- Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
- Основная цифровая маркировка и схема
- Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
- Для первого диапазона
- Система условных обозначений подшипников
- Условное обозначение подшипника
- Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.
- Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более,
- (исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более)
- Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм,
- (исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм)
- Дополнительные знаки условного обозначения:
- Дополнительные знаки расположенные СЛЕВА от основного обозначения:
- Категория подшипника
- Момент трения подшипника
- Радиальный зазор подшипника
- Класс точности подшипника
- Дополнительные знаки расположенные СПРАВА от основного обозначения :
- Последовательность расположения дополнительных знаков справа в обозначении подшипников.
- А — повышенная грузоподъёмность
- К — конструктивные изменения
- Дополнительное условное обозначение подшипников (буква K — конструктивные изменения)
- М — модифицированный контакт
- У — специальные технические требования
- Материал деталей подшипника
- Сепараторы подшипников
- Обозначения колец и тел качения подшипника
- Условные знаки подшипников , кольца и тела качения которых изготовлены не из обычных подшипниковых сталей (справа от основного обозначения подшипника).
- Требования к температуре отпуска
- Температура отпуска деталей подшипников изготовленных из сталей марки ШХ-15 или аналогичных сталей.
- Cмазочные материалы
- Требования по уровню вибрации (шумность подшипника)
- Обозначения игольчатых подшипников.
- Обозначения шарнирных подшипников.
Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
- Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
- Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
- Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
- диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
- размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
- тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
- конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
- размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
- 1D – менее десяти миллиметров.
- 2D – больше 10, но не более 20 мм.
- 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
- 4D – более 50 сантиметров.
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.
Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.
Источник
Система условных обозначений подшипников
категория | момент трения | зазор | точность | — | основное условное обозначение подшипника 7 XXXXXX — Серия ширин X 65 XXXX — Конструктивная разновидность XXX 4 XXX — Тип подшипника XXXX 3 XX — Серия диаметров XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника | конструкция материал температура смазка вибрация |
Условное обозначение подшипника
Условное обозначение на кольцах не наносят в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке.
Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.
- с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
- класса точности 0 по ГОСТ 520;
- с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
Основное условное обозначение подшипника по ГОСТ состоит обычно из 7 цифр. Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем:
Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более,
(исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более)
7654321
Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм,
(исключая подшипники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм)
7654321
XXXX 3 XX — Цифра 0
Дополнительные знаки условного обозначения:
Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения.
Дополнительные знаки справа записываются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.
Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме:
категория | момент трения | зазор | точность | — | основное условное обозначение подшипника 7 XXXXXX — Серия ширин X 65 XXXX — Конструктивная разновидность XXX 4 XXX — Тип подшипника XXXX 3 XX — Серия диаметров XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника | конструкция материал температура смазка вибрация |
Дополнительные знаки расположенные СЛЕВА от основного обозначения:
Категория подшипника
— буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации , утвержденной в установленном порядке. Знак категории С не проставляется. Знаки, проставленные перед обозначением категории А и В, обозначают дополнительные технические требования;
В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ 520-89 установлены три категории подшипников – А, В, С:
- к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
- к категории В относятся подшипники классов точности 0, 6Х*, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
- к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, 0, 6
Обозначения категорий А и В проставляют:
- перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
- перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например: А5-205, при этом для подшипников класса точности ) в обозначении проставляется знак 0, например: В0-205.
Момент трения подшипника
- Пример: 125-25– подшипник шариковый радиальный однорядный 25, класса точности 5, с радиальным зазором по группе 2, с моментом трения -1 (по первому ряду); 4М6-1000918 – подшипник шариковый радиальный однорядный 1000918, класса точности 6, с радиальным зазором по нормальной группе, с моментом трения по четвертому ряду.
Подшипникам тугой подборки, которые собирают с малыми радиальными зазорами, присваивают дополнительное условное обозначение: НТ и НУ. Символы НТ соответствуют пониженным точности вращения и размерам посадочных мест; символы НУ – только пониженной точности вращения.
Радиальный зазор подшипника
Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.
- Пример: 76-180607,где 7 группа радиального зазора, 6 – класс точности радиального однорядного подшипника 205. Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается.
Специальные требования к величине радиального зазора обозначаются буквой Н.
Пример: Н0-42624М,где Н — дополнительная группа радиального зазора, 0 – класс точности подшипника 42624М
подробнее читай Зазоры в подшипниках качения
Класс точности подшипника
класс точности — характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников. Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности) :
- 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
- 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
- 6Х*, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников (* — в условных обозначениях подшипников класса 6Х проставляется только знак “Х”).
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается .
Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте;
Дополнительные знаки расположенные СПРАВА от основного обозначения :
Последовательность расположения дополнительных знаков справа в обозначении подшипников.
Справа от основного условного обозначения(ОУО) могут быть зашифрованы следующие характеристики:
1. Повышенная грузоподъёмность (А)
2. Конструкция (Н . )
3. Материалы, отличные от обычных (кольца и тела качения — И, Н, Р, Х, Э, Ю, Я, W )(сепараторы — Б, Г, Д, Е, Л. )
4. Конструктивные изменения (К, К1, К2 . )
5. Модифицированный контакт (М, М1, М2. )
6. Специальные технические требования (У, У1, У2 . )
7. Температура отпуска (Т, Т1, Т2, Т3. )
8. Марка пластичной смазки(С1, С2 . С17. С23. )
9. Уровень вибрации (Ш, Ш1, Ш2 . )
10. Особые отличия
А — повышенная грузоподъёмность
А — буква А обозначает подшипник повышенной грузоподъемности
После введения в действие (с 1996 г.) новой редакции ГОСТ 18855-94, касающегося динамической грузоподъемности подшипников, фактически все шариковые радиальные однорядные подшипники должны выпускаться только повышенной грузоподъемности. Это значит, что обозначение буквы «А» в таких подшипниках, выпущенных после 1996г. на заводе-производителе с соблюдением требований указанного ГОСТа, существенного значения не имеет.
У роликовых подшипников с буквой А в обозначении повышение грузоподъемности достигается либо увеличением числа роликов, либо увеличением диаметра роликов (и то, и другое – за счет утоньшения перемычек сепаратора). Таким образом, для роликовых подшипников буква «А» существенна.
К — конструктивные изменения
Обозначение конструкции подшипника:
Дополнительное условное обозначение подшипников (буква K — конструктивные изменения)
Обозначение | Тип подшипника | Значение |
---|---|---|
К, К1, К2 … | Радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами | Штампованный сепаратор из черных металлов |
К | Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) | «Замок» (скос) на внутреннем кольце плюс массивный сепаратор из текстолита |
К | Радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами двухрядные с цилиндрическим или коническим отверстием | Кольцевая проточка на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца плюс три отверстия для смазки |
К5 | Радиальные шариковые | Повышенная грузоподъемность |
К5 | Радиальные роликовые со сферическими роликами двухрядные | Сепаратор, базируемый по наружному кольцу |
К6 | Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) | «Замок» (скос) на внутреннем кольце, угол контакта – 15 градусов плюс массивный сепаратор из текстолита |
К7 | Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) | «Замок» (скос) на внутреннем кольце, угол контакта – 12 градусов плюс массивный сепаратор из текстолита |
К7 | Радиальные шариковые однорядные со сферической наружной поверхностью | Двусторонние уплотнения плюс стопорный штифт |
К10 | Радиальные шариковые однорядные со сферической наружной поверхностью | Улучшенная конструкция уплотнений плюс стопорный штифт |
К11 | Радиально-упорные шариковые | Штампованный сепаратор |
М — модифицированный контакт
Буква М обозначает для роликовых подшипников модифицированный контакт — обозначение М, М1. . . с цифрами в порядке исполнении;
Под контактом понимается площадь соприкосновения роликов с дорожкой качения. Даже при небольших перекосах и несоосностях возникает так называемый краевой эффект, для нивилирования которого контакт и модифицируют.
В основном модификации подвергаются ролики, у которых центральная часть делается немного выпуклой, что помогает компенсировать негативные последствия краевого эффекта и продлить срок службы подшипника. Для предупреждения вредного влияния перекоса деталей и прогиба шейки оси на работу цилиндрических подшипников ролики стали изготавливать со скосами «бомбиной«.
Иногда это достигается приданием небольшой выпуклости к центру дорожки качения при прямолинейной поверхности образующей роликов.
В результате роликовые подшипники с модифицированным контактом приобретают небольшую возможность «самоустанавливаться» и способность противостоять за счет этого (а также за счет оптимизации распределения нагрузок) негативным краевым эффектам.
Буквой «Н» обозначается:
1. Для радиальных роликовых сферических двухрядных подшипников – наличие кольцевой проточки на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца и трех отверстий для смазки;
2. Для радиальных роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами без внутреннего или наружного кольца по ГОСТ 5377-79 – подшипники, размеры и предельные отклонения которых соответствуют рекомендации СЭВ по стандартизации;
3. Для шариковых однорядных подшипников со сферической наружной поверхностью – наличие углубления и отверстия для смазки;
4. Для упорных подшипников по ГОСТ 7872-79 – соответствие диаметра отверстия «свободного» кольца требованиям международного стандарта ИСО 104:1994. Упорные подшипники имеют два кольца с внутренними размерами, отличающимися на небольшую величину. Такие упорные подшипники по ГОСТу имеют в дополнительном условном обозначении букву «Н». например: 8316Н, 8318Н. (буква Н — разница во внутренних диаметрах упорного подшипника, чтобы подшипник мог нормально работать)
У — специальные технические требования
У1, У2, У3 . — обозначение У, У1. . . с цифрами в порядке исполнении обозначает специальные технические требования — ужесточенные требования по шероховатости, по точности вращения и др. с цифрами в порядке исполнений; дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору и осевой игре покрытиями и т.д.
Материал деталей подшипника
Сепараторы подшипников
Обозначения сепаратора подшипников, которые изготовлены не из обычных сталей.
- Б, Б1 . — сепаратор из безоловянистой бронзы;
- Г, Г1. — сепаратор из черных металлов;
- Д, Д1. — сепаратор из алюминиевого сплава;
- Е, Е1,Е2,Е3,Е4,Е5 . — сепаратор из пластических материалов; например: Е,Е1 — сепаратор из текстолита,
Е5 — сепаратор из стеклонаполненного полиамида - Л, Л1. — сепаратор из латуни;
- Р, Р1. — детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих) сталей;
- Х, Х1. — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из цементируемой стали;
- Э, Э1. — детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.);
- Ю,Ю1. — все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
- Я, Я1. — детали подшипника из редко применяемых материалов (твердых сплавов керамики, стекла и др.);
- Н, Н1. — кольца и тепа качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных);
Обозначения колец и тел качения подшипника
Условные знаки подшипников , кольца и тела качения которых изготовлены не из обычных подшипниковых сталей (справа от основного обозначения подшипника).
Буква справа | Значение |
И, И1, И2, И3 … | Изменение ТУ на поставку комплектующих деталей или исходных материалов |
Н, Н1, Н2, Н3 … | Детали из теплостойкой стали |
Р, Р1, Р2, Р3 … | Детали из теплоустойчивой стали |
X, X1, Х2, Х3 … | Кольца и тела качения или только кольца (одно кольцо) из цементируемой стали |
Э, Э1, Э2, Э3 … | Детали из стали ШХ-15 со специальными присадками (ванадий, кобальт, молибден и др.) |
Ю, Ю1, Ю2, Ю3 … | Все детали или часть деталей из нержавеющей стали |
Я, Я1, Я2, Я3 … | Детали (кольца, тела качения) из редко применяемых материалов (керамика, стекло и др.) |
W, W1, W2, W3 | Детали из вакуумированной стали |
Требования к температуре отпуска
Температура отпуска деталей подшипников изготовленных из сталей марки ШХ-15 или аналогичных сталей.
Обозначение | Требования к температуре отпуска колец | Номинальная рабочая температура подшипника |
---|---|---|
без обозначения | 150 | 120 |
Т | 200 | 160 |
Т1 | 225 | 180 |
Т2 | 250 | 200 |
Т3 | 300 | 250 |
Т4 | 350 | 300 |
Т5 | 400 | 350 |
Т6 | 450 | 390 |
Cмазочные материалы
Требования по уровню вибрации (шумность подшипника)
Внимание! При монтаже подшипника даже незначительный перекос между внутренним и наружным кольцами подшипника или несоосность в последующем повышает шум при работе подшипника и сокращает срок его службы.
Обозначения игольчатых подшипников.
Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d — внутренний диаметр, D — наружный диаметр и B — ширину подшипника в мм в порядке перечисления.
Буква, стоящая в конце обозначения, обозначает материал сепаратора .
Буквы стоящие перед произведением чисел — конструктивную разновидность подшипника, например:
- К — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, К25х30х10Д;
- ИК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с сепаратором, например, ИК15х27х16;
- ИКВ — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с канавкой и отверстием для смазки, с сепаратором, например, ИКВ45х55х16Е;
- КК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двухрядный без колец, например, КК20х26х34Е.
- КВК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор поршневых пальцев, например, КВК12х16х13Г;
- КСК — подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор кривошипно-шатунного механизма, например, КСК18х24х13Г;
- АК — подшипник упорный одинарный с игольчатыми роликами без колец, например, АК28,8х45,5хЗЕ.
Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 2, 3 и 5. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.
Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева обозначают диаметр ролика (2,0 мм), последние — ширину подшипника (10 мм).
Обозначения шарнирных подшипников.
Обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии, обозначения типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм. Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:
Ш — шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШМ — шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШС — шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;
ШСЛ — модификация ШС с разъемом наружного кольца в продольном направлении;
ШСП — модификация ШС с прорезью на наружном кольце;
ШСР — модификация ШС с разъемом наружного кольца в поперечном направлении.
Цифра, стоящая впереди обозначения типа подшипника (2ШС. 3ШС. ) обозначает серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.. Буква «К», стоящая в конце обозначения обозначает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах, например, ШС40К.
Источник