О развитии местного содержания в товарах
Как часто мы встречаем на маркировке обозначение «Сделано в Казахстане»? Сколько казахстанского сырья было использовано при изготовлении той же шариковой ручки, которой мы пользуемся ежедневно? Почему отечественные товары зачастую дороже импортных? И почему мы отдаём предпочтение заграничным брэндам, а местные игнорируем? И есть ли у нас в Казахстане свой брэнд, свой национальный продукт? В данной статье мы рассмотрим текущую ситуацию в вопросах регулирования местного содержания в продуктах, узнаем какие шаги предприняло государство и что ещё предстоит сделать.
How often do we see the sign «Made in Kazakhstan» on labels? How much of Kazakhstani raw materials were used to manufacture the ballpoint pen that we use every day? Why are domestic goods often more expensive than imported? Why do we prefer foreign brands while ignoring local ones? Do we have our own brand in Kazakhstan, own national product? In this article, we will examine the current situation in the regulation of local content in the products and learn about steps taken by the government as well as the things that have to be done.
Часть 1. О Программе развития казахстанского содержания
По оценке ведущих ученых, Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов [1]. Следует добавить, что наша страна обладает положительным инвестиционным климатом и выгодным географическим расположением. Казалось бы, богатые ресурсы и транзитный потенциал должны были обеспечить огромный прирост в экономике, содействовать наращиванию производственных мощностей и обилию отечественных товаров на рынке. Однако экспорт страны, состоящий в основном из сырья, низкая доля отрасли машиностроения (всего 3,2 %), являющегося базисом индустриального развития, нехватка высококвалифицированных кадров и низкая инновационная активность предприятий (4%) являются главными подводными камнями в реализации государственной политики по развитию казахстанского содержания.
Сам термин «местное содержание» был впервые введён в Законе Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и означает «совокупную суммарную долю стоимости местного содержания в товарах, используемых при выполнении работы, в цене договора и (или) оплаты труда работников, являющихся гражданами Республики Казахстан, в фонде оплаты труда производителя работы (услуги) по договору на выполнение работы или оказание услуги, за вычетом стоимости товаров, используемых при выполнении работы, и цен договоров субподрядов» [2]. Наряду с данным термином тут же вводятся такие понятия как казахстанский производитель, местное содержание в кадрах.
Позднее по Постановлению Правительства, создается Программа по развитию казахстанского содержания в РК на 2010-2014 гг. (далее — Программа), нацеленное, в основном, на добывающую промышленность. Согласно концепции Программы, добывающая промышленность может стать потребителем товаров и услуг предприятий других секторов экономики, тем самым обеспечив устойчивое развитие и модернизацию экономики, а также социальное благополучие граждан Казахстана. Оно и понятно: объёмы закупа только в сфере недропользования составляет 30 млрд долларов!
Как показывает международный опыт, в частности таких стран как США, Бразилия, Малайзия, Норвегия государственное регулирование хозяйственных отношений и государственная политика обеспечивающая поддержку развития отечественного производства может принести положительные экономические результаты. Например, благодаря предпринятым мерам бразильского правительства в период с 2003 по 2008 гг. доля местного содержания выросла с 57% до 75%, в экономику страны было вложено свыше 9 млрд долларов США, было создано около полумиллиона новых рабочих мест. Доля местного содержания в Норвегии составляет 60-80%, государство контролирует 50% во всех углеводородных проектах и получает доступ к знаниям своих партнёром, что сделало её страной с высоким уровнем жизни. В то время как в Казахстане, согласно той же Программе, объёмы закупок в сфере недропользования должно достичь к 2014 году мизерных 16 % (!); финансирование заложено в республиканском бюджете и составляет 2 845,6 млн. тенге. С услугами и персоналом дела обстоят лучше, здесь наблюдаются стабильные 80 %, посему именно товары остаются узким местом, доля отечественных товаров в закупках невысока. Были внесены соответствующие поправки в законодательство, предусматривающее наказание за несоблюдение процедуры закупа. Количество нарушений, судя по официальным данным, снизилось в период с 2010 до текущего до с 22,9% до 5%.
Расчёт казахстанского содержания в товарах, работе и услугах проводится по единой методике утверждённой Постановлением Правительства № 964 от 20 сентября 2010 г. Данная методика позволяет осуществлять достоверный мониторинг в закупках недропользователей и других заказчиков. Для того, чтобы получить условную 20% скидку при участии в конкурсах, производитель должен получить сертификат казахстанского происхождения CT-KZ, где и указывается реальное процентное соотношение местного содержания в товаре [4]. Процедура получения данного сертификата довольно проста и, главное, бесплатна. Сертификат выдаётся Комитетом по техническому регулированию и метрологии сроком на один год.
Процесс реализации Программы является сложным, долгосрочным и поэтапным. Данная стратегия государства охватывает все отрасли промышленности. Были достигнуты соглашения по пересмотру договоров с нефтедобывающими компаниями об увеличении доли государственного участия, увеличения числа казахстанского персонала в высшем и среднем звене управления вплоть до 90%, что свидетельствует о успешных шагах в реализации Программы. Однако вопросы о крупных месторождениях как, например, карачаганакский, остаётся тайной [5]. Не забыли и про космическое пространство. Ещё на прошлой неделе, а именно 3 декабря 2013 года, заместитель председателя Национального космического агентства Республики Казахстан Мейрбек Молдабеков сообщил о том, что создаётся сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов, который символизирует собой создание космического производства в Казахстане. По его словам, комплекс после сдачи в эксплуатацию в 2015 году позволит обеспечить казахстанское содержание производства спутников на 55%. Из которых 10% — сборка испытаний, 30% — проектирование и 10% — изготовление комплектующих [3]. Далеки помысли наших управителей, однако не стоит упускать из виду слабые стороны реализации государственной политики.
Несмотря на создание сайта АО «Национального агентства по развитию казахстанского содержания» (http://www.nadloc.kz) и его ветки (http://www.ks.gov.kz), количество зарегистрированных производителей крайне мало, низкий рейтинг посещаемости свидетельствует о недостаточной информированности потенциальных покупателей. Ресурсы обладают не лучшим интерфейсом и неудобной навигацией, невооруженным глазом заметно, что к созданию сайтов отнеслись, мягко говоря, несерьёзно.
Вмешательство государства в процедуру закупа вызывает недовольство со стороны зарубежных партнёров. Они ссылаются на отсутствие необходимого оборудования и товаров, а имеющиеся на отечественном рынке не соответствуют требованиям безопасности. Дефицит кадров по соответствующим специальностям только усугубляют положение. И здесь трудно возразить. В преддверие интеграции Казахстана в ВТО, действия государства могут расцениваться как давление на свободную конкуренцию, что, естественно, может отпугнуть потенциальных инвесторов. Нужно понимать, что любая интеграция, будь то по экономическим, геополитическим и иным соображениям, это игра по чужим правилам. Правительство должно умело лавировать между двумя силами, своими интересами и интересами партнёров, не ущемляя права ни своих, ни чужих. Или не вступать в подобные международные организации…
Действительно, государство разработало программу, четко ограничило круг задач, наметило верную цель. В первоочередном порядке урегулировать сферу добычи природных ресурсов было разумным решением, однако увеличивать долю местного содержания в данной сфере только для того, чтобы продать сырьё иностранным государствам, выглядит по меньшей мере нелепо. Производство продуктов питания, одежды, лекарств местного содержания для благополучия и здоровья наших граждан – вот она истинная первоочередная задача! О каких высокотехнологичных установках и освоении космоса может идти речь, когда даже товары первой необходимости население вынуждено покупать импортное? Зачастую можно наблюдать картину, когда качественный местный продукт не покупают из-за высокой стоимости, отдавая предпочтение более доступному аналогу.
Отвечая на данный вопрос, хотелось бы повторить написанное выше. Реализация Программы требует комплексного подхода, слаженной работы всех государственных органов. Высокая стоимость обуславливается: несовершенной льготной системой налогообложения, высокими ставками по кредитованию (вызванная олигополией в банковском секторе), высокой стоимостью аренды помещений и коммунальных услуг, произволом со стороны регулирующих органов (СЭС, противопожарный комитет, профсоюз и др.), что вынуждает предпринимателя либо увеличивать цену на товар, либо закрывать свой бизнес. Огромный неконтролируемый поток импортных товаров создал обстановку жесткой конкуренции; при подобных условиях труда, отпадает всякое желание создавать производство.
Часть 2. Как поступить после полной реализации Программы?
Допустим, что местным производителям удалось наладить технологию, собрать высококвалифицированный коллектив специалистов и создать привлекательный по цене качественный продукт. Как привлечь потенциального покупателя? Ответ прост. Нужно заявить о себе, создать брэнд. Не следует путать понятия брэнда и торговой марки. По мнению опытных маркетологов, брэнд, в первую очередь, ассоциируется с положительными эмоциями. Ассоциируется ли у вас АО «Казахтелеком» с высокой и стабильной скоростью Интернет-соединения, дружелюбным (и круглосуточным) сервисным обслуживанием, гибкой системой скидок и поощрения постоянных клиентов? Конечно, нет. А компания BMW с надёжными и представительными автомобилями? Думаю, да. Брэнд – это, прежде всего, стиль жизни. Любимый брэнд управляет умами людей и привязывает к себе на всю жизнь.
А с чем ассоциируется брэнд «Казахстан»? Да, Казахстан это брэнд и его стоимость на данный момент составляет 87 млрд. долларов. Для сравнения брэнд «Россия» оценивается в 1 трлн. 58 млрд. долларов [6], а компании Apple, производящей электронику и ПО — в 104,3 млрд долларов [7]. Конечно, данное сравнение некорректно, но только вдумайтесь: имя целого государства с огромными запасами природных ресурсов и почти 17 миллионным населением действует на потребителя меньше, чем имя производителя электроники! И конечно, произнося Apple мы представляем Америку. А какой продукт будет ассоциироваться с Казахстаном? Становится понятным, что в стране пока не существует сильного и широко узнаваемого брэнда.
Очевидно, что данный продукт должен быть 100% «нашим» (с максимальной долей местного содержания), отражать самобытность казахстанской культуры и являться гордостью инженерной (дизайнерской) мысли страны. Здесь не зря вводится понятие дизайна, т.к. в условиях жесткой конкуренции, дизайн является важным инструментом для компании-производителя. «И продукт, и бренд, и стратегия – все это уникальным образом становится восприимчивым только с помощью дизайна» [8].
Как отмечалось выше, в стране наблюдается низкая инновационная активность предприятий, следовательно государству необходимо обратить внимание на данную проблему. Новые идеи нужно поощрять, оказывать в их реализации посильную помощь. Должны создаваться новые специальности в ВУЗах, печататься труды по новым для Казахстана методам ведения бизнеса и торговли. В современном мире промедление сродни краху, своевременная адаптация под условия международной политики позволит уцелеть и набрать мощь государству.
Источник
Местное содержание в закупках РК
Отечественным производителям и поставщикам уделяется особое внимание в законодательстве РК. При участии в тендерах на многих площадках статус казахстанского товаропроизводителя позволяет получить условные скидки.
Понятие “местное содержание” в законодательстве также было введено с целью поддержки отечественного производства.
Местное содержание — это процентное содержание от общей стоимости товаров, работ и услуг (ТРУ) поставщика стоимости ТРУ местного происхождения (с учетом договоров на субподряд), а также доля фонда оплаты труда казахстанских кадров, задействованного в исполнении договора (работы и услуги), от его общего количества.
Расчет местного содержания в закупках
После полного исполнения обязательств по договору поставщик помимо актов приема-передачи товаров, выполненных работ или оказанных услуг должен направить заказчику отчет о местном содержании в ТРУ по определенным правилами площадки формам.
На портале государственных закупок, площадках Самрук-Казына и MITWORK данный отчет формируется в электронном виде (с подписью ЭЦП). А на портале NADLoC предоставляется на бумажном носителе. При этом в электронном виде на площадках расчет производится автоматически после заполнения необходимых данных.
Существует единая методика, по которой организации рассчитывают местное содержание при закупках ТРУ.
Цели проведения расчета местного содержания:
- мониторинг, контроль соблюдения обязательств по закупкам в части местного содержания;
- определение степени вовлеченности отечественных предприятий в поставки ТРУ;
- оценка уровня конкурентоспособности отечественной промышленности.
Формула расчета местного содержания
Товары
Если на поставляемый товар отсутствует сертификат CT-KZ, доля местного содержания будет равна 0. Если сертификат в наличии, доля местного содержания будет равной указанной в сертификате.
Важно понимать, что на некоторых площадках нет возможности использовать сертификаты CT-KZ других компаний. Например, если на портале государственных закупок при составлении отчета о местном содержании выбрать страну происхождения Казахстан, система даст выбрать только сертификат CT-KZ, оформленный на ваш БИН/ИИН — сертификаты других компаний выбрать не получится, а это поле является обязательным. Таким образом, вы не можете выбрать страну Казахстан, так как сформировать такой отчет не удастся. Единственным выходом в данной ситуации является выбор другой страны либо «Неуказанные территории», соответственно местное содержание будет равно 0.
Расчет местного содержания (МСТ) в договоре на поставку товаров производят по следующей формуле:
n | общее количество наименований товаров, поставляемых поставщиком |
i | порядковый номер товара, поставляемого поставщиком |
СТi | стоимость i-ого товара |
Мi | доля местного содержания в товаре, указанная в сертификате о происхождении товара формы СТ-КZ (в случае отсутствия, если иное не установлено пунктом 9 Единой методики, Мi = 0) |
S | общая стоимость договора |
Примеры расчета
Пример 1 — один вид товара
Договор на поставку конструкций ограждающих, металлических.
Количество товара — 3 штуки, на сумму 728 417.00У поставщика в наличии сертификат CT-KZ, в котором доля местного содержания на товар составляет 51%.
Знак суммы — данная часть формулы нужна, когда в закупке есть несколько видов товара с разной долей местного содержания по CT-KZ. В нашем примере поставляется один вид товара, поэтому эту часть формулы можно проигнорировать.
Итоговый расчет будет выглядеть следующим образом:
Mi — это процентная величина, чтобы преобразовать ее в число, нужно разделить на 100.
Подставляем значения в формулу:
Пример 2 — несколько разных товаров
1 лот:
3 единицы одинакового товара с долей местного содержания по CT-KZ равной 41, их общая стоимость равна 355 200.
2 лот:
2 единицы одинакового товара с долей местного содержания по СТ-KZ равной 35, их общая стоимость равна 855 000.
Общая сумма договора — 1 210 200.
Так как в расчете участвует несколько видов товаров с различной долей местного содержания, необходимо применять сумму:
Как это рассчитывается?
Мы делаем расчет для каждого товара по формуле (CTi x Mi), а потом складываем все полученные значения (суммируем).
Рассчитаем значение для первого товара:
355 200 × 0,41 = 145 632
И для второго товара:
855 000 × 0,35 = 299 250
Суммируем оба значения: 145 632 + 299 250 = 444 882
Полученное значение подставляем в формулу вместо выражения:
Работы и услуги
Расчет местного содержания в договоре на выполнение работы/оказание услуги (МСр/у) производят по следующей формуле:
m | общее количество j-ых договоров, включая договор между заказчиком и подрядчиком, договоры между подрядчиком и субподрядчиками |
j | порядковый номер договора |
СДj | стоимость j-ого договора |
СТj | суммарная стоимость товаров, закупленных поставщиком или субподрядчиком в целях исполнения j-ого договора |
ССДj | суммарная стоимость договоров субподряда, заключенных в целях исполнения j-ого договора |
Rj* | доля фонда оплаты труда казахстанских кадров в общем фонде оплаты труда работников поставщика или субподрядчика, выполняющего j-ый договор |
n | общее количество наименований товаров, закупленных поставщиком или субподрядчиком в целях исполнения j-ого договора |
i | порядковый номер товара, закупленного поставщиком или субподрядчиком в целях исполнения j-ого договора |
СТi | стоимость i-ого товара |
Мi | доля местного содержания в товаре, указанная в сертификате о происхождении товара формы СТ-КZ (в случае отсутствия, если иное не установлено пунктом 9 Единой методики, Мi = 0) |
S | общая стоимость договора |
ФОТРК — фонд оплаты труда казахстанских кадров поставщика или субподрядчика, выполняющего j-ый договор, за период действия j-го договора;
ФОТ — общий фонд оплаты труда работников поставщика или субподрядчика, выполняющего j-ый договор, за период действия j-го договора.
Примеры расчета
Пример 1 — с нерезидентами
Для начала распишем все, что нам нужно для расчета, так будет проще подставлять данные в формулу:
- договор на услуги перевода;
- стоимость договора: 1 200 000;
- фонд оплаты труда в рамках договора: 850 000;
- для исполнения договора задействовано 5 сотрудников;
- резидентов: 4;
- нерезидентов: 1;
- при этом фонд оплаты труда резидентов составляет 700 000;
- субподрядчики: не привлекаются;
- товары для исполнения договора: не закупаются.
С суммой мы уже научились работать, поэтому разобьем формулу на составляющие. Оставим часть формулы, отвечающую за расчет по каждому договору, заключенному для выполнения работ/оказания услуг. Если договоров несколько, делаем расчет по формуле ниже для каждого такого договора, результаты суммируем.
В нашем случае заключен только один договор — непосредственно между поставщиком и заказчиком.
Разобьем формулу на еще более мелкие составляющие:
Источник