Что значит логистический оператор

Что такое 3PL в логистике. Преимущества и недостатки работы с логистическим оператором

Что такое 3PL оператор — что надо знать о плюсах и минусах работы с логистическим оператором? Имея опыт работы с логистическими и 3PL операторами 7 лет, я опишу особенности работы с ними. Постараюсь дать максимум полезной информации. По итогам прочтения этого материала, вы будете знать, где Вам следует быть предельно аккуратным, и о чем не стоит беспокоиться.

  • Краткое определение 3PL оператора.
  • Выбор логистического оператора
  • С чего начинается работа с логистическим оператором.
  • 10 важных пунктов
  • Другие важные рекомендации при выборе логистического оператора

Что такое 3PL оператор и в чем отличие от логистического оператора

Мы кратко внесем ясность в определение 3PL оператора.

3PL оператор , это организация, предоставляющая комплексные услуги по логистике, как: транспортировка, хранение, комплектация товара, которые по договору владелец передал на аутсорсинг. Аббревиатура PL — с англ. обозначает Party Logistics, то есть — логистика третьей стороны.

Цифры перед аббревиатурой означают степень вовлеченности организации, предоставляющие логистические услуги, в цепочку поставок.

1PL — компания самостоятельно обрабатывает и доставляет свой товар.

Читайте также:  Что значит социальная парикмахерская

2PL — это значит, что организация выполняет всего одну операцию в логистической цепочке. Например, занимается только ответственным хранением или транспортировкой груза.

3PL — это комплексные услуги аутсорсинга, хранение, комплектация заказов, транспортировка заказов до мест назначения. Могут быть и таможенные услуги.

4PL — очень редкая форма услуг означающая, что организация берет на себя обязательства в управлении всеми логистическими схемами крупных компаний и холдингов.

Сейчас есть тенденция выделения и 5PL. Ее отличает от 4PL высокие информационные технологии.

Выбор логистического оператора

Итак, вы раздумываете над тем, что бы свой товар отдать на аутсорсинг. Возникают вопросы:

  • с чего начать.
  • кого выбрать.
  • критерии выбора.
  • на каких условиях будет проходить работа, гарантии.
  • как взаимодействовать с логистическим оператором, каналы обмена информацией.
  • каков уровень интеграции учетных систем сторон.
  • как осуществлять контроль выполнения работ.
  • сохранность товара и страховка.
  • другое.

Несомненно, мы считаем выгоду не только с точки зрения текущих расходов, но и выгоду в целом.

Это надо считать

Плюсы работы с логистическим оператором:

  1. Нет нужны в собственном складе. Также нет расходов связанных с собственностью на недвижимость.
  2. Нет расходов на инвентарь, технику, ее обслуживание.
  3. Отсутствие расходов на персонал, на налоги связанные с персоналом.
  4. Отпадают вопросы и расходы по WMS ( складской системе склада)
  5. Мы не озадачены проблематикой техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности.

Конечно, склад можно арендовать уже с техникой и стеллажами. Вместе с тем, у нас остаются, еще три серьезные проблемы.

Вполне может быть так, что обработка товара на собственном складе выходит дешевле. Однако, есть ли у бизнеса капитал на большие начальные вложения, и хватит ли человеческих ресурсов и компетенций в управлении складом? Этот составляющую нельзя не учитывать.

3PL оператор — что надо знать

Итак, если Вы все для себя рассчитали, выбрали, на Ваш взгляд, лучшего под ваши требования логистического провайдера, конечно, пойдет речь о договоре.

Здесь не стоит торопиться.

Очень рекомендую изучить этот вопрос «от и до. Не подписывать, как есть версию договора логистического оператора. Мы можем услышать, что смущающий Вас пункт, это простая формальность.

Не принимайте это.

Любую формальность следует прояснить и детализировать до полной ясности.

Сейчас у нас нет цели «нагнать демонов», однако, я за 7 лет работы с логистическими провайдерами, ни разу не встречал легкого признания ими своей вины, особенно если эта вина влечет за собой неустойку.

Если нет четких критериев его работы, тогда Вы не сможете ничем это обосновать. Будут только эмоции, споры, испорченные отношения. И возможно затраты на переезд к другому логистическому провайдеру.

Как это обычно бывает, по началу, вам, как новому потенциальному клиенту, всегда рады. Вам описывают только преимущества и большой опыт работы на рынке. Минусы никогда не скажут и это понятно. Тем не менее, постарайтесь выяснить, в чем их преимущество относительно конкурентов. Задавая такой вопрос, вы уже должны знать как можно больше о других лог. провайдерах вашего региона.

Сравнивайте и выясняйте.

Затраченное время обязательно сэкономит вам время, нервы и деньги. Далее укажу нюансы, которые следует прояснить и понимать.

3PL оператор — что надо знать детально

Первое. Любой грамотный представитель логистического провайдера, в первую очередь задаст ряд вопросов:

  • Какой товар вы планируете обрабатывать. Специфика товара, в том числе по срокам годности.
  • Суточный и месячный объем товара в единицах измерения ( штука, короб, паллет) по всем операциям ( приемка, хранение, комплектация, отгрузка).
  • Какой ваш номенклатурный ряд в количестве товарных позиций.
  • Какой вид обработки вам требуется (стеллажное хранение, кросс-докинг , пик-бай-лайн ).
  • Каким транспортом будет поставляться и развозиться товар. Это также важно, в плане высоты пандуса или ворот.
  • Другие вопросы, связанные с деталями вашего товара и бизнеса.

У вас должна быть ясность в этих вопросах, поскольку это будет напрямую влиять на дальнейшую совместную работу. Ведь сказать, «сейчас запустим такое-то количество, а там посмотрим», логистический оператор может и принять. Но потом, когда у вас вырастут объемы, вы поймете, что или склад выбрали без перспективы роста, либо сам провайдер не готов будет обрабатывать ваши объемы, особенно, если они вырастут резко.

Проиграете Вы.

Второе. Например, ваша компания планирует хранить товар на стеллажах в количестве 200 паллет в месяц и комплектовать с этих паллет по 4000 коробов в неделю.

Здесь важно своими глазами увидеть 200 свободных ячеек под ваши паллеты. Ваши паллеты должны быть в непосредственном соседстве друг с другом, а не 200 свободных мест по всему складу. Другими словами, за вами должны закрепить определенный ряд или ряды. Никак не иначе. Это напрямую отразиться на скорости комплектации.

Третье. Если у Вас всего 10 товарных позиций, то по стеллажному виду обработки, вам должны предоставить 10 ячеек на первом уровне. Это места так называемого пиккинга, или места подбора вашего товара для комплектации. Если 40 товаров, то 40 мест.

Важно

Никаких чужих товаров не должно там храниться, ведь вы платите за свои места хранения.

Логистический оператор однозначно должен подтвердить, что на ваш объем у него есть не только места, но и техника, люди. В противном случае, по своему опыту, он выполнит Ваш объем за счет другого своего клиента, потом очередь дойдет до Вас. Это совсем не обязательный сценарий, но классический.

3PL оператор — что надо знать детально, часть 2

Четвертое . Настойчиво поинтересуйтесь, сколько, в среднем, в час один комплектовщик собирает коробов. Также сколько паллет выгружает или размещает погрузчик/штабелер и так далее, в зависимости от специфики вашего товара и вида обработки. Логистического оператора не смутят такие вопросы. Все должны знать наизусть. Задавая это вопрос, Вы проясните для себя важную деталь, а именно, за какое время логистический оператор выполнит Вашу работу.

Уже никакие оговорки не будет уместны, если, согласно договору, вы своевременно подадите заявку на разгрузку транспорта или комплектацию товара по магазинам.

Все это следует прописать в договоре.

Пятое. Также выясните нагрузку на ворота склада. Это часто бывает самым узким местом в плане нагрузки. Для понимания, если брать в паллетах, на разгрузку и погрузку одной 20-ти тонной фуры, отводиться не более 2-х часов.

Договаривайтесь на выделение Вам конкретных ворот склада, если ваш постоянный и ежедневный объем достаточен для того, что бы занять ворота.

Все это нужно смотреть соразмерно других клиентов логистического провайдера. Одно дело, когда склад полупустой, и другие ворота даже не открываются из-за ненадобности. Другое — когда Вы заняли последние места хранения, и работа кипит на пределе.

Шестое. Основываясь на своем анализе роста или падения продаж, составляйте с логистическим оператором дополнительные соглашения на квартал, где будут прописаны будущие объемы по операциям. Это оградит от неприемлемых для бизнеса неожиданностей, как невозможность выполнения ваших объемов. (В том числе, потому, что у других клиентов провайдера также может быть пик). Заложите толерантность отклонений, например в 15%.

Далее

Седьмое. Включите в договор, как Вы будете обрабатывать акты разногласий. Нужно разработать соответствующий регламент. Здесь потребуется изучить ряд складских документов, как МХ-14. и т д

Восьмое. Необходимо понять, с помощью какого прозрачного инструмента Вы будете видеть выполненную работу с разбивкой по операциям, по которым оператор будет выставлять Вам счет на оплату его услуг.

Девятое. В ваших интересах вести сверку товарных остатков в учетных системах сторон не менее, чем 1 раз в квартал. Нужно также договориться о проведении частичной и полной, годовой инвентаризации ТМЦ. Логистический провайдер должен вам дать уже наработанный метод сверки, и проведения инвентаризаций.

Десятое. Вы должны платить не просто на работу по операциям. Работа должна быть выполнена в срок. В договор также нужно включить такою оценку работы провайдера, как SL (service level) и, если это стеллажное хранение, — точность комплектации. Все будет зависеть от метода обработки товара. Этой теме посвящена отдельная моя статья .

Конечно, все описать очень трудно и наверное не реально. Многое зависит от специфики, объемов бизнеса и места. Но в целом, картина становится более ясной. Тема 3PL оператор — что надо знать, очень обширна. Эта статья — в помощь по главным аспектам. Также можно договориться о прямых консультациях по месту.

Что еще нужно учесть в работе с логистическим оператором

  1. Проверьте подъездные места. Это разбитая дорога, что отразится на целостность товара, или хороший асфальт?
  2. Достаточно ли мест у ворот склада для стоянки, ожидания, погрузки, разгрузки автотранспорта? Если Ваши клиенты будут самостоятельно забирать товар со склада, эти два пункта особенно важны.
  3. Посмотрите на общий порядок внутри склада, в кабинетах операторов. Каков порядок, так и будут работать.
  4. Уточните температурный режим. Попросите показать термометр и гигрометр (измеритель влажности воздуха).
  5. Посмотрите на складскую технику. Насколько она содержится в приемлемом виде.
  6. Обратите внимание на стеллажи склада. Нет ли загнутых стоек, есть ли ограждения от замятий.
  7. Кто работает на складе? Сторонние сотрудники, и каждый раз новые от рекрутинговых компаний или свой постоянный персонал? Это напрямую влияет на качество работ, кто бы, что Вам не говорил.
  8. Если склад не в собственности логистического провайдера, уточните до какого времени действует договор.
  9. Если планируете пользоваться услугами транспортировки, посмотрите на парк автомобилей 3PL оператора. Как внешне выглядит автотранспорт.
  10. Даже если не планируете, все равно договоритесь о присутствии вашего постоянного представителя или сотрудников на складе провайдера. Для них должны быть выделены рабочие места.
  11. Протестируете (и не раз) свои учетные системы и каналы обмена информацией. Не редко из-за этой недоработки, склад не может сделать ни одной операции.
  12. Не стоит надеяться, что отдав свои объемы на аутсорсинг, можно обо всем позабыть. Необходимо разработать ряд отчетов, постоянно их анализировать, посещать склад в пики нагрузок. Чрезвычайно важно чувствовать работу склада на всех его участках и колебаниях в части объемов. От вашего участия также многое зависит.

На заметку

Заключение по теме плюсы и минусы работы с логистическим оператором

Хороший логистический провайдер, вам не враг. Многое будет зависеть от вашей подготовки и зафиксированных договоренностей сторон. Также важным фактором будет постепенное наращивание объемов. Так и склад быстрее адаптируется и вы снизите свои риски.

То есть, огромная ошибкой будет резко перевести объемы на нового логистического оператора. Даже самый надежный партнер может не справиться. Я не раз видел вереницу простаивающих фур, когда склад не мог обработать огромные, новые объемы.

Что хорошо работает на 50 паллетах, может не сработать на 100.

Надеюсь, статья 3PL оператор — что надо знать, была полезной. Пишите, задавайте вопросы. Всего хорошего и успехов!

Источник

4PL-операторы. Функции и история возникновения.

Активно развивающиеся торговые компании, расширяя рынок поставок, одновременно сталкиваются с проблемами транспортировки и складирования товаров. Объемы продаж растут, и собственных усилий и мощностей уже недостаточно. А значит, необходима компания-посредник, которая возьмет на себя решение логистических задач. Но чем выше конкуренция на рынке логистических услуги грузоперевозок, тем более обширный комплекс готовы предлагать компании-операторы. Поэтому список логистических задач постоянно расширяется и, как следствие, растет уровень операторов .

Казалось бы, 3PL-провайдеры и так берут на себя практически всю цепочку процессов внешней логистики, куда уж больше? Но нет, они ведь не участвуют в планировании логистических процессов, не включены в хозяйственную деятельность клиентов. А если сделать вовлечение аутсорсинговой компании еще глубже? Это поможет освободить время, ресурсы и мощности для профильной деятельности.

И вот в ходе логистической эволюции на рынке услуг появляются 4PL-операторы, которые, помимо выстраивания товарных путей от грузовладельца до получателя, еще занимаются стратегическим планированием и выполняют некоторые другие функции. Провайдер четвертого уровня ( 4PL) сводит ресурсы и мощности своего предприятия с ресурсами и мощностями другого предприятия логистики, осуществляет IT-интеграцию между системами всех участников товарной цепи для более полного решения задачи клиента. Иными словами, 4PL(4 Party Logistics) -оператор становится владельцем логистической цепочки своего заказчика.

Функции 4PL-операторов

Зачастую 4PL-провайдер, в отличие от 3PL-операторов, не имеет собственных складских площадей и транспортных средств, зато у него есть большой опыт в управленческой деятельности и оказании IT-услуг.

Первым этапом деятельности 4PL-оператора будет изучение уже имеющихся у клиента товарных путей, анализ и оценка их эффективности.

Далее — разрабатывается стратегия логистики предприятия в будущем.

Прорабатываются оптимальные маршруты, обеспечивающие максимально быструю, незатратную и безопасную доставку товаров.

  • Интегрируются ИТ-системы контрагентов цепи поставок.
  • Производится мониторинг товарно-транспортных потоков.
  • Осуществляется управление добавленной стоимостью в цепи поставок.
  • Производится управление качеством сервиса.

4PL-оператор также может подбирать провайдеров третьего уровня (3PL), страховые или какие либо иные компании, услуги которых необходимы в процессе доставки.

Помимо этого, в задачи 4PL-оператора также входит оформление документов, управление товарными запасами, сокращение времени от формирования заказа до его оплаты.

Также 4PL-оператор берет на себя функции оформления таможенных процедур и консультирование клиентов по любым вопросам логистики.

История возникновения 4PL-операторов

Необходимость в логистике четвертого уровня возникла в США в конце 90-х годов XX века, когда многие компании-заказчики захотели получить более широкий набор логистических услуг, чем при работе с 3PL-операторами. И вот в 1996 году новую концепцию логистического аутсорсинга предложила компания «Accenture». При этом «первопроходец» дал такое определение 4PL — «Четвертая сторона в логистике — это интегрирующая структура, которая собирает ресурсы, характеристики и технологии в своей организации и других структурах для разработки современных решений для цепей поставок и для их последующей реализации».

Благодаря возникновению этой концепции в сфере логистики произошел мощный сдвиг. Если раньше провайдеры действовали лишь по запросу клиентов, то сейчас они, что называется, «работают на опережение», предлагая новые услуги, направленные в сторону УЦП (управление цепями поставок, английская аббревиатура — SCM).

В настоящее время существует целый ряд путей возникновения 4PL-операторов.

  1. Компания-оператор 3PL развивается до четвертого уровня;
  2. Производственная или торговая компания образует дочернюю структуру с функцией 4PL;
  3. Роль 4PL берут на себя консалтинговая либо ИТ-компания;
  4. Совместными усилиями партнеры по цепи поставок образуют предприятие 4PL.

Актуальность услуг 4PL-операторов

Высокая конкуренция практически в любой сфере бизнеса заставляет производящие и продающие компании заниматься профильной деятельностью порой 25 часов в сутки 8 дней в неделю. Поэтому руководство таких фирм очень и очень заинтересовано в передаче части процессов на аутсорсинг. Услуги, предлагаемые 4PL-провайдерами, доказали свою эффективность, существуя на логистическом рынке уже более 20 лет.

Передавая компании-провайдеру управление цепочками поставок, организация решает целый ряд актуальных задач:

  • Существенная экономия на организации внешнеэкономической деятельности. Ведь если создавать подразделение с функциями 4PL в собственной структуре, это обойдется гораздо дороже.
  • Качество услуг логистики у профильных компаний гораздо выше, они занимаются только этим направлением и не отвлекаются на решение других задач.
  • 4PL-оператор гарантирует полную сохранность доставки груза получателям, решает все спорные вопросы, связанные с процессом доставки.

Казалось бы, логистический аутсорсинг сулит компании-клиенту сплошные преимущества, но тем не менее, его доля на российском рынке составляет всего 20%. В то же время в развитых странах Запада этот показатель гораздо выше — около 50 %. Впрочем, эксперты считают, что в нашей стране количество профильных логистических операторов на рынке услуг начнет расти в самое ближайшее время. Причина этого роста — в изменении отношения отечественных компаний к аутсорсингу в целом. На Западе к подобной модели поведения пришли уже давно — зачем пытаться делать что-то самим, отвлекаясь от основного вида деятельности, если можно довериться профессионалам? Радует, что и российские предприятия реального сектора экономики постепенно учатся экономить свои деньги и время, отдавая логистические процессы в руки узких специалистов.

Источник

Оцените статью