Что значит мадам грицацуева

Мадам Грицацуева

Мадам Грицацуева — одна из второстепенных персонажей романа «Двенадцать стульев». Образ Грицацуевой стал нарицательным [1] , а фраза Бендера о ней: «Знойная женщина — мечта поэта» — крылатой [2] .

Содержание

История создания образа

Прототипом мадам Грицацуевой была тучная женщина, на которой женился прототип Остапа Бендера — Осип Беньяминович Шор. Эта женщина держала лавку и женитьба на ней была выгодна Осипу Шору в голодные времена [3] .

Фамилия Грицацуева авторами выбрана «говорящей», что относится к именам-характеристикам и использовано для достижения комизма [4] .

Лидия Яновская сравнивает образ Грицацуевой с образом Коробочки из повести «Похождения Чичикова» Михаила Булгакова [5] .

В описании жилища Грицацуевой во время сцены свадьбы с Бендером использована аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «Чертог сиял…», включаемое в «Египетские ночи» (Одесский, Фельдман) [6] .

Образ в романе

О прошлом мадам Грицацуевой почти ничего неизвестно. Мадам Грицацуева — вдова инвалида Империалистической войны т. Грицацуева. Остап Бендер женился на мадам Грицацуевой потому что у Грицацуевой был нужный Бендеру стул. Жила в Старгороде на ул. Плеханова, 15.

О жизни Грицацуевой после «Двенадцати стульев» нет данных. В главе XII «Гомер, Мильтон и Паниковский» романа «Золотой телёнок» Бендер вскользь упоминает о Грицацуевой.

Ещё недавно Старгородский ЗАГС прислал мне извещение о том, что мой брак с мадам Грицацуевой расторгнут по заявлению с её стороны

Экранизации

Исполнители роли Режиссёр Дата выхода на экран
Валентина Савельева Александр Белинский 1966
Наталья Крачковская Леонид Гайдай 1971
Лидия Федосеева-Шукшина Марк Захаров 1976
Нина Усатова Максим Паперник 2004
Читайте также:  Спятил что это значит

Фильм Гайдая

В фильме Леонида Гайдая 1971 года «Двенадцать стульев» роль мадам Грицацуевой исполнила Наталья Леонидовна Крачковская. Её с Гайдаем познакомил муж — звукооператор «Мосфильма», который работал в съемочной группе фильма [7] . До роли Грицацуевой у Крачковской был шестилетний перерыв в работе и съёмки в «Двенадцати стульях» позволили ей продолжить кинокарьеру. Роль мадам Грицацуевой стала для актрисы «визитной карточкой», а рассказ о съёмках фильма стал отдельным номером в репертуаре актрисы [7] . После этой роли Гайдай в дальнейшем стал приглашать Крачковскую на съёмки в свои фильмы.

На роль Грицацуевой у Гайдая также пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек [8] , но режиссёр никак не мог подобрать нужный типаж, объясняя, что хочет подобрать актрису, похожую на жену звукооператора Крачковского и не зная, о том что та уже имеет опыт киносъёмок. Роль уже собирались отдавать Волчек, так как Мордюкова казалась Гайдаю несмешной, но затем утвердили Крачковскую [9] .

Когда Гайдай предложил пробы Крачковской, то выбрал для них немую сцену [8] , причём платья нужного размера не нашлось и его разрезали на спине, прикрыв платком разрез. Партнёр по пробам был застенчив и сцена вышла наоборот: Грицацуева обольщает Бендера, причём в порыве страсти Крачковская сорвала платок на спине и повернулась разрезом к кинокамере, что вызвало смех съёмочной группы и смущение актрисы [10] .

Дублершу для съемок сцены в Доме Советов найти не удалось из-за комплекции и Крачковская сама выполняла трюки, что привело к мелким травмам [7] . В одной из сцен, когда Крачковская бегала по лестницам Гомиашвили удержал её за руку, когда актриса выбежала из темноты на свет. В другой сцене ей пришлось прыгать головой вниз на небольшой по размерам матрас и первый дубль не удался из-за того, что заело камеру [11] .

Новогодний мюзикл

В новогоднем мюзикле «12 стульев», который снимал украинский телевизионный канал «Интер» роль Грицацуевой должен был исполнять Андрей Данилко, но роль затем отдали Нине Николаевне Усатовой [12] .

Сперва Данилко был согласен на эту роль, но его партнёр по съёмкам Николай Фоменко, который играл в этом мюзикле Остапа Бендера, заявил, что не будет целовать переодетого мужчину, что по сценарию должно было произойти в сцене свадебной церемонии [12] . После этого Данилко отказался от роли, так как и до этого у них с Фоменко были неприязненные отношения [12]

Также роль Грицацуевой в этом мюзикле предлагали Руслане Писанке как подходящей по фактуре и возрасту, но отказали ей в роли за четыре дня до начала съемок из-за того, что она работала на конкурирующем телевизионном канале — НТВ [13] .

Театральные постановки

Мюзикл Кеосаяна

В мюзикле «12 стульев», который поставил Тигран Кеосаян характер мадам Грицацуевой был кардинально изменён по сравнению с романом [14] . В нём Грицацуева не проклинает Бендера, продолжает сильно его любить и не верит в его смерть, о которой прочитала в газете. Роль Грицацуевой в этом мюзикле исполнила Виктория Пивко.

По словам Кеосаяна Грицацуева в мюзикле не столько комическая, сколько лирическая героиня, для этого лирическая линия была усилена [15] . По словам композитора мюзикла Игоря Зубкова ария мадам Грицацуевой одновременно звучит и очень драматично, и очень смешно [15] .

Также была изменена внешность персонажа, в мюзикле это не тучная женщина, а стройная интересная блондинка с длинными ногами [16] [17] [18] .

В рецензии на этот мюзикл, вышедшей в газете «Известия» 10 ноября 2003 года образ Грицацуевой подвергся критике:

Мадам Грицацуева из немолодой провинциальной вдовы с массивным задом превратилась в шикарную гризетку, влюбленную, похоже, не в Бендера, а в графа Захер-Мазоха: по крайней мере, в сцене расставания с Остапом она поет «распни меня над пропастью и причини мне боль», а также собирается «со вскрытой веною ползти к венцу». Что она так убивается, не очень понятно, ведь с сыном турецкоподданного она познакомилась полтора куплета назад и даже рассмотреть его толком не успела [19] .

А в рецензии в «Новой газете» от 10 ноября 2003 года весь мюзикл назали «соцзаказом мадам Грицацуевой»:

Но когда покинутая мадам Грицацуева восходит по сценической конструкции (нечто в духе Мейерхольда, сколоченное из подмосковного горбыля), на полном серьезе исполняя романс о любви и тоске, достойный развлекательной программы среднего круиза, вдруг видишь, что именно мадам Грицацуева, понимающая себя всерьез, и была потенциальным заказчиком этого спектакля.
На нее, беднягу, у нас работает целая индустрия: от Андрея Разина до Житинкина. И «Двенадцать стульев» в аранжировке Цекало и Кеосаяна — не всенародное достояние. Спектакль — строго адресный. Для этого сектора.

Другие постановки

В спектакле в «Двенадцать стульев, поставленном в Театре сатиры» роль Грицацуевой исполнила Светлана Николаевна Харитонова [20] .

В спектакле «12 стульев», поставленом Российским независимым театром роль Грицацуевой играет Руслана Писанка [21] .

В спектакле «Бриллиантовый дым», который поставил режиссёр Виктор Шулаков в Донецком музыкально-драматическом театрм имени Артема роль Грицацуевой исполняет Елена Мартынова [22] .

Скульптуры и памятники

В парковом комплексе села Комарив возле Винницы предпринимателем Павлом Стягайло и художником Сергеем Баглаем создана серия памятников героям произведений Ильфа и Петрова. Мадам Грицацуева — один из них [23] .

Источник

Мадам Грицацуева

История персонажа

Мадам Грицацуева — яркий и колоритный второстепенный персонаж романа «Двенадцать стульев», созданного писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Женский образ появился в произведении всего в нескольких главах, но успел запомниться читателям благодаря оригинальным характеристикам, данным Остапом Бендером. Авторы подчеркнули комические черты героини, воплотившей собой тип «дамы в поиске».

Авторы персонажа

Авторами героини стали советские писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров. Роман оказался первой совместной работой сочинителей. Идею для сюжета книги подал творческому дуэту писатель Валентин Катаев: мэтр предложил молодым авторам написать авантюрную историю о деньгах, спрятанных в стульях, в которую затем классик собирался внести правки. Однако Ильф и Петров настолько профессионально выполнили задание, что Катаев назвал их сложившимися авторами, не нуждающимися в корректуре.

В центре романа — приключения героев, занятых поисками бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Стулья принадлежат теще Ипполита Матвеевича Воробьянинова, мадам Петуховой, — о тайном сокровище герой узнает от умирающей дамы. По иронии судьбы секрет спрятанных бриллиантов открывается и священнику, отцу Федору, исповедавшему старушку. С этого момента оба персонажа стремятся любыми способами добраться до драгоценностей.

Случайным помощником Ипполита (Кисы) Воробьянинова в этой сложной «концессии» становится молодой авантюрист Остап Бендер. Заключив сделку, герои приступают к поискам. Поиски начинаются с Старгороде, где, по словам мадам Петуховой, остался гарнитур. Здесь их опережает отец Федор, успевший раздобыть первый стул в доме вора Александра Яковлевича Альхена. В ходе драки Кисы и священника за предмет гарнитура стул ломается, и выясняется, что драгоценностей в нем нет. Остап тем временем узнает, что еще один стул перешел в пользование инвалиду войны Грицацуеву, а остальные 10 находятся в Москве, в музее мебельного мастерства.

Теперь Бендер и Воробьянинов заняты поиском второго в Старгороде потенциального «хранителя» сокровищ. Авторы романа придумали образ мадам Грицацуевой ярким, незабываемым. Прототипом героини послужила фигура жены Осипа Шора, черты которого легли в основу образа Остапа. Эта тучная женщина имела свою лавку, что сделало ее выгодной невестой для Шора в голодное время. Героиня романа не имеет собственного имени, а только наделена авторами комичной фамилией.

История мадам Грицацуевой

К моменту знакомства Бендера с мадам Грицацуевой та уже является вдовой. Как женщина с горячим сердцем и страстной душой, героиня мечтает вновь найти любовь. С этой целью она посещает салон Елены Станиславовны Боур, подрабатывающей гаданием. Свято веря в силу карт, вдова находится в предвкушении встречи с «марьяжным королем». И эта встреча не заставляет себя долго ждать. В городе появляется чертовски обаятельный, молодой и дерзкий Бендер.

К моменту знакомства с Грицацуевой Остап еще не знает, что она осталась вдовой. Оценив ситуацию, он тут же придумывает новый план действий: собирается жениться на «знойной женщине, мечте поэта» — такое описание дамы слышит от него Киса. Это удается Бендеру с виртуозной легкостью — уже через несколько дней после первой встречи проходит свадьба. В главе, рассказывающей об этом торжественном событии, дается подробное описание невесты.

Знаменитые фразы, описывающие внешность мадам Грицацуевой, позже разошлись на цитаты. Перед читателями вдова предстает дамой с арбузными грудями, кратким, но выразительным носом, мощным затылком и необозримыми задами. Она боится нового мужа, поэтому называет его «товарищ Бендер». Знойная красавица еще не знает, что супруг оставит ее после свадьбы спящей, украв заветный стул и несколько дорогих безделушек.

Мадам Грицацуева в фильмах

Роман Ильфа и Петрова получил популярность и был неоднократно экранизирован. В 1971 году на экраны вышел фильм режиссера Леонида Гайдая, где роль мадам Грицацуевой исполнила великолепная актриса Наталья Крачковская, а роль Остапа — Арчил Гомиашвили. Фактура артистки идеально подошла под внешность героини, описанную в книге. В процессе создания фильма актрисе пришлось выполнять, несмотря на эпизодичность роли, множество трюков. После съемок в картине Гайдай начал приглашать Крачковскую и в другие проекты.

Источник

Мадам Грицацуева

Мадам Грицацуева — один из второстепенных персонажей романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Образ Грицацуевой стал нарицательным, а фраза Бендера о ней: «Знойная женщина — мечта поэта» — крылатой.

Образ мадам Грицацуевой, на которой Остап женился ради обретения очередного стула, иронично перекликается с персонажами не только литературных, но и музыкальных произведений.
О прошлом мадам Грицацуевой почти ничего неизвестно. Мадам Грицацуева — вдова инвалида Империалистической войны товарища Грицацуева. Остап Бендер женился на мадам Грицацуевой потому что у Грицацуевой был нужный Бендеру стул. Жила в Старгороде на ул. Плеханова, 15.
Впервые вдова-нэпманша, пребывающая в поисках нового мужа, появляется в главе «Слесарь, попугай и гадалка»; и внешне, и своим стремлением обрести семейное счастье с помощью ворожбы и хиромантии она напоминает Софью Ивановну — героиню рассказа Алексея Толстого «Сожитель». В то же время выражения, используемые соавторами при описании процесса гадания («…а на сердце у неё лежал трефовый король, с которым дружила бубновая дама»), близки репликам, произносимым Агафьей Тихоновной в гоголевской «Женитьбе»: «Интересуется какой-то бубновый король, слёзы, любовное письмо».
Бендер легко покоряет сердце «провинциальной Маргариты на выданье». Характеристика, которую он даёт своей будущей жене сразу после знакомства («Знойная женщина — мечта поэта»), имеет отсылку к романсу Александра Алябьева «Нищая», содержащему строки «Она была мечтой поэта, / И слава ей венок плела». Пылкое признание Грицацуевой «Ох! Истомилась душенька!», произнесённое после исчезновения великого комбинатора, соотносится с другим музыкальным произведением — арией Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама»: «Ах, истомилась я горем».

Прототипом мадам Грицацуевой была тучная женщина, на которой женился прототип Остапа Бендера — Осип Беньяминович Шор. Эта женщина держала лавку и женитьба на ней была выгодна Осипу Шору в голодные времена.
Фамилия Грицацуева авторами выбрана «говорящей», что относится к именам-характеристикам и использовано для достижения комизма.
Лидия Яновская сравнивает образ Грицацуевой с образом Коробочки из повести «Похождения Чичикова» Михаила Булгакова.
В описании жилища Грицацуевой во время сцены свадьбы с Бендером использована аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «Чертог сиял…», включаемое в «Египетские ночи» (Одесский, Фельдман).

Источник

Оцените статью