Должен ли педагог любить детей?
консультация на тему
Размышления на тему: должен ли педагог любить детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_pedagogam.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Должен ли педагог любить детей?
Детей надо любить всем сердцем…
Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим педагогом. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.
Последнее время много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Все больше иностранные педагоги завоевывают признание в современном обществе, а я считаю, что наше наследие самое богатое! Наша страна всегда славилась своими педагогами. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт.
Л.Н. Толстой горячо отстаивал необходимость самого бережного, внимательного отношения педагога к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности, стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской педагогики.
К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Самым главным для В.А. Сухомлинского было вырастить Человека. С первых дней жизни «Школы радости» великий педагог стремился внести в коллектив дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Сухомлинский утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
Ш. А. Амонашвили: “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
Современный российский педагог должен брать истины из опыта этих светил, потому что они — настоящие учителя, и они действительно отдавали сердце детям. Думаю, что каждый, если хочет быть педагогом , он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.
Если педагогу не доставляют радость детская улыбка, детский успех, если победа ребенка не становится победой учителя , то как может этот человек считать себя учителем? Учитель должен всегда стремиться знать, чем живут и интересуются его ученики. Воспитатель- знать, что происходит в семье его воспитанника. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание. Настоящая, искренняя любовь к детям подчас способна на настоящие чудеса.
Ребенок — самая главная ценность в деятельности учителя, воспитателя. Дети большое количество времени проводят в школе. Родители доверяют педагогам самое ценное, что у них есть в жизни. И им крайне важно знать, какой человек находится рядом с его ребенком: искренний или притворщик, добрый или злой, любящий детей или безразличный к личности ребенка. Сейчас часто учителя гонятся за результатами, наша жизнь диктует условия выживания, учителю некогда подумать о каждом ребенка, оценить его возможности, помочь ему раскрыть свой потенциал, но именно это и должен делать настоящий учитель, учитель для каждого, а не учитель для всех.
Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя, воспитателя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Нужно с детьми быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Воспитатель должен одинаково любить каждого ребенка : шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они – дети. Если воспитатель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в образовательной организации , даже если он прекрасно знает свой предмет.
Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей, помогать каждому ребенку учиться и расти. И осознавать огромную ответственность за будущее каждого ребенка.
Источник
Должен ли школьный учитель любить детей?
Школьный учитель — такая же профессия, как и все остальные, где главное — хорошо делать свою работу. Но если твоя работа — это дети, является ли любовь к ним обязательным требованием?
По данным социологических опросов от ВЦИОМ, россияне полагают, что любовь к детям — это самая важная составляющая профессии педагога. Профессиональная компетентность, трудолюбие, инициативность — всё это не так существенно, как искренняя любовь к своим ученикам.
Так ли это? Мы решили спросить у самих учителей.
Читайте также :
Я абсолютно согласна с утверждением, что учитель должен любить своих учеников. Я вижу преподавателей, которые детей не любят. Возможно, они и свой предмет не любят. После их уроков дети приходят ко мне в слезах. Я работаю в сложной школе, дети разные. У многих нет родителей, у кого-то родители в тюрьме. Учатся дети разных национальностей: цыгане, армяне, вьетнамцы. А мы должны им стать не только наставниками, а ещё и друзьями. Дети чувствуют тепло, они тянутся ко мне, даже не зная предмета, приходят на уроки с удовольствием. Им не хватает этого дома. Есть один мальчик, его семья — переселенцы с Украины. Ему очень сложно в классе, друзей нет. Он тянется ко мне — неужели вот этих бедных детей можно не любить?
Я бы не называла это любовью. Это скорее уважение к маленькому человеку и желание помочь ему справиться с трудностями, направить его. Это любовь к своему делу, и вот без неё нельзя точно. Если этого нет, теряется эта тоненькая нить уважения друг к другу.
Если преподаватель стремится понять школьников, разговаривает с ними, интересуется их мировоззрением и увлечениями, то это уже показатель его компетентности. Но назвать это любовью сложно, скорее это грамотный подход к делу. Хороший учитель всегда заинтересован в совершенствовании педагогической деятельности. Он не только учит детей, но и постоянно учится сам. Но и тут о «любви» говорить не стоит.
Учитель должен любить многое: любить давать знания, любить мысль, что он помогает детям стать лучше, что он взращивает будущее поколение, воспитывает в них мораль и нравственность… Если вкладывать это в «любить детей», то с тезисом можно согласиться, но, на мой взгляд, было бы правильней называть это любовью к педагогике.
Читайте также :
Должность учителя регламентирована обширной нормативно-правовой базой, в которой о любви не сказано ни слова. Поэтому, чтобы работать учителем, достаточно необходимых компетенций и профессионализма. Но чтобы быть настоящим старшим другом и наставником для ребёнка, необходимо искренне любить взаимодействовать с детьми, со всей душой желать им добра. Я сознательно не говорю «любить детей», а употребляю «любить взаимодействовать с детьми», потому что любовь и работа на результат с выставлением оценок и вызовом родителей в школу в моей голове не сочетаются.
Главным качеством учителя является прежде всего лидерство. Учитель должен уметь управлять классом и организовывать его работу, мотивировать своих учеников, вдохновлять их. Но, конечно, без любви к детям (если вы работаете с детьми, а не со взрослыми) у вас ничего не получится. Важно не просто любить детей, важно понимать их потребности, знать, как они развиваются и строить свой урок исходя из своих знаний. Без этого профессионализм, конечно, невозможен.
Лично я, как человек, вообще имею убеждение, что любовь ко всем людям — это важное качество любого (человека). Исходя из этого, любовь к детям – это нормальная необходимость. Учитель — прежде всего человек. Если он чувствует свою неидеальность, то ему надо работать над собой, воспитывать нужные качества. Дети такие же люди, как и остальные, только маленькие. Если человек в своих отношениях выделяет детей особо, то на мой взгляд, это определенные отклонения. С такими отклонениями, я думаю, не стоит идти в учителя. Ко всем надо быть ровным и всех надо любить.
Я работаю учителем всего второй год, зато в двух школах сразу. Могу сказать: то, что учитель ДОЛЖЕН, прописано в его трудовом договоре. Пункт «любить детей» в юридическом документе вряд ли возможен.
Думаю, что учитель, прежде всего, должен знать свой предмет и уметь применять на уроках различные педагогические методики. Показатель этого — результаты ЕГЭ (к сожалению). А любовь к детям — вряд ли. Это в работе присутствует, но влиять на её качество должно.
Читайте также :
Любовь бывает абсолютно разной, иногда даже губительной. Лично я учусь в институте, где в потоке есть студенты, получающиеся образование в направлении педагогика (русский/английский язык и литература), и я уже не первый раз убеждаюсь в том, что самым главным качеством учителя является его профессионализм и безупречное знание предмета, который он преподаёт. Одной из основных задач учителя является воспитание хороших представителей общества, среди которых можно будет жить, следующая задача — привить любовь к получению знаний или хотя бы чувство уважения к получаемому образованию. Сложно выполнить две эти важнейшие задачи, просто любя детей и не будучи профессионалом своего дела.
Если любовь рассматривать как «чувство самоотверженной, сердечной привязанности» — то нет, не обязан любить. Если как «склонность, пристрастие к чему-нибудь», то скорее да, чем нет. На мой взгляд, человек просто должен любить то дело, которым занимается. Человек, которого раздражают дети, вряд ли останется в профессии, так как профессионалом становятся не сразу. Кроме того, понятие «дети» очень растяжимо. У каждого возраста свои плюсы и минусы, для кого-то дети — это малышня из яслей, а для кого-то детьми являются и студенты-заочники, выходящие на пенсию одновременно с получением диплома о высшем образовании. Поэтому я бы, наверное, не связывала любовь к детям и профессию учителя, и, тем более, не была бы категорична, заявляя, что любовь к детям — главное качество учителя.
На мой взгляд, любовь не может быть всеобъемлющей, то есть: вот прямо всех детей люблю! Терпимость и стопроцентное уважение к каждому ребенку учитель обязан иметь. А любовь — она приходит к конкретным детям и не сразу. Мне казалось, что детей, с которыми я сейчас работаю, не полюблю, вот не тянулась к ним душа. А сейчас прошло три месяца, и люблю их всех! Наверное, для этого нужно время. Учитель может быть хорошим без любви, но без уважения — нет! А кто-то из мудрых сказал, что это одно и то же.
Читайте также :
На мой взгляд, любой профессионал должен любить то, что он делает, с чем работает. Недаром Конфуций, если не ошибаюсь, говорил, что «выбери работу по душе, и ты не будешь работать ни дня». Будешь счастлив и доволен, что занимаешься своим делом.
Нельзя в то же время говорить, что любовь к детям — это главный критерий профессионализма учителя. Однако учитель без любви к детям — это как хороший, суперсовременный робот, качественно выполняющий работу. Мы общаемся с детьми, мы учим их не только формулам, датам, синтаксису и ответу на вопрос «Кому на Руси жить хорошо»; мы учим их взаимоотношениям.
Мне кажется, что чувство любви рассматривается очень узко, его применение ограничивается только семьёй и близкими людьми. Но ведь любовь — это одно из высших чувств, это многозначное философское понятие. Можно любить друзей, родину, своё дело, питомцев, людей и просто жизнь.
Не могу утверждать, что учитель ДОЛЖЕН любить детей, но как можно на автомате работать… Даже гончар любит глину, из которой лепит горшки, и шедевры получаются именно тогда, когда ему нравится эта глина и сам процесс.
Не слишком изящное, но, тем не менее, точное определение: «любить взаимодействовать с детьми» — вот, пожалуй, самый важный смысловой акцент, который так или иначе обозначили многие учителя. Любить свой труд и сознавать свою ответственность за человека будущего — это никак не меньше, чем обтекаемое «учитель должен любить детей».
А любить, как справедливо отметил преподаватель химии и биологии, нужно всем и всех. Но как же это трудно.
Источник