- Методический подход», «методическое направление».
- Сущность и виды методологических подходов к образованию
- Что такое методология
- Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика
- За что отвечают методы в социальном образовании
- Основные функции методологических подходов
- методический подход
- Смотреть что такое «методический подход» в других словарях:
- Методологические подходы в научном исследовании
- Понятие методологии
- Готовые работы на аналогичную тему
- Методологические принципы научного исследования
- Основные методологические подходы
Методический подход», «методическое направление».
Метод в обобщенном виде – это способ выполнения какой-либо работы, способ применения какого-либо средства.
В теории физического воспитания под методом понимают способ выполнения или применения конкретного упражнения или применение других средств, например слова, обеспечивающих достижение поставленной цели.
В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, реабилитолога, рекреатора помимо понятия «метод» применяется термин «методический прёем». Под методическим приёмом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. Приём – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. При одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приёмов.
Понятие «методика» употребляется в теории физического воспитания в двух смыслах:
· В узком – как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями бега, прыжков, плавания и т.д.;
· в широком – как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий, например методика физического воспитания в общеобразовательной школе.
Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности определенных действий, приводящих к решению поставленной задачи. Методика – это предписание о выполнении в определенном порядке системы основных операций, приводящих к решению задачи.
Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся. Например, при разучивании двигательных действий и развитии физических качеств возможны два противоположных подхода: избирательный и целостный.
Методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приёмов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора. Например, использование непредельных отягощений с предельным числом повторений для развития силовых способностей.
5.2. Методы, направленные на приобретение специальных знаний.
Знания – это один из ведущих компонентов содержания физического образования. Их определяют как информацию, воспринятую, созданную и закрепленную в памяти обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей.
Методы, используемые в процессе приобретения знаний, подразделяются на группы методов предполагающие устную, печатную и сенсорную передачу и усвоение информации
Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме, например истории развития вида спорта.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.
Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричины.
Описание – это подробный перечень признаков, особенностей, например, изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать именно так.
Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Она используется в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: «как делать?». К примеру, выполнять действие слитно.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, теоретическое доказательство эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи.
Сопроводительные пояснения – лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.
Инструктирование – точное, емкое объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, правил и т.д.
Команды и указания – лаконичны и повелительны, служат оперативному управлению действиями занимающихся.
Оценочные суждения – одобряющие или неодобряющие, с пояснением ошибок, если они допущены. К примеру, оценки в баллах или очках, а также «верно», «хорошо» и т.д.
Идеомоторная тренировка – самопроговаривание, мысленное воссоздание техники упражнений. Суть ее состоит в мысленном сопровождении проговариванием выполняемых движений вслух или про себя, во внутренней речи, с акцентом внимания на важных моментах действия. Применение внутренней речи при выполнении упражнений называют также методами словесной саморегуляции. Они состоят из самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.
Группа методов, связанная с передачей и усвоением печатной информации путём работы с учебниками, книгами, программированными пособиями, в сети интернет, применяется для стимулирования познавательного интереса и активности занимающихся и углубления их знаний.
Эти методы используются в самостоятельной работе занимающихся и позволяют получить более полные и достоверные знания о виде спорта, теоретических и методических аспектах физического воспитания, физической рекреации, физической реабилитации и т.п.
Группа методов построенная на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (сенсорно – перцептивные методы).
Важную роль здесь играют зрение, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия двигательных действий. По мере освоения двигательных действий формируются специальные восприятия, чувственный образ (чувство мяча, чувство воды и т.д.).
Чувственный образ формируется в результате воздействия двух групп факторов.
Одна группа факторов связана с передачей информации экзогенного, т.е. внешнего происхождения, относящейся к «чужому» исполнению движения. Применяются следующие методы: натуральный показ упражнения преподавателем или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров
( мячей на подвесках, флажков, разметки и т.д.).
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы порождают эндогенные, т.е. внутренние ощущения.
Применяются методы направленного «прочувствования» движения с применением технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.
Применяются специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений (выполнение упражнения с выключением зрения, использование напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экране вектрокардиоскопа и т.п.).
Применяются технические средства срочной информации – звуковые, эргометрического программирования, кардио программирования и т.п.
Рассмотренные методы, направленные на приобретение специальных знаний применяемые в физическом воспитании, можно представить на рис. 3 а, б, в.
Источник
Сущность и виды методологических подходов к образованию
Что такое методология
Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации, организации теоретической и практической деятельности в различных областях.
Термин «методологический подход», таким образом, представляет собой систему принципов и методов изучения и обработки знаний, понятий, навыков для рассмотрения и решения определенной проблемы под различными углами.
При единой концептуальной базе исследования в основе одного методологического подхода могут находиться несколько научных и теоретических учений (концепций).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика
Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:
- Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления.
- Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности.
- Аспективный (или аспектный). В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой.
- Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности).
- Прагматический. Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования.
- Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным.
- Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах.
Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.
За что отвечают методы в социальном образовании
Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).
Наиболее важны в социальном образовании культурологический и компетентностный методологические подходы, которые отвечают за формирование «человека культуры» — человека как части социума.
Основные функции методологических подходов
Выделяют следующие функции методологических подходов:
- гносеологическая (познание человеком окружающей действительности);
- прогностическая (прогнозирование тенденций развития, сознания, человека и т.д. на основе уже имеющихся знаний);
- праксиологическая («познание практики», то есть осознание человеком его деятельности);
- научно-мировоззренческая (формирование научного мировоззрения);
- функция концептуализации (формирование системно-целостного представления о природе объекта исследования и тенденциях его развития);
- функция технологизации (стандартизация осуществляемой деятельности) и пр.
Ведущей в рамках современной педагогической науки является гносеологическая функция. Ее цель — познание человеком окружающей действительности. Эта функция является определяющей в педагогике, поскольку ею обуславливается выбор методов исследования.
Источник
методический подход
Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .
Смотреть что такое «методический подход» в других словарях:
методический — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. методически 1. Методическим называют то, что имеет отношение к методике или к тем людям, которые её разрабатывают. Вышло в свет новое методическое пособие по высшей математике. | Все необходимые… … Толковый словарь Дмитриева
Учебно-методический комплекс — (УМК) дисциплины стандартное название для совокупности учебно методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию,… … Википедия
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД — (англ. communicative approach). Подход к обучению, возникший в 70 е гг. ХХ в. в связи с выдвижением в качестве главной цели обучения – овладение языком как средством общения, или коммуникацией. В отечественной лингводидатике его обоснование с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (от лат. differentia – различие) ПОДХОД. Общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Метод Шехтера — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым … Википедия
БИБЛЕИСТИКА — историко филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher… … Православная энциклопедия
Детское общественное движение «ЮнЗары» (юные зареченцы) — ЗАТО г.Заречный Пензенская область Де?тское обще?ственное движе?ние ЮнЗа?ры (ю?ные заре?ченцы) деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых,… … Википедия
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия
ГОСТ Р 54097-2010: Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации — Терминология ГОСТ Р 54097 2010: Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации оригинал документа: 3.4 выбор НДТ: Выявление и установление в результате сравнения характеристик различных технологий, экономического… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник
Методологические подходы в научном исследовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие методологии
Методология — это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.
Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.
Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.
Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.
Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.
Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.
Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными свойствами методов являются:
- Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
- Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
- Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
- Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
- Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
- Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.
Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.
Методологические принципы научного исследования
Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.
Методология основывается на следующей системе принципов:
- Принцип взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования. Теория может находить качественное выражение и имеет продуктивное значение только на практике. Практика позволяет проверить реальность и истинность теоретических концепций и утверждений. Практике же, должна быть строго проконтролирована теорий, которая придает ей целенаправленный характер и упорядочивает ее.
- Принцип объективности. В процессе исследования должна быть найдена его суть и исключено субъективное влияние.
- Принцип конкретности. В процессе исследования предполагается находить только важные стороны процессов и явлений и определенные подходы к их анализу и контролю.
- Принцип развития. Предполагает исследовать объект, процесс или явление, исходя из количественных и качественных параметров его функционирования.
- Принцип системности. К каждому объекту исследования должен быть применен системный подход т.е. он должен рассматривается, как целостный процесс, состоящий из совокупности компонентов, связанных и сотрудничающих между собой.
- Принцип разностороннего изучения объектов, процессов и явлений.
- Принцип единства исторического и логического аспекта любого исследуемого процесса. Логика познания определяет логику развития. А история развития различных объектов отражает сущность и специфику его признаков и характерных особенностей.
Основные методологические подходы
В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы:
- Системный подход. Он опирается на принцип системности и реализуется при рассмотрении каждого изучаемого объекта, независимо от его структуры в качестве системы, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии и обуславливают развитие друг друга. Педагогическая система представляет собой единство целей и задач, форм, методов и средств, применяемых в учебно-воспитательном процессе. При этом, каждый исследуемый объект или процесс является специфическим, наделенным индивидуальными чертами и показателями развития.
- Концептуальный подход. Исследование начинается с разработки его концепции. Она включает в себя порядок его прохождения, ключевые аспекты его ориентации, преемственности и функциональных особенностей.
- Аспектный подход. Он базируется на изучении только одного параметра, качества, направления, проблемы, являющейся наиболее значимой или ресурсо-осуществимой.
- Эмпирический подход. Эмпирическое исследование опирается на имеющийся опыт, ранее реализованной деятельности, опыт исследователя в научной практике или реальной жизнедеятельности.
- Прагматический подход. Он основывается на учете тех целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе прохождения исследования.
- Научный подход. Он основывается на научных учениях и концепциях, применяет научный категориальный аппарат и характеризуется научной целенаправленностью.
- Деятельностный подход. Базируется на рассмотрении деятельностной стороны, исследуемого объекта или процесса. Деятельность выступает необходимым условием развития и реализации объекта во всех направлениях и областях.
Источник