- О личной медицинской книжке, о предварительных и периодических медицинских осмотрах
- О личной медицинской книжке, о предварительных и периодических медицинских осмотрах
- С 1 января 2012 года Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. По сравнению с ранее действующими документами, регулирующими прохождение медосмотров, в приказе уточнен и расширен перечень вредных факторов, детализирован порядок проведения осмотров.
- Роспотребнадзор
- Роспотребнадзор
- Алгоритм проведения проверок лиц, осуществляющих стоматологическую деятельность — RSS
- Алгоритм проведения проверок лиц, осуществляющих стоматологическую деятельность
- Алгоритм проведения проверок лиц, осуществляющих стоматологическую деятельность
О личной медицинской книжке, о предварительных и периодических медицинских осмотрах
О личной медицинской книжке, о предварительных и периодических медицинских осмотрах
Личная медицинская книжка— это нормативный документ, внешний вид и содержание которого регламентируется приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», позволяющий, с точки зрения санитарно-эпидемиологических правил Российской Федерации, работать в организациях с определенными сферами деятельности (общественное питание, бытовое и медицинское обслуживание, обучение и воспитание детей и др.).
Вышеупомянутым приказом установлено, что личные медицинские книжки выдаются центрами гигиены и эпидемиологии (ФБУЗ).
Перечень работ, для которых необходима личная медицинская книжка:
- Работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта.
- Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
- Работы, выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам (обследованиям).
- Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных.
- Работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.).
- Работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях.
- Работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха, а также социальных приютах и домах престарелых.
- Работы в организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских).
- Работы в бассейнах, а также водолечебницах
- Работы в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), в должности стюардессы.
- Работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств.
- Работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей.
- Работы, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов.
С 1 января 2012 года Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. По сравнению с ранее действующими документами, регулирующими прохождение медосмотров, в приказе уточнен и расширен перечень вредных факторов, детализирован порядок проведения осмотров.
Основными отличиями нового порядка проведения медицинских осмотров, на которые руководителям предприятий (организаций) и лечебно-профилактических учреждений необходимо обратить внимание, являются:
- контингент работников, подлежащих медицинскому осмотру, разрабатывается самостоятельно предприятием (организацией), утверждается, без согласования с каким-либо ведомством, работодателем и в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- изменена частота проведения периодических медицинских осмотров, если ранее осмотры можно было проводить не реже одного раза в два года, то с 1 января 2012 года кратность проведения четко регламентируется Приказом;
- изменен перечень лиц, которые должны проходить осмотры на базе центров профпатологии (и других медицинских организациях к ним приравненным), а именно к данной категории отнесены участники аварийных ситуаций, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением (ПДК) (ПДУ), работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией;
- для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу представляет, результаты психиатрического освидетельствования (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- проведение периодического медицинского осмотра возможно исключительно при наличии направления, выданного работнику работодателем;
- при проведении осмотра дополнительно введено обязательное оформление лечебно-профилактическим учреждением паспорта здоровья работника;
- введено обязательное участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров для всех категорий обследуемых;
- в ходе осмотра женщин в возрасте старше 40 лет, 1 раз в 2 года, обязательным является проведение маммографии или УЗИ молочных желез;
- значительно расширена форма заключительного акта по результатам медицинских осмотров, который должен храниться в медицинской организации 50 лет.
В целях осуществления постоянного контроля за состоянием здоровья работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, впервые введен паспорт здоровья работника, утверждены структуры форм документов, необходимых для прохождения медицинских осмотров — направления на медицинский осмотр, медицинского заключение о результатах прохождения медицинского осмотра, паспорта здоровья работника, заключительного акта и т.д.
Изменен порядок и кратность прохождения медицинских осмотров работников предприятий пищевой промышленности, баз и складов продовольственных товаров, организаций общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков, в том числе на транспорте :
- дерматовенеролог — при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год;оториноларинголог — при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год;
- стоматолог — при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год;
- инфекционист (по рекомендации врачей-специалистов, участвующих в предварительных и периодических медицинских осмотрах) — при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год;
- рентгенография грудной клетки — при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год;
- исследование крови на сифилис — при поступлении на работу, в дальнейшем 1 раз в год;
- исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций — при поступлении на работу, в дальнейшем по эпидпоказаниям;
- серологическое обследование на брюшной тиф — при поступлении на работу, в дальнейшем по эпидпоказаниям;
- исследования на гельминтозы — при поступлении на работу, в дальнейшем не реже 1 раза в год, либо по эпидпоказаниям;
- мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка — при поступлении на работу, в дальнейшем по медицинским и эпидпоказаниям.
Согласно приказу изменился порядок и кратность прохождения медицинских осмотров и по другим контингентам работников, подлежащих медицинскому осмотру:
- Медицинский персонал ЛПУ, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений) и поликлиник, отделений (п. 17 приложения № 2);
- Работники образовательных организаций всех типов и видов, а также детских организаций, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.) (п. 18 приложения № 2);
- Работники детских и подростковых сезонных оздоровительных организаций (п. 19 приложения № 2);
- Работники дошкольных образовательных организаций, домов ребенка, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций интернатного типа, оздоровительных образовательных организаций, в т.ч. санаторного типа, детских санаториев, круглогодичных лагерей отдыха, а также социальных приютов и домов престарелых (п. 20 приложения № 2);
- Работники организаций бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских) (п. 21 приложения № 2);
- Работники бассейнов и водолечебниц (п. 22 приложения № 2);
- Работники гостиниц, общежитий, пассажирских вагонов (проводники), стюардессы (п. 23 приложения № 2);
- Работники организаций медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств (п. 24 приложения № 2);
- Работники водопроводных сооружений, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей (п. 25 приложения № 2);
- Работники, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов (п. 26 приложения № 2)
Источник
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Алгоритм проведения проверок лиц, осуществляющих стоматологическую деятельность — RSS
Алгоритм проведения проверок лиц, осуществляющих стоматологическую деятельность
Алгоритм проведения проверок лиц, осуществляющих стоматологическую деятельность
Несмотря на достижения в здравоохранении, проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) остается одной из острых в современных условиях, приобретая все большую медицинскую и социальную значимость. Существующая в настоящее время сложная эпидемиологическая ситуация обосновывает повышенное внимание к профилактике инфекционных заболеваний и рост требований к качеству дезинфекционных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекций на объектах окружающей среды, являющихся факторами их передачи.
Увеличение количества стоматологических учреждений поликлинического профиля и связанное с этим большое количество медицинского персонала и больных обусловливает увеличение частоты контактов между ними, возможность микробной обсемененности воздушной среды, поверхностей оборудования, инструментария и рук персонала. В условиях амбулаторно-поликлинического приема стоматологических пациентов, когда непрерывно идет большой поток больных, возникают две проблемы: риск перекрестного инфицирования пациентов, риск профессионального заражения медицинских работников, оказывающих стоматологическую помощь. Наблюдающийся в России рост заболеваемости гепатитом В, С, ВИЧ-инфекцией и т.д. среди населения, повышает риск инфицирования пациентов и профессионального заражения медработников. Поэтому в стоматологических учреждениях особое значение имеет профилактика внутрибольничных инфекций на всех этапах оказания медицинской помощи.
Комплексный подход к проблеме внутрибольничных инфекций позволяет своевременно выявить факторы риска и проводить адекватные профилактические и противоэпидемические мероприятия. Появление антибиотико-резистентных микроорганизмов, а так же микроорганизмов, устойчивых к воздействию дезинфектантов, усугубляет проблему борьбы с внутрибольничными инфекциями в стоматологии и диктует необходимость разработки и внедрения новых эффективных методов дезинфекции и стерилизации.
Основными направлениями дезинфекционных мероприятий в стоматологической практике являются:
1. дезинфекция поверхностей;
2. дезинфекция изделий медицинского назначения;
3. дезинфекция рук медицинского персонала;
4. дезинфекция воздуха;
5. дезинфекция отходов.
Многообразие стоматологического инструментария, оборудования, наличие в них деталей из полимерных и других синтетических материалов, труднодоступность отдельных узлов и поверхностей для обработки значительно усложняют выбор оптимального метода дезинфекции и стерилизации.
Требования к проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в стоматологических организациях регламентированы главой VСанПиН 2.1.3.2630 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и предполагают:
— дезинфекцию поверхностей, находящихся в зоне лечения (столик для инструментов, клавиатура, воздушный пистолет, светильник и т.д.) проводят после каждого пациента;
— один раз в неделю в операционном блоке, хирургическом кабинете, стерилизационной (автоклавной) проводят генеральную уборку помещений;
— результаты контроля фиксируют в журнале.
Для дезинфекции изделий медицинской техники и медицинского назначения применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам – между вирусами или грибами рода Кандида.
Стерилизации подвергают все инструменты и изделия, контактирующие с раневой поверхностью, кровью или инъекционными препаратами, а также отдельные виды медицинских инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждения:
— стоматологические инструменты: пинцеты, зонды, шпатели, экскаваторы и др.;
— ультразвуковые наконечники и насадки к ним, наконечники, съемные гильзы микромотора к механическим наконечникам, канюли к аппарату для снятия зубного налета;
— лотки для стерильных изделий медицинского назначения, инструменты для работы со стерильным материалом, в том числе пинцеты и емкости для их хранения.
При наличии в стоматологической медицинской организации более трех стоматологических кресел предстерилизационную очистку и стерилизацию проводят в специально выделенных помещениях — стерилизационных (автоклавных), с выделением «чистых» и «грязных» зон и с соблюдением поточности. В остальных случаях предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения допускается проводить в кабинетах, для чего в них должно быть установлено необходимое оборудование.
Стерилизацию изделий медицинского назначения, применяемых в стоматологии, осуществляют физическими или химическими методами согласно действующим документам, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования, разрешенные к применению в установленном порядке. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий.
Привлекать к проведению дезинфекционно-стерилизационных работ можно только персонал лечебно — профилактического учреждения, прошедший специальную подготовку в аккредитованных учебных заведениях.
Не следует забывать также ряд особых указаний:
- наконечники, в том числе ультразвуковые, и насадки к ним, эндодонтические инструменты с пластмассовыми хвостовиками стерилизуют только паровым методом;
- в гласперленовых стерилизаторах допускается стерилизовать боры различного вида и другие мелкие инструменты при полном погружении их в среду нагретых стеклянных шариков, но использовать данный метод для стерилизации более крупных стоматологических инструментов с целью стерилизации их рабочих частей не рекомендуется;
- инфракрасным методом стерилизуют изделия из металлов: стоматологические щипцы, стоматологические микрохирургические инструменты, боры твердосплавные, головки и диски алмазные, дрильборы, каналонаполнители и другие;
- химический метод стерилизации с применением растворов химических средств допускается применять для стерилизации только тех изделий, в конструкции которых использованы термолабильные материалы, не позволяющие использовать другие методы стерилизации;
- при паровом, воздушном, газовом и плазменном методах изделия стерилизуют в упакованном виде, используя стерилизационные упаковочные одноразовые материалы или многоразовые контейнеры (стерилизационные коробки с фильтрами), разрешенные применительно к конкретному методу стерилизации в установленном порядке;
- стерилизация изделий в неупакованном виде допускается только при децентрализованной системе обработки в следующих случаях:
- при использовании растворов химических средств для стерилизации изделий, в инструкции которых использованы термолабильные материалы;
- при стерилизации стоматологических металлических инструментов термическими методами (гласперленовый, инфракрасный, воздушный, паровой) в портативных стерилизаторах;
- все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению, их перенос из кабинета в кабинет запрещается;
- бактерицидные камеры, оснащенные ультрафиолетовыми лампами, допускается применять только с целью хранения инструментов для снижения риска их вторичной контаминации микроорганизмами в соответствии с инструкцией по эксплуатации, а вот с целью дезинфекции или стерилизации инструментов применять такое оборудование запрещено.
Факторы передачи микроорганизмов:
1.Плохо обеззараженные предметы общего пользования (раковины, ручки кранов, лотки для инструментов, плевательницы).
2.Лечебная и вспомогательная аппаратура: амальгамосмесители, ортопедические молоточки, ящики для хранения протезов, средства полировки, рентгеновский аппарат.
3.Дополнительное оборудование, используемое для лечения: ультразвуковые устройства для удаления зубного налета, ручки и рычаги осветительных ламп, телефонный аппарат.
4.Руки медицинского персонала, которые загрязняются содержимым полости рта пациента – это важнейший фактор передачи возбудителя в стоматологии.
Профилактика ВБИ у стоматологических больных:
1.Правила соблюдения санитарно-гигиенических требований.
2.Соблюдение противоэпидемического, дезинфекционно-стерилизационного режима в стоматологическом кабинете.
3.Соблюдение правил допуска к работе. Медицинскому персоналу необходимо помнить, что от работы отстраняются медицинские работники с мокнущим дерматитом, пиогенным или экземным поражением кожи рук.
4.Соблюдение правил личной гигиены.
5. Использование барьерных мер предосторожности:
— антисептика рук персонала до и после приема каждого пациента;
— использование барьерных средств индивидуальной защиты: перчатки, спецодежда, сменная обувь, маски и защитные очки, перчатки).
6. Применение при работе индивидуальных стоматологических наборов (одноразовых).
7.Очистка и дезинфекция предметов и оборудования, используемого для нескольких больных.
8. Переработка и утилизация медицинских отходов.
Основные требования к переработке опасных медицинских отходов:
— строго одноразовое использование медицинского материала:
— дезинфекция – отходы в стоматологических учреждениях, способствующие возникновению внутрибольничных инфекций относятся к группе Г.
При проведении проверок стоматологических кабинетов Роспотребнадзор уполномочен проверять учредительные документы, медицинские книжки, трудовые договоры работников. Проверять ведение журналов, рекомендованных для учета мероприятий по контролю, следить за состоянием воздуха, смывов с объектов окружающей среды, стерильность, воду и т.д.
Контроль за деятельностью персонала клиники в области профилактики внутрибольничных инфекций проводится внутренними и внешними силами. Так называемый внешний контроль проводится Роспотребнадзором и опосредованно при проведении лицензирования учреждения, а внутренний – персоналом стоматологического учреждения. Внутренний контроль за качеством проведения противоэпидемических мероприятий осуществляется в рамках производственного контроля. Наряду с этим должны быть разработаны системы само- и взаимоконтроля.
Источник