Что значит методический кабинет

Концепция методического кабинета

1. Введение

“…Каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мероприятиях”

Рыбинский полиграфический колледж ведет подготовку по 11 специальностям. Обучение осуществляется по очной и заочной форме. Общее количество студентов около 1000 человек. Преподавание ведут более 80 специалистов, среди которых 50 % имеют первую и высшую квалификационную категорию, пять преподавателей имеют звание “Заслуженный учитель”, 2 кандидата наук.

В колледже работают 10 предметно-цикловых комиссий, осуществляющих методическую и внеклассную работу.

В 2006 г. создана методическая служба, которая координирует и направляет методическую работу колледжа. Методисты методкабинета сотрудничают с областным методическим центром, методистами колледжей г. Рыбинска по вопросам совершенствования методической работы, повышения квалификации кадров, внедрения новых технологий, обмена опытом.

ГЛОСАРИЙ ТЕРМИНОВ

Концепция – это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные положения, принципы, подходы построения педагогических систем и процессов.

Качество – это степень соответствия характеристик объекта (в том числе услуги) ожиданиям потребителя (согласно международным стандартам).

Качество образования обеспечивается, прежде всего, актуальностью содержания и применением эффективных технологий обучения.

Содержание образования должно включать набор необходимых знаний, умений и навыков для успешной профессиональной деятельности и постоянно корректируется с учетом самых последних достижений в соответствующей отрасли.

Основная миссия колледжа – обеспечение конкурентоспособности колледжа на основе повышения качества образования.

Основная идея концепции – повышение результативности образовательного процесса в колледже через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства и компетентности педагогов.

2. Актуальность реорганизации методического кабинета

На современном этапе концепция методического кабинета заключается в переходе от образовательно-педагогической формы просвещения педагогического коллектива к новой форме – системно-деятельностному подходу. На современном этапе деятельность методического кабинета предполагает проектно-программное обеспечение учебного процесса, информационно-ресурсное обеспечение, непрерывное повышение квалификации педагогических работников.

Анализ основных требований, предъявляемых к уровню подготовки специалистов, позволил нам разработать модель выпускника, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентноспособному.

Основные требования, которые рыночная экономика предъявляет к выпускникам ссузов, служат ориентиром деятельности педагогического коллектива:

  • широкая общеобразовательная, общетехническая, психологическая, педагогическая, экономическая, правовая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными знаниями;
  • профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;
  • способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат своей деятельности;
  • готовность к переучиванию, самообразованию, умение работать с литературой;
  • умение работать в группе, в условиях коллективных норм организации труда;
  • мобильность; коммуникабельность, участие в управлении;
  • ведение здорового образа жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.

3. Цели и задачи развития методического кабинета

Цель: Содействие оптимальному функционированию колледжа в обеспечении высокого уровня общеобразовательных услуг для студентов путем повышения профессионализма, личной ответственности и творческого подхода каждого педагогического работника колледжа.

Задачи:

  1. Анализировать особенности состояния, проблемы и перспективы развития колледжа.
  2. Содействовать совершенствованию организации образовательного процесса.
  3. Разработать модель научно-образовательного комплекса.
  4. Разработать концептуальные принципы повышения качества подготовки специалистов.
  5. Разработать модель системы управления качеством подготовки специалистов в колледже.
  6. Способствовать созданию условий для работы, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого члена педагогического коллектива.
  7. Содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств учащегося, его саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности.
  8. Способствовать воспитанию гражданственности у студентов, приобщению их к духовной культуре, формированию морально-нравственных ценностей, взглядов, идеалов.
  9. Содействовать созданию условий для эффективной коммуникации коллектива.

Стратегия деятельности.

  • Постоянное повышение конкурентоспособности колледжа, среди подобных ему, в регионе и России в целом.
  • Ориентация на лучшие мировые достижения в сфере оказания образовательных услуг.
  • Совершенствование профессионального мастерства коллектива. Инициатива, творчество, ответственность – как основные составляющие качественного роста каждого.
  • Рациональное использование ресурсов — залог качества.
  • Приоритет вопросов качества по всем направлениям деятельности:
  • ответственность руководства;
  • общие положения, процедуры и разработка программы качества;
  • маркетинг образовательных услуг;
  • управление педагогическим персоналом;
  • управление документацией;
  • управление подготовкой выпускников.

Тактика.

  • Создание нового элемента информационной среды – научно-образовательного комплекса;
  • Поэтапный контроль качества профессиональной подготовки студентов (личностно-деятельностный подход).
  • Внутренний мониторинг качества работы преподавателей и структурных подразделений колледжа.
  • Формирование основных профессиональных компетенций.
  • Повышение личной ответственности руководителей структурных подразделений за организацию и контроль работы преподавателей.
  • Совершенствование нормативной, отчетной и планирующей документации, обеспечивающей эффективную деятельность колледжа.

Изучение спроса потребителей.

  • Анализ общественного мнения.
  • Анализ основных требований, предъявляемых к результатам подготовки специалистов со стороны работодателей.
  • Прогнозирование изменений рынка образовательных услуг и ожиданий потребителей; мобильность в деятельности, гибкость и отзывчивость.

4. Концептуальные подходы и принципы деятельности методического кабинета

Подходы:

1. Соответствие качества образования требованиям педагогической теории и практика.

2. Достижение качества образования через освоение современных педагогических технологий.

3. Совершенствование научно-методической деятельности преподавателей.

Принципы деятельности:

  • Принцип не навреди: бережное, гуманное отношение к себе, к тем людям и вещам, которые нас окружают.
  • Принцип подлинной демократии: максимальная возможность для развития инициативы, самодеятельности самоуправления, организация взаимосвязи педагогического управления и студенческого самоуправления.
  • Принцип гармонизации сущностных сил личности студента, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом его индивидуальности, возрастных особенностей и возможностей требует целенаправленной работы по созданию условий для реализации студентом своих потенциалов в разных видах деятельности при достаточно эффективном психолого-педагогическом сопровождении.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

— вариативности выбора способа самореализации в различных видах деятельности;

— обучению способам рефлексии и программирования своего самосовершенствования;

— сочетанию форм работы, учитывающих возрастные особенности студентов;

— постоянной коррекции воздействий на каждого студента с учетом изменений, происходящих в его здоровье и психике.

  • Принцип самореализации и включенности студента в реальные социально значимые отношения требует развития самостоятельности и инициативы студентов, включения их в процесс организации жизнедеятельности студенческого коллектива.

Это принцип может быть реализован при следующих условиях:

— при развитии студенческого самоуправления;

— при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый студент в отдельности, так и инициативные группы студентов;

— при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность студентов.

  • Принцип сочетания защиты и социального развития студентов требует наряду с созданием защищающей студента социальной среды опору на активность самого учащегося, что способствует его социальному закаливанию.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

— сочетании общей социально-защитной деятельности, направленной на создание социального благополучия всех учащихся, с целевой социальной защитой студентов, нуждающихся в специальной помощи (дети-сироты, инвалиды);

— стимулировании самопознания студентов в различных социальных ситуациях, определении своей позиции и способа адекватного поведения в различных условиях;

— оказании помощи студентам в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

  • Принцип интериоризации и закрепления социально-ценных форм и привычек поведения на основе гуманных ценностей, уважения и доверия требует формирования у студентов навыков осознанного нравственного поведения, стимулируемого как педагогами, так и самими студентами в процессе специально создаваемых воспитывающих ситуациях.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

— добровольности включения студента в ту или иную деятельность;

— доверии студенту в выборе средств достижения поставленной цели, основанном на вере в возможность каждого учащегося и его собственной вере в достижения поставленных задач;

— оптимистической стратегии в определении воспитательных задач;

— предупреждении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

— учете интересов студентов, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждении новых интересов.

Кредо педагогического коллектива колледжа.

  • Качество, креативность (творчество).
  • Рациональность, работоспособность.
  • Единство.
  • Долг, динамика.
  • Организованность, образованность.

Механизм реализации концепции развития методического кабинета (структура, управление, формы, ресурсы)

Информационно-методическая помощь преподавателям Консультативно-методическая помощь преподавателям Научно-методическая помощь преподавателям
  • Оформление стендов “Методический глоссарий”, “ШМП”, “Аттестация”, “Председателям ПЦК”, “Планирование работы”, “Положения и инструкции”, “Методический вестник”, “Готовимся к педсовету” и т.д.
  • Создание единой системы ведения документации.
  • Подбор методических материалов и нормативно-правовых актов.
  • Выставки методической литературы, из опыта работы, периодических изданий.
  • Консультации
  • Методический час
  • Работа творческого совета
  • Рекомендации специалистов
  • Школа передового опыта
  • Школа молодого педагога
  • Производственная учеба
  • Тренинги
  • Открытые уроки
  • Конкурсы мастерства
  • Подбор материалов для конкурсов
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Сопровождение издательской деятельности
  • Педагогический совет
  • Конференции
  • Семинары
  • Круглый стол

Прогнозируемые результаты

  1. Формирование муниципальных заказов на обучение молодежи и взрослых.
  2. Адекватность соответствия образовательных программ требованиям регионального рынка труда.
  3. расширение вариативности образовательных программ.
  4. Внедрение современных методов обучения.

Индикатор достижения результата:

  1. Обучение по измененным образовательным программам.
  2. Обучение по модульным программам.
  3. Увеличение контингента обучаемых детей и взрослых.

Источник

Методический кабинет и его роль в педагогической деятельности

Валентина Платонова
Методический кабинет и его роль в педагогической деятельности

Сегодняшний методический кабинет представляет собой центр сбора, обобщения, распространения передового педагогического опыта, центром повышения педагогической квалификации, а также является копилкой всего ценного, накопленного педагогическим коллективом.

Методический кабинет дошкольного учреждения имеет зональное распределение рабочих мест и материалов. Всего в дошкольном учреждении имеется 2 методических кабинета. Это, во-первых, макрокабинет, где сосредоточена большая часть документооборота,огртехническая зона: компьютер для педагогов с Интернет, компьютер для старшего воспитателя, сканер, принтер, магнитофон, цифровой фотоаппарат, имеется органайзер и все канцелярские принадлежности, необходимые в работе педагога — калькулятор, стиплер, дырокол. Есть телевизор и видеомагнитофон.

Рабочая зона старшего воспитателя находится около окна, что отвечает требованиям охраны труда. Рабочее место педагогов также находится вблизи источника света.

В методическом кабинете представлены новинки учебно-методической и периодической литературы, публикации педагогов, а также различные материалы, сформированные по тематическому принципу («Педагогическая вертушка», «Педагогическая тумбочка»). Используя материалы вертушки и тумбочки, педагоги могут познакомиться с литературой, подобрать материал для своей работы из Интернет-ресурсов и т. д.

На стенде «Методический вестник» расположена различная информация, посвященная годовым задачам, материалам подготовки к педагогическим советам, воспитательно-образовательной работе и др.

И, во-вторых, есть мини методкабинет, где расположено рабочее место другого старшего воспитателя, некоторые материалы по работе с педагогами, родителями.

Все материалы хранятся в определенной системе (системные накопительные папки).

В работе старшего воспитателя и педагогов используются и электронные накопительные методические материалы, взятые из Интернета, а также разработанные педагогическим коллективом ДОУ.

Это: презентации по разным направлениям и видам деятельности:

— познавательного характера, экспериментирование;

— ознакомлению с окружающим миром;

— по эмоциональному развитию;

— по художественной литературе;

— по музыкальному воспитанию;

методического характера и другие.

Электронные материалы (презентации, слайды, видеоклипы и др.) используются в работе педагогов с педагогами, педагогов с детьми.

Работа методического кабинета состоит не только в том, чтобы оказывать помощь воспитателям, специалистам в работе с детьми, повышать их квалификационный уровень, но и чтобы распространять педагогическийопыт на разных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

В методическом кабинете имеется банк данных по участию педагогов дошкольного учреждения в городских, областных конференциях, семинарах, конкурсах, фестивалях, презентациях опыта работы и др. Также материалы, публикуемые в региональных, федеральных изданиях, на международном портале MAAM.RU. На стенде «Наши достижения» представлены Почетные Грамоты, Грамоты, Дипломы, свидетельства о публикациях, сертификаты и др. как педагогов, так и воспитанников ДОУ.

Стенд «Аттестация» содержит материалы по подготовке педагогов к предстоящей аттестации на категорию.

Опытные старшие воспитатели оказывают профессиональную помощь своим коллегам по работе, что сказывается на качестве их (педагогов) воспитательно-образовательной деятельности и квалификационных категориях.

В настоящее время в ДОУ 10 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, еще 11 воспитателей и специалистов аттестованы на I квалификационную категорию, 2 – повышают свой профессиональный уровень в Вузе, 2 – в Сузе.

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Презентация опыта работы ДОУ «Детский сад — территория здоровья» Организация здоровьесберегающей среды в санаторном ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией. В современных условиях реформирования системы.

Источник

Читайте также:  Что значит нераспространенное предложение 3 класс правило
Оцените статью