- Что значит мобильный резерв рабочей силы
- Военный комиссариат разъясняет: Что такое мобилизационный людской резерв
- Что такое мобилизационный людской резерв?
- Подготовка резервистов
- Как часто резервисты привлекаются на занятия?
- Численность резервистов
- Какими документами закреплены обязанности резервиста?
- Размеры выплат резервистам
- Социальные льготы резервистов
- В каких регионах возможно заключить контракт на пребывание в резерве
- Требования к кандидатам в мобрезерв
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Порядок формирования кадрового резерва в организации
- Что такое кадровый резерв
- Цели работы по созданию кадрового резерва
- Этапы формирования резерва и работа с ним
- Отбор специалистов для резерва и их подготовка
- Правила создания резерва в конкретной организации
- Итоги
Что значит мобильный резерв рабочей силы
1.безработица это ситуация , при которой трудоспособное население , желающее трудиться , не может найти работу
2.виды безработицы:
Фрикционная
Структурная
Показать полностью.
Сезонная
Циклическая
Институциональная
3. Причины:
Изменение потребительского спроса , поиск или ожидание получения рабочего места , спад производства
4. Плюсы:
Увеличение свободного времени , увеличение социальной значимости , социальная ценность рабочего места ,
Минусы:
Социальная напряжённость , рост физических заболеваний , снижение трудовой активности
1.безработица это ситуация , при которой население не может найти работу
2.виды безработицы:
Фрикционная
Структурная
Показать полностью.
Сезонная
Циклическая
Институциональная
3. Причины:
Изменение потребительского спроса , поиск или ожидание получения рабочего места , спад производства
4. Плюсы:
Увеличение свободного времени , социальная ценность рабочего места ,
Минусы:
Социальная напряжённость , снижение трудовой активности
Источник
Военный комиссариат разъясняет: Что такое мобилизационный людской резерв
На основании федеральных законов от 31 марта 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» и от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» Указом Президента Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 370 создан мобилизационный людской резерв. Пребывание граждан в мобилизационном людском резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе военных сборов, с денежными выплатами и социальными льготами.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
Что такое мобилизационный людской резерв, кто такие резервисты, размеры выплат, какие требования предъявляются к кандидатам и как заключить контракт? Попробуем разобраться!
Что такое мобилизационный людской резерв?
Мобилизационный людской резерв — это часть граждан, пребывающих в запасе, которые содержится в наиболее мобготовом состоянии. То есть это гражданские люди, добровольно заключившие договор с МО РФ. По его условиям они в мирное время участвуют в занятиях и сборах, а при мобилизации самостоятельно прибывают в свою воинскую часть.
Особенность условий контракта является возможность совмещать основную гражданскую работу с военными занятиями и сборами. В периоды таких мероприятий государство компенсирует предприятию, где работает резервист, размер его среднего заработка.
Главная задача создания мобрезерва – это возможность оперативного доукомплектования ВС РФ мотивированными и подготовленными специалистами. Сейчас приоритет отдается комплектованию резервистами целых подразделений, что позволяет при объявлении мобилизации получить слаженные и боеготовые в/части уже к исходу первых суток.
Нормативные правовые акты
Подготовка резервистов
Мобрезервисты проходят подготовку на сборах и отдельных ежемесячных занятиях в в/частях, в которые они предназначаются.
В ходе подготовки совершенствуются военные навыки при практическом исполнении обязанностей на штатном вооружении и в составе целых подразделений. Офицеры, кроме того, приобретают навыки в руководстве подчиненными в ходе выполнения учебно-боевых задач.
Как часто резервисты привлекаются на занятия?
Сборы проводятся 1 раз в год, а занятия ежемесячно. Продолжительность сборов с резервистами составляет 10-30 дней, а тренировочных занятий – до 3 суток.
Численность резервистов
Численность резервистов в 2019 году составляла менее 1 тыс. человек. Численность резервистов и перечень в/частей, которые комплектуются резервистами, ежегодно уточняется на основании соответствующих решений высшего руководства ВС РФ.
Какими документами закреплены обязанности резервиста?
Обязанности, права, ответственность резервистов, а также условия пребывания их в резерве регламентированы контрактом.
Размеры выплат резервистам
Резервистам положены следующие выплаты:
- ежемесячный оклад (12 % от ОВЗ и ОВД для действующих военных);
- соответствующие районные коэффициенты;
- % надбавка за непрерывное нахождение в мобрезерве;
- разовая выплата при заключении нового контракта.
В среднем, в зависимости от региона (субъекта РФ), ежемесячная выплата составит:
- для офицерского состава – от 4 000 до 9 000 рублей;
- для солдатской и сержантской категории – от 2 000 до 6 000 рублей.
Дополнительно к этому в период нахождения на занятиях и сборах резервистам выплачивается довольствие по их воинской должности.
Расчеты денежных выплат показаны для регионов где практически апробированы резервисты
При вызове на сборы и занятия, кроме всего прочего предусмотрена компенсация:
- расходов предприятия, где работает Моб Резервист, на оплату заработка. Для неработающих – минимальный размер оплаты труда;
- оплаты проезда и командировочных от дома к военкомату и обратно;
- найм жилья (во время проведения сборов и если это необходимо).
Социальные льготы резервистов
Для мобрезервистов предусматривается бесплатная возможность пройти переподготовку (доподготовку) или повысить квалификацию в военных вузах по гражданским специальностям (профессиям).
В каких регионах возможно заключить контракт на пребывание в резерве
В настоящее время в мобрезерв возможно поступить в городах, где размещаются штаба военных округов:
- г. Санкт-Петербург;
- г. Ростов-на-Дону;
- г. Хабаровск;
- г. Екатеринбург.
Но стоит учитывать, что в этих городах резервисты предназначаются в штаб военного округа в воинском звании не менее майора, с опытом службы в органах военного управления и проживающие непосредственно в городе или ближайшем пригороде.
Кроме этого резервистами комплектуются воинские части, дислоцирующие в следующих субъектах РФ:
В/части в этих регионах комплектуются резервистами как офицерами, так и солдатами и сержантами.
Для того, чтобы узнать наличие вакантных должностей, необходимо обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства.
Требования к кандидатам в мобрезерв
Пунктом 2 ст. 57.4 закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что кандидат в мобрезерв, отбирается по тем же требованиям, что и на контракт.
По здоровью это только годные к службе или годные с незначительными ограничениями.
По профотбору это 1-3 категория профпригодности (ознакомится с тестами на нашем сайте).
Кандидат должен также соответствовать требованиям по уровню образования и физической подготовки.
Указанные требования доводятся до военкоматов в виде указаний.
Для уточнения возможности заключить контракт на пребывание в мобрезерве, кандидату необходимо обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства.
При возможности заключения контракта возможно два варианта дальнейших действий. Первый и основной идти в военкомат, второй отправляться в в/часть.
Ответы на часто задаваемые вопросы
1. Как узнать возможно ли поступление в мобрезерв?
Статьей 57.4 закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что 1-й контракт можно заключить только с кандидатом:
- не имеющим двойного гражданства;
- пребывающим в запасе;
- ранее проходившим военную службу;
- имеющим воинское звание;
Однако с учетом того, что информация о возможности зачисления в резерв доводится только до тех военкоматов, на которые возложено задание на отбор кандидатов, гражданину необходимо обратится в военкомат по месту проживания.
2. Числюсь ли я резервистом, если я состою в мобилизационном людском ресурсе (в запасе ВС РФ, ФСБ, ФСО) и готов встать на защиту Родины?
Нет. В резерве состоят исключительно граждане, заключившие контракт. Остальные являются гражданами, пребывающим в запасе. Такие граждане состоят в мобилизационном людском ресурсе ВС РФ.
3. Как размещаются резервисты во время в/сборов, имеется ли возможность увольнения из расположения в/части?
Приказом МО РФ 2007 года № 185 резервисты в период проведения занятий и сборов размещаются в пунктах дислокации в/частей или полевых лагерях. Увольнение их из расположения в/части организуется командирами в установленном порядке (по требованиям Устава внутренней службы ВС РФ.
4. Какое дополнительное материальное стимулирование предусмотрено для мобрезервистов?
Законом № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” определено, что при заключении резервистами нового контракта им осуществляются разовая денежная выплата в размере 1 мес. оклада (при 3-х летнем контракте) и 1,5 мес. оклада (при 5-и летнем контракте), а также ежемесячные % надбавки за срок пребывания в мобрезерве.
5. Предусмотрена военная ипотека для мобрезервистов?
Действующим законодательством получение военной ипотеки резервистами не предусматривается.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Порядок формирования кадрового резерва в организации
Что такое кадровый резерв
Кадровый резерв — это перечень лиц, которые в силу своего образования, деловых качеств, опыта и перспектив развития способны к выполнению функций по должности более высокого уровня, чем та, с которой они включены в кадровый резерв. То есть в резерв попадают лица, имеющие все основания для успешного профессионального продвижения. Это продвижение, как правило, предполагает занятие руководящих должностей и требует соответствия кандидата определенным характеристикам.
Значимость кадрового резерва определена на федеральном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, такой документ, как распоряжение Правительства РФ «Об утверждении федеральной программы “Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2018 годы)”» от 22.04.2010 № 636-р, в котором о необходимости подготовки высокопрофессиональных управленцев для всех сфер жизни государства говорится в связи с происходящими фундаментальными социально-экономическими переменами в стране. В развитие этого документа появился ряд законопроектов, определяющих процесс создания кадровых резервов в госструктурах, были изданы или доработаны приказы аналогичного содержания по большинству министерств (МВД, Минсельхоз, Минтранс, Роскомнадзор, ФМС, Росстандарт, Минэкономразвития, Минюст, Росстрой и др.).
Безусловно, велико значение кадрового резерва и для конкретных организаций, предполагающих работать в течение длительного времени, имеющих перспективы развития, заботящихся о снижении рисков, связанных с заменой кадров, особенно на ключевых должностях.
Кадровый резерв может быть как внутренним (за счет собственных сотрудников), так и внешним (при котором кандидаты привлекаются со стороны). Отбор внешних кандидатов осуществляется, например, из числа:
- работников, оформленных по договору ГПХ;
- студентов, проходящих стажировку;
- кандидатов, рассматриваемых на вакантные должности.
Включаемые в резерв кандидатуры могут уже полностью отвечать требованиям, предъявляемым к должности, на которую их ставят в резерв. Однако также попадают в него и те, кто имеет высокий потенциал для профессионального продвижения, но не обладает достаточным опытом или необходимой подготовкой. Как правило, для каждой из должностей отбирают не меньше 2 кандидатов.
Список кандидатур, включенных в резерв, на усмотрение руководителя организации может быть либо открытым для ознакомления, либо доступным для ограниченного числа лиц. Ограничение доступа, как правило, снижает вероятность конфликтов в коллективе между занимающим должность сотрудником и его вероятным преемником. С другой стороны, информирование сотрудника о включении его в резерв служит для него одним из мотивов для более успешной трудовой деятельности.
Порядок формирования кадрового резерва госслужбы описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и получите алгоритм формирования кадрового резерва, а также образцы необходимых для этого документов.
Цели работы по созданию кадрового резерва
Создание кадрового резерва преследует несколько целей:
- обеспечение преемственности управления с минимальными потерями времени и средств в процессе смены кадров, с сокращением срока адаптации специалиста к новой должности;
- создание системы обновления руководящих кадров, позволяющей обеспечивать эффективный уровень руководства, соответствующий не только реальным современным требованиям, но и рассчитанный на будущие прогрессивные перемены в деятельности;
- перевод процесса замены руководителей и специалистов на плановую основу;
- выявление перспективных сотрудников среди лиц, уже проявивших себя, знакомых со спецификой деятельности организации и адресное вложение средств в их направленную подготовку;
- проведение постоянного мониторинга профессиональных качеств сотрудников, позволяющего не только оптимизировать расстановку сил в существующем коллективе, но и без проблем формировать руководящий персонал для новых подразделений;
О том, с помощью каких средств можно осуществлять такой мониторинг, читайте в статье «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».
- обозначение реальных возможностей профессионального роста для сотрудников и, как следствие, повышение их заинтересованности в работе;
- уменьшение числа ошибок, допускаемых при оценке деловых качеств вновь принимаемых на работу сотрудников.
Формирование кадрового резерва и работа с ним — процесс достаточно непростой, требующий привлечения к нему не только руководителя организации и кадровой службы, но и иных специалистов (например, руководителей направлений, юриста, психолога, представителя профсоюза). Поэтому большинство вопросов, относящихся к кадровому резерву, решается коллегиально. То есть для этой цели создается постояннодействующий орган (комиссия, комитет), вырабатывающий решения по конкретным моментам, связанным с кадровым резервом.
Как правило, в организации, образующей кадровый резерв, разрабатывается и утверждается документ, регламентирующий процедуру создания резерва и работы с ним: положение о кадровом резерве. Его содержание может быть, например, таким:
- Цели и задачи кадрового резерва.
- Общие принципы создания резерва.
- Перечень должностей, в отношении которых образуется резерв.
- Порядок формирования и обновления резерва.
- Критерии отбора кандидатов для резерва.
- Программы подготовки кадров, внесенных в резерв.
- Критерии и порядок исключения из резерва.
- Процедура анализа эффективности работы с резервом.
Положение о кадровом резерве может содержать приложения, подробно раскрывающие отдельные вопросы или содержащие образцы тех документов, которые оформляются в процессе работы с резервом.
Этапы формирования резерва и работа с ним
Образованный кадровый резерв требует периодического (не реже чем 1 раз в год) пересмотра перечня попавших в него лиц и обновления относящихся к этим лицам сведений. При этом и начальное формирование резерва, и дальнейшая работа с ним предполагают осуществление следующих действий:
- Анализ ситуации, предваряющий саму работу по созданию или корректировке резерва. Для этого:
- оценивается потребность организации и конкретных ее подразделений в новых управленцах или специалистах как на ближайшую (1–3 года), так и на долгосрочную перспективу;
- составляется конкретный перечень должностей нового (или обновленного) резерва;
- определяется наличие уже подготовленных для замены специалистов;
- корректируется действовавший ранее перечень за счет исключения из него как уже использованных для замены кадров лиц, так и по каким-либо причинам переставших соответствовать критериям включения в резерв;
- анализируется эффект от существования ранее созданного резерва.
- Подбор конкретных кандидатур для включения в состав вновь формируемого резерва, что делается на основе:
- анализа анкетных данных, результатов аттестации, характеристик, отзывов руководителя о работе конкретного лица;
Функции сбора таких данных могут быть поручены специалисту отдела кадров с включением их в текст должностной инструкции этого специалиста. Образец такой инструкции смотрите в материале «Должностная инструкция специалиста по кадрам — 2021».
- собеседования с работником;
- проведения тестирования;
- наблюдений за поведением работника и взаимоотношениями его с другими сотрудниками;
- оценки показателей, характеризующих текущую трудовую деятельность намеченного к отбору в резерв лица, и результатов выполнения им конкретных заданий;
- проведения аттестации работника;
- рассмотрения соответствия выявленных качеств тем требованиям, которые предъявляются к замещаемой должности;
- сравнений результатов, полученных по нескольким кандидатурам.
- Формирование списка нового резерва с перечнем конкретных кандидатур на соответствующие должности. Этот список отличают такие особенности:
- один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа: на ближайшую, реально обозримую и на отдаленную перспективу с вариантами, соответственно, должностей, на которые он рассматривается;
- в него заносится максимум сведений о каждом человеке, попавшем в резерв, в т. ч. анкетные данные, результаты аттестации и наблюдений за кандидатом, оценка его потенциала, дата внесения в резерв;
- включение в него рекомендаций по программам перспективной подготовки каждого из специалистов и отметок об их прохождении.
Сформированный (обновленный) список кадрового резерва утверждается руководителем организации и вышестоящей инстанцией (при наличии таковой).
Дальнейшая работа с кадровым резервом заключается:
- в периодическом пересмотре реестра;
- в пополнении его новыми данными о кандидатах;
- в исключении из перечня лиц, выбывших из организации или переставших удовлетворять необходимым требованиям к кандидату на замещение должности;
- в корректировке программ подготовки специалистов;
- в анализе эффективности использования реестра, прогнозировании изменений в нем и проработке вариантов неожиданных для существующего положения ситуаций с кадрами.
Отбор специалистов для резерва и их подготовка
В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:
- самостоятельно предложившие свою кандидатуру;
- выдвинутые непосредственным руководителем;
- выявленные по результатам проведения процедур оценки (например, аттестации).
Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:
- наличие определенного образования, стажа и квалификации;
Требования к этим критериям для определенной профессии содержат такие документы, как профстандарты. Подробнее о них — в статье «Закон о профстандартах в 2021 году — последние изменения».
- соответствие определенному возрастному интервалу;
- хорошее состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе;
- наличие опыта работы в организации, включающей кандидата в резерв;
- демонстрация профессионализма, ответственности, целеустремленности, устойчивых трудовых достижений в отношении выполняемых обязанностей;
- умение прогнозировать ситуации, планировать работу, в т. ч. делать ее в сжатые сроки;
- наличие интереса к выполняемой работе, творческий подход к ней, готовность к самостоятельности и риску;
- активная жизненная позиция, стремление к совершенствованию и развитию, применение полученных при обучении знаний на практике;
- умение работать в коллективе, наличие опыта руководящей работы, организаторских способностей, авторитета среди коллег;
- умение аргументировать свою точку зрения и вести переговоры;
- задатки лидера, коммуникабельность, гибкость в общении;
- наличие желания расти в профессиональном плане и согласие на включение в резерв по определенной должности;
- наличие необходимости в дополнительном обучении, наставничестве, тренингах, приобретении определенного опыта и навыков.
Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.
Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.
Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.
В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. е. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.
Правила создания резерва в конкретной организации
Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:
- сформировать орган, который будет заниматься вопросами кадрового резерва;
- разработать внутренний документ, посвященный процедурам создания и обновления резерва, детально проработав все ключевые моменты, относящиеся к этим процедурам;
- создать действующие механизмы реализации правил работы с кадровым резервом.
При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.
Итоги
Создание кадрового резерва в организации преследует цель обновления состава руководителей и специалистов за счет собственных (реже — привлеченных) сотрудников. Включение в этот резерв требует наличия у кандидата на должность определенных качеств и предполагает возможность его специальной подготовки к этой должности путем дополнительного обучения и тренингов. Перечень замещаемых должностей, требования к кандидатам и процедуру работы с резервом организация разрабатывает самостоятельно.
Источник