Что значит многоцелевой истребитель

Многоцелевой истребитель

Истреби́тель-бомбардиро́вщик — фронтовой (тактический) истребитель, способный наносить удары по наземным и надводным целям противника.

Сочетает качества истребителя и фронтового бомбардировщика, как правило способен применять мощное вооружение класса «воздух-земля». Основным отличием от штурмовика является способность вести манёвренный наступательный воздушный бой. Как правило, удары по наземным целям наносятся бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей. Истребители-бомбардировщики способны действовать без прикрытия, так как имеют и манёвренные характеристики, и вооружение, достаточное для противодействия истребителям противника и уклонения от огня вражеских средств ПВО. С другой стороны, бомбардировщики и штурмовики великолепно выполняют задачи по нанесению по наземному (морскому) противнику массированных авиаударов (в том числе по стационарным объектам и крупным боевым судам), но для свободной охоты за мобильным противником, таким как, например, одиночные танки или грузовые машины, те же бомбардировщики и штурмовики нередко просто неудобны. Напротив, истребитель-бомбардировщик, способный действовать без прикрытия, оптимален для выполнения такой задачи. Однако ещё одним недостатком истребителя-бомбардировщика в сравнении с обычным бомбардировщиком является более ограниченный боезапас для нанесения ударов по наземным целям.

Содержание

Поршневые истребители-бомбардировщики

Первые истребители-бомбардировщики стали строиться ещё в эпоху поршневой винтомоторной авиации. Самые известные поршневые истребители-бомбардировщики:

По замыслу создателей, поршневые истребители-бомбардировщики предназначались для использования в качестве универсальных самолётов, — для уничтожения воздушного и наземного противника. Однако на практике не всегда все было так гладко. И германские Bf.110 и Me.210, и британский Bristol Blenheim достаточно хорошо уничтожали вражеские бомбардировщики и транспортные самолёты и мобильного наземного противника (танки, автомашины, торпедные катера и прочие мелкие суда и т. д.), но явно проигрывали одномоторным истребителям.

Читайте также:  Что значит полифункциональность развивающей среды

Также они проигрывали бомбардировщикам и штурмовикам в способности разрушать хорошо укреплённые наземные цели (мосты, фабрики, крупные боевые корабли), но хорошо дополняли бомбардировочные соединения в качестве эскортных истребителей, а также в качестве самолётов подавления ПВО.

Реактивные истребители-бомбардировщики

Первыми сверхзвуковыми самолётами, способными одинаково эффективно вести воздушный бой и атаковать наземные цели, были истребители 3-го поколения: советский МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-27, Су-17М, американский F-4, французский «Мираж» F-1. Однако задачи истребителей-бомбардировщиков в ходе боевых действий определяются доктриной их применения в конкретных военно-воздушных силах. К примеру, во время войны во Вьетнаме американские истребители-бомбардировщики F-105 привлекались исключительно к ударам по наземным объектам, хотя в происходивших столкновениях с истребителями противника в ряде случаев одерживали победы.

То есть, в отличие от поршневых истребителей-бомбардировщиков, реактивные истребители-бомбардировщики нередко обладают характеристиками, достаточными для применения в качестве универсального боевого самолёта — действующего как против воздушного противника, так и против наземного (надводного) противника. В частности, истребитель-бомбардировщик подходит для свободной охоты как за воздушным (самолёты, вертолёты), так и за наземным (надводным) (особенно мобильным) противником, а также для нанесения точечных ударов по наземным объектам, в случаях когда применение бомбардировщиков нецелесообразно.

Отличия от многоцелевого истребителя

В настоящее время рядом учёных признан новый класс, называемый «многоцелевые истребители». Их отличие от истребителя-бомбардировщика было всегда очень спорным, поэтому обычно и тот и другой классифицируют одинаково. Однако между ними есть условное отличие:

  • Истребитель-бомбардировщик является лучшей альтернативой фронтового бомбардировщика, который при необходимости может воспользоваться своим второстепенным качеством — вести воздушный бой.
  • Многоцелевой истребитель — это универсальный истребитель, предназначенный в первую очередь для «завоевания превосходства в воздухе», а при необходимости может наносить удары по наземным и надводным целям.

Часто термин «многоцелевые истребители» относят к самолётам пятого поколения, что нередко вызывает путаницу при классификации того или иного самолёта.

Источник

Многоцелевой боевой самолет — Multirole combat aircraft

Многоцелевой боевой самолет ( MRCA ) является боевым самолетом предназначен для выполнения различных ролей в бое. Эти роли могут включать в себя бой воздух-воздух , бомбардировки с воздуха , разведку , радиоэлектронную борьбу и подавление средств ПВО .

СОДЕРЖАНИЕ

Определение

Термин «многоцелевой» был первоначально зарезервирован для самолетов, спроектированных с целью использования общего планера для множества задач, где один и тот же базовый планер приспособлен для ряда различных ролей. Основная мотивация разработки многоцелевого самолета — снижение затрат на использование обычного планера.

Многоцелевой также был применен к одному самолету с двумя основными ролями: основной боевой ролью воздух-воздух и второстепенной ролью, такой как атака воздух-поверхность . Тем не менее, те, которые разработаны с упором на воздушный бой, обычно рассматриваются как истребители превосходства в воздухе и обычно используются исключительно в этой роли, хотя теоретически они способны наносить удары по земле. Хороший пример — F-14 Tomcat против F / A-18 Hornet; Первоначально F-14 предназначался для обеспечения превосходства в воздухе, защиты флота и перехвата, а некоторые варианты позже получили возможность вторичной наземной атаки, в то время как F / A-18 с самого начала проектировался для ударов воздух-поверхность с относительно ограниченной мощностью. защищаться от других самолетов. В другом случае Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale классифицируются как многоцелевые истребители; однако Typhoon часто считают истребителем превосходства в воздухе из-за его более высокого боевого мастерства, в то время как его встроенная ударная способность имеет меньшую бомбовую нагрузку по сравнению с современниками, такими как Rafale, который жертвует способностью воздух-воздух ради большей полезной нагрузки.

Свинг-роль

Некоторые самолеты, такие как Saab JAS 39 Gripen , называются поворотными , чтобы подчеркнуть возможность быстрой смены ролей либо в короткие сроки, либо даже в рамках одной и той же миссии. Согласно «Военному словарю»: «возможность использовать многоцелевой самолет для нескольких целей во время одной и той же миссии».

Согласно BAE Systems, «самолет, который может выполнять роли как воздух-воздух, так и воздух-поверхность в одной и той же задаче и мгновенно переключаться между этими ролями, обеспечивает истинную гибкость. Это снижает затраты, повышает эффективность и улучшает взаимодействие с воздушными силами союзников. сил ».

«Возможности [Swing-role] также предлагают значительные преимущества с точки зрения стоимости владения для оперативных командиров».

История

Хотя термин «многоцелевой самолет» может быть относительно новым, некоторые планеры в истории доказали свою универсальность для множества ролей. В частности, Junkers Ju 88 был известен в Германии за то , что «мастер на все руки», способные выступать как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, ночной истребитель, и так далее, так же, как британский де Havilland Mosquito сделал , как быстрый бомбардировочно-ударный самолет, разведчик и ночной истребитель. Hawker Hart был также весьма «многоцелевым» в его многочисленных вариантах, проектируются в качестве легкого бомбардировщика , но служащий в качестве самолета сотрудничества армии, боец два сиденья, корректировщик флот, истребитель-бомбардировщик (на самом деле это был , вероятно, первым ) и тренер.

F-4 Phantom II объединенных сил США, построенный McDonnell-Douglas, также соответствует определению многоцелевого самолета в различных конфигурациях базовой конструкции планера. Различные конфигурации F-4 Phantom II использовались в миссиях воздух-воздух, истребителя-бомбардировщика, разведки и подавления противовоздушной обороны противника ( SEAD ), и это лишь некоторые из них.

Впервые этот термин был использован в многонациональном европейском проекте под названием Multi-Role Combat Aircraft , который был сформирован в 1968 году для производства самолета, способного выполнять тактические удары , воздушную разведку , противовоздушную оборону и морские операции. Конструкция была направлена ​​на замену множества различных типов во взаимодействующих военно-воздушных силах. В рамках проекта был создан Panavia Tornado , который использовал ту же базовую конструкцию для выполнения различных задач, вариант Tornado IDS (Interdictor / Strike), а затем Panavia Tornado ADV (вариант противовоздушной обороны). Напротив, F-15 Eagle, который был еще одним истребителем той эпохи, был разработан для превосходства в воздухе и перехвата, с лозунгом «не фунт, воздух-земля», хотя у F-15C действительно был редко используемый вторичный наземный удар. возможности. Эта программа в конечном итоге превратилась в производную от истребителя F-15E Strike Eagle, которая сохранила летальность в боевых действиях воздух-воздух более ранних F-15.

Новейший истребитель, который подходит под определение «многоцелевой», — Lockheed Martin F-35 Lightning II / Joint Strike Fighter , разработанный для выполнения скрытых задач наземного / морского удара, истребителя, разведки и радиоэлектронной борьбы. Как и современный F-4, три варианта этого самолета выполняют различные задачи по нанесению ударов и противовоздушной обороны в соответствии с его требованиями к совместному обслуживанию: стандартный вариант предназначен для замены F-16 и A-10 в ВВС США и других западных авиалиниях. военно-воздушных сил, версия STOVL, предназначенная для замены Harrier в Корпусе морской пехоты США, британских Королевских ВВС и Королевском флоте, и вариант авианосца, предназначенный для замены более старых F / A-18C / D для ВМС США и других F / Операторы А-18. Конструктивную цель F-35 можно сравнить с его более крупным и более ориентированным на превосходство в воздухе кузеном, F-22 Raptor .

Самолет

Ниже приведен список некоторых текущих примеров.

Источник

Многоцелевой боевой самолет

Многоцелевой боевой самолет ( MRCA ) является боевым самолетом предназначен для выполнения различных ролей в бое. [1] многоцелевой истребитель является многоцелевым боевым самолетом , который, в то же самое время, также истребители ; иными словами, самолет, различные функции которого включают, среди прочего, роль воздушного боя.

Содержание

Определение [ править ]

Термин «многоцелевой» был первоначально зарезервирован для самолетов, спроектированных с целью использования общего планера для решения множества задач, когда один и тот же базовый планер приспособлен для ряда различных ролей. Основная мотивация создания многоцелевого самолета — снижение затрат на использование обычного планера.

Многоцелевой также был применен к одному самолету с двумя основными ролями: основной боевой ролью воздух-воздух и второстепенной ролью, такой как атака воздух-поверхность . Тем не менее, те, которые разработаны с упором на воздушный бой, обычно рассматриваются как истребители превосходства в воздухе и обычно используются исключительно в этой роли, хотя теоретически они способны наносить удары по земле. Хороший пример — F-14 Tomcat против F / A-18 Hornet; Первоначально F-14 был задуман для обеспечения превосходства в воздухе и защиты флота от перехвата, а некоторые варианты позже получили возможность вторичной наземной атаки, в то время как F / A-18 с самого начала проектировался для ударов воздух-поверхность с ограниченной способностью защищаться. с других самолетов. В другом случаеEurofighter Typhoon и Dassault Rafale классифицируются как многоцелевые истребители; однако Typhoon часто считают истребителем превосходства в воздухе из-за его более высокой боевой мощи, в то время как его встроенная ударная способность имеет меньшую бомбовую нагрузку по сравнению с современными, например, Rafale, который жертвует способностью воздух-воздух ради большей полезной нагрузки.

Свинг-роль [ править ]

Некоторые самолеты, как Saab JAS 39 Gripen , [2] называются свинг-роль , чтобы подчеркнуть способность быстрой смены ролей, либо на короткий срок, или даже в пределах одной и той же миссии. Согласно «Военному словарю»: «возможность использовать многоцелевой самолет для нескольких целей во время одной и той же миссии». [3]

Согласно BAE Systems, «самолет, который может выполнять роли как воздух-воздух, так и воздух-поверхность в одной и той же миссии и мгновенно переключаться между этими ролями, предлагает истинную гибкость. Это снижает затраты, повышает эффективность и улучшает взаимодействие с воздушными силами союзников. сил ». [4]

«Возможности [Swing-role] также дают операционным командирам значительные преимущества с точки зрения стоимости владения». [5]

История [ править ]

Хотя термин «многоцелевой самолет» может быть относительно новым, некоторые планеры в истории доказали свою универсальность для множества ролей. В частности, Junkers Ju 88 был известен в Германии за то , что «мастер на все руки», способные выступать как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, ночной истребитель, и так далее, так же, как британский де Havilland Mosquito сделал , как быстрый бомбардировочно-ударный самолет, разведчик и ночной истребитель. Hawker Hart был также весьма «многоцелевым» в его многочисленных вариантах, проектируются в качестве легкого бомбардировщика , но служащий в качестве самолета сотрудничества армии, боец два сиденья, корректировщик флот, истребитель-бомбардировщик (на самом деле это был , вероятно, первым ) [ необходима ссылка ] и тренер.

F-4 Phantom II объединенных сил США, построенный McDonnell-Douglas, также подходит под определение многоцелевого самолета в различных конфигурациях базовой конструкции планера. Различные конфигурации F-4 Phantom II использовались в миссиях воздух-воздух, истребителя-бомбардировщика, разведки и подавления противовоздушной обороны противника ( SEAD ) и многих других .

Впервые этот термин был использован в многонациональном европейском проекте под названием Multi-Role Combat Aircraft , который был сформирован в 1968 году для производства самолета, способного выполнять тактические удары , воздушную разведку , противовоздушную оборону и морские операции. [ необходима цитата ] Дизайн был направлен на замену множества различных типов в сотрудничающих военно-воздушных силах. В рамках проекта был создан Panavia Tornado , который использовал ту же базовую конструкцию для выполнения различных ролей, вариант Tornado IDS (Interdictor / Strike), а затем Panavia Tornado ADV.(Вариант ПВО). Напротив, F-15 Eagle, который был еще одним истребителем той эпохи, был разработан для превосходства в воздухе и перехвата, с лозунгом «не фунт, воздух-земля», хотя у F-15C действительно был редко используемый вторичный наземный удар. возможности. Эта программа в конечном итоге превратилась в производную от истребителя F-15E Strike Eagle, которая сохранила летальность в боевых действиях воздух-воздух более ранних F-15.

Новейший истребитель, который подходит под определение «многоцелевой», — Lockheed Martin F-35 Lightning II / Joint Strike Fighter , разработанный для выполнения задач наземного / морского удара, истребителя, разведки и радиоэлектронной борьбы. Как и современный F-4, три варианта этого самолета выполняют различные функции ударной и противовоздушной обороны среди требований к совместной эксплуатации: стандартный вариант предназначен для замены F-16 и A-10 в ВВС США и других западных авиалиниях. ВВС, версия STOVL, предназначенная для замены Harrierв Корпусе морской пехоты США, службе Королевских ВВС Великобритании и ВМС Великобритании, а также вариант авианосца, предназначенный для замены более старых F / A-18C / D для ВМС США и других операторов F / A-18. Конструктивную цель F-35 можно сравнить с его более крупным и более ориентированным на превосходство в воздухе кузеном, F-22 Raptor .

Источник

Оцените статью