Что значит минюста россии

Что значит минюста россии

I. Общие положения

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:

1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);

территориального устройства Российской Федерации;

организации местного самоуправления;

разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402.

Источник

Общая информация

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность

Правовые основы деятельности

Информационные и аналитические материалы

Открытое министерство

Историческая справка

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Фильмы о Минюсте

Технологии справедливости

Источник

Министерство юстиции — это. Понятие, структура, функции и полномочия

Область права — это одна из самых известных тем. Очень часто у нас любят обсуждать различные ограничения, проблемы и конфликты. А вот институтам, что следят за выражением прав, как правило, внимание уделяется не очень существенное. Одним из таких является министерство юстиции. Это один из самых важных институтов, что нужен для создания правового государства. Что он собой представляет? Какие функции возложены на него? Какие структуры включены в Министерство юстиции Российской Федерации? Давайте разбираться.

Общая информация

Какие задачи оно выполняет?

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности правительства и президента РФ.
  2. Организационно-правовая поддержка судебной реформы.
  3. Регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц и правовой принадлежности недвижимости (а также сделок с нею).
  4. Регулирование правового обслуживания.
  5. Контроль над соблюдением законодательства.
  6. Осуществление юридических экспертиз принимаемых правовых актов органами субъектов РФ.
  7. Обеспечение информатизации.

Вот так, в общем, и выглядят функции министерства юстиции. Прежде, чем рассматривать их более внимательно, давайте сосредоточимся на структуре этого органа власти.

Что оно собой представляет?

Структура министерства юстиции состоит из управлений (департаментов) и отделов. Каждая единица занимается работой по одному из направлений. Как самостоятельное структурное подразделение здесь функционирует центральный орган уголовно-исполнительной власти. Начальники всех единиц назначаются лично руководителем Минюста. Кроме этого, в органы министерства юстиции входит ряд научно-исследовательских подразделений вроде Российской правовой академии.

В субъектах РФ

У читателя может сложиться впечатление, что Министерство юстиции Российской Федерации существует только в Москве. Но это не так. Есть министерства республик, отделы юстиции областей, краев и прочих субъектов РФ, что возглавляются определёнными начальниками и министрами. В случае, если рассматриваются вопросы, что затрагивают всю Российскую Федерацию – они рассматриваются центром. Но лицензионную работу, функционирование нотариата, нормотворческая деятельность в субъектах РФ – это всё совершается на местах.

Чем же занимается управление министерства юстиции?

  1. Участвует в правовом обеспечении осуществляемой нормотворческой деятельности. В данном случае подразумевается координация федеральных органов, что относятся к исполнительной власти, во время подготовки законопроектов, что вносятся на рассмотрение соответствующим субъектам.
  2. Осуществление юридической экспертизы относительно рассматриваемых правовых актов. В случае, если будет установлено, что они не соответствуют Конституции или федеральным законам, то готовится мотивированное заключение, где указывается, в чем проблема. Этому способствует система правовой информатизации, что разрабатывается и совершенствуется.
  3. Государственная регистрация нормативно-правовых актов ведомств федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. В этом случае осуществляется контроль над соответствием Конституции, федеральным законам, распоряжениям и указам президента, постановлениям правительства. Также Минюст следит за правильностью и своевременностью их публикации. К тому же, он берёт участие в их подготовке к выпуску кодексов и сборников.

Это далеко не полный список.

Взаимодействие с судебной системой

  1. Обеспечивается установленный порядок функционирования судов. Обеспечение данной функции возложено на судебных приставов, которые являются частью министерства юстиции.
  2. Исполнение принятых судебных актов, а также решений других органов. Министерство юстиции занимается организацией и контролем порядка принудительного исполнения принятых постановлений.
  3. Минюст следит за исполнением наказаний уголовных преступлений. Так, в его ведение была передана пенитенциарная служба.
  4. Участвует в охране законных интересов граждан в международно-правовом поле. Так, министерство юстиции предоставляет предложения (вместе с МИД) о заключении договоров с иностранными субъектами, может вести переговоры по отдельным ситуациям.
  5. Организовывает и развивает систему юридических услуг. В данном случае подразумевается сотрудничество с различными организациями и объединениями адвокатов, регистрация и выдача лицензий гражданам, правовое просвещение.

Контролирующий аспект деятельности

Ещё министерством юстиции осуществляется государственная политика в сфере обеспечения защиты на права интеллектуальной собственности. Под его ведением также находится единственный реестр недвижимого имущества, посредством которого реализуется регистрация собственности и любые изменения в составе её конечных бенефициаров. Для обеспечения права граждан на квалифицированную высококачественную юридическую помощь осуществляется взаимодействие с адвокатурой и нотариатов, выдаются лицензии, координируется их деятельность. Также министерством юстиции осуществляется регистрация уставов создаваемых общественных объединений. На Минюст возложено создание, руководство, развитие и совершенствование деятельности учреждений судебной экспертизы.

Что ещё?

Важным является обеспечение органов и учреждений квалифицированным кадрами. Для этого Минюст взаимодействует с образовательными учреждениями, обеспечивает организацию профессиональной учебы и повышения уровня сотрудников. В силу специфики работы здесь как никогда актуально утверждение – кадры решают всё.

Источник

Читайте также:  Частота 20000 гц что это значит
Оцените статью