Что значит методический аспект
Этот аспект сводится к выбору методов и средств, необходимых при решении проблемы. В соответствии с таким пониманием можно говорить об описательном, эмпирическом и теоретическом, индуктивном и дедуктивном, сравнительном, аналитическом, синтетическом и других подобных подходах. К данному аспекту относятся также те методологические установки и принципы, которыми исследователь руководствуется в своей поисковой деятельности: принципы наблюдаемости, проверяемости, простоты, непротиворечивости, соответствия и др.
Заканчивая общую характеристику понятия подхода, обратим внимание читателя на то, что мы употребляем термин “подход” в широком и узком смыслах. В широком смысле под подходом понимается комплекс всех описанных выше аспектов. В узком смысле термин “подход” применяется к любому из аспектов, что соответствует практике употребления данного термина в научном сообществе.
Качество подхода состоит в том, способствует или нет, а если способствует, то в какой мере, избранный подход решению проблемы. В зависимости от характера качества подход может быть адекватным или неадекватным, неадекватным отчасти или полностью, т.е. ошибочным. Цель исследователя заключается, естественно, в нахождении адекватного подхода. Значение правильного решения этой задачи огромно, поскольку от этого зависит успех всей последующей длительной и очень часто весьма трудной работы. Это, как правило, понимают все ученые. Английский физик Джордж Томсон, рассказывая об особенностях работы своего знаменитого отца Джозефа Джона Томсона, писал, что тот “… был твердо убежден в важности правильного подхода к проблеме. Он называл это проще: взяться за нужный конец палки” [14] .
Адекватным является такой подход, в котором все аспекты способствуют успешной поисковой деятельности. Подход будет неадекватным, если какой-то из этих аспектов не помогает нахождению правильного решения. В частности, он окажется неадекватным, если его попытаются применить к явлениям качественно иного рода. Когда врачи конца XVIII в. начали изучать гипноз, то они не заметили своей вовлеченности в отношение с пациентом, не увидели сильного аффективного контакта, возникающего между участниками гипнотического сеанса. Это объясняется тем, что эти гипнотизеры подошли к изучению данного явления так, как подходили естествоиспытатели к изучению избранных ими явлений, т.е. старались смотреть на них бесстрастно, абстрагируясь от своего субъективного отношения к ним. Как пишут Шерток и де Соссюр, гипнотизеры занимали по отношению к больному позицию натуралиста, наблюдавшего за насекомым [15] .
Неадекватность подхода может быть обусловлена неверной трактовкой природы явления, что часто выражается в отнесении этого явления к чуждому ему классу. Так в Германии XIX века к такому психическому заболеванию, как истерия, подходили с позиций физиологии и анатомии. В XVIII веке настолько сильным было влияние механистического мировоззрения, что даже проблемы биологии решались с этих позиций. Так, например, шведский естествоиспытатель Карл Линней и немецкий ботаник Й.Г.Кельрейтер подходили с этими концептуальными установками к объяснению механизма наследственности — явления органической природы. Этот механизм представал в их трактовке в форме борьбы мужских и женских наследственных элементов, исход которой зависел от количества и силы этих элементов. Господствовавшая в науке система взглядов без каких-либо оснований распространялась на явления самой разной природы. Это весьма часто встречающийся в познании факт: с позиций представлений, относящихся к одному типу явлений, пытаются решать проблемы, касающиеся явлений совершенно иного рода, наделяя эти представления излишней общностью. Доминирование в сознании ученого какой-то определенной концептуальной системы становится причиной неадекватного подхода.
В других случаях фактором, толкающим исследователя к неадекватному подходу, оказывается осложненный способ заданности объекта исследователю. Этот объект предстает перед ним такими характеристиками, которые не являются существенными с точки зрения решаемой проблемы. Они затеняют собой действительно значимые и важные моменты. Вследствие этого исследователь ведет поиск в поле, в котором нельзя найти решение, надолго застревая в нем. Для избежания подобного тупика необходимо допускать возможность дезориентирующего воздействия заданных внешними условиями обстоятельств поиска, в случае затруднений не задерживаться в поле, навязанном этими условиями, и вовремя попробовать перейти к другому полю.
Нередко применяемый в процессе исследования подход оказывается ограниченным. Это, в частности, может быть вызвано тем, что исследователь в процессе поиска основывается на данных определенного рода, не используя сведения другого характера, которые, однако, могут быть существенными для решаемой проблемы. Поэтому, начиная работу с отобранным материалом, следует допускать возможность его недостаточности или несущественности и не стремиться преждевременно считать полученный на его основе результат окончательным. Подход будет ограниченным, когда исследователь ставит перед собой цель постичь все явление, при этом делая предметом исследования лишь какой-то его аспект, какой-то определенный вид или класс. Примером ограниченного подхода можно считать организмоцентрический подход в биологии, стремившийся подвести все живое под понятие “организм”, игнорируя тот факт, что помимо организмов в мире живого имеются и другие формы организации — суб- и супраорганизменные.
В свое время П.Б.Струве обратил внимание на ограниченный подход левой русской интеллигенции в понимании производства. Она рассматривала его лишь с точки зрения классовых интересов, а потому пришла к выработке деструктивного отношения к этому производству, тогда как нужно было не упускать из виду и общенациональную значимость его, ориентирующую на конструктивное отношение. П.Б.Струве писал: “Интеллигенция как таковая иногда по найму служит производству, но в общественном смысле она всегда рассматривала и рассматривает до сих пор этот процесс только под углом зрения “распределения” или “потребления”. Она остается не только чуждой, но, в сущности, враждебной его творческой, активной стороне, тому, что в нем есть “производство”, т.е. создание благ и приращение ценностей, питание и совершенствование хозяйства. Она должна понять, что производительный процесс есть не “ хищничество”, а творчество самых основ культуры… Развитие производительных сил страны должно быть понято и признано как национальный идеал и национальное служение” [16] .
Негативное влияние ограниченного подхода на поисковый процесс заключается в том, что он удлиняет путь исследования — сначала оно ведется по одному направлению, а затем, после обнаружения недостаточности этого подхода, по другому. При более основательном подходе поиск можно вести сразу, параллельно по нескольким направлениям. Это позволит избежать абсолютизации и гипертрофирования значения и роли какой-либо одной стороны или аспекта явления. Кроме того, такая позиция предохраняет исследователя от неверного отношения к результатам исследований на основе других подходов, к их неправомерному отрицанию. Более широкий и более глубокий подход позволяют также увидеть те грани и характеристики явления, которые оказываются невидимыми при ограниченном подходе, при ограниченных идейных и целевых установках.
Ограниченный подход при всех своих недостатках тем не менее дает определенные результаты, в частности, способствует довольно тщательному и скрупулезному изучению избранной стороны явления. Непродуктивным в полной мере является ошибочный подход, при котором дефектными оказываются все его аспекты. Неверная концептуальная установка превращается в шоры, которые мешают увидеть в явлении его действительно значимые свойства и признаки. Более того, такого характера установка побуждает ученых к неприятию какого-либо необычного явления, поскольку оно не укладывается в их представления. Мышление таких ученых работает стереотипно, шаблонно даже в неординарных познавательных ситуациях. Консервативность и инертность мышления — такие же неотъемлемые черты его, как креативность и динамизм. Американские специалисты по машинному программированию А.Ньюэлл и Г.Саймон заметили, что даже привычка читать текст слева направо влияет на процесс решения [17] . Творчески работающий ученый умеет искусно пользоваться указанными выше чертами мышления. Великолепным примером этого является Дж.К.Максвелл, который при построении теории электромагнитных явлений чрезвычайно искусно использовал механическую модель, от которой затем освободился как от совершенно чужеродной данным явлениям.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Методический аспект
Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается в возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках. [1]
Методический аспект предполагает преемственность в методах и формах обучения и воспитания. [2]
Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается в возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках. [3]
Методический аспект подразумевает способы оценки имущества, начисления амортизации и определения выручки, применяемые предприятием. [4]
Методические аспекты — это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее имущественного состояния. [5]
Последний методический аспект состоит в демонстрации роли выбора исследователем модели восприятия. Мы уже неоднократно отмечали, что такая модель стоит за каждым методом измерения и что социолог должен давать себе отчет в том, какова эта модель, если он хочет, чтобы осуществляемое им измерение действительно отражало какую бы то ни было реальность. [6]
Методический аспект кристаллизации развивается в двух направлениях. С одной стороны, это создание методов поиска новых тугоплавких монокристаллов широкого применения, для чего требуются технически простые кристаллизационные установки. [7]
Методический аспект обоснования нормы достаточно универсален. [8]
Методические аспекты тепловизионной диагностики ДТ и строительных сооружений весьма сходны. [9]
Методические аспекты определения полихлорированных дибензо-п-диоксинов и дибензофуранов в объектах окружающей среды. [10]
Методический аспект формирования системы норм и нормативов в обобщенном виде предусматривает [ 52, с. ИБО; совершенствование планирования, нормирования и экономического стимулирования, которые должны рассматриваться комплексно, как единый взаимосвязанный процесс интенсификации информационно-вычислительного производства. [11]
Проанализировав методический аспект учетной политики с позиции распределения стоимости, было бы логично исследовать ее организационную сторону с позиции распределения ответственности администрации и в наибольшей мере — учетных работников. [12]
Указанные выше методологические и методические аспекты , на наш взгляд, очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира. В любом случае этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь немалое значение для любой страны, в том числе, конечно, и для России. [13]
Это организационные и методические аспекты бухгалтерского учета , разработанные профессиональными международными организациями. [14]
Освещены основные методические аспекты сани-тарно-химического анализа атмосферного воздуха , почвы и воды водоемов. Описаны способы отбора проб, концентрирования и приготовления калибровочных смесей. Рассмотрены приборы и оборудование для определения малых количеств химических соединений в окружающей среде. Приведенные методики основаны преимущественно на использовании газовой хроматографии, атомной абсорбции и хромато-масс-спектрометрии. [15]
Источник
Методологические аспекты в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методология — это учение об организации теоретической и практической деятельности человека.
Общая характеристика методологических аспектов в педагогике
В настоящее время методологические аспекты современной педагогики различаются друг от друга представлениями о методах изменения и познания человека. Это обусловлено разнообразием мировоззренческих позиций относительно сущности человека, его деятельности и бытия.
Доказать истинность или ложность того или иного методологического аспекта практические не возможно, так как они все основаны не столько на объективно доказанных научных положениях и фактах, сколько на вере или неверии в человека и его сущность.
В современной мировой педагогической науке условно выделяют два основных концептуальных направления, каждый из которых имеет свои конкретные взгляды на природу человека, динамику развития и становления его личности.
Основные аксиоматические установки методологии педагогики:
- Первое направление, объединяющее в себе разнородные концепции, основанные на неверии в позитивный потенциал личности человека, возможности ее адекватного и продуктивного саморазвития.
- Второе направление, включает в себе также значительные различия, но при этом утверждает определенную веру в положительную сущность человека, возможность его самореализации и самоактуализации в процессе развития.
Данные аксиоматические установки определяют цели, задачи, методы, средства и т.п., педагогических, психологических и психотерапевтических «надстроек», направленных на достижение полноценного и всестороннего развития личности человека.
Классический психоанализ
Одни из радикальных аспектов методологии современной педагогики является классический психоанализ.
Классический психоанализ – это представление о человеческой сущности, ее несовершенстве, движущих силах поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными движущими силами поведения человека, в соответствии с идеями психоанализа, являются агрессивные и сексуальные инстинкты. Даже когнитивная активность личности человека (мышление, восприятие, воображение и т.п.), обусловлена его инстинктами.
Фундаментальной проблемой развития человека является адаптация человека к окружающему социуму, не превратив его при этом в невротика.
Таким образом, методологические аспекты педагогики, основанные на классическом психоанализе, заключаются в разработке деструктивных методов развития личности человека, его воспитании и обучении, преобразовании аморальной, эгоистической и агрессивной сторон, проявляющих на бессознательном уровне в социально полезные и приемлемые качества и формы поведения.
Главной целью психоаналитического аспекта методологии педагогики является формирование сублимированного человека, которому легко удается справиться с собственными страстями и желаниями, без вреда для психики.
Сублимированный человек способен самостоятельно выбрать профессию, полностью отвечающую его внутренним потребностям и являющуюся социальной значимой для окружающего общества.
В общем, методологические аспекты педагогики, построенные на аспектах психоанализа, рассматривают воспитательное воздействие на личность, прежде всего, как средство её успешной социализации и стабилизации возможных непредсказуемых деструктивных изменений.
Экзистенциальный и гуманистический подходы
Противоположным психоанализу аспектам, являются аспекты экзистенциального и гуманистического подхода к методологии педагогики и целей педагогической работы.
Экзистенциальные и гуманистические аспекты в методологии педагогики направлены на создание условий, которые будут способствовать актуализации личности и её позитивному развитию.
Основная цель экзистенциально-гуманистических систем – свободное развитие и саморазвитие человека, формирование у него ответственности и самоактуализации, с целью полноценного функционирования.
В настоящее время гуманистические аспекты в области педагогики становятся все более актуальными и востребованными. Именно гуманистический подход к воспитанию и образованию провозглашается ведущей методологической основой современной отечественной педагогики.
Приоритетным направлением в теории, практики и методологии педагогики является гуманизация образования.
Под гуманизацией понимается ориентирование на личность учащегося, обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, переход от авторитарного стиля взаимодействия к демократическому.
Гуманистические аспекты в педагогике предусматривают соблюдение ряда требований:
- предъявление к воспитанникам посильных требований;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка;
- обязательное ознакомление ребенка с целями его воспитания и обучения;
- ненасильственное формирование личностных качеств, которые являются востребованными в рамках современного общества;
- отказ от физических и психических наказаний (унижений) воспитанников.
Большинство указанных требований уже сами по себе являются аспектами успешности реализуемого педагогического процесса.
Однако, реальная гуманизация системы образования, не сводится только лишь к изменению содержания обучения и воспитания, стиля педагогического общения и взаимодействия, важно внедрить ведущие аспекты гуманизации и в методологическую основу педагогики.
Гуманизация методологии педагогики предусматривает разработку и внедрение таких форм, методов, средств и приемов воспитания и обучения, которые способны обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка. Под индивидуальностью ребенка понимаются познавательные интересы, личностные качества, заинтересованность в получении новых знаний, направленность на самовоспитание и самообразование.
Источник