Что значит меч для рыцаря

Что значит меч для рыцаря

Люди начали изготавливать мечи в бронзовом веке, довольно часто богато украшая их, что свидетельствует об их не только функциональном назначении как оружия. В Древнем Китае считалось, что с помощью этого оружия волшебник может изгонять демонов, а если женщине приснится, будто она достает из воды меч, то это значило, что у нее должен родиться сын. Однако в случае, если мужчина видел сон, в котором клинок падает в озеро, ему следовало ожидать скорой смерти своей супруги.

У греков с этим символом связано предание о фаворите сиракузского тирана Дионисия I Дамокле. Тиран посадил его на трон на один день, а над головой на конском волосе повесил меч, чтобы Дамокл осознал призрачность счастья и благополучия властителя. В христианской традиции и рыцарстве меч является высшим оружием воина.

У крестоносцев существовал культ этого оружия: воткнув меч в землю, рыцарь молился на него как на крест, в его рукоятку часто вкладывали святые мощи. Например, в эфес Дюрандаля, легендарного меча паладина Роланда, были вложены зуб Святого Петра, сосуд с кровью Святого Василия, волос Святого Дени и кусок одеяния Девы Марии.

Считалось, что это оружие наделено особой силой, соединяющей дух с материей, и является также символом долга и завершенности. Меч французского короля, которым он посвящал рыцарей, символизировал вертикальную ось, связывающую небо и землю, таким образом указывая правителю на его долг быть воистину справедливым, благодаря чему он может поддерживать вечный порядок вещей. Меч рыцаря был обоюдоострым, так как одним его лезвием он должен истреблять неверных, а другим — воров и убийц. Этот символ являлся также олицетворением страстей Господних и мученичества; меч с переходящей в распятие рукоятью — атрибут Христа.

Читайте также:  Что значит научиться думать

Символика многих христианских святых также содержит это оружие.

Святой Мартин Турский разрезал мечом свой плащ, чтобы часть его отдать нищему, а изображение Девы Марии с семью вонзающимися в ее грудь клинками олицетворяет ее семь скорбей.

В Японии мечу отводилось особое место: это оружие, находящееся в хвосте Великого Дракона, вместе с зеркалом и драгоценностями, является сокровищем имперского трона.

Меч символизирует самое простое решение любой проблемы. У древних греков была легенда о царе Гордии, завязавшем сложнейший узел, развязать который мог только истинный властелин Азии. Александр Македонский не смог распутать этот узел, и тогда он просто разрубил его мечом.

Меч, находящийся в ножнах, считался атрибутом умеренности. Меч, брошенный на весы, означал повышение требований за счет военного давления. Этот символ пошел от вождя галлов Бренна, покорившего Рим. Когда римляне взвешивали золото на контрибуцию, он кинул свой клинок на чашу весов, заявив: «Горе побежденным».

Королевская регалия

Меч является эмблемой власти монарха. Считалось, что такой клинок дается властителю Высшими силами, в связи с чем существовало множество преданий, в которых рассказывалось о трудных испытаниях, через которые вынужден был пройти будущий король, чтобы завладеть таким символическим оружием. Так, например, меч Экскалибур был магическим образом помещен в камень, и король Артур был единственным человеком, который смог достать его. Другим знаменитым клинком Альбиона является тупой меч святого Эдуарда Исповедника Куртана, ставший символом милосердия. Его до сих пор торжественно носят на процессиях во время коронации британских королей.

Источник

Аркан Рыцарь мечей: Значение и описание

Рыцарь мечей: Общее значение

Рыцарь мечей гласит об ораторстве человека, его интеллектуальных способностях, независимом и хитром характере. Человека с этим Арканом можно назвать технократом и циником, которыйспособен быть коварным, в чем-то легкомысленным. Нельзя назвать эту карту простой, у нее достаточно много аспектов.

Аркан связан с большим потенциалом, который истолкован как бунт, несогласие, противостояние чему-либо. Человек не пытается зарекомендовать себя, сделать себе имидж. И возможно, это проявляется из-за его эгоистичного характера, несмотря на то, что сам он пытается использовать свою энергию в мирных целях. Он наделен прекрасными умственными способностями, любить анализировать ситуацию и отстаивать свою точку зрения, напористый и вспыльчивый.

Под воздействием этого Аркана, очень стремительно развиваются стрессовые ситуации, превратности судьбы. Человек может просто загореться своими идеями так сильно, что переубедить его в обратном, невозможно.

Перевернутое положение

Под воздействием перевернутой карты Рыцаря мечей, человек становится агрессивным, теряет остатки благоразумия. Если существует между людьми какая-то ссора, то она может перерасти в драку. А если человек кого-то недолюбливает, то способен не только распространять о нем неприятные сплетни, но и довести его до депрессии.

Невозможно с перевернутым Рыцарем мечей добиться желаемого результата, особенно в состоянии напора и агрессии. В жизни человека произойдет большой кризис, он будет неспособным и несостоятельным. Ему будут свойственны такие понятия, как опрометчивость и неосторожность, он будет совершать глупые, а порой и тупые поступки, совершать ошибочные ходы. Он до конца не понимает на чьей он стороне, проявляет свою слабость и нерешительность. Он избыточно соперничает со своими врагами и завидует тем людям, у которых есть последователи.

Рыцарь мечей: Значение в любви и отношениях

Происходит охлаждение любви, а если люди находятся в браке, то может возникнуть желание разорвать отношения. Аркан предусматривает брак на основе брачного контракта или фиктивный.

Карта говорит о том, что человеку необходимо личное жизненное пространство. Он стремится к самостоятельности в браке и любовных отношениях. Кто-то из партнеров может проявлять свою злонамеренность и пренебрегать к любимому человеку, показывать свой острый язык.

Как правило, долго такие браки не держатся. Если взаимные отношения теряют теплоту и сердечность, то как правило, они завершаются.

Перевернутое положение

Карта говорит о странных отношениях, в которых присутствует эгоизм, люди совершенно не стесняются своих негативных эмоций. Возможно, случится кризисная ситуация, когда назреет необходимость обсудить проблему и подумать над тем, что же можно поменять в отношениях.

С перевернутой картой Рыцарь мечей, речь идет об экстравагантной паре, которую никто не понимает, они совершенно не похожи на другие пары. В браке таких людей даже возможны нелепые ситуации, когда один из партнеров может внезапно исчезнуть или куда-нибудь уехать без каких-либо объяснений и предупреждений.

Рыцарь мечей: Значение в ситуации и вопросе

Аркан трактует непродуманные решения, мгновенные выводы, непостоянство, отсутствиечеткого понятия ситуации. Если у человека возникают неприятности, то он сам их себе создает, это очевидно. Это может быть связано с недостатками его характера или с нехваткой опыта.

Несмотря на это, он достаточно сообразительная персона, которая способна схватывать информацию на лету, проявлять свой интеллект и острый ум. То есть у карты может быть два значения: он может показать себя с положительной стороны, но в то же время может открыть и свою негативную сторону.

Могут возникнуть финансовые трудности. Но если человек сумеет спрятать негативные качества своего характера, то сам приблизит себя к своей цели, благодаря уму и способности делать правильные решения.

Перевернутое положение

Карта говорит о глупостях, которые будет совершать человек. Под воздействием этого Аркана, он практически будет выживать своего коллегу по работе, попытается насолить ему, а возможно и руководству тоже. Нет, он не будет искать в этом какую-то выгоду, просто ему захочется доставить неприятности другим людям.

Несмотря на большое рвение к трудовой деятельности, он проявляет себя беспечным человеком и некомпетентным. Из-за собственного характера от него отворачивается удача и везение. Но все его неудачи будут оправданны заслуженно, он получит свое наказание за собственные глупости и ошибки.

Рыцарь мечей: Значение карты дня

Карта дня свидетельствует о конфликте, именно поэтому необходимо ясно мыслить и трезво реагировать на происходящее, и даже в какой-то степени хладнокровно. Дискутировать, желательно, без эмоций. Благодаря этому даже в сложной ситуации можно надеяться на победу. Но если окажется «ничья», это также пойдет на пользу, а не во вред.

В этот день человек будет неукротимым, решительным, любознательным. Его тянет на авантюры и интересные ситуации, где он проявит свою индивидуальность в полном объеме. Он может быть вспыльчивым, импульсивным, готовым жертвовать собственными планами ради недолгих минут радости. Он с легкостью портит жизнь и себе, и окружающим людям, и вечно куда-то торопится.

Рыцарь мечей: Совет карты

У человека не всегда есть возможность правильно распределять свои силы и время, оттого происходит дискомфорт. Человек может оказаться в неприятном конфликте с другими людьми. Ему будет казаться, что все его воспитывают и поучают, дают бесполезные советы. Хотя стоило бы, и в правду, прислушаться к окружающим, их доводы и суждения, претензии к вам могут быть весьма справедливыми.

Следует привести свои мысли в порядок, не нужно делать поспешных действий и окончательных решений. И даже тогда, когда решение уже будет принято, важно не отвлекаться и довести все свои дела до конца.

Источник

Меч – как символ Средневековья

Меч для эпохи Средневековья — это явно больше, чем простое оружие. Для Средневековья это, прежде всего, символ. Причем в таковом своем качестве он до сих пор используется в военном церемониале в различных армиях на земном шаре, и эту роль у него никакое другое оружие даже и не пытается оспорить. Скорее всего, так будет и в будущем, ведь недаром создатель «Звездных войн» Джордж Лукас оружием всемогущих джедаев сделал лучевой меч и объяснил это тем, что ему требовалось оружие, достойное рыцарей, которые были бы честными, а их помыслы – возвышенными, и которые сражались бы за мир во всей Галактике. Впрочем, в том, что он так решил, нет ничего удивительного. Ведь меч одновременно символизирует собой и крест, а крест не что иное, как символ христианской веры.

Рисунок Альбрехта Дюрера 1521 года, изображавший ирландских наемников в Нижних землях. Один из двух двуручных, показанных здесь мечей, имеет характерное только для ирландских мечей кольцевидное навершие.

Конечно, многим христианам XXI века от такого сравнения может стать не по себе, но явная склонность к войне и насилию встречается нам не только в Ветхом, но также и в Новом Завете, где от имени абсолютного миротворца Иисуса говорится буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)

Меч XII — XIII вв. Длина 95,9 см. Вес 1158 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О том, что означают эти слова, могут спорить теологи, но от слова «меч» в этой фразе никуда не уйти. Более того, уже в раннем Средневековье военный предводитель тем и отличался от простого воина, что обладал в качестве оружия мечом, тогда как те имели топоры и копья. Когда в среднем и позднем Средневековье мечами стали обладать и простые воины, меч превратился в символ христианского рыцарства.

Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 – 1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Рыцарь обучался владеть с оружием с самого детства. В семилетнем возрасте он должен был покинуть родительский кров и переехать ко двору какого-нибудь дружественного сеньора-рыцаря, чтобы служить там пажом его даме и в таком вот качестве и проходить свое обучение. Обучаясь многочисленным навыкам слуги, паж одновременно учился и биться на деревянных мечах. В 13 лет он становился уже оруженосцем и мог принимать участие в боях. После этого проходило еще шесть-семь лет и обучение считалось законченным. Теперь оруженосец мог становиться рыцарем или же в качестве «благородного оруженосца» служить дальше. При этом различались оруженосец и рыцарь весьма незначительно: доспехи он имел такие же, как и рыцарь, но меч (так как он им не был торжественно опоясан!) носил не на поясе, он прикреплял к луке седла. Для того чтобы оруженосец стал рыцарем, его должны были посвятить и опоясать мечом. Вот только тогда он мог носить его на поясе.

Шпоры также являлись символом рыцарства. Сначала опоясывали мечом, потом привязывали к ногам шпоры. Это шпоры французского рыцаря XV века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Так что именно наличие меча, пусть даже хотя бы и у седла, являлось в Средние века наглядным отличием свободного человека, имеющего благородное происхождение, от простолюдина или того хуже – серва.

Уже и в доспехах никто не сражался, но их продолжали по традиции делать… для детей и юношества! Перед нами доспехи юного инфанта Луиса, принца Астурийский (1707 – 1724 гг.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну и, разумеется, не случайно рыцарский меч, если посмотреть на него анфас, так походил на христианский крест. Дужки у крестовины загибать вниз стали лишь с XV века. А до этого дужки у крестовины были исключительно прямые, хотя особых функциональных причин для этого не наблюдалось. Недаром в Средние века крестовину у меча так и называли крестом (тогда как мусульманская сабля соответствовала изгибу полумесяца). То есть это оружие было сознательным образом приравнено к христианскому символу веры. Прежде чем вручить меч кандидату в рыцари, его держали в алтаре часовни, очищая таким образом от всякого зла, а сам меч передавался для вручения посвящаемому священником.

Меч 1400 года. Западная Европа. Вес 1673 г. Длина 102.24 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, всем простолюдинами и крепостным обычно иметь мечи и носить их запрещалось. Правда, эта ситуация несколько изменилась в эпоху позднего Средневековья, когда свободные граждане свободных городов в числе других привилегий заполучили еще и право на ношение оружия. Меч теперь стал еще и отличием свободного гражданина. Но если рыцарь обучался владению мечом с детства, то… горожанин имел к этому возможность далеко не всегда, что привело в итоге к расцвету искусства фехтования на мечах.

Меч XVI в. Италия. Вес 1332.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что статусность меча заключалась в целом ряде обстоятельств. Так, дошедшие до нас исторические документы говорят о том, что меч даже средний по качеству равнялся стоимости по меньшей мере четырех коров. Для аграрного крестьянского общества такая цена равнялась целому состоянию. Ну, а высококачественные мечи могли ведь стоить и больше. То есть если сравнивать меч с другими видами оружия, например, боевым топором, боевым цепом или алебардой, то он среди них был самым дорогостоящим. Кроме того, мечи нередко богато украшали, что дело их еще дороже. Так, например, известно, что у Карла Великого и рукоятка его меча, и перевязь к нему были изготовлены из золота и серебра. «Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, но такое бывало обычно только по особенно торжественным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».

А вот это совершенно уникальный индийский меч XVIII века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Впрочем, отделка меча в раннем Средневековье пышной никогда не была – поскольку меч был вещью функциональной, особенно если сравнивать их с оружием эпохи Ренессанса, чрезмерно перегруженного всевозможными украшениями. Даже королевские мечи, хотя они и имели позолоченные рукоятки, а их клинки имели гравировку, обычно представляли собой достаточно скромное и в целом практичное, очень хорошо сбалансированное оружие высокого качества. То есть короли этими мечами действительно могли сражаться.

Клеймор 1610 – 1620 гг. Длина 136 см. Вес 2068.5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Случалось, что и рыцари, и уж тем более короли владели сразу несколькими мечами. Так, у Карла Великого были специальные мечи чисто для представительства и менее украшенные для будничного употребления. В позднем Средневековье воины частенько имели один меч с рукояткой в одну руку и один длинный боевой меч в полторы руки. Уже рукописи IX века отмечают, что маркграф Эберхард фон Фриоль имел целых девять мечей, а некий англо-саксонский князь XI века так и вовсе обладал целой дюжиной мечей, которые по его завещанию после его кончины были разделены между всеми его сыновьями.

Кроме функции социального статуса меч являлся также знаком и административной власти. Например, в сборнике феодального права XIII века «Саксонское зерцало» есть изображение, на котором король получает меч мирской власти от Иисуса, тогда как папа награждается мечом духовной власти. И на церемонии посвящения в рыцари, и при коронации короля или императора меч вместе с короной и скипетром считался точно таким же символом верховной власти. Например, святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации, германские короли опоясывались папой.

Чинкведея 1500 г. Италия. Вес 907 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Когда король выходил из церкви, его меч перед ним выносил специальный меченосец, как знак его светской власти и могущества, причем острием вверх. Поэтому должность королевского меченосца на протяжении всей эпохи Средневековья почиталась как одна из наиболее почетных.

Уже в XIV веке городские бургомистры и судьи получали специальные церемониальные мечи, и они тоже в знак высокой власти их владельцев выносились перед ними. Обычно это были роскошно отделанные мечи-бастарды или очень большие двуручные мечи. До нас дошел один такой меч — «должностной меч» города Дублина. Его позолоченная рукоятка имеет характерную граненую головку грушевидной формы и длинное перекрестие. При этом история этого меча известна совершенно точно: в 1396 году он был изготовлен для будущего короля Генриха IV. И, видимо, король им пользовался, поскольку на его клинке есть зазубрины и прочие характерные следы боевого использования.

«Городской меч города Дублина» символизирует административную власть городского мэра.

А так этот меч выглядит во всей своей красе. Ножны, правда, сделаны намного позднее. (Музей Дублина, Ирландия)

Но были и совершенно особые мечи, получившие название «мечей правосудия». Естественно, что это не боевое и уж, конечно, не статусное оружие. Но «меч правосудия» имел очень важное значение, поскольку в Средние века обычное обезглавливание производилось топором, а вот таким мечом рубили головы представителям знати. Помимо демонстрации социальных различий тут была и вполне очевидная практическая причина: казнимый мечом испытывал меньше страданий. Но с XVI века в германских городах преступников из бюргерского сословия тоже стали все чаще обезглавливать мечом. Был создан и особый тип меча именно для палаческих надобностей. Считается, что один из первых таких мечей был сделан в Германии в 1640 году. Но большая часть сохранившихся мечей правосудия датируются XVII веком, причем в начале XIX века их уже перестали употреблять. Последний факт использования такого меча в Германии имел место в 1893 году: тогда с его помощью была обезглавлена женщина-отравительница.

Меч палача 1688 года. Городской музей города Ротваль, земля Баден-Вюртемберг, Германия.

Интересно (насколько такое вообще может быть интересно!) то, что казнь мечом требует использования совсем иной техники, нежели казнь топором. Там осужденному следует положить голову и плечи на плаху – сцена, очень наглядно показанная в замечательном советском кинофильме «Каин XVIII» (1963), – после чего палач топором с широким лезвием рубил сверху вниз, предварительно откинув или срезав длинные волосы жертвы. А вот когда голову рубили мечом, то приговоренному нужно было вставать на колени, а плахи не требовалось. Палач брал меч двумя руками, широко замахивался и с плеча наносил горизонтально рубящий удар, разом сносивший человеку с плеч голову.

Вот так надо было положить голову на плаху, чтобы палач отрубил ее топором. Кадр из фильма «Каин XVIII».

В Англии почему-то «меч правосудия» так и не прижился, и там людей обезглавливали обычным топором. Но все-таки были казни, пусть и немногие, которые выполнялись мечом, что было наглядным свидетельством значимости и события, и инструмента, и того умения, которое для этого требовалось. Когда, например, король Генрих VIII в 1536 году задумал предать казни свою вторую жену Анну Болейн, то… ей отрубили голову именно мечом. Специально для этого вызвали палача из Сен-Омера под Кале. Он-то и обезглавил Анну Болейн всего лишь одним мастерским ударом.

О том, как важен был специалист для обеспечения безболезненности смерти казнимого, наглядно показывает случай, имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.

«Мечи правосудия», как правило, имели двуручные рукояти и простые и прямые дужки крестовины. Острие им не требовалось, поэтому оно у них отсутствует. Так что клинок похож на отвертку. Обычно клинки мечей правосудия очень широкие (от 6 до 7 сантиметров), а их общая длина более всего соответствует мечу-бастарду. Весят такие мечи от 1,7 до 2,3 килограммов, имеют длину 900-1200 мм. То есть это нечто среднее между мечом-бастардом и обычным тяжелым двуручным мечом.

А вот так ее отрубали мечом. Сцена казни 1572 года.

На клинках нередко изображались символы правосудия и разного рода поучительные изречения типа: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой». Один из мечей правосудия работы золингенского мастера Йоханнеса Бойгеля, сделанный им в 1576 году, на плоскостях клинка имеет следующую стихотворную надпись:

«Если будешь добродетельно жить.
Мечу правосудия твоей головы не рубить».
«Когда этот меч я поднимаю,
То бедному грешнику вечной жизни желаю!»

Источник

Оцените статью