии (интегрированный учебный день, бинарное обучение, концентрированное обучение отдельным предметам, концентрированное изучение циклов учебных дисциплин).

Модель концентрированного обучения — это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного-двух предметов за счет сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определенных (достаточно длительных — до нескольких недель) повторяющихся отрезках времени.

В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько разновидностей таких технологий (Г.Г.Ибрагимов).

1. Модель концентрированного изучения одного предмета. Продолжительность погружения определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на его изучение часов. В этом случае общее годовое количество часов делится примерно поровну на четыре части. Далее по 4-6 уроков в день изучается только этот предмет в течение времени, отводимого учебным планом на изучение этой части. Получается, что в течение учебного года происходит четыре погружения в один предмет.

2. Другая разновидность модели предполагает укрупнение второй организационной единицы — учебного дня. Количество учебных предметов в течение недели не меняется и соответствует учебному плану, но их изучение концентрируется во времени: в течение учебного дня изучается два-три предмета.

3. Третья разновидность предполагает укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели: в течение нее изучается не более двух-трех дисциплин.

Модель проектного обучения. Д.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У.X.Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе.

Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представления результата.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так иприобретенные в процессе достижения поставленной цели; получить в итоге реальный результат. Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат:опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Лекция №7

Тема: Методы и приемы обучения

План лекции

1. Понятие метода обучения. Прием обучения.

2. Классификации методов обучения

3. Современные методы обучения

1. Понятие метода обучения. Прием обучения.

Слово «метод» происходит от греческого methodos , что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Широкое распространение в дидактике получило также понятие «прием обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода – объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если он только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием.

Источник

Оцените статью