Международный бакалавриат (IB)
Время чтения: 8 минут
IB, International Baccalaureate или Международный бакалавриат – программа среднего образования, получающая всё большее распространение в мире. Чем обусловлен успех IB? Разбираемся с содержанием программы и определяемся, подойдет ли программа International Baccalaureate вашему ребенку.
Программа Международного бакалавриата (IB Diploma) представлена на данный момент в более чем 5000 школ по всему миру. Российская доля невелика – около 50 школ. Можно сказать, что для России это довольно молодая программа. Именно поэтому многие родители не совсем понимают, что собой представляет IB, и стоит ли выбирать эту программу для получения среднего образования.
Меня зовут Mrs. Britain, и сегодня мы познакомимся с программой IB подробно.
Как вы уже знаете, я – британка. Я училась по классической английской программе средней школы – A-Levels. И если сейчас в Англии довольно много школ работают параллельно по обеим программам – A-Level и IB, то в мое время IB была в Соединенном Королевстве в диковинку.
Выбирая школу для обучения своих сыновей, я провела довольно глубокий анализ всех доступных в России образовательных программ, в том числе тщательно изучила и IB (Международный бакалавриат). О нём в сегодняшней статье!
IB – что собой представляет программа Международный бакалавриат
IB – это общеобразовательная программа для детей и подростков от 3 до 19 лет, включающая все ступени начального и среднего образования. Программа активно используется не только в международных школах по всему миру, но и в ряде обычных государственных школ. Язык обучения в начальной и средней школе может быть любым, в частности в России это преимущественно русский язык, но в старших классах (последние два года – IB Diploma) ученики переходят на обучение на английском, французском или испанском языках.
Программа была зарегистрирована в Женеве 1968 году. IBO (International Baccaulareate Organization) является некоммерческим фондом и пользуется поддержкой UNESCO, ни относясь при этом ни к одной стране мира.
В основе философии IB лежит убеждение, что развитие личности не менее важно, чем получение знаний по отдельным предметам. Программа направлена на то, чтобы вырастить думающих, активных, желающих и способных сделать мир лучше людей. Несмотря на то, что программа была разработана в Швейцарии, IB межнационален. В детях воспитывают неравнодушных граждан своей страны, понимающих важность сохранения локальной истории и ценностей, но имеющих при этом глобальное видение общности человечества и уважение к другим культурам.
В рамках программы IB дети развивают свои исследовательские навыки и творческие способности, учатся работать с различными источниками информации, приобретают социальную ответственность и расширяют кругозор.
Структура IB: PYP, MYP, IB Diploma
Структура Международного бакалавриата включает три программы:
- PYP (Primary Years Program) – курс дошкольного и начального образования для детей 3-12 лет
- MYP (Middle Years Program) – курс основной средней школы для студентов 11-16 лет
- Diploma Program – предуниверситетский курс для старшеклассников 16-18 лет
PYP (Primary Years Program)
Программа PYP предусматривает изучение 6 предметных и междисциплинарных областей: языки, математика, естественные науки, искусство, науки об обществе, физическая культура и развитие.
Курс строится таким образом, чтобы мотивировать ребенка к самостоятельному познанию мира и обучению. Юные ученики ищут для себя ответы на такие глобальные вопросы как:
- Кто мы?
- Где наше место во времени и пространстве?
- Как мы можем выразить себя?
- Как устроен наш мир?
- Как мы организуем себя?
- Как мы сосуществуем на планете?
Финальным проектом в программе Primary Years является работа над одной из глобальных проблем. Дети проводят исследование проблематики и предлагают решение. Презентации проектов проходят на ежегодной выставке по окончанию учебного года.
На уровне PYP учебные заведения вправе самостоятельно утверждать учебные планы в соответствии с национальными стандартами, философией и установками конкретной школы.
MYP (Middle Years Program)
Программа Middle Years Program предусматривает изучение предметов из 8 различных областей и рассчитана на 5 лет. Дети выбирают дисциплины из следующих групп:
- Язык
- Лингвистика и литература
- Человек и общество
- Естественные науки
- Математика
- Искусство
- Физкультура и развитие
- Дизайн
На этом этапе цель IB-школы – развить у детей навыки творческого и критического мышления. Важнейшая роль уделяется проектной деятельности.
Diploma Program
Программа IB Diploma рассчитана на учащихся в возрасте 16-19 лет, это предуниверситетский курс, включающий несколько компонентов:
- 6 предметов для обязательного изучения, из которых 3 предмета изучаются на стандартном, а 3 на продвинутом уровне
- Курс Теория Познания (TOK, Theory of Knowledge) — междисциплинарная программа, направленная на развитие критического мышления и навыков применения теоретических знаний на практике)
- Подготовка развернутого эссе (Extended Essay, 4000 знаков), представляющего собой самостоятельный научный проект по выбранной тематике.
- Программа CAS (Творчество, активность, служение или Creativity, activity, service по-английски) вовлекающая старшеклассников в различные виды внеакадемической деятельности. В рамках CAS студенты развивают свои творческие навыки, совершенствуют физическую форму и участвуют в значимых общественно-полезных проектах (волонтерство, социальная работа).
Учебный план предусматривает свободу выбора предметов для изучения, однако, охвачены должны быть все 6 групп дисциплин, а именно:
- Языки (родной язык студента, более 80 иностранных языков на выбор)
- Второй язык (иностранный)
- Человек и общество: такие гуманитарные дисциплины как экономика, бизнес, психология, философия, антропология, управление конфликтами, ИТ, история, философия, география.
- Экспериментальные науки: биология, физика, химия, защита окружающей среды
- Математика на разных уровнях сложности, высшая математика
- Творческие дисциплины: драма, прикладное творчество, живопись, музыка, хореография.
Уровень знаний студентов по каждому предмету оценивается по шкале от 1 до 7 баллов. Для получения IB диплома требуется набрать на менее 24 баллов. Выполнение обязательных требований по курсам Теория познания и Развернутое эссе позволяют получить еще 3 дополнительных балла. Максимально возможный итоговый результат по IB Diploma – 45 баллов.
Преимущества и недостатки IB
International Baccalaureate Programme – международная программа, признаваемая большинством вузов мира. Это решающий фактор для многих родителей, выбирающих систему образования для своих детей. Безусловно, возможность без дополнительных экзаменов поступать в топовые университеты – неоспоримое преимущество!
Большим плюсом является и методика обучения — превосходное качество преподавания на программе IB доказано исследованиями (выпускники IB school показывают более высокие результаты по сравнению со школьниками, обучавшими по другим программам). Тяга к познанию и развитое критическое мышление выигрышно выделяют студента IB школ среди сверстников.
Однако, у программы есть специфические особенности, которые важно принимать во внимание:
- Несмотря на то, что диплом IB признают за рубежом, в России всего несколько вузов принимают его как основной документ при поступлении (МГУ им. Ломоносова, МГИМО и Плехановский университет). Если нет уверенности, что ребенок будет получать высшее образование за рубежом, сконцентрироваться стоит на оценках в российском аттестате;
- IB – очень сложная и интенсивная программа. Этот курс подходит далеко не всем. Стоит реально оценивать способности ребенка и взвешенно принимать решение, справится ли он с углубленной программой. По требованиям российского законодательства, школьники обучающиеся по программе IB обязаны параллельно проходить обучение и по российской программе (со сдачей экзамена ЕГЭ и получением аттестата), т.е. учиться, по сути, придется по двум учебным планам! Не каждый ребенок выдержит такую нагрузку! Нередки случаи, когда в процессе обучения ребенок отказывается от дипломной работы IB (DP) и продолжает обучение только по российской программе. Кроме этого, довольно часто случается так, что набрать необходимое количество баллов для получения IB Diploma не получается, и по истечению двух лет обучения ребенку вручают всего лишь сертификат IB, не дающий права на поступление в вуз.
Резюме
Подводя итоги, я хочу призвать родителей очень ответственно относиться к выбору программы обучения. В свое время, я решила, что несмотря на все преимущества IB, я не готова остановиться на этой программе для своих детей. Наши мальчики – обычные дети, в целом у них хорошие оценки в школе и есть определенные таланты, но в чрезмерном рвении к учебе замечены не были. Боюсь, что повышенная нагрузка и настолько разностороннее образование, как предполагается при обучении на IB, давались бы детям довольно тяжело. Кроме этого, у мальчиков выраженные способности к математике, гуманитарные предметы даются с трудом. В нашем случае британская программа с возможностью сузить специализацию в старших классах в Heritage School стала оптимальным решением.
Источник
Что такое международный бакалавриат и кому он подойдет
Программа международного бакалавриата (IB) появилась в 1968 году с целью дать возможность способным детям из разных стран поступать в лучшие университеты мира. Это универсальная школьная программа с общим учебным планом, позволяющая считать образование в другой стране эквивалентным национальному — этакое интернациональное ЕГЭ.
Сегодня диплом IB DP можно получить в нескольких тысячах школ в 125 странах мира. И примерно столько же университетов готовы принять у себя студентов с дипломом международного образования. В их числе — Оксфорд и Гарвард, Принстон и Кэмбридж, множество университетов не с такими громкими названиями, но тоже достойных. Впрочем, в каждой стране действуют свои правила приема абитуриентов с дипломом IB.
В Великобритании большинство университетов приравнивают диплом IB к английскому сертификату A-levels или шотландскому сертификату старшей школы. В Канаде и США некоторые программы IB Diploma признаются как уровень 1 курса университета или колледжа. Некоторые вузы могут даже разрешить студенту поступить на 2 курс, в зависимости от итоговых оценок в его дипломе. Таким образом, IB-диплом является эквивалентом углубленной профильной программы. Во Франции IB-диплом позволяет поступить в любой вуз страны. В Австралии тоже все университеты принимают IB, кроме того, студенты с высокими баллами по предметам углубленной программы могут попросить заочно начислить им кредиты на 1 курсе в университете. В Германии абитуриенты с IB-дипломом должны дополнительно сдать язык, математику и один из предметов экспериментального цикла. В России можно попробовать свои силы в МГУ и нескольких других университетах, но, как правило, они требуют очень высокие, практически недостижимые баллы. В любом случае, учась в России, вместе с IB нужно сдать и ЕГЭ. Тем не менее, школ, лицензированных на программу международного бакалавриата, у нас достаточно.
Занятия ведутся на одном из трех языков: английском, французском или испанском. Есть программы и для начальной и средней школы — Primary Years Programme, PYP и Middle Years Programme, MYP, но это можно считать подготовкой и спокойно пропустить. Основная программа IB, необходимая для получения диплома, — Diploma Programme — рассчитана на два года. Учиться по ней могут дети в возрасте 16–19 лет.
Курс состоит всего из шести предметов — их должен выбрать сам ученик, причем с самого начала надо определиться, на каком уровне он будет изучать тот или иной предмет — три из них должны быть высокого уровня (Higher Level предполагает 240 часов преподавания, Standard Level — 150 часов). Все предметы разбиты на шесть блоков:
- родной язык и литература;
- иностранный язык;
- математика — это обязательный предмет, но преподается на четырех разных уровнях, в зависимости от способностей и притязаний студента;
- экспериментальный блок: сюда входит биология, химия, экология;
- блок социальных наук: экономика, география, история, философия, глобальная политика;
- творческий блок: визуальные искусства, музыка, театр — это очень серьезное направление, ему обычно уделяется очень серьезное внимание, так как творчество считается одной из важных составляющих образования.
Оценки ставятся по семибалльной шкале. И «семерка» — это, считай, пятерка с пятью плюсами. Это очень высокий балл, и получить его очень сложно.
Ядром IB является обязательный курс, который называется «Теория познания», — он объединяет различные дисциплины и навыки практического применения теоретических знаний в жизни. Это уникальная методика, разработанная специально для IB. Курс основан на обсуждении различных явлений с точки зрения разных предметов, и он предполагает самостоятельные изыскания и исследования: например, глобальное потепление рассматривают с точки зрения географии, экологии и глобальной политики. По «Теории познания» необходимо написать две курсовые работы.
Еще одной важной составляющей программы международного бакалавриата является так называемый CAS — «Creativity, Action, Service», или «Творчество, активность, служение». Спорт, походы, общественная деятельность, волонтерство, участие в творческой жизни коллектива — все это обязательное условие для получения диплома. По курсу CAS студент должен отработать не менее 150 часов. В основу этой программы легли теории немецкого педагога Курта Хана, который считал, главная задача образования — воспитать в человеке пять качеств: сострадание, любознательность, способность не признавать поражения, настойчивость в достижении цели и готовность к самоотречению.
В конце обучения студент должен написать extended essay — развернутое эссе. Это большая самостоятельная работа, серьезное исследование по выбранной теме. Защищается эссе перед международными экзаменаторами, и полученные за него баллы дополняют оценки, которые ставят преподаватели школы. И тут стоит отметить, что не все студенты, которые прошли программу IB, получают диплом. Минимальное общее количество баллов для того, чтобы получить диплом, — 24, максимальное — 45. Для поступления в престижные университеты требуется не меньше 35 баллов.
«Главная особенность образовательной системы IB в том, что здесь в центре находится студент, а не преподаватель, как это принято во многих традиционных образовательных системах. Учителю отводится лишь роль помощника, модератора: его задача — направлять студента так, чтобы тот развивал свои исследовательские, социальные и коммуникативные навыки, учился тайм-менеджменту и грамотному планированию своей работы, искусству вести дискуссию и так далее. Обучение по программе IB предполагает очень высокий уровень самостоятельности и критического мышления: задавать вопросы, спорить с учителем здесь не то что не возбраняется, а, напротив, считается необходимым. Но, естественно, это должно быть аргументированное отстаивание своего мнения, а не просто „не согласен“.
Поэтому ядро всей программы, курс, который пронизывает все дисциплины, называется „Теория познания“. Изучая любой предмет, тему или явление, ученик должен, прежде всего, искать ответ на вопрос: „Как мы знаем то, что знаем? И почему мы уверены, что это правда?“.
Учителя, которые работают в системе IB, сами постоянно учатся: они проходят ежегодные тренинги, программы по всем предметам периодически обновляются полностью, и очень важно, чтобы педагог был классным специалистом в своей области — знал значительно больше по предмету, чем школьная программа. Учитель должен быть уверен в себе, поскольку здесь очень важно выстроить правильные отношения с учениками.
До того, как я начала работать в колледже UWC в Дилижане, я была директором международной школы в Киргизстане. И я замечала, как дети, привыкшие к советской школе, боятся выражать свое мнение, стесняются задавать вопросы, ждут, когда им спустят свод правил и законов. Это касается и польских, и российских школьников. Я вижу, как некоторые дети пытаются все законспектировать, зазубрить, узнать, какой ответ от них ждет учитель. Бывают исключения, но, как правило, таким студентам учиться по программе международного бакалавриата очень сложно».
Источник