Что значит маркированные сигареты

Что надо знать о маркировке табака и табачной продукции

В России вводится обязательная маркировка товаров, которые часто подделывают и завозят в страну нелегально. С 1 марта 2019 года началась обязательная маркировка табачных изделий — сигарет и тех, что описаны во второй статье 268-ФЗ.

Разберёмся, что такое маркировка товаров, как работает маркировка табака и табачной продукции, что она изменит, а главное — кому, когда и как к ней готовиться. Основные понятия табачной продукции.
268-ФЗ, ст. 2

Подробнее о маркировке табачных изделий:

Что такое маркировка товаров

Маркировка — это нанесение специального кода на товар. Код идентифицирует товар и позволяет отслеживать его движение на каждом этапе — от производства или ввоза в Россию до продажи. Для этого производители, поставщики и продавцы считывают коды и передают данные в систему маркировки.

С маркировкой государство контролирует производимую продукцию и знает, сколько производится и ввозится товара в год, сколько уходит в магазины и продаётся. Благодаря маркировке потребитель знает, что покупает качественный и оригинальный товар. С такой системой подделка не может попасть на склады или в магазины. Всё о маркировке товаров — в нашей статье

Читайте также:  Что значит врачевать классическим стихом по мнению соколова

Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. С 1 июля 2019 года она станет обязательной для производителей табачных изделий: сигарет с фильтром и без, а также папирос. До этого срока производители и магазины должны зарегистрироваться в системе маркировки.

Как работает система маркировки табака

Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используют цифровой код Data Matrix. Это двухмерный код, который наносится на пачку и считывается 2D-сканером. Его наносят на пачки, блоки, коробки. В целом система работает так же, как и ЕГАИС для алкоголя.

Коды для табачной продукции выпускает Центр развития перспективных технологий. Он является разработчиком и оператором ИС МОТП — системы мониторинга табачной продукции. И уже она отслеживает движение товара от производства до продажи. Код Data Matrix

Так в системе маркировки табака пачка сигарет попадает с производства в розницу

Покупатель сможет проверить подлинность пачки сигарет в мобильном приложении «Маркировка», оно доступно бесплатно для iOS и Google Play.

Кому и как готовиться к маркировке

Маркировка несёт изменения в бизнес-процессах: приёмке, хранении товаров и продаже. С 1 марта магазины регистрируются в системе маркировки. С 1 июля производители будут выпускать только маркированную продукцию, а магазины смогут распродавать немаркированные остатки. С 1 июля 2020-го продавцы будут работать только с маркированным табаком.

Ответственность за приёмку и продажу немаркированной пачки сигарет будет лежать на магазине: такая пачка будет считаться контрафактом.

Что изменится в бизнес-процессах

Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить систему ЭДО и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, надо выполнять и в системе маркировки.

Хранение. Поскольку товары маркируются в разные сроки, лучше оптимизировать склад: в одном месте хранить немаркированные товары, в другом — маркированные.

Продажа. Чтобы информация о продаже попала в ИС МОТП, на кассе нужно будет отсканировать код Data Matrix. Для этого нужно приобрести 2D-сканер.

Проверяйте коды маркировки при приёмке товара. Сканируйте их, сверяйте с теми, что перечислены в накладной УПД. Не принимайте товар, которого нет в накладной.

Как подготовиться к маркировке табачных изделий

Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.

До 30 июня 2019 года идет обязательная регистрация производителей и магазинов в системе маркировки.

Что нужно для продажи маркированных сигарет

  1. Приобрести квалифицированную электронную подпись (КЭП) для приёмки и отправки УПД.
  2. Зарегистрироваться в системе маркировки на сайте «Честный знак».
  3. Купить онлайн-кассу, которая работает с маркировкой, или обновить прошивку на существующей.
  4. Заключить договор с ОФД, если он не заключен.
  5. Заключить договор с оператором ЭДО.
  6. Приобрести 2D-сканер для сканирования кода Data Matrix.

Решения Дримкас уже работают с маркировкой

Мы оказываем услуги ОФД, производим онлайн-кассы и фискальные накопители, выдаём квалифицированную электронную подпись и продаём 2D-сканеры. А бесплатный Кабинет Дримкас помогает предпринимателям не просто работать закону, но и развивать бизнес с помощью аналитики продаж.

Источник

Обязательная маркировка сигарет и табачной продукции

Сигаретная отрасль активно внедряет DataMatrix. В пилотном проекте на добровольных началах участвовали крупнейшие фабрики, выпускающие 95% российского табака. В 2020 году обязательная маркировка сигарет и табачной продукции прошла завершающую стадию. Теперь участники отрасли работают по-новому и каждая пачка табачных изделий отслеживается оператором маркировки.

В данном обзоре мы собрали всю информацию по маркировке табака (табачных изделий) и привели механизм работы цифровых меток для каждого типа организаций: производящие фабрики, оптового посредника и розничной торговой точки.

Законы о маркировке табака и сигарет

Чтобы понимать, какие действия будут правильными и не повлекут нарушений и штрафов после запуска прослеживаемости, изучите нормативные акты (законы и постановления), регламентирующие маркировку сигарет и табачной продукции. Приведем список нормативных правовых актов, с которыми рекомендуем ознакомиться предпринимателям.

Постановления Правительства Российской Федерации:

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 620-р.

Федеральные Законы — № 381 и № 54.

Для экономии Вашего времени

Какая табачная продукция подлежит маркировке

Рынок табачных изделий не ограничивается только сигаретами и не все товарные категории одновременно попадают под введение марок. Точное понимание ассортимента, на который нужно проклеивать или наносить специальные метки, даст сравнение номенклатурных кодов (ТН ВЭД и ОКПД), указанных в правительственном постановлении.

Также нужно обратить внимание, что даты и характер запретов отличается в зависимости от роли участника рынка. Для организаций важно знать, какие продукты, содержащие табак, и в какие сроки должны получить штрихкод с DataMatrix, так как нарушение приведет к штрафам.

Код маркировки сигарет и табака

С 1 июля 2020 года правительство внесло изменения в прослеживаемость табака. Правила маркировки остались прежними, а вот перечень изделий, для которых нужны ДатаМатрикс коды расширился.

Обновленный список сигарет и табачной продукции подлежащей маркировке:

Товарная категория Код ОКПД 2 Код ТН ВЭД ЕАЭС Примечание
Сигареты 12.00.11.130 2402 20 900 бумажный цилиндр, внутри которого находится измельчённый табак для курения
Сигариллы 12.00.11.120 2402 10 000 0 сигары тонкие
Черуты 12.00.11.110 2402 10 000 0 сигары, в том числе с обрезанными концами
Папиросы 12.00.11.140 2402 20 900 0 из табака или заменителей табака с бумажным мундштуком
Биди 12.00.11.150 2402 20 900 0 тонкие азиатские сигареты
Кретек 12.00.11.160 2402 20 100 0 сигареты, из табака, листьев гвоздики и специй
Табак для кальяна 12.00.19.130 2403 11 000 0 курительная смесь для кальяна из табака
Табак курительный 12.00.19.110 2403 19 100 0 курительный табак, содержащий или не содержащий заменители
табака в любой пропорции в первичных упаковках
нетто-массой не более 500 г
Трубочный табак 12.00.19.120 2403 19 100 0 смесь табачного сырья нарезанная на волокна шириной 1,5-3 мм
Табак жевательный 12.00.19.140 2403 99 100 0 табачное сырье предназначенное для жевания
Табак нюхательный 12.00.19.160 2403 99 100 0 измельчённый до порошкообразного состояния табачный лист

Чтобы точно знать, какую пачку снабдить DataMatrix, сравнивайте номенклатурные коды в сопроводительной документации и законодательных актах. Если ваши ТН ВЭД и ОКПД 2 отсутствуют в перечне — чипировать не нужно.

Срок и этапы маркировки сигарет и табачной продукции

15 января 2018 — пилотный проект
В эти сроки был проведен добровольный эксперимент. Участники рынка получали коды и регистрировали движение сигарет. Благодаря этому были сделаны выводы о целесообразности цифровых меток и перечне изделий, которые получат цифровую маркировку.

1 марта 2019 года — старт изменений

Все предприниматели получили возможность выполнить регистрацию и начать взаимодействие с системой «Честный Знак». Это дата запуска изменений, с которой бизнесу стали понятны условия введенной государством маркировки табака.

С 1 июля 2019 года — нанесение этикеток на производстве
Фабрики обязали наносить DataMatrix на производстве. Каждая пачка получила свой уникальный DataMatrix. С этого момента выпуск новых сигарет запрещен, если на их упаковке не пропечатан двумерный читаемый штрихкод, зарегистрированный у оператора системы.

Для взаимодействия между контрагентами участники рынка должны подключить ЭДО. Поставка табака сопровождается УПД. В нем, кроме количества и перечня поставляемой продукции, прописаны коды ДатаМатрикс.

Теперь продажи в рознице проходят по-новому: с обязательным сканированием этикетки с двумерным кодом. Каждая реализация передает заявку на выведение кода маркировки из оборота.

1 июля 2020 года — только товар с маркировкой

Без цифровых марок запрещены любые действия с продукцией, содержащей табак. Взаимодействия между контрагентами происходят через ЭДО, каждый передаточный документ содержит, кроме количества и перечня номенклатуры, информацию о средствах идентификации.

Сведения о любом действии контрагентов с DataMatrix поступают в систему «Честный Знак». Таким образом, обеспечена полная прослеживаемость каждой пачки. Для большей части продукции, содержащей табак, с наступлением этой даты введение средств идентификации завершилось.

Сроки маркировки альтернативной табачной продукции

Изделия на основе смесей из табака получили широкое распространение, но не попали под действие ограничений сразу. К чипированию эту товарную категорию законодатели подключили позже, соответственно и сроки определены иные.

Даты запуска обязательной маркировки для альтернативного табака:

  • 1 марта 2019 года.
    Дата начала регистрации для предпринимателей. Необходимо было пройти авторизацию в системе «Честный Знак» и запустить процесс работы с ДатаМатрикс.
  • 1 июля 2020 года.
    Дата введения ограничения оборота без обязательной маркировки, с этого момента операции с изделием, если на нем нет DataMatrix, запрещены.
  • 1 июля 2021 года
    Последняя дата маркировки остатков, после которой нанесение этикеток с кодами маркировки на складские остатки уже невозможно.

Таким образом, альтернативная табачная продукция без цифровых меток пока может храниться на складах. Однако, любые действия с изделием, когда на нем нет маркировки запрещены. Каждая производимая с товаром операция уже попадает от предпринимателей в систему «Честный Знак».

Источник

Маркировка сигарет. Строение кода маркировки

В этой статье я постараюсь прояснить техническую часть и состав маркировки сигарет.
Простите меня Хабр читатели за укороченный обзор.

Что такое маркированные сигареты?

Маркированными являются те сигареты, на потребительской упаковке которой нанесены средства идентификации с соблюдением требований Закона №381-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов Правительства РФ.
Таким образом, для признания товаров маркированными необходимо выполнить следующие условия:

  1. На товары должны быть нанесены средства идентификации (код маркировки)
  2. В информационной системе мониторинга должны содержаться сведения о нанесении средств идентификации на сигареты (это делает производитель сигарет)
  3. В информационной системе мониторинга должны содержаться достоверные сведения о товарах

Напоминаем, что наличие в информационной системе мониторинга сведений об обороте сигарет не является условием для признания продукции маркированной.
Для тех покупателей, кто приобрел маркированные сигареты до 01.07.2020 года на бумажных носителей, не нужно волноваться и подавать куда то остатки. Сигареты, введенные в оборот производителем до 01.07.2020 зарегистрированы в системе мониторинга как «временно не прослеживаемые» и в соответствии с Правилами допускается их дальнейший оборот.

Надо помнить, что в течение периода эксперимента для производителей (2018-07.2019) состав маркировки менялся. Производители сигарет совместно с оператором ЦРПТ пытались найти приемлемые решения. Вся произведенная продукция с нанесенной маркировкой в этот переходный период также являлась маркированной.

Давайте разберем строение кода маркировки сигарет, действующего сегодня.
Он, кстати, является копией кода маркировки сигарет в некоторых европейских странах. Именно поэтому для транснациональных компаний маркировка стала конкурентным преимуществом над Российскими производителями.

Для кодирования серийного номера сигарет и МРЦ (максимальной розничной цены) используется 80 символов:
Алгоритм кодирования-декодирования МРЦ основан на переводе размера МРЦ в копейках в 80-ричную систему исчисления, используя следующий алфавит:

Кодирование
Процедура кодирования

  1. МРЦ преобразуем в копейки, например
  2. Находим целую часть и остаток от деления МРЦ на основание системы счисления (в нашем случае – 80)
  3. Берём символ из алфавита по индексу, равному остатку и записываем его в начало результирующей строки
  4. Повторяем шаги 2 и 3 пока целая часть не окажется равной 0
  5. Дополняем результирующую строку до 4 символов слева символом по индексу 0 из алфавита (“A”)
  1. Для каждого символа из закодированного представления МРЦ повторяем следующие шаги
  2. Возводим длину алфавита, равную 80, в степень, равную позиции текущего символа МРЦ, считая с конца строки и начиная с 0, и умножаем на индекс текущего символа в алфавите
  3. Прибавляем полученное значение к результирующему

Результирующее значение изначально равно 0.

1. Берём первый символ МРЦ: “A”2. Индекс символа “A”: 03. Возводим 80 в степень 3 (позиция текущего символа, считая от конца строки из 4 символов) и умножаем на 0, получаем 04. Прибавляем 0 к результирующему значению строке: 05. Берём второй символ МРЦ: “C”6. Индекс символа “C”: 27. Возводим 80 в степень 2 и умножаем на 2, получаем 128008. Прибавляем 12800 к результирующей строке: 128009. Берём третий символ МРЦ: “W”10. Индекс символа “W”: 2211. Возводим 80 в степень 1 и умножаем на 22, получаем 176012. Прибавляем 1760 к результирующему значению: 1456013. Берём четвёртый символ МРЦ: “.”14. Индекс символа “.”: 7015. Возводим 80 в степень 0 и умножаем на 70, получаем 7016. Прибавляем 70 к результирующему значению: 1463017. Итоговое значение МРЦ = 14360к или 146р30к

Поскольку на практике МРЦ(максимальная розничная цена) округляется до рублей и имеет диапазон от 60 до 500 рублей, можно сделать вывод: МРЦ в 80-ричной кодировке всегда начинается с «A», а заканчивается на один из четырех символов «A»,«U»,«o,»8″. Можно использовать это для проверки валидности МРЦ в коде маркировки пачки.

Рассмотрим маркировку на примере Сигарет с фильтром «T&W» ОРИДЖИНАЛ КОМПАКТ МРЦ 106″

Вот как выглядит маркировка на пачках и блоках:
Извините, я не нашел блок с МРЦ 106, для фото брал 115.

Маркировка пачки:

04610030141527 00000Hd AB0o OnE1

Строка длиной 29 символов, содержит:

  • GTIN-14 (14 цифровых символов). Содержит лидирующие «0» и EAN-13 код для единицы измерения «пачка» прижаты к правому краю. Аналогичен обычному EAN-13, нанесенному на пачке.
  • Серийный номер (7 символов) . Идентификационный код, сгенерированный оператором эмиссии из набора 80 символов. Задумывался он как уникальный для указанного EAN.
  • МРЦ (4 символа). Максимальная розничная цена, указанная в копейках в 80-ричном исчислении.
  • Криптохвост (4 символа). Код создается на производстве в «черном ящике» при запросе очередного пула кодов у оператора эмиссии маркировки. Его запрещено накапливать в базах данных и передавать третьим лицам. Именно это ограничение хоть и защищает от утечки кодов маркировки, но порождает проблемы, описанные ниже.

GTIN-14 (14 цифровых символов). Содержит лидирующие «0» и EAN-13 код для единицы измерения «пачка» прижаты к правому краю. Аналогичен обычному EAN-13, нанесенному на пачке.

Маркировка блоков:

(01)04610030141534 (21)00000!& (8005)106000 (93)yikZ

Строка длиной не менее 41 символов и содержит код в формате GS1. Скобочки добавлены для наглядности. Содержит символы GS1

  • (01) GTIN-14 (14 цифровых символов). Содержит лидирующие «0» и EAN-13 код для единицы измерения «блок». Аналогичен обычному EAN-13 нанесенному на блоке.
  • (21) Серийный номер (7 символов). Идентификационный код, сгенерированный производителем из набора 80 символов. Задумывался как уникальный для указанного GTIN-14.
  • (8005) МРЦ (6 цифровых символов). Максимальная розничная цена, указанная цифрами в копейках для блока. В нашем примере 1060.00 рублей для блока (106 для пачки)
  • (93) Криптохвост (4 символа). Код создается на производстве в «черном ящике» при запросе очередного пула кодов у оператора эмиссии маркировки. Его запрещено накапливать в базах данных и передавать третьим лицам.

В код могут быть включены дополнительные данные, но первыми должны идти коды 01 и 21.

Маркировка коробов:

(01)14610030141524 (21)0011986 (8005)106000 (37)50

Строка длиной не менее 25 символов. Содержит обязательные коды 01 и 21 в формате GS1. Каждый производитель сам определяет состав кода маркировки для транспортной упаковки. Не имеет криптохвоста. Может быть нанесен как GS-1 DataMatrix код.
Часто производители дублируют GS-1 (CODE-128) и GS-1 DataMatrix, вот пример:
Другие производителя иногда не указывают МРЦ, а некоторые добавляют элемент 240 для указания внутреннего кода номенклатуры производителя.
Разберем пример кода маркировки транспортной упаковки «короб»:

  • (01) GTIN-14 (14 цифровых символов). Содержит IFT-14 код для единицы измерения «короб». Аналогичен обычному IFT-14, нанесенному на коробе в черной рамке.
  • (21) Серийный номер (7-20 цифр). Идентификационный код, сгенерированный производителем и обеспечивающий неповторимость в рамках одного IFT-14 кода.
  • (8005) МРЦ юнита (6 цифровых символов). Максимальная розничная цена, указанная в копейках для вложенного юнита – «блока».
  • (37) Количество вложенных юнитов (2 и более цифровых символов). Количество вложенных в короб блоков сигарет.

В код могут быть включены дополнительные данные, но первыми должны идти коды 01.

ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ В МАРКИРОВКЕ КОРОБОВ ПОСЛЕ ВЫПУСКА СТАТЬИ:
Мы получили несколько официальных разъяснений от ЦРПТ по поводу маркировки коробов и я считаю необходимым отразить их в статье.

ВОПРОС: Какие символы могут применяться при указания серийного номера (21) кода маркировки для транспортного КОРОБА.

Допустимые значения:
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789!»%&'()*+,-./_:;=<>?.

Серийный номер должен быть не короче 7 символов.
Рекомендуем начать серийный номер с префикса фабрики и линии, если применимо, и использовать простой счетчик (инкремент) коробов.

Да, в данном случае, серийные номера могут быть одинаковыми.

Маркировка паллет:

(00)94610030141 0004634

Строка длиной 20 символов. Содержит префикс 00 и обязательный логистический код паллеты (контейнера) SSCC.

На всех упаковках, кроме пачек, наносится как машиночитаемый код, так и его человекочитаемый эквивалент. Это позволяет набрать код маркировки вручную, если по какой-то причине код не сканируется сканером.

Агрегации и дезагрегации.
В системе маркировки заложены такие возможности, как агрегация и дезагрегация упаковок.До недавнего времени агрегация производилась только на заводе изготовителе. С завода информация передается в систему не только о нанесенных кодах маркировки, но и об ее агрегации. JSON файл, передаваемый с завода в СУЗ, содержит структуру, в которой нельзя отправить данные о маркировке без данных о заводской агрегации. На заводе агрегация блоков/коробов/паллет производится при повторном сканировании маркировки с каждого вложенного элемента и кодов упаковки. Этим обеспечивается проверка читаемости кода и гарантия правильной агрегации, т.е. соответствие кодов, входящих в состав упаковки, коду самой упаковки.
Поэтому старайтесь сохранять заводскую упаковку до последнего момента. Вскрыв заводскую коробку, уже нельзя гарантировать, что все блоки относятся именно к этому коробу. Привет всем торговым сетям, которые проверяют вложенные блоки и вскрывают заводские короба для этого 😉

Недавно функция агрегации сигарет появилась в API для торговых организаций. Видим большую перспективу здесь для отгрузки паллетами с логистических складов.

Дезагрегация производится автоматически, как только вложенная в упаковку единица была использована в документах выбытия или смены собственника. Другими словами, если продать пачку сигарет, то блок, в котором она находилась, автоматически дезагрегируется на пачки, а короб, в котором находился этот блок, дезагрегируется на блоки и т.д. Использовать в дальнейшем дезагрегированные коды блока, короба, паллет будет невозможно. Это очень изящное решение. Сегодня дезагрегация короба/блока производится только в том случае, если выбытие вложенного агрегата произошло на стороне текущего собственника. Если сторонний контрагент попытается продать ваши сигареты из вашей коробки, это не приведет к ее автоматической дезагрегации, поскольку по данным ГИС МТ, контрагент не являлся собственником на момент сканирования маркировки при подачи сведений о выбытии.

Описание кодов идентификации потребительских упаковок, наборов, групповых упаковок, транспортных упаковок при указании в УПД, УКД

с указанием максимальной розничной цены
код товара (14 цифр) ИСН (7 символов) максимальная розничная ценапачки (4 символа)

без указания максимальной розничной ценыкод товара (14 цифр) ИСН (7 символов)

с указанием максимальной розничной цены
01 код товара (14 цифр) 21 (7 символов) 8005 сумма максимальнойрозничной цены (6 символов)

пример: (01)04600266012586(21)E’d8ZnM(8005)100000
пример: 010460026601258621E’d8ZnM8005100000
допустимо указание КИГУ со скобками и без

без указания максимальной розничной цены01 код товара (14 цифр) 21(7 символов

пример: (01)04600266012586(21)E’d8ZnM
пример: 010460026601258621E’d8ZnM
допустимо указание КИГУ со скобками и без

короба: группа1+группа2+группа3
• группа 1
01 код товара (14 цифр) или
02 код товара, входящего в короб (14 цифр)
• группа 2
11 дата изготовления (6 символов) или
13 дата упаковки (6 символов)
• группа 3
21 серийный номер (до 20 символов)
пример:
02046002660125991302071921E’d8ZnMZx
или
01046002660125861101071921E’d8ZnM

паллеты, контейнера:
серийный код транспортной упаковки, SSCC (20 символов) (стандартGS1-128, указывается с идентификатором применения AI (00))
пример: 00177102981700000049

Производители ПО обратите внимание: В примере нигде не применяется символ «FNC1» (код 29). Он вырезается при подстановке в УПД.

Формируемый для подачи сведений файл УПД должен иметь в названии признак маркировки — ««MARK»»

Источник

Оцените статью