- Маска Шута
- История возникновения
- Костюм Шута, особенности маски
- Маска венецианского Джокера
- Костюм. Вариации
- Значение, характер персонажа
- Маска Джокер история венецианской маски
- Венецианская маска – 26 фото красивых современных масок венецианского карнавала
- История происхождения венецианских масок
- Венецианские маски – виды и значение
- Маска Венецианская Дама
- Венецианская маска Коломбина
- Венецианская маска Вольто
- Венецианская маска Моретта
- Венецианская маска Баута
- Венецианская маска Кошка
- Венецианская маска Доктор Чумы
- Венецианская маска Шута
- Венецианская маска Бабочка
- Венецианская маска с перьями
- Выставка венецианских масок
Маска Шута
Шут (известен в карнавальной среде Венеции еще под именами Джокер, Буффон, Дурень, Жуглар или Нарр) – яркий и популярный персонаж. Возникнув на подмостках итальянских уличных театров, герой Шута перекочевал сначала в плоскость карнавалов и пиршеств в самой Венеции, затем его слава разлетелась по всей Италии, а следом – и по самым дальним уголкам Европы.
Несмотря на то, что маска Шута и её женский аналог Шутихи (Жоли) не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья.
История возникновения
Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. В его записях есть заметки о племенном сообществе, представители которого наряжались шутами еще во времена правления Птолемея I. В обществе того порядка шуты считались отдельной кастой, не то благословенной, не то проклятой небесами. Это было связано с тем, что, как правило, Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб.
Считается, что именно с этих ребяческих шуточек «городских сумасшедших» и берет начало история этой венецианской маски. Тем не менее, маска Шута, какой мы её знаем, прочно ассоциируется в сознании современного человека с карнавальными шествиями Средневековья. Символическим подспорьем этого персонажа является мощная параллель с королем, сатира на абстрактного правителя. Иногда Шута называли схематичным близнецом короля.
Костюм Шута, особенности маски
Как правило, костюм Шута состоял из комбинезона, сшитого из разноцветных лоскутков разной или одинаковой формы. Конечно, перекочевав на подмостки, одеяние подверглось стилизации и стало выглядеть более эстетично и нарядно.
Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик, каждый из которых превращал выступление актера в непроизвольный танец под какофонию звуков. Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост.
Что интересно, такие уши могли крепиться как к самой маске, так и находиться непосредственно на колпаке. Иногда можно встретить варианты, имеющие у подбородка целый воротник из таких же завитков с бубенцами – еще одна отсылка к средневековым костюмам аристократии и королевских особ.
Обязательно в руках Шут держал скипетр-подделку (этот бутафорский символ всевластия называли маротте или баубле). Это весельчак, всегда готовый повеселить публику, выкинуть смешной трюк и станцевать. Несмолкающий хохот – также стандартный атрибут маски Шута, на то он и Шут.
Украшали маску Шута очень по-разному. Декор зависел от состоятельности человека, решившего примерить на себя роль известного Шутника. Маску усыпали каменьями, украшали перьями диковинных птиц, золотом и серебром, шелками, бархатом и парчой. Мог выглядеть Шут и куда менее помпезно – иногда участники карнавала ограничивались лишь шаблоном маски, лоскутными одеждами и скипетром.
Источник
Маска венецианского Джокера
Джокер как карнавальный персонаж всегда занимал особое положение в иерархии масок не только в венецианской развлекательной культуре. Этот брат-близнец Шута с давних времен окутан тайной, первобытным мистическим страхом человечества перед потусторонним, стремлением к вседозволенности, безнаказанности и всесилию.
В отличие от других персонажей карнавальная маска Джокера имеет более прочную связь с театральными подмостками, чем, к примеру, Вольто или Баута. Так, прослеживается связь со сценическими дурачествами Арлекино, иногда историки театра сравнивают его и с Доктором Чумы. Кто же на самом деле скрывается за маской карнавального Джокера, чем он отличается от Шута и в чем особенности этого персонажа? – Читайте в этой статье.
Карнавальная маска Джокера – воплощение обобщенного образа шутника и пройдохи, королевского придворного паяца, бывшего в состоянии как рассмешить, так и жестоко осмеять любого независимо от статуса и благосостояния. Это олицетворение коварства, озорства, безудержного веселья, а иногда и жестокой подлости. Его шутки и авантюры куда смелее шутовских выходок – мощная сатира, бесстрашие и безрассудство – вот отличительные черты этого персонажа.
Костюм. Вариации
Костюм карнавальной маски Джокера очень схож с одеждами все того же Шута, но здесь в глаза бросается вариативность образов. Сама маска, как правило, полностью закрывала лицо, это была веселая или злобно хохочущая гримаса. На вершине её, как и у подбородка, могла быть корона из «ослиных ушей» со звонкими бубенцами, но это – опциональное украшение. Количество таких «ушей» также варьировалось – их могло быть от двух до семи штук.
В вопросе украшения и декора – та же ситуация, окрас и декорирование маски венецианского Джокера зависели от выбранного костюма. Как правило, акцент делался на искаженном гримасой рте, который выделяли цветом.
Одежда этого персонажа также различалась – костюм мог быть в виде лоскутного разноцветного комбинезона (как обтягивающего фигуру, так и просторного), рубахи и штанов пестрых расцветок. Иногда Джокер выряжался в цветастые кальсоны и подобие короткого женского платья с пышной юбочкой – явная сатирическая отсылка на придворных дам. Как видим, вариантов одеяний – масса.
Значение, характер персонажа
Маска венецианского Джокера – это, по сути, клоун и беспощадный судья, сердцевина любого карнавала. Люди, наряжавшиеся в такой костюм, всегда были в центре внимания и должны были развлекать и потешать публику всевозможными выходками. Другие имена: Jester, Жуглар, Буффон, Дурак, Нарр, иногда – Шут.
Он то бог, то бродячий оборванец в лохмотьях, то приближенный королей, то веселый городской авантюрист-обманщик. Символичность маски венецианского Джокера – в противопоставлении правителю, он как бы тень монарха, имеющая, тем не менее, право безнаказанно насмехаться как над любым придворным чиновником, так и над самим королем и его политическими решениями.
Это символ хаоса, анархического произвола и безумия. Потому этот образ часто ассоциируют с чертом, демоническими силами и самим дьяволом.
Источник
Маска Джокер история венецианской маски
Эта статья была обновлена 28 2021,
История создания венецианских карнавальных масок покрыта тайнами и интригами. Изначально маски делались для того, чтобы закрывать лицо, в страхе или нежелании быть опознанным во время гедонистических балов, маскарадов или карнавалов, проводимых в средневековой Европе. В таких мероприятиях нередко принимали участие высочайшие гости и люди, известные на весь город. Потому им было необходимо скрыть свое лицо за пышной и цветастой маской – чтобы их похождения не стали новостью для всего двора и страны.
Сегодня венецианские маски используют на карнавалах и тематических вечеринках, а еще – как элемент декора в интерьере. Ими украшают стены, прикроватные столики и полки. Одной из самых популярных масок как в старинные времена, так и сегодня остается маска Джокера. Она еще известна под именем маски Шута, а ее женский вариант называется по-другому – маска Жоли.
Как появилась маска Джокера?
Венецианская маска Джокер описывается в исторических документах стран, далеких от карнавальных итальянских шествий. Удивительно, но о маске Джокера говорится даже в древнегреческих книгах, воспоминаниях императоров Рима. Уже позднее, в Средние Века, маска Джокера широко распространилась по всей Европе, а ее популярность уже не поддавалась оспариванию.
Итак, маска Джокера – это маска придворного шута. В те времена шутами становились юродивые люди, которые считались особенной кастой. Тогда верили, что сверхъестественные силы награждают такого человека неоднозначным качеством – невинным, детским сумасшествием. То ли проклятье, то ли подарок свыше давал возможность шутам зарабатывать себе на хлеб дурачась, веселя всех вокруг, показывая трюки. Возможно это было жестоко, но таким образом юродивые с легкостью находили свое место в обществе – не обязательно при дворе, но и на улице они могли заработать копейку, выступая со своими необычными номерами.
Почему маска Джокера выглядит именно так?
Придворные шуты Средневековья носили очень яркие костюмы, сделанные из бесконечного количества разноцветных кусочков ткани. Броская одежда дополнялась удивительным головным убором. На голове шуты носили крупные шапки, похожие на колпак. Только выступающих частей – эдаких «рогов» на шапке было три, и каждый из них был украшен большим звенящим колокольчиков или бубенцом. Такой головной убор символизировал осла – подобно двум ушам и хвосту. В записях также осталось упоминание о том, что шуты иногда таскали с собой фальшивый поддельный скипетр, а их появление сопровождал непрекращающийся смех.
Согласно этому образу создавалась и венецианская маска Джокер. Яркая по своим цветам, на ее «лице» зачастую играет зловещая улыбка, а глаза складываются в хитрый прищур. На голове у такой маски обязательно сделана имитация шутовского колпака: яркие выступающие части имитируют огромные «уши» и «хвост». Обычно маска Джокер расписывается самыми безумными и яркими цветами; а вот классический вариант – более спокойный – предполагает использование золотого, красного и черного цвета. Часто используется и имитация стиля «печворк» — сшитых вместе лоскутов придворного одеяния юродивого шута.
Именно за яркую раскраску и пышный облик маску Джокер полюбили больше всех. В отличие от других, более сдержанных и утонченных масок, этот образ подходит многим. Да и признаемся честно – именно такой вариант маски мы вспоминаем первым, когда начинаем думать о венецианском карнавале. И это действительно хороший способ открыть для себя безумие и разнообразие средневекового праздника – суметь посмеяться над собой и примерить маску придворного шута.
Источник
Венецианская маска – 26 фото красивых современных масок венецианского карнавала
Ежегодный карнавал в Венеции привлекает в этот город толпы туристов. Многие хотят не только посмотреть, но и поучаствовать в этом зрелище, слиться с толпой и стать ее частью, словно перенесшись во времени на много веков назад. Затеряться и стать неузнанным помогают костюмы эпохи Возрождения, и такой элемент как венецианская маска.
История происхождения венецианских масок
Карнавал – явление захватывающее, оно знаменито на весь мир и является визитной карточкой города точно так же, как каналы и красно-черные гондолы. Его непременным атрибутом являются яркие, непохожие одна на другую маски, за которыми удобно на несколько часов скрыть свою личность и притвориться кем-то другим, таинственным и неузнанным. Многим интересно погрузиться в историю этого многоголосого и многоликого города на воде.
История венецианских масок уходит своими корнями в эпоху становления Венеции, как крупного экономического центра средневековой Европы.
- Богатые жители Венеции всегда были на виду из-за небольших размеров городка. Поэтому маски были призваны сохранять инкогнито их владельца в передвижениях по городу, для сокрытия тайных и запретных любовных увлечений.
- С помощью этой детали скрывались множество воришек и аферистов в большом количестве промышлявших в Венеции.
- Третьей причиной была возможность хотя бы на короткий миг сменить личность, превратившись из слуги в богатого горожанина и наоборот. Традиция надевать такой предмет как венецианская маска, богато украшенная мехом, лентами, шелком и перьями, драгоценными камнями и сияющими красками во время ежегодного карнавала настолько пришлась по душе венецианцам, что на протяжении многих столетий он – самое узнаваемое зрелище в Европе.
Венецианские маски – виды и значение
Настоящие оригинальные предметы в отличие от дешевых полумасок – настоящие шедевры и стоят они не дешево. Но, приобретая такую деталь в Венеции и участвуя в ней в карнавальном шествии, можно полностью погрузиться в атмосферу праздника и словно перенестись о времени. Можно обозначить отдельные виды венецианских масок, которые различаются по типам или образам. Каждый из них имеет свое значение и изготавливается мастерами по строгим канонам, разработанным многие столетия назад.
Отличается только декор и украшения, мелкие индивидуальные детали, характерные для работ каждого определенного вида. Среди них можно выделить следующие:
- самой популярной считается Баута. Этот образ выбирали как аристократы, так и простолюдины;
- Вольто – это венецианская маска, представляющая собой ничем не примечательный образ человека, желающего затеряться в толпе;
- Дама и Коломбина – аксессуары, любимые среди женщин разных возрастов;
- интересна маска Шута, надев которую можно перенять и повадки этого образа;
- Гатто или Кошка представляет собой стилизованную кошачью мордочку;
- Моретта – еще одна женская деталь с интересной историей;
- к классическим образам относится зловещий аксессуар под названием Доктор Чума;
- Бабочка – часто представляет собой ажурную полумаску.
Маска Венецианская Дама
Одной из самых ярких и роскошных является карнавальная маска венецианской дамы. Уже по названию видно, что она олицетворяла собой образ знатной венецианки. Для нее характерны такие отличительные черты:
- обильно украшенная драгоценными камнями, жемчугом, перьями и кружевом, расписанная золотом и покрытая перламутром, Дама олицетворяла собой роскошь и шик;
- зачастую сверху нее была стилизация под высокую прическу, уложенную локонами или ободок из пушистых страусиных перьев;
- вокруг глаз, губ или по щекам венецианская женская маска обильно инкрустировалась драгоценными сияющими камнями, крупными натуральными жемчужинами;
- самые дорогие детали пропитывались восточными благовониями, которые в Европе средних веков ценились дороже золота;
- существуют разновидности по именам: Фантазия, Валери, Либерта, Реджина, Ольга и Саломея.
Венецианская маска Коломбина
Из комедий дель арте пришли маски венецианского карнавала, известные под названием Коломбина или Служанка. Для нее свойственны такие особенности:
- это полумаска, закрывающая только верхнюю часть лица;
- образ Коломбины – это образ хитрой, ловкой и привлекательной девушки-служанки, которая помогает своей госпоже в ее любовных похождениях, ловко манипулирует Арлекином;
- полумаска Коломбины украшается либо контрастными ромбами, символизирующими заплатки на костюмах Арлекина и Коломбины, либо украшается побогаче, перьями, бусинами, кружевом и росписью;
- крепится такая венецианская женская маска на широких завязках, но она может иметь и ручку, за которую ее нужно подносить к лицу.
Венецианская маска Вольто
Одними из самых популярных считаются венецианские карнавальные маски Вольто или гражданин – это простой и распространенный образ карнавала. Она имеет такие отличительные черты:
- повторяет контуры человеческого лица, часто выполнена в белом цвете, но возможны и вариации других цветов;
- украшена она умеренно либо золотой росписью и инкрустацией, либо минимально прописанной линией глаз и губ;
- Вольто разрешали носить обычным горожанам и в другие праздники, а не только во время главного карнавала;
- имеет либо ручку, закрепленную на подбородке, либо крепится на завязках;
- Вольто – канонический вариант, ее использовали для сохранения инкогнито.
Венецианская маска Моретта
Если рассматривать венецианские маски, значение одной из них соответствует переводу ее названия. Моретта переводится как «смуглянка», среди ее особенностей можно отметить следующие:
- имеет черный цвет и покрыта либо черным бархатом, либо черным атласом;
- она отличается небольшим размером, не имеет завязок и губ;
- крепится эта венецианская маска благодаря небольшому штырьку, который берется в рот и держится зубами. Отсюда и еще один вариант названия – «немая служанка»;
- считается, что она была любимой у Джакомо Казанова, поскольку молчание и таинственный язык жестов он считал очень соблазнительным;
- в настоящее время Моретта – одна из самых редких из-за неудобства ее крепления, ее изготавливают исключительно на заказ.
Венецианская маска Баута
Одним из мужских вариантов, в которых представлены традиционные венецианские маски, является Баута или Призрак. Это единственный образ, в котором можно было есть и пить, сохраняя инкогнито и без лишних неудобств. К ее характеристикам относятся следующие:
- неузнанность человека сохранялась благодаря особым акустическим особенностям Баута;
- она расширена снизу и слегка выдвинута вперед, голос, ударяясь о внутреннюю поверхность, становился глухим;
- классическая Баута красилась в черный цвет, затем ее стали выкрашивать в белый, и только недавно Баута стали делать стальными, серебряными и золотыми;
- образ Баута дополнялся широким черным плащом и черной аристократической треуголкой;
- Баута исторически считалась аристократической, в ней знатные горожане могли прогуливаться по городу в любой день, а простолюдинам надлежало приветствовать каждого прохожего в такой детали.
Венецианская маска Кошка
Единственной, изображающей животное на карнавале, является венецианская маска кота. Издревле венецианцы очень тепло относились к кошкам, которые спасали зернохранилища от мышей. «Кошка» имеет такие отличия:
- закрывает верхнюю часть лица, оставляя открытыми губы и подбородок;
- часто в нижней части существует оборка их тонких кружев;
- полностью повторяет мордочку кота, на ней имеется кошачий нос, щеки, разрез глаз и ушки;
- принято обильно украшать кружевные венецианские маски узорами, сусальным золотом, сверкающими элементами, лентами;
- ее выбирают себе как мужчины, так и женщины. Крепится она на голове, благодаря завязкам.
Венецианская маска Доктор Чумы
Самый зловещий образ карнавала – это венецианская маска с длинным носом Доктор Чумы. К ее особенностям относятся следующие:
- олицетворяет собой что-то потустороннее, неотвратимость смерти;
- представляет собой однотонный лик с большим птичьим клювом;
- ее надевали чумные доктора во время вспышки этой смертельной болезни в Италии. В клюв закладывались ароматные и антисептические травы, снадобья, которыми дышали доктора, чтобы избежать заражения этим страшным недугом;
- на врачах были надеты длинные черные плащи с восковой пропиткой, а в руках они держали длинный посох, чтобы не прикасаться к больному человеку. Увидеть чумного доктора, ходившего из дома в дом, считалось зловещим признаком болезни и неотвратимой смерти. В настоящее время все атрибуты этого образа сохранились.
Венецианская маска Шута
Из комедии дель арте пришли красивые венецианские маски Коломбины и Шута. Последние были при дворах правителей. Они единственные могли сказать королю всю правду и остаться безнаказанными. Это яркий, веселый, дурашливый образ, который отличают такие характеристики:
- представляет собой хитро улыбающуюся гримасу, с длинным подбородком и носом;
- украшается узорами, золочеными элементами, на голове – стилизованный колпак с бубенцами;
- костюм дополняется плащом, сшитым из ромбовидных лоскутов;
- еще одна вариация Шута – маска Маттачино. Это дерзкий и агрессивный вариант. Во время карнавала ему позволялось многое: выкрикивать оскорбления в адрес прохожих, кидаться в них яйцами и тухлыми овощами. Маттачино имеет один или два рожка с бубенцами.
Венецианская маска Бабочка
Одним из самых популярных вариантов, в которых представлены женские венецианские маски, является Бабочка. Она представляет собой мини-полумаску, закрывающую одни только глаза. Сохранить инкогнито в ней трудно, но она придает образу таинственность и очарование. Деталь прикрывает линию глаз, выполняется из ажурного материала либо покрывается красивым узором или кружевом. Ее можно завязывать лентами, либо она имеет длинную ручку сбоку, за которую ее можно держать в руке.
Венецианская маска с перьями
Варианты Дамы, Коломбины, Бабочки – это женские венецианские маски с перьями, которые занимают особое место в украшении. Исторически страусиные перья считались атрибутом костюмов богатых людей, ими декорировали шляпы и делали из них дорогие веера, поэтому позволить себе такую роскошь на карнавале могли далеко не все. По наличию перьев можно было определить статус того, кто прятался под ней.
Выставка венецианских масок
В разных городах мира проводятся ежегодные выставки, на которых представлены современные венецианские маски. В них принимают участие много частных коллекционеров, которые не могут устоять перед красотой, роскошью и богатой историей атрибутики карнавала. На крупных выставках можно увидеть полные коллекции образов, их исторические прототипы и роскошное современное воплощение. Ведь каждая деталь – это небольшое произведение искусства, которое хочется примерить на себя.
Источник