Что значит логопедический ребенок

Диагнозы логопеда

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение. Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.

ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций). Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.

Читайте также:  Ребенок любит насекомых что это значит

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада. Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания. Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада. Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.

Дизартрия — возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Дизартрия речи может быть самостоятельным речевым дефектом, а также может входить в состав более сложных речевых расстройств. Дизартрия тот случай, когда в народе говорят «каша во рту». Сильно страдает произносительная сторона речи, звукопроизношение. Родители могут заметить не только нечёткое произнесение звуков, но и недостаточную координацию у детей, неуклюжесть, неопрятность, неловкость в артикуляционной и мелкой моторике; может быть повышенная саливация (слюнотечение разной степени), возможна асимметрия в работе мышц языка, щёк (при высовывании языка и выполнении им заданных движений, надувании щёк и пр.), назализация голоса (гнусавый, носовой оттенок речи). Логопед на диагностике определяет вид дизартрии, обращая внимание на состояние мышц артикуляционного аппарата (гипер/гипотонус) для правильного подбора вида и способов артикуляционного массажа. Коррекция такого нарушения будет успешнее, если в работе участвуют невролог, врач-физиотерапевт, массажист, специалист по ЛФК, нейропсихолог. Детям показаны регулярные логопедические занятия с использованием логопедического массажа, тейпирования.

Читайте также:  Будут деньги приходи оттопыримся что значит

ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными звуковыми заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков (чай – тяй, щётка – сётка, кошка – коська, самокат – фамокат, мебель – небель, космонавт — косёнат и пр.) Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов (пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост). То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах. Успешность коррекционной работы с таким нарушением зависит от регулярных, системных индивидуальных занятий с логопедом.

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, соблюдение назначений невролога, массаж, ЛФК, психотерапию) и систему логопедических занятий.

Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.

Дисграфия — это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме (смешение букв по схожим признакам, пропуски букв, «зеркальное» написание буквы, пропуск элементов буквы, кинетические ошибки).

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем (ребёнок может смешивать буквы во время чтения, может быть нарушение чтения слоговой структуры слова, во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки, с трудом усваивает зрительный образ буквы, нарушение грамматических форм при чтении, чтение по догадке, школьник плохо и длительный период связывает буквы в слоги или долго находится на слоговом типе чтения).

Ошибки имеют разный характер и форму дисграфии и дислексии определит логопед во время диагностики. Для полноты сведений также важна консультация невролога, окулиста, ЛОРа, нейропсихолога. Ставят такой диагноз школьникам, но предпосылки нарушения письма и чтения могут появится в дошкольный период. Родителям стоит обратить внимание, если:

ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;

он плохо различает и воспроизводит звуки;

речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;

имеются проблемы с развитием мелкой моторики;

Источник

Логопедический ребенок

Все родители заботятся о своих детях. И когда в развитии ребенка что – то не так, то мы обращаемся к различным специалистам.

Выбор специалиста напрямую зависит от тех проблем, которые выявляются у ребенка. Если проблемы с зубами – это стоматолог, глаза – офтальмолог, общие вопросы по здоровью, а также лечение неосложненных заболеваний – это педиатр, а вот с какими нарушениями в развитии нужно обращаться к логопеду. Кто он такой логопедический ребенок?

Начнем с самого маленького возраста. Да-да. Даже детки до года могут начинать получать консультацию и помощь логопеда, в том случае, если изначально был отягощен анамнез, у ребенка снижены рефлексы, не возникает комплекса оживления, не начинается или затухает гуление, не начинает или затухает лепет.

* С 1 года до двух лет логопедическим ребенком считается тот, у кого не наращивается словарный запас, если ребенок не откликается на имя, понимает только знакомые инструкции и только в определенной ситуации, если появляются запинки и многократные повторения слов.

* 2-3 года стоит обратиться к логопеду, если наблюдаются проблемы, описанные выше, или словарь накапливается, но медленно и к 3 годам отсутствует простая фраза. Так же ребенку требуется логопедическая помощь в том случае, если он говорит непонятно даже для родителей. И в том случае, если ребенок не пытается подражать взрослым ни в чем. Так же если в этом возрасте появились запинки или многократные повторения частей слов или целых слов.

* 3-4 года. В этом возрасте помощь логопеда требуется детям, которые так и не начали говорить, вопреки ожиданиям родителей ( по идее обратится можно и нужно раньше, но обычно окружающие да и сами родители, еще ждут, что ребенок все таки начнет говорить), тем у кого не появились звуки раннего генеза (все гласные, М,Н,К,Г,Х,Б,П,В,Ф,Д,Т и их мягкие варианты), у кого «каша во рту», а также дети, у которых наблюдаются стойкие эхолалии, обилие грамматических ошибок (кошка спал, машина ехал и прочие), ребенок не смотрит в глаза, не пытается повторять за взрослым( обычно это сопровождается нарушением коммуникации, отсутствием продуктивных игр). Если появились запинки в речи, многократные повторы слов, судорожное дыхание при попытке заговорить.

* 4-5 лет. На мой профессиональный взгляд оптимальный возраст для начала постановки отсутствующих звуков позднего генеза (Р, Л, С,З, и их мягких вариантов, Ш,Ж,Ч,Щ,Ц) ( по данным Гвоздева А.Н. уже к 4 годам у детей усваиваются звуки родной речи). Так же помощь специалиста логопеда нужна в том случае, если продолжают сохраняться грамматические ошибки в речи, ребенок часто путает звуки с-ш,з-ж,с-ц,р-л, твердые- мягкие,звонкие-глухие, особенно в том случае, что у ребенка эти звуки сохранны.

Причем когда у ребенка появляется новый звук, например, Р,то какое – то время ребенок может рычать во всех словах (руна вместо луна,рыраф вместо жираф) но со временем при исправлении со стороны взрослого все должно нормализоваться. Если этого не происходит обратитесь к логопеду. Так же «логопедический ребенок» испытывает трудности в пересказе коротких текстов и сказок и в составлении предложений по картинкам вообще. Так же могут пропускаться некоторые части речи (глаголы, предлоги).

Если появились/возобновились запинки в речи, многократные повторы слов, судорожное дыхание при попытке заговорить.

* 5-6 лет. В этом возрасте у логопедического ребенка сохраняются трудности со звуками (если родители не обращались ранее) ребенку трудно выделять первый звук в слове, или вообще определить наличие звука в слове. Придумать слово на определенный звук, составить предложение по картинке, сравнить устно два предмета, составить рассказ по серии или сюжетной картинке.

Если появились/возобновились запинки в речи, многократные повторы слов, судорожное дыхание при попытке заговорить.

* 6-8 лет. Это возраст обучения грамоте, поэтому если ребенку не дается процесс чтения, а также не даются процессы фонематического анализа (см. возраст 5-6 лет) это повод получить консультацию у специалиста.

Логопедический ребенок школьного возраста- это тот у которого при письме наблюдаются стойкие СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ошибки не связанные усвоением правил русского язык (запака вместо собака, осна вместо сосна и прочие), либо ошибки связанные со стойкими трудностями применения правил русского языка.

А при чтении стойкие СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ошибки, невозможность сливать слоги, понимать почитанный текст, работать по прочитанному тексту.

Особое внимание следует уделить детям с 5 лет, которые перестали разговаривать вследствие перенесенных психических или физических травм, осложнений после заболеваний, детских инфарктов и инсультов. В этом случае логопед тоже необходим.

Главное, что нужно понимать, обычно логопедический ребенок с трудностями в школе- это логопедический ребенок дошкольного возраста. То есть, чем раньше начинаются занятия, тем лучше и прочнее результат.

НЕ УПУСКАЙТЕ МОМЕНТ! ОБРАЩАЙТЕСЬ К ЛОГОПЕДУ СВОЕВРЕМЕННО!

Автор статьи: логопед, Екатерина Мрачковская

Источник

Внимание: речь! Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.

5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.

А вот чего учителю делать не стоит:

Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Источник

Оцените статью