Made in USSR: 10 брендов, которые покорили Запад (15 фото)
Советские граждане называли это «торговой маркой», а там, за железным занавесом, использовали термин «бренд». Но какое бы слово не употребляли, на свойствах товара оно не сказывалось. И пока на этой стороне восторгались Pepsi и Levis, на той отдавали должное качеству made in USSR. Конечно, не всему подряд, но кое-что даже стало культовым.
Хотя, «покорили» — не лучшее слово. Скорее, эти товары узнаваемы и популярны на Западе. Поехали.
ВОДКА STOLICHNAYA
«Stoli» — так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. Познакомились жители Дикого Запада с русской водкой в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок после проведенной в «слепую» дегустации нескольких марок водки из разных государств эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Причем по оценкам Stoli значительно обошла являвшуюся на протяжении многих лет эталоном «эмигрантскую» водку Smirnoff.
Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках, и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).
ЧЕРНАЯ ИКРА
В любую заграничную командировку советский служащий неизменно брал с собой две вещи — водку и черную икру! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.
Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер.
Для многих западных граждан в этом гастрономического тандеме был заключен вкус СССР, воплощение советского шика.
АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)
Пожалуй, самый узнаваемый товар с маркировкой Made in USSR. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО.
В 1960—1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. А еще автомат Калашникова знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.
URALS
Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970—1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте $5,5 млрд. из всего торгового экспорта СССР в $13,2 млрд. Большинство жителей СССР даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.
Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно $5, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее $10. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже этой цифры, и СССР оказался в «штопоре».
САТАНА (SS-18 SATAN)
Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд — SS-18 Satan — вызывал у них ужас. Вообще, «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. Наши конструкторы ей присвоили обычную военную маркировку — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана.
Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 000 км. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений».
Но это еще не все, в 1980-е «Сатану» модифицировали, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет.
ZENIT
Бытует мнение, что советские гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярчайший пример — фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, ставший настоящим мировым бестселлером. Его экспортировали не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е — это самая массовая зеркальная камера в мире.
КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы ценились за качественную сборку, надежность и недорогую цену.
Культовыми часами и для советского человека, а уж тем более иностранца, считались «Командирские» часы, выпускаемые на чистопольском заводе «Восток» по заказу МО. Они без всякого вреда переносили экстремальные условия, в том числе и под водой, лучше швейцарских и японских аналогов. Так как часы не предназначались для свободной продажи, то на них надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР».
Недаром в 1991-м для ветеранов операции «Буря в пустыне» американцы выбрали именно «Командирские», закупив их в количестве 40 тысяч.
LADA
Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жиголо». О том, что Лада — это славянская версия Венеры, знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.
Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). В середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры. «Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva, а последняя даже «взяла на вооружение» британская полиция.
NIVA
Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.
Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом.
KAMAZ
В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» выбрали американский грузовик International.
Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).
О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».
Источник
Made in USSR: шесть историй советских брендов
В СССР не существовало такого понятия, как «бренд», но это вовсе не означает, что в Союзе не было торговых марок, имеющих высокую репутацию. Напротив, некоторые советские товары были широко известны во всём мире и пользовались спросом миллионов потребителей.
Известным брендом являлось радиооборудование, производимое на Рижском радиозаводе «Радиотехника» им. А. С. Попова. Это латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем, основанный в 1927 году.
В послевоенный период Рижский радиозавод стал самым крупным производителем аудиотехники в Советском Союзе. Его продукция маркировалась логотипом RRR (Rīgas Radio Rūpnīca). В начале 1950‑х годов появляются приемники Riga‑6 и Riga‑10. В 1960‑х завод начинает выпускать автомобильные приемники «АВП‑60» и «АПВ‑60‑2», которые монтировались на «Чайки» и «сто одиннадцатые» ЗИЛы.
А вот 1980‑е годы для «Радиотехники» стали «золотыми»: темпы производства радиооборудования росли, завод выпускал примерно 35% всей советской аудиотехники.
Кроме того, по словам одного из сотрудников, Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура предприятия пользовалась спросом не только в СССР — ее покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надежность рижских радиоприемников.
Магнитофон-приставка «Радиотехника МП‑7210С» Источник: rw6ase.narod.ru
У Минского завода холодильников могла быть совсем иная судьба, так как он был задуман как завод по производству газовой аппаратуры. Однако в связи с постановлением Совета Министров БССР началась подготовка к выпуску бытовых электрохолодильников.
В 1962 году завод выпустил первый холодильник — «Минск‑1». Его объем составлял 140 литров, на дне камеры устанавливали два сосуда: для фруктов и для овощей (на других холодильниках был один общий сосуд). Первенец завода стал мечтой любой хозяйки начала 60‑х.
Когда вышли на запланированный темп производства, оказалось, что 50 тысяч холодильников в год мало. Спрос на такую продукцию был очень большой: люди стояли в очереди!
Был разработан проект производства уже на 150 тысяч холодильников. Но под такой объем производства было нужно совершенно иное оборудование, которое тогда ни в Беларуси, ни вообще в Советском Союзе не производилось. Начались поиски решения задачи, в ходе которых пришли к выводу, что если увеличивать производство, то сразу до 500 тысяч холодильников в год. В высших инстанциях утвердили такое решение, причем с закупкой у французской фирмы SMER основного оборудования и лицензии на производство современных моделей холодильников. Эти модели доработали под стандарты СССР и производственные возможности. Результатом стали холодильники «Минск‑5» и «Минск‑6», которым был присвоен «Знак качества».
Сегодня холодильники «Минск» продолжает выпускать завод «Атлант», который перенял производство в 1993 году.
Холодильник «Минск». Источник: TUT.by
Ликер «Вана Таллин»
Выпускать ликер Таллин начал в 1960‑х годах. Но для того, чтобы этот крепкий напиток стал визитной карточкой эстонской столицы, ему придумали богатое прошлое.
Согласно одной из легенд, в середине XII века в Таллине, в старых катакомбах, жил алхимик, пытавшийся создать эликсир вечной молодости. И когда он был близок к открытию заветной формулы, в Таллине раздался взрыв. В секретную лабораторию горе-ученого хлынули потоки воды, которые унесли все его наработки. Якобы именно после этого происшествия воды реки, на которой располагался Таллин, не только изменили свой вкус и цвет, но и временами горели ярким пламенем.
Автор фото: Marko Liiva
Еще одна невероятная легенда о происхождении напитка связана с приходом ямайских завоевателей в XVII веке. В момент их прибытия в город вода в реке изменила свои вкусовые качества и стала напоминать ароматный и слегка терпкий ром. Отбиваясь от нападающих, местные жители стали бросать в реку цитрусовые и фрукты. В итоге вода в реке стала еще вкуснее. Ее стали набирать в бутылки и пить. Вкус этой невероятной сказочной жидкости и стал прототипом ликера «Вана Таллин».
Тем не менее, несмотря на тщательно созданный ареал таинственности, напиток имеет более объяснимую историю. Создателями «Вана Таллин» стала группа экспертов, которую возглавили Яан Сиимо и Бернард Юрмо. Именно эти удачливые мастера винных дел и разработали рецепт известного ликера в начале 1962 года.
Фото: i.imgur.com
Духи «Красная Москва»
Известной маркой в Советском Союзе были духи «Красная Москва». Их создателем считается Генрих Брокар, который к началу XX века владел одной из самых известных в мире компаний — «Империей Брокара». Он имел огромное количество наград и дипломов победителя на различных международных конкурсах, но мечтал об одном — звании поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества.
Источник: новости археологии и истории
Это стремление настолько захватило его, что, как гласит легенда, знаменитый аромат приснился ему во сне. Обдумав всё, он на празднование трехсотлетия дома Романовых (в 1913 году) преподнес императрице Марии Федоровне (матери Николая II) уникальный подарок — вырезанные из воска цветы (розы, фиалки и жасмин), каждый из которых источал свое благоухание.
Сливаясь воедино, ноты пряных трав, женственной розы и романтичного жасмина создавали неповторимый запах. Он настолько понравился Марии Федоровне, что Брокар получил долгожданный титул, а духи стали называть «Букет императрицы».
Во время революции появилась мода избавляться от всего, что хоть каким-то образом напоминало о прежнем укладе, и Генрих Брокар, желая спасти свой мир — «Империю Брокара», а также аромат, предложил новой власти переименовать и то, и другое. Так фабрика стала называться «Новая заря», а духи получили имя «Красная Москва» (с 1925 года).
Фото с сайта: LiveJournal.com
Торт в СССР являлся неизменным атрибутом любого застолья. В него всегда старались положить всего и побольше: бисквита, орехов, крема. Торт «Киевский» был очень востребован среди советских людей и даже в наши дни остается крайне популярным. А вот как он создавался?
Существуют две легенды, связанные с изобретением данного продукта. Согласно первой, знаменитое лакомство появилось на свет благодаря досадной ошибке. В 1956 году работники Кондитерской фабрики имени Карла Маркса не убрали в холодильник взбитые белки, подготовленные для выпекания бисквита. К утру сладкая белковая масса подсохла и затвердела. Кондитеры, испугавшись увольнения за такую оплошность, быстро изобрели торт из белковых коржей, яичного крема и орехов. Константину Петренко, начальнику бисквитного цеха, новый торт понравился, поэтому он дал добро на массовое выпекание кулинарного шедевра.
Вторая легенда повествует о том, что торт «Киевский» придумала юная ученица Константина Петренко Надежда Черногор. Девушка устроилась работать на фабрику только потому, что завалила экзамены в мединститут. Первые полгода она не работала, а мучилась: то у нее коржи пригорят, то глазурь не застынет. Но постепенно Надежда привыкла к новому месту работы, усвоила то, чему ее учили маститые кондитеры, и стала потихоньку придумывать собственные рецепты сладостей. Ее белково-ореховый торт столичные сладкоежки раскупали со скоростью света. В 1957 году «Киевский торт» получил бронзовую награду на конкурсе кондитеров, а спустя год — золотую.
Киевский торт / Фото: vilingstore.net
Мотоциклы «Днепр» и «Урал»
Самыми известными мотоциклами в СССР считались «Днепр» и «Урал». Последний появился раньше — еще в предвоенные годы. Одновременно несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Харькове и Москве, получили правительственное задание: сделать отечественный аналог немецкого мотоцикла BMW R71. Работа началась в 1941 году, и еще до начала боевых действий было создано три мотоцикла, которые поступили на службу в советскую армию. Тем не менее из-за войны пришлось перенести производство в небольшой уральский город Ирбит. Именно там и была налажена массовая сборка.
А вот история мотоцикла «Днепр» началась уже после окончания военных операций. Практически сразу же после Победы советские власти приняли решение о переоборудовании Бронетанкового ремонтного завода. Вместо него появился Киевский мотоциклетный завод, где и стартовала сборка мотоциклов «Днепр 11», которые имели в своей комплектации боковую коляску. Следующей моделью стал «Днепр 16», получивший дополнительный привод на колясочное колесо. Этот мотоцикл был представлен в двух вариациях: с коляской и без нее. Он имел увеличенные колёса, а также место для крепления люльки.
Фото с сайта: user20366.clients-cdnnow.ru
Конечно, это всего лишь часть известных торговых марок, производившихся в Советском Союзе. И у каждой из них есть своя история. И хотя она у всех брендов разная, их объединяет то, что так ценится людьми до сих пор, — высокое качество, благодаря которому эти товары стали известны даже на Западе, где отдавали должное изделиям с надписью «Made in USSR».
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Источник