Что значит метапредметные компетенции

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;
  • исследовательские;
  • проектировочные;
  • сценирующие;
  • моделирующие;
  • конструирующие;
  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
Читайте также:  Что значит по английскому bye

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи.

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Содержание и структура метапредметных компетенций

Дата публикации: 28.12.2020 2020-12-28

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Черепкова, О. О. Содержание и структура метапредметных компетенций / О. О. Черепкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 441-444. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77182/ (дата обращения: 21.12.2021).

Особенностью современного инженерного образования является ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании характеризуется тем, что объединяет интеллектуально-познавательную и практическую составляющие образовательного процесса. В рамках данного подхода образовательный процесс нацелен на результат и содержит достаточно большое число умений и знаний. Результатом образования при данном подходе является стремление к повышению уровня и качества профессиональных знаний, способность к самостоятельному определению направления профессиональной деятельности. Кроме того, значимым является способность подтвердить тот уровень знаний и навыков, что указан в документе об образовании, с реальным их уровнем.

С компетентностным подходом в образовании связан метапредметный подход. Метапредметный подход в образовании способствует тому, что образование в высшем учебном заведении обеспечивает личностное, общекультурное и познавательное развитие студентов при том, что у студентов сформируется целостное представление об окружающем мире, и они будут способны самостоятельно учиться [6, с. 122]. Данная особенность метапредметного подхода способствует тому, что преодолевается разобщенность научных дисциплин и учебных курсов, разобщенность отдельных сфер обучения. Метапредметный подход существенно расширяет традиционные образовательные технологии, что делает возможным для студента сознательно развивать собственное мышление посредством анализа и синтеза информации, целеполагания, оценки разультатов деятельности.

Исходя из сути компетентностного и метапредметного подхода, можно сформулировать понятие метапредметных компетенций. Так, в соответствии с концепцией В. И. Колмаковой, метапредметные компетенции обучающихся можно рассматривать как «систему универсальных учебных действий, позволяющих продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи» [4]. Видно, что данное понимание метапредметных компетенций исходит из сущности и содержания компетентностного подхода. Иное определение метапредметным компетенциям дает А. В. Грешилова, которая под метапредметными компетенциями понимает «единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта, проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности» [2].

Таким образом, под метапредметными компетенциями можно понимать единую систему знаний, умений и практического опыта, которую можно использовать в межпредметной и профессиональной деятельности и продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Метапредметные компетенции — это именно то, что объединяет все учебные дисциплины и профессиональную деятельность.

Рассматривая метапредметные компетенции как систему, можно выделить взаимосвязанные структурные компоненты, а именно мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и рефлексивный. Дадим им характеристику.

Мотивационный компонент метапредметных компетенций является совокупностью ценностных ориентаций и мотивов выполнения учебной и будущей профессиональной деятельности [9]. Именно данный компонент отражает осознание студентом инженерных специальностей осознание социальной значимости своей будущей профессии. Данный компонент представлен личностными, профессиональными и познавательными мотивами.

Мотивационный компонент метапредметных компетенций показывает наличие или отсутствие у студента мотивации к взаимодействию между субъектами образовательного процесса, способность формулировать собственные мысли и идеи относительно учебных проблем и будущей профессиональной деятельности и соотносить их с жизненными целями, уменпие пренимать решение и осуществлять деятельность с учетом собственных потребностей, целей и ценностей.

Для преподавателя важно актуализировать используемые способы действий, показать возможности их применения в различных областях, практической жизни или трудовой деятельности, обращать особое внимание на межпредметные связи. Акцентировать внимание на конкретных метапредметных компетенциях, формируемых посредством изучения той или иной дисциплины, поскольку для студента технических специальностей не всегда является очевидным практическая польза получения тех или иных навыков в процессе изучения дисциплин, например, предметов гуманитарного цикла, таких как философия, культурология, этика [1, с. 177].

Интеллектуальный компонент метапредметных компетенций представлен наличием знаний, необходимых для осуществления учебной и будущей профессиональной деятельности. Данный компонент предполагает понимание сути и значения учебного процесса. И значение применительно к метапредметным компетенциям имеет не столько сами теоретические знания, сколько методы их получения и эффективность их усвоения и дальнейшего применения. Так как составляющие интеллектуального компонента важны умения интерпретировать и структурировать информацию, выделять главные и второстепенные элементы, выделять связи и отношения между различными фактами, понятиями. Кроме того, частью данного компонента является умение к самостоятельному написанию доклада, реферата, эссе, готовить презентацию, делать выводы, а также преобразовывать текстовую информацию в табличную или схематичную форму.

Интеллектуальный компонент метапредметных компетенций выступает в качестве содержательной основы. В данный компонент входят не только умения, но и знания из области межличностных взаимоотношений, а также смыслы, личностные характеристики, образующие профессиональный потенциал человека. Данный компонент характеризует студента как личность, компетентную в решении учебных и профессиональных задач на основе их понимания, изучения, умения делать практические шаги в их решении.

Деятельностный компонент метапредметных компетенций определяет способность студента наиболее эффективно использовать имеющиеся умения при осуществлении практической деятельности. Этот компонент представляет содержательное наполнение учебной и профессиональной деятельности. Данный компонент актуализируется в деятельностном аспекте метапредметных компетенциий, который отражает процессы нахождения, отбора, переработки информации в ходе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов, а также последующее ее сохранение и передачу; включает моделирование, разработку вариантов использования информации и прогнозирование их последствий.

Деятельностный компонент проявляется как в предметной деятельности (письменное и устное общение, владение информационными технологиями, способность принимать решение) и в надпредметной деятельности (деловые умения, способность извлекать пользу из опыта, организовывать свою занятость, умение работать в группе и быть частью команды и т. д.). Деятельностный компонент — это именно та составляющая метапредметных компетенций, которая предполагает эффективное использование имеющихся знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Рефлексивный компонент метапредметных компетенций отражает умение анализировать и оценивать результаты собственных достижений в учебной и будущей профессиональной деятельности. Рефлексивный компонент предполагает способность студента оценивать собственные успехи и неудачи, а также отношение к себе и окружающим, он включает в себя самоконтроль, удовлетворенность собственной коммуникативной деятельностью, рефлексию результатов такой деятельности, удовлетворение от работы с информацией, взаимодействие при передаче информации. Данный компонент включает самооценку, самоконтроль, ответственность за собственную коммуникативную деятельность, понимание себя, своих целей и направление самореализации в профессиональной деятельности. Данный компонент отвечает за дальнейшее творческое, личностное и профессиональное саморазвитие, достижение максимальной результативности. Данный компонент развивается с изменением самооценки и самоотношения. В данном случае самооценка понимается как способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности: человек характеризуется не только тем, что он делает, но и как он это делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.

В контексте метапредметной компетенции знание приобретает значимость, если оно оказывается рефлексивным, то есть, когда оно позволяет выявлять перспективы саморазвития исследуемых явлений в зависимости от характера взаимодействия с ними саморазвивающегося субъекта исследования.

Итак, метапредметные компетенции студента это интегративное, профессионально-значимое качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией к успешному интеллектуальному взаимодействию в рамках обучения и практической деятельности, владением навыками профессиональной коммуникации и готовностью применять полученные в вузе знания и умения в профессиональной деятельности. Метапредметные компетенции являются сложной структурой, которая включает мотивационнный, интеллектуальный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

1 Быкова, А. А. Формирование метапредметных компетенций у студентов технических специальностей / А. А. Быкова, Д. Ю. Коноплева, О. М. Киселев // современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 12. — С. 184–187.

2 Грешилова, А. В. Содержание метапредметных компетенций студентов среднего профессионального образования / А. В. Грешилова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — 2014. — № 1(13).

3 Давыдова, Г. А. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза / Г. А. Давыдова. — Москва, 2009. — 185 с.

4 Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся / В. И. Колмакова. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie- metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.htm

5 Носков, С. А. Анализ подходов к формированию междисциплинарных связей в современной системе высшего образования / С. А. Носков, Т. М. Плеханова // Самарский государственный технический университет. — 2017. — № 9. –С. 121–125.

6 Стеценко, Н. В. Метапредметный подход в высших учебных заведениях / Н. В. Стеценко, В. В. Коренева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2013. — № 2 (6). — С. 121–123.

7 Тимощук, Н. А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании метапредметных компетенций будущих инженеров / Н. А. Тимощук // Известия Самарского научного центра российской академии наук. — 2017. — № 6. — С. 54–60.

8 Тимощук, Н. А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета / Н. А. Тимощук // Вестник Самарского государственного технического университета. — 2015. — № 3. — С. 233–241.

9 Фокина, О. С. Общепедагогическая модель формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза / О. С. Фокина. — Томск, 2018. –227 с.

Источник

Оцените статью