Клоунская маска
Одной из важнейших особенностей, которую взяла эстрадная клоунада из цирка, — клоунская маска, о которой так пишет С. Макаров:
«Подчеркнем, что понятие «маска клоуна» включает оригинальный грим, гиперболизированные черты характера, самобытный костюм, своеобразную манеру речи и поведения, индивидуальную алогичную логику мышления. Создавая клоунскую маску, артист часто наделяет ее чертами собственного характера, разумеется, значительно преувеличивая их.
Это может быть, к примеру, добродушная общительность, любознательность, застенчивость, дотошность, меланхолическая задумчивость, доведенные до комической назойливости. В ке обыгрываются также внешние данные исполнителя: небольшой рост или чрезмерная полнота, худоба или сутуловатость. Клоуны чаще всего создают постоянные маски, выступая в них долгое время, порой до конца творческой жизни» 3 .
При всем разнообразии клоунских масок, в основе их две -Белый и Рыжий. Рыжий более
Режиссеру легче работать над номером, если артист уже нашел маску, если он постоянно работает в одном и том же образе. Сам персонаж подсказывает режиссеру ситуации, сюжетные ходы, приемы и выразительные средства, которые будут логичны и оправданы для того или иного клоуна.
Гораздо сложнее начинать с ^чистого листа», когда перед режиссером оказывается молодой начинающий артист, решивший посвятить себя клоунаде.
Работа режиссера над новой клоунадой начинается с поиска маски. От чего отталкиваться в поиске этой маски? Только от индивидуальности самого артиста.
Б. Вяткин рассказывал, что он долго не мог найти подходящий грим, что буквально часами просиживал перед зеркалом. И однажды во время этих творческих мук к нему в гримерную зашел старейший артист цирка Б. Кох. Он сказал Вяткину, что тот «танцует не от той печки», что сперва надо решить, кого из себя хочешь сделать, а грим приложится. Надо прежде всего определить характер героя, понять, что он за человек. И в конце разговора Б. Кох добавил: «Отталкиваться надо от самого себя» 4 .
В поиске внутренней основы образа главное — найти единственную своеобразную логику мышления персонажа, которая и может стать фундаментом правдоподобного алогизма поведения клоуна.
Очень помогает в этом точное определение «зерна образа», которое, как правило, должно укладываться в односложное, но емкое понятие. Зерно однозначно, оно не может быть выражено, к примеру, таким периодом: дотошный, но юркий человек, одновременно несколько рассеянный. Такое определение — не зерно. Одним из признаков того, что верно определено зерно образа, является возможность выразить его одним словом: назойливый, застенчивый, нахальный и т. д.
Важная особенность маски — она должна быть располагающей к себе, обаятельной. И, как правило, — вызывать улыбку. Это касается и грима, и костюма, но это относится и к характеру персонажа, который выражается в манере поведения и в тех поступках, которые он по преимуществу совершает. Если, к примеру, артист выступает в амплуа грустного клоуна, то его маска должна вызывать сочувствие у зрителей.
Маска клоуна должна быть созвучна своему времени. Она может быть создана на классической основе, но все равно требует как бы взгляда на нее через сегодняшний день. Только тогда она найдет отклик у зрительного зала.
Угадать, подметить типические черты современности и соотнести их с классическими чертами Белого или Рыжего — одна из главнейших задач в режиссуре клоунады.
В клоунаде, как, пожалуй, ни в каком другом жанре, режиссер сталкивается с одной из главных профессиональных проблем в создании эстрадного номера.
Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров
Дело в том, что поведение клоуна, как правило, эксцентрично, форма очень условна. Но в этой предельно условной форме должна быть выстроена железная логика.
Если режиссер начинает искать бытовые оправдания алогичных поступков клоуна, он делает громадную ошибку. В клоунаде, как нигде, существует своя правда жанра. И опирается она на дотошнейшую и глубочайшую веру клоуна в правильность того, что он делает. Здесь даже несколько трансформируется понятие «вера в предлагаемые обстоятельства», так как ведущим предлагаемым обстоятельством для клоуна является алогизм его мышления и детская вера в происходящее.
Ведь большинство и цирковых, и комических трюков в клоунаде с обыденной точки зрения не могут быть оправданы. Но клоун бытовую логику заменяет своей контрлогикой, которая, будучи выраженной в маске, и создает правду жанра. Вера клоуна в совершенно необычные вещи и позволяет надувать человека насосом, рвать (в буквально смысле) на себе волосы, исторгать фонтан слез и т. п.
Почти детская вера в нелепость позволяет клоуну логически оправдывать один из основных приемов клоунады — преувеличение вплоть до гротеска.
Если такого чувства правды и веры в абсурд нет, то все старания артиста кончаются кривлянием, непонятными ужимками и прыжками; все становится формальным и неинтересным. «Конечно, цирк не театр, — отмечает А. Викторов. — Свою мысль в репризе клоун выражает порою в абсурде, в невозможном, в анекдоте. А раз так, значит и театральные законы не годятся для цирка. У него должны быть свои приемы, свои изобразительные средства. Приемы эти могут быть разнообразны, эксцентричны, но точны так же, как дозировка сильнодействующего лекарства: переборщишь — получишь обратный эффект» 5 .
Конечно, все это находит окончательное выражение в специфических художественных приемах клоунады.
Источник
Вечный клоун. Что скрывает напускная весёлость
Есть люди, обладающие удивительной способностью, – где бы они появились, они приносят с собой радость и хорошее настроение. Обаяние, шарм, шутки рекой. Создается впечатление, что их жизнь полностью состоит из веселья. Так ли это на самом деле? Что скрывает маска клоуна и можно ли научиться жить без неё?
Хорошее настроение, умение посмеяться в трудной ситуации – порой эта способность выручает и поддерживает в самые пессимистичные моменты. Но у некоторых людей она может стать практически единственной реакцией на любое событие.
С одной стороны, в их окружении вы всегда находитесь в атмосфера позитива и жизнерадостности. А с другой, – с теми, кто привык играть роль «шута», бывает трудно разделить грустные или тяжелые переживания, те, в которых совсем не до смеха.
Трудно поверить, что те, кто привык веселить и развлекать других, на самом деле могут сами страдать от своего поведения. Им может казаться, что другие с ними только из-за их способности развлекать, или, что окружающие совсем не воспринимают их всерьез.
Почему так происходит, по каким же причинам человек одевает маску «клоуна»?
>Повышенная чувствительность, ранимость
Показать истинные чувства и реакции – порой, действительно, трудный и рискованный шаг для тех, кто привык демонстрировать веселье. Боль, грусть, стыд, печаль засмеиваются, ведь встреча с ними может принести невыносимое напряжение. Это случается, если в детстве родители, как только ребенок капризничал, расстраивался , отвлекали его шутками, развлечениями, подарками.
И таким образом, ребенок усваивал два урока: 1). «Мои настоящие чувства не представляют ценности, и лучше их никому не показывать». 2). «Если я хочу быть любимым и принятым, я должен постоянно развлекать других. Грустный, недовольный, неуверенный в себе я никому не нужен. Чтобы найти друзей, построить отношения, быть успешным на работе, мне придется играть свою роль».
>Сильное чувство стыда
Следующая причина, также связанная с повышенной чувствительностью. Если в детстве ребенка часто ругали, стыдили за его слёзы, выражение недовольства, то у него не оставалось другого выхода, как подчиниться родителям. Когда в семье делается сильный акцент на том, что радоваться, быть на позитиве – это хорошо, а обижаться, грустить, злиться – плохо, стыдно, неприемлемо, внутри психики ребенка происходит перекос. И будучи взрослым он будет предъявлять окружающим только юмор и веселье, только для того, чтобы не встретиться с обжигающим чувством стыда и собственной неполноценности.
Маска клоуна иногда может быть выбрана как защита от переживания утраты, печали, апатии. Неслучайно в психологии есть термин “депрессия с улыбкой на лице”. Окружающим людям бывает трудно поверить в силу страданий, ведь их близкий человек, друг или коллега также весел и продолжает «сыпать шутками», но на самом деле он просто не хочет беспокоить их своими проблемами и унылым настроением.
Ещё одна распространенная причина постоянного демонстрирования радости и хорошего настроения. На самом деле за таким поведением прячется сильная неуверенность в себе и одновременно жажда внимания и признания. Такие люди живут с убеждением, что если другие узнают, какой он на самом деле, его перестанут любить, уважать и попросту отвернуться от него.
Вспоминается фильм «Шоу Трумана», где герой Джима Керри, живя в идеально созданном для него мире, встречал всех ослепительной улыбкой. И лишь находясь наедине с собой, позволял себе переживать свои истинные чувства. И именно это так затронуло зрителей всего мира, наблюдающих шоу. И, конечно, финал фильма сложился бы по-другому, если бы герой остался верным своему ложному образу.
Жизнь в маске создает иллюзию безопасности и общения. Со стороны такие люди кажутся воплощением жизнерадостности и благополучия. И лишь самые близкие знают, насколько непрочен этот образ, как внутренне хрупок и беззащитен тот, кто только что убеждал весь мир в обратном.
Можно ли помочь другому перестать играть роль «шута»? В первую очередь, не спешите срывать с него маску. Ведь для него – это, прежде всего, «вторая кожа», защита от неприятных переживаний и способ связи с другими.
Проявите уважение, а вместе с ним и спокойный интерес к любым его реакциям чувствам. Дайте понять, что вы цените его не как «развлекателя», а прежде всего как человека. Сила общения, новый опыт действительно может сильно помочь в этой ситуации. Как только «клоун» увидит, что внимание и признание можно получить и другими способами, необходимость в маске отпадет сама собой.
Источник
Маска Гая Фокса. Почему она так популярна среди детей и нужно ли родителям волноваться.
Попросила меня дочь купить ей эту маску. Свои карманные деньги отдала на покупку.
Мы были не против, только попросили ее собрать информацию о маске. И я сама тоже «залезла в интернет», чтобы узнать откуда появилась эта маска.
Маска Гая Фокса впервые появилась в комиксе «V — значит вендетта». Ее придумал Дэвид Ллойд. В 2005 году это комикс был экранизирован. Главные роли исполнили Натали Портман и Хьюго Уивинг.
В фильме эту маска принадлежит герою-революционеру, который борется с существующим режимом. А образ его появился благодаря реальному человеку, жившему в 17 веке. В 1605 году были арестованы участники «порохового » заговора, которые хотели взорвать короля Якова I Английского. Среди них был дворянин Гай Фокс. Его имя осталось в памяти, потому что он был арестован первым и выдал всех участников.
После выхода фильма маска стала популярной. Она стала символом для людей, которые хотят изменений в обществе.
В 2008 году ей прикрывали лицо участники протестов против Церкви саентологии.
Также маска стала одним из символов общества «Анонимус», которое создали анонимные хакеры.
В последнее время эта маска снова стала популярной. Нашла информацию, что популярна она стала благодаря тому, что в TikTok появился вирусный ролик. В нем подросток в маске Гая Фокса играет в Майнкрафт и повторяет слова: «Повезло, повезло, повезло». И детям показалось это прикольным. И сейчас маски скупаются, в них снимают ролики для TikTok, маски разрисовывают на свой вкус.
Но дети не понимают, что это за маска, что означает, откуда появилась. Дети только повторяют: «Это модно, это прикольно, эта маска есть у всех друзей. «. Некоторые дети постарше используют ее как форму протеста против контроля родителей, пытаются бунтовать против запретов, борются (как им кажется) против несправедливости взрослых.
Нужно ли нам, родителям, волноваться?
Я не знаю ответа на этот вопрос. Но меня пугают дети в масках на улицах. Еще настораживает то, что дети не интересуются, что они носят. Так могут они попасть в неприятности. Наверное, это-то и страшно, что дети следуя моде, не понимают, что могут натворить. Маска безобидна, а если в следующий раз будет не маска.
Источник
С улыбкой по жизни, или Что скрывает маска клоуна?
Это теперь клоун – добрый и смешной чудак в ярком костюме. Изначально английское слово «clown» обозначало деревенщину, неотёсанного, невоспитанного человека. Так уж повелось, что клоунами называли пьяниц и бедняков. Об этом нам сегодня напоминает неизменная деталь любого артиста — красный нос.
Клоуны не очень любят вступать в одиночестве. Мы привыкли смотреть на традиционный дуэт «рыжего» и «белого». Последний обычно серьёзен и глуп. Белый цвет лица ему достался от французского клоуна по имени Пьеро, который жил в 17 веке.
Пьеро легко узнавали по лицу, обсыпанному мукой и лысой голове. Костюм клоуна тщательно готовился. Он отличался прекрасным кроем и украшен тесьмой или отделкой из красочной ткани. Иногда Пьеро даже щеголял в костюме, украшенном стразами. Заканчивали образ пуфы, накладываемые на плечи и бёдра.
Мы очень редко видим лицо клоуна. Обычно оно покрыто толстым слоем грима. А вы знаете, что грим – это визитная карточка артиста? Клоун даже может занести свой уникальный образ в Реестр грима клоунов. Нахал, присвоивший себе чужое лицо, строго наказывается.
Самым большим Реестром грима клоунов владеет сообщество «Clowns International». Коллекция Реестра сначала представляла собой набор разрисованных куриных яиц. Позже «лица» клоунов стали рисовать на гусиных яйцах, а потом — на керамических.
А еще клоуны очень суеверные люди. Чтобы обеспечить себе солидные цирковые сборы, они отказались от употребления семечек. «Не грызи семечки – зрителей повыщёлкиваешь» — самая распространённая поговорка среди артистов. Самые суровые даже запрещают грызть семечки и всем посетителям цирковых представлений. История зафиксировала случай, когда московские клоуны наказали одного из любителей пощёлкать семечками на цирковом представлении.
Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:
Источник