Логическое познание и его основные формы.
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.
3 формы логического познания:
1) Познание — основная форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи.
2) Суждение — это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли (м.б. утвердительным, отрицательным; единичными, особенными).
3) Умозаключение — связь суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание).
Законы логического познания:
1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том, что бы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же.
2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.
3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го высказывания: “А есть либо В, либо не В”.
4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.
“Если есть В, то есть его основание А”.
Понятие истины. Объективность истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине.
Истина —это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью.
Объективная истина — это такое знание, содержание которого, так сказать, «задано» объектом и не зависит ни от воли ни от св-в человека.
Постижение истины — это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной.
Абсолютная истина — это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под АИ надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные.
Относительная истина — это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение — такое содержание сознания, которое не соответствует действительности но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Наиболее приемлимым критерием различения знаний истинных от ложных является практика, так как лишь в процессе своей практической деятельности мы можем накладывать содержание своих знаний на действительность, то есть определить их, и тем самым проверить, соответствуют ли последние действительности.
Практика как органическое единство материальной и духовной деятельности, основанной на результатах познания.
ПРАКТИКА (греч. , от — деятельный, активный), материальная, чувственнопредметная, целелолагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развзития человеч. общества и познания.
Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного (Опредмечивание и распредмечивание). Т. обр., ни одна деятельность, в т. ч. и духовная, не существует безотносительно к П. “Общественная жизнь,— писал К. Маркс,— является по существу практической” (Т. 42. С. 266). П.— основа познания.
Практическое мышление, его отличие от теоретического мышления.
Практическое мышление — мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 2761 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Логика — доступно для всех
Чувственное и логическое познание
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности.
Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.
Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.
Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.
Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Существует три формы чувственного отражения:
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:
ü Вкусовые и др.
Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического познания.
Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.
Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления:
Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта.
Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.
Разум – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:
Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории: качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример знания:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ – человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логики – не только формальной, но и диалектической. Следует иметь в виду, что логическое мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Источник
Логическое познание и его формы
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание характеризуется также как опосредованное знание о действительности. Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредствуют другие.
Направленное на познание сущности, логическое познание имеет более сложный и структурно расчлененный характер.
В нем можно различить три основных уровня:
1. Фундаментальный уровень. Этот уровень составлен общими логическими процессами, формами и законами, которые присущи как обыденному, так и научному познанию. Материал чувственного познания подвергается мысленной обработке с помощью ряда логических процессов: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результате такой обработки из недр чувственных явлений извлекается, «дистиллируется» скрытая в них сущность.
— Обобщение – процесс выделения общего из единичного.
— Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных.
— Анализ – мысленное расчленение целого на части.
— Синтез – мысленное объединение частей в единое целое.
— Индукция – движение мысли от единичного к общему.
— Дедукция – движение мысли от общего к единичному.
1. Обыденный уровень. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные для отображения сравнительно простых сторон человеческой жизни.
Особенности:
1) Основывается на здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т.д., сформировавшихся на основе повседневного практического опыта человечества.
а. Важным элементом здравого смысла является чувство реальности, которое отображает исторический уровень развития повседневной жизни людей, общества, их нормы деятельности.
б. Здравый смысл историчен – на каждом уровне развития общества он имеет свои специфические критерии. Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли.
в. Испытывает влияние более высоких уровней мышления, научного познания.
2) Несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышления минувших веков (религия, приметы)
3) Глубинное философское содержание выражается в народных приметах, пословицах и поговорках.
2. Уровень научного познания.
Специфические законы логического познания установлены традиционной формальной логикой, которая в основном была создана Аристотелем. Формальная логика открыла четыре основных закона мышления: тождества, противоречия, исключенном третьего, достаточного основания.
Формы логического познания
Логическое знание в целом построено из понятий, представляет собой систему понятий. Две другие формы логического познания – суждения и умозаключения суть процессы формирования, движения или развертывания понятий. Каждое понятие может быть представлено в виде системы суждений и умозаключений.
Понятие – отражение явления со стороны общих существенных свойств и связей.
В отличие от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Теряя наглядный характер, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отношения к отображаемому им предмету. Такой опорой становится особое, «абстрактное» материальное образование или «раздражитель» – слово (группа слов). Понятие поэтому всегда существует в словесной форме, а логическое мышление в целом – с помощью языка как знаковой системы.
Суждение – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли.
Суждения могут быть утвердительными и отрицательными; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д.
Суждение и понятие связаны – без понятий невозможно сделать суждение.
Суждение истинно, если связи понятий правильно отражают связь вещей.
Умозаключение – форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.
Умозаключения делятся на:
1. Индуктивные, в которых из единичных или частных суждений выводятся более общие.
2. Дедуктивные, в которых из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение.
Источник