- Межпредметность и метапредметное обучение в школе
- Межпредметные связи и метапредметное обучение – принципы взаимодействия
- Межпредметность и метапредметность – сущность, сходство и различие понятий, взаимосвязь
- Межпредметные связи
- Метапредметное обучение
- Общеобразовательные программы требуют перемен
- Образовательный портал
- Метапредметность и межпредметность в современной школе
- Метапредметность и межпредметность в современной школе
Межпредметность и метапредметное обучение в школе
Когда выпускники ВУЗов на рабочем месте начинают по-настоящему осваивать профессию, многие из них признаются, что не понимают, для чего нужны те академические знания, которые пришлось получать на протяжении 5-6 лет учебы. Это – классический пример отсутствия метапредметной связи в обучении, характерный для молодых людей, получивших образование в период последних 2-3 десятилетий.
Недооценка фундаментальных знаний выпускниками говорит о серьезных упущениях прошлых лет: система дала сбой – нарушены главные дидактические принципы обучения и воспитания, которые помогают использовать накопленные знания и постоянно находить для них практическое применение.
Именно поэтому сегодня речь пойдет о том, как реализовать межпредметные связи и метапредметное обучение в школе.
Межпредметные связи и метапредметное обучение – принципы взаимодействия
Классическое построение учебных программ основано на незыблемом принципе: строго регламентируемый порядок прохождения тем в установленные сроки от простого – к сложному. Таким образом спланированы все учебные предметы.
Однако, как показала практика, строго придерживаться этого принципа достаточно сложно: невозможно на уроке истории не рассказать о развитии искусства, литературы, о первых открытиях в астрономии, физике, математике, биологии или географии, как об определенном этапе исторического прошлого. Точно так же, рассказывая о творчестве писателя, учитель литературы углубляется в исторические факты, для понимания эпохи, в которой жил писатель. Без исторических деталей нет понимания произведения, не реализуется в полной мере его воспитательная цель.
Необходимость преподавания одного предмета с опорой на знания по другому предмету – налицо. Другими словами, сегодня межпредметная связь должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Снова обратимся, для примера, к истории и литературе:
В ходе подготовки к уроку, учитель литературы вынужден преподавать историю, в меру своей филологической компетентности (зачастую не имея представления о том, «что сейчас проходят по истории»). Вполне логично, что ученики 10 класса на уроке литературы ведут себя пассивно, если тема отечественной войны 1812 года пройдена и забыта в 8 классе. Не совпадает она и с программой по литературе в 6 классе, когда дети без эмоций и понимания исторической значимости сражения заучивают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Таких примеров в школьной программе много. Безусловно, по степени сложности поэтическое произведение Лермонтова не сопоставимо с романом-эпопеей Толстого, с его сложным переплетением сюжетных линий, глубоким психологизмом. Стоит даже заметить, что последнее произведение осмысленно воспринимается лишь в более зрелом возрасте.
В этом и заключается задача метапредметного обучения: раскрыть историческую тему, вызвать интерес к ней с помощью эмоционального восприятия, который пробуждают литературные образы, художественное слово, для лучшего запоминания. К теме уроков литературы и истории можно прибавить и просмотр одноименного художественного фильма Бондарчука, посещению художественного музея и знакомству с живописью художников, вдохновленных подвигом русского народа. Такая форма подачи материала запомнится наверняка, а в будущем станет и жизненным ориентиром, и зрелым размышлением о жизни, любви, патриотизме.
Межпредметность и метапредметность – сущность, сходство и различие понятий, взаимосвязь
ФГОС требует от современного образования формирования у школьников целостного представления о картине мира, природе вещей и явлений, умения логически соединять предметные знания воедино и использовать их. Этого можно достичь только при условии повсеместного внедрения метапредметного обучения и использования межпредметных связей. Но, к сожалению, даже среди педагогов иногда нет четкого понимания, в чем состоит сходство и различие межпредметных связей и метапредметности обучения.
Попробуем дать определение простыми словами, для непосвященных.
Межпредметные связи
Межпредметность – изучение предмета с точки зрения разных наук, в результате чего происходит расширение знаний, накопление информации. Например, рассвет – явление, которое может рассматриваться географами и астрономами. Начальное представление о явлении дается детям еще в дошкольном возрасте, в пределах, доступных для понимания.
Объясняя, что такое рассвет, возникает необходимость выйти за рамки одного предмета, дать ребенку первоначальное представление о причине явления. Если ограничить тему объяснением, что рассвет – начало дня, сославшись на возрастные особенности младших школьников и сложную для их понимания природу физических и астрономических явлений, то первоначальное представление ребенка о рассвете останется размытым, и он не сможет воспользоваться полученным знанием, пока не овладеет дополнительной информацией по теме.
Безусловно, маленькие «почемучки» обязательно зададут наводящие вопросы воспитателю. И ему придется выйти за рамки конкретного и сжатого объяснения:
- показать картинки о строении Солнечной системы,
- рассказать о вращении планет, о силе притяжения Солнца,
- организовать просмотр обучающего мультика по астрономии для самых маленьких.
Но при этом, он должен сказать, что остальные знания дети получат в школе, когда подрастут. Таким образом, он сможет и любопытство воспитанников удовлетворить, и заинтересовать их обучением в школе.
Метапредметное обучение
Метапредметность формирует не только целостное и образное восприятие мира, выходя за пределы одного предмета, но и интерес к обучению вообще. Обозначенная и озвученная перспектива дальнейшего развития темы дает ребенку в раннем возрасте установку на запоминание, «включает» долгосрочную память. Такие «установки», при регулярном их использовании, развивают логику, а также способность выделять из всех предметных знаний необходимую информацию и самостоятельно ее анализировать.
Рассказывая малышу о том, почему наступает рассвет, невозможно не обратиться к астрономическим знаниям, которые, согласно учебной программе общеобразовательной школы, предстоит открывать только в старших классах. И здесь на помощь приходит метапредметная связь, которая учит ребенка пользоваться всеми полученными знаниями: самостоятельно выстраивать логические цепочки и находить решение.
Метапредметность основывается на всех приобретенных знаниях, и ее конечной целью является формирование целостного мировоззрения, умений и навыков, необходимых для гармоничного развития личности. Фундаментом для метапредметного обучения являются межпредметные связи, в основе которых лежат суммированные и синтезированные знания по теме из разных учебных дисциплин.
Межпредметность и метапредметность – абстрактные понятия и четкой границы между ними не существует. Но, все же, объединенный учебный материал, структурированный на межпредметной основе, способствует реализации метапредметных задач, воплощению дидактических принципов обучения и воспитания.
То есть, образно говоря, метапредметность – домашнее задание, тема для самостоятельного изучения на будущее, когда учителем станет сама жизнь. Но реализация этой задачи возможна лишь на основе межпредметных связей в обучении.
Общеобразовательные программы требуют перемен
Начиная с 90-х годов прошлого века, неизменными, пожалуй, остались только программы по каждому предмету и содержание учебников.
Уровень развития детей в XXI веке заметно вырос (особенно в сравнении с их бабушками и дедушками), а школьные программы замерли, как и содержание материалов в учебниках. Поэтому старшее поколение безошибочно, не глядя в учебники внуков, знает, в каком классе дети учат наизусть стихотворение «Бородино», теорему Пифагора и т. д. Возросшие требования к знаниям и умениям современных школьников нуждаются в усовершенствовании школьных программ.
Возможно, вопрос о развивающих программах, межпредметных связях и метапредметном обучении пора поднимать даже на уровне занятий в детском саду. Сегодня дети приходят в первый класс, умея читать и писать, вполне уверенно владеют начальными навыками ПК, а их учат читать слоги по букварю. О каких дидактических принципах может идти речь, когда первое полугодие в первом классе проходит впустую! Здесь неплохо было бы взять на вооружение, например, систему образования в Индии, где уже давно и успешно детей трехлетнего возраста обучают трем языкам одновременно.
Непонимание молодых специалистов, для чего нужные фундаментальные знания, неумение ими воспользоваться – это отсутствие системного метапредметного обучения, «родом из детства», влияющего на уровень профессионализма, несмотря на отличные оценки в дипломе по отдельным дисциплинам.
Между тем, приведенные примеры демонстрируют, что для реализации в полной мере принципов метапредметности в школе необходимо уделить серьезное внимание структуре школьных программ, чтобы максимально привести в соответствие программы предметов, в которых одни и те же темы изучаются в разное время. Это поможет учащимся отыскать параллели и лучше усвоить материал, а учителям по разным предметам – организовать совместные уроки литературы и истории, географии, физики и астрономии, биологии и химии, со сходной темой.
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Методические разработки и пособия по иностр. языку
- Метапредметность и межпредметность в современной школе
Метапредметность и межпредметность в современной школе
Метапредметность и межпредметность в современной школе
В работе проанализированы общие понятия метапредметности и межпредметности. Рассмотрено использование метапредметности и межпредметности в современной школе. Показаны основные отличия этих двух понятий.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. Основное общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни за пределами школы. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. В стандартах второго [1] поколения выделены три главные цели основного общего образования. Это основанное на приобретённых знаниях формирование целостного представления о мире, приобретение опыта разнообразной деятельности и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. В концепции модернизации Российского образования [2] одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования, который требует по-новому сформулировать и планируемые цели, и результаты образования.
В новых условиях главным результатом образования становится способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Это предполагает, как освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях меняющегося общества, так и социальную мобильность школьников, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе. В то же время очевидно, что в социальной жизни осознанная личная ответственность невозможна без сформированной системы ценностных ориентаций. Согласно концепции модернизации [2] целями образования являются:
1)развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
2) умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
3) готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
4) толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Основным результатом преподавания школьных дисциплин, в том числе иностранных языков, в связи с этим, должна стать не только система фундаментальных знаний и практических умений сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Результаты изучения иностранных языков в средней школе можно подразделить на личностные, предметные и метапредметные [1].
Согласно [1] личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации школьников, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения,
в нравственные принципы. Все это служит базисом для формирования системы ценностных ориентаций и отношения личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.
Предметные результаты освоения программы учебной дисциплины [1] – это приобретённые учащимися умения и навыки, конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта
творческой деятельности в рамках данного учебного предмета.
Метапредметные результаты образовательной деятельности [1] – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. То есть, это конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития. Метапредметные связи можно образно назвать надпредметными, так как они находятся вне какой-то конкретной учебной дисциплины, а составляют некий «метапредмет», то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин, как естественно-научных, так и гуманитарных [3].
Как форма контроля метпредметных результатов могут быть использованы метапредметные эвристические задания. По определению данному А.В.Хуторским [4] эвристическое задание — учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Главные признаки эвристического задания:
• открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения;
• опора на творческие способности ребёнка;
• сочетание универсальной предметной основы и уникального личностного потенциала ученика;
Эвристические метапредметные задания основной целью ставят выявление и развитие творческих способностей ученика и могут быть использованы для учеников любого возраста. Метапредметные эвристические задания должны удовлетворять следующим основным условиям:
1. Наличие ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия (метапредметного первосмысла), который может быть познан каждым учеником по-разному.
2. Применение какого-либо метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы (установление закономерности, создание алгоритма или цепочки последовательностей и др.)
3. Наличие одного из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский и т.д.
6. Целью ученику ставится не получение известного решения или требуемого ответа, а создание качественного конечного образовательного продукта.
Очевидно, что формы контроля предметных и метапредметных результатов отличаются, т.к. метапредметы не имеют единственного верного ответа. В случае метапредметных результатов, главным образом должны оцениваться оригинальность ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализации.
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Межпредметные связи обеспечивают взаимодействие между разными дисциплинами, изучающимися в школе. Пророческими оказались слова М.В. Ломоносова: «Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии» [5]. Великий русский ученый очень точно охарактеризовал сам характер межпредметности словами вольность и союз, то есть отражение объективно существующих взаимосвязей между различными дисциплинами. Процесс обучения школьников, таким образом, осуществляется в форме отдельных предметов (традиционная предметно-урочная схема), но посредством согласованного взаимодействия отдельных учебных компонентов. Единой классификации межпредметных связей не существует. Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно- информационные и организационно-методические. Содержательно-информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний на фактические, понятийные, теоретические, философские. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) – это установление сходства фактов, использование общих фактов, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний.
Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общепредметных терминов и понятий.
Приведём примеры межпредметных связей на уроках английского языка. Связь английского языка, истории, МХК, обществознания и краеведения как ориентация на национальную культуру. Изучение родной культуры, истории, краеведения является неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку и культуре, т.к. она является ключом к пониманию культуры иностранной. Связь информатики, математики, физики и английского языка как использование техники в своей будущей профессии и повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации.
Связь английского и русского языков. Изучение английского языка, невозможно без проведения параллели с русским языком. Такие взаимосвязи наблюдаются на различных уровнях. При введении нового грамматического материала учитель, прежде всего отталкивается от знаний детей в родном языке. На уровне лексических единиц английский и русский языки имеют, пожалуй, самую очевидную связь. Множество двусторонних заимствований (слов, которые переходят из одного языка в другой, и обратно) тому подтверждение. Изучение синтаксических структур английского языка практически никогда не вызывает у учащихся сложности, потому что здесь прослеживается определенная взаимосвязь с русским языком. В английском языке, также, как и в русском, существуют родственные понятия, такие как: существительное, глагол, местоимение, определение, обстоятельство, дополнение и т.д. Правила постановки знаков препинания в английском, также имеют ряд сходств с русским языком: обращения выделяются запятыми, также запятые ставятся перед союзами: «а, но», существуют вопросительные и восклицательные предложения и т.д.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи — одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. В этих условиях укрепляются связи английского как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность — это современный принцип
обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно- воспитательного процесса.
ВЫВОДЫ
К сожалению, в настоящий момент существует путаница между терминами «метапредметность» и «межпредметность». Оба термина имеют довольно близкие корни, однако эти понятия отличаются, в значительной мере дополняя друг друга. Метапредметные знания находятся вне какой-то конкретной учебной дисциплины, то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин. Межпредметные знания – это проекция межнаучных связей на учебном процессе. Межпредметные связи получили
широкое распространение в учебном процессе; метапредметные связи с введением ФГОС второго поколения начинают играть важную роль в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
4. Типология эвристических заданий // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Элитполиграф, 2008. С. 122–128.
5. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования академии наук. М, 1758.
Источник