Что значит маркировка подшипников

Содержание
  1. Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
  2. Основная цифровая маркировка и схема
  3. Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
  4. Для первого диапазона
  5. Система условных обозначений подшипников
  6. Условное обозначение подшипника
  7. Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.
  8. Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более,
  9. (исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более)
  10. Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм,
  11. (исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм)
  12. Дополнительные знаки условного обозначения:
  13. Дополнительные знаки расположенные СЛЕВА от основного обозначения:
  14. Категория подшипника
  15. Момент трения подшипника
  16. Радиальный зазор подшипника
  17. Класс точности подшипника
  18. Дополнительные знаки расположенные СПРАВА от основного обозначения :
  19. Последовательность расположения дополнительных знаков справа в обозначении подшипников.
  20. А — повышенная грузоподъёмность
  21. К — конструктивные изменения
  22. Дополнительное условное обозначение подшипников (буква K — конструктивные изменения)
  23. М — модифицированный контакт
  24. У — специальные технические требования
  25. Материал деталей подшипника
  26. Сепараторы подшипников
  27. Обозначения колец и тел качения подшипника
  28. Условные знаки подшипников , кольца и тела качения которых изготовлены не из обычных подшипниковых сталей (справа от основного обозначения подшипника).
  29. Требования к температуре отпуска
  30. Температура отпуска деталей подшипников изготовленных из сталей марки ШХ-15 или аналогичных сталей.
  31. Cмазочные материалы
  32. Требования по уровню вибрации (шумность подшипника)
  33. Обозначения игольчатых подшипников.
  34. Обозначения шарнирных подшипников.

Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка

В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.

Читайте также:  Что значит взрослый человек ответ

Основная цифровая маркировка и схема

Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.

Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.

Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:

Y – XXXXXX – Z

Любой номер имеет три составляющие:

  • Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
  • Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
  • Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.

Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)

Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)

где под цифрами имеется ввиду:

  1. диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
  2. размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
  3. тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
  4. конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
  5. размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.

Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.

Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами

Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:

  • 1D – менее десяти миллиметров.
  • 2D – больше 10, но не более 20 мм.
  • 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
  • 4D – более 50 сантиметров.

Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.

Для первого диапазона

Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.

Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.

Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.

Источник

Система условных обозначений подшипников

категория момент трения зазор точность основное условное обозначение подшипника
7 XXXXXX — Серия ширин
X 65 XXXX — Конструктивная разновидность
XXX 4 XXX — Тип подшипника
XXXX 3 XX — Серия диаметров
XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника
конструкция
материал
температура
смазка
вибрация

Условное обозначение подшипника

Условное обозначение на кольцах не наносят в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке.

Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.

  • с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
  • класса точности 0 по ГОСТ 520;
  • с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.

Основное условное обозначение подшипника по ГОСТ состоит обычно из 7 цифр. Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем:

Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более,

(исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более)

7654321

Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм,

(исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм)

7654321

XXXX 3 XX — Цифра 0

Дополнительные знаки условного обозначения:

Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения.
Дополнительные знаки справа записываются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.

Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме:

категория момент трения зазор точность основное условное обозначение подшипника
7 XXXXXX — Серия ширин
X 65 XXXX — Конструктивная разновидность
XXX 4 XXX — Тип подшипника
XXXX 3 XX — Серия диаметров
XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника
конструкция
материал
температура
смазка
вибрация

Дополнительные знаки расположенные СЛЕВА от основного обозначения:

Категория подшипника

— буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации , утвержденной в установленном порядке. Знак категории С не проставляется. Знаки, проставленные перед обозначением категории А и В, обозначают дополнительные технические требования;

В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ 520-89 установлены три категории подшипников – А, В, С:

  • к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
  • к категории В относятся подшипники классов точности 0, 6Х*, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
  • к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, 0, 6

Обозначения категорий А и В проставляют:

  • перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
  • перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например: А5-205, при этом для подшипников класса точности ) в обозначении проставляется знак 0, например: В0-205.

Момент трения подшипника

  • Пример: 125-25– подшипник шариковый радиальный однорядный 25, класса точности 5, с радиальным зазором по группе 2, с моментом трения -1 (по первому ряду); 4М6-1000918 – подшипник шариковый радиальный однорядный 1000918, класса точности 6, с радиальным зазором по нормальной группе, с моментом трения по четвертому ряду.

Подшипникам тугой подборки, которые собирают с малыми радиальными зазорами, присваивают дополнительное условное обозначение: НТ и НУ. Символы НТ соответствуют пониженным точности вращения и размерам посадочных мест; символы НУ – только пониженной точности вращения.

Радиальный зазор подшипника

Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.

  • Пример: 76-180607,где 7 группа радиального зазора, 6 – класс точности радиального однорядного подшипника 205. Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается.

Специальные требования к величине радиального зазора обозначаются буквой Н.

Пример: Н0-42624М,где Н — дополнительная группа радиального зазора, 0 – класс точности подшипника 42624М
подробнее читай Зазоры в подшипниках качения

Класс точности подшипника

класс точности — характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников. Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности) :

  • 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
  • 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
  • *, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников (* — в условных обозначениях подшипников класса 6Х проставляется только знак “Х”).

Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.

Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается .

Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте;

Дополнительные знаки расположенные СПРАВА от основного обозначения :

Последовательность расположения дополнительных знаков справа в обозначении подшипников.

Справа от основного условного обозначения(ОУО) могут быть зашифрованы следующие характеристики:

1. Повышенная грузоподъёмность (А)
2. Конструкция (Н . )
3. Материалы, отличные от обычных (кольца и тела качения — И, Н, Р, Х, Э, Ю, Я, W )(сепараторы — Б, Г, Д, Е, Л. )
4. Конструктивные изменения (К, К1, К2 . )
5. Модифицированный контакт (М, М1, М2. )
6. Специальные технические требования (У, У1, У2 . )
7. Температура отпуска (Т, Т1, Т2, Т3. )
8. Марка пластичной смазки(С1, С2 . С17. С23. )
9. Уровень вибрации (Ш, Ш1, Ш2 . )
10. Особые отличия

А — повышенная грузоподъёмность

А — буква А обозначает подшипник повышенной грузоподъемности

После введения в действие (с 1996 г.) новой редакции ГОСТ 18855-94, касающегося динамической грузоподъемности подшипников, фактически все шариковые радиальные однорядные подшипники должны выпускаться только повышенной грузоподъемности. Это значит, что обозначение буквы «А» в таких подшипниках, выпущенных после 1996г. на заводе-производителе с соблюдением требований указанного ГОСТа, существенного значения не имеет.

У роликовых подшипников с буквой А в обозначении повышение грузоподъемности достигается либо увеличением числа роликов, либо увеличением диаметра роликов (и то, и другое – за счет утоньшения перемычек сепаратора). Таким образом, для роликовых подшипников буква «А» существенна.

К — конструктивные изменения

Обозначение конструкции подшипника:

Дополнительное условное обозначение подшипников (буква K — конструктивные изменения)

Обозначение Тип подшипника Значение
К, К1, К2 … Радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами Штампованный сепаратор из черных металлов
К Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) «Замок» (скос) на внутреннем кольце плюс массивный сепаратор из текстолита
К Радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами двухрядные с цилиндрическим или коническим отверстием Кольцевая проточка на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца плюс три отверстия для смазки
К5 Радиальные шариковые Повышенная грузоподъемность
К5 Радиальные роликовые со сферическими роликами двухрядные Сепаратор, базируемый по наружному кольцу
К6 Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) «Замок» (скос) на внутреннем кольце, угол контакта – 15 градусов плюс массивный сепаратор из текстолита
К7 Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) «Замок» (скос) на внутреннем кольце, угол контакта – 12 градусов плюс массивный сепаратор из текстолита
К7 Радиальные шариковые однорядные со сферической наружной поверхностью Двусторонние уплотнения плюс стопорный штифт
К10 Радиальные шариковые однорядные со сферической наружной поверхностью Улучшенная конструкция уплотнений плюс стопорный штифт
К11 Радиально-упорные шариковые Штампованный сепаратор

М — модифицированный контакт

Буква М обозначает для роликовых подшипников модифицированный контакт — обозначение М, М1. . . с цифрами в порядке исполнении;

Под контактом понимается площадь соприкосновения роликов с дорожкой качения. Даже при небольших перекосах и несоосностях возникает так называемый краевой эффект, для нивилирования которого контакт и модифицируют.

В основном модификации подвергаются ролики, у которых центральная часть делается немного выпуклой, что помогает компенсировать негативные последствия краевого эффекта и продлить срок службы подшипника. Для предупреждения вредного влияния перекоса деталей и прогиба шейки оси на работу цилиндрических подшипников ролики стали изготавливать со скосами «бомбиной«.

Иногда это достигается приданием небольшой выпуклости к центру дорожки качения при прямолинейной поверхности образующей роликов.

В результате роликовые подшипники с модифицированным контактом приобретают небольшую возможность «самоустанавливаться» и способность противостоять за счет этого (а также за счет оптимизации распределения нагрузок) негативным краевым эффектам.

Буквой «Н» обозначается:

1. Для радиальных роликовых сферических двухрядных подшипников – наличие кольцевой проточки на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца и трех отверстий для смазки;

2. Для радиальных роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами без внутреннего или наружного кольца по ГОСТ 5377-79 – подшипники, размеры и предельные отклонения которых соответствуют рекомендации СЭВ по стандартизации;

3. Для шариковых однорядных подшипников со сферической наружной поверхностью – наличие углубления и отверстия для смазки;

4. Для упорных подшипников по ГОСТ 7872-79 – соответствие диаметра отверстия «свободного» кольца требованиям международного стандарта ИСО 104:1994. Упорные подшипники имеют два кольца с внутренними размерами, отличающимися на небольшую величину. Такие упорные подшипники по ГОСТу имеют в дополнительном условном обозначении букву «Н». например: 8316Н, 8318Н. (буква Н — разница во внутренних диаметрах упорного подшипника, чтобы подшипник мог нормально работать)

У — специальные технические требования

У1, У2, У3 . — обозначение У, У1. . . с цифрами в порядке исполнении обозначает специальные технические требования — ужесточенные требования по шероховатости, по точности вращения и др. с цифрами в порядке исполнений; дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору и осевой игре покрытиями и т.д.

Материал деталей подшипника

Сепараторы подшипников

Обозначения сепаратора подшипников, которые изготовлены не из обычных сталей.

    • Б, Б1 . — сепаратор из безоловянистой бронзы;
    • Г, Г1. — сепаратор из черных металлов;
    • Д, Д1. — сепаратор из алюминиевого сплава;
    • Е, Е1,Е2,Е3,Е4,Е5 . — сепаратор из пластических материалов; например: Е,Е1 — сепаратор из текстолита,
      Е5 — сепаратор из стеклонаполненного полиамида
    • Л, Л1. — сепаратор из латуни;
    • Р, Р1. — детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих) сталей;
    • Х, Х1. — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из цементируемой стали;
    • Э, Э1. — детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.);
    • Ю,Ю1. — все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
    • Я, Я1. — детали подшипника из редко применяемых материалов (твердых сплавов керамики, стекла и др.);
    • Н, Н1. — кольца и тепа качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных);

Обозначения колец и тел качения подшипника

Условные знаки подшипников , кольца и тела качения которых изготовлены не из обычных подшипниковых сталей (справа от основного обозначения подшипника).

Буква справа Значение
И, И1, И2, И3 … Изменение ТУ на поставку комплектующих деталей или исходных материалов
Н, Н1, Н2, Н3 … Детали из теплостойкой стали
Р, Р1, Р2, Р3 … Детали из теплоустойчивой стали
X, X1, Х2, Х3 … Кольца и тела качения или только кольца (одно кольцо) из цементируемой стали
Э, Э1, Э2, Э3 … Детали из стали ШХ-15 со специальными присадками (ванадий, кобальт, молибден и др.)
Ю, Ю1, Ю2, Ю3 … Все детали или часть деталей из нержавеющей стали
Я, Я1, Я2, Я3 … Детали (кольца, тела качения) из редко применяемых материалов (керамика, стекло и др.)
W, W1, W2, W3 Детали из вакуумированной стали

Требования к температуре отпуска

Температура отпуска деталей подшипников изготовленных из сталей марки ШХ-15 или аналогичных сталей.

Обозначение Требования к температуре
отпуска колец
Номинальная рабочая
температура подшипника
без обозначения 150 120
Т 200 160
Т1 225 180
Т2 250 200
Т3 300 250
Т4 350 300
Т5 400 350
Т6 450 390

Cмазочные материалы

Требования по уровню вибрации (шумность подшипника)

Внимание! При монтаже подшипника даже незначительный перекос между внутренним и наружным кольцами подшипника или несоосность в последующем повышает шум при работе подшипника и сокращает срок его службы.

Обозначения игольчатых подшипников.

Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d — внутренний диаметр, D — наружный диаметр и B — ширину подшипника в мм в порядке перечисления.

Буква, стоящая в конце обозначения, обозначает материал сепаратора .

Буквы стоящие перед произведением чисел — конструктивную разновидность подшипника, например:

  • К — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, К25х30х10Д;
  • ИК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с сепаратором, например, ИК15х27х16;
  • ИКВ — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с канавкой и отверстием для смазки, с сепаратором, например, ИКВ45х55х16Е;
  • КК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный без колец, например, КК20х26х34Е.
  • КВК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор поршневых пальцев, например, КВК12х16х13Г;
  • КСК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор кривошипно-шатунного механизма, например, КСК18х24х13Г;
  • АК — подшипник упорный одинарный с игольчатыми роликами без колец, например, АК28,8х45,5хЗЕ.

Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 2, 3 и 5. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.

Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева обозначают диаметр ролика (2,0 мм), последние — ширину подшипника (10 мм).

Обозначения шарнирных подшипников.

Обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии, обозначения типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм. Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:

Ш — шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;

ШМ — шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;

ШС — шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;

ШСЛ — модификация ШС с разъемом наружного кольца в продольном направлении;

ШСП — модификация ШС с прорезью на наружном кольце;

ШСР — модификация ШС с разъемом наружного кольца в поперечном направлении.

Цифра, стоящая впереди обозначения типа подшипника (2ШС. 3ШС. ) обозначает серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.. Буква «К», стоящая в конце обозначения обозначает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах, например, ШС40К.

Источник

Оцените статью