- Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ
- Лобби — это .
- Лоббизм — это .
- Разрешено ли лоббирование в РФ
- Комментарии и отзывы (3)
- Лоббировать — это. Лоббирование интересов. Что значит лоббировать
- Юридическая точка зрения
- Институциональный подход
- Прочие точки зрения
- Лоббистские виды деятельности
- Детальная информация
- Закрытые данные
- Агенты влияния и их внедрение
- В заключение
- Как лоббируют законы
- Лоббизм в России считают коррупцией
- За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше
- Какие законы могли пролоббировать
Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Красивые иностранные слова завораживают слух, но не мешало бы в точности знать, что они обозначают.
Поэтому в этой статье мы проанализируем, сколько значений у слова «лобби», что определяет каждое из них. Остановимся подробней на политической трактовке понятия.
Лобби — это .
С английского «lobby» переводится как «коридор», с латинского «lobium» — галерея. Лобби как помещение — это изначальное значение слова. Сейчас стало модно так называть фойе, вестибюли, бары. Похожее по значению слово — «кулуары».
Второе значение «лобби» имеет иносказательный характер. Так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях (политических, общественных).
Почему трактовка «лобби» как политического термина имеет «кулуарные» корни? Дело в том, что в Англии члены парламента, перед тем как войти в зал заседаний, собирались в лобби (в кулуарах) и обсуждали проблемы без официоза (как говорится: «Без галстуков»).
В этих беседах принимали участие не только члены парламента, но и прочие лица, которые хотели донести свои интересы до сведения парламента. Зачастую в лобби принимались решения, которые затем проводились и утверждались в парламенте.
То есть члены парламента лоббировали какие-либо и чьи-либо интересы (обсужденные в лобби).
Лоббизм — это .
Лица, занимающиеся лоббированием чьих-либо интересов, называются лоббистами, а их деятельность — лоббизмом.
Лоббистами могут быть как физические лица, так и общественные организации. Их деятельность может осуществляться на любом уровне: от местных органов до международных организаций.
Суть лоббизма — это воздействие на органы власти или местные органы управления с целью принятия решений в пользу лиц (организаций, общественных движений, партий), чьи интересы представляют лоббисты.
Методы лоббистской деятельности:
- легальные:
- петиции (письменные обращения, подписанные определенным количеством граждан и (или) юридических лиц),
- информационные кампании в поддержку того или иного проекта,
- опросы населения,
- исследования, подтверждающие необходимость (актуальность, безопасность и т. д.) лоббируемого интереса,
- материальная поддержка лоббируемого лица (разумеется, в рамках действующего законодательства),
- рассылка писем во властные структуры;
- нелегальные:
- подкуп чиновников и прочих официальных лиц,
- угрозы и шантаж.
Лоббизм выгоден не только лицам (организациям), чьи интересы «проталкиваются», но и властным структурам, особенно тем, кто не имеет своих экспертов на местах.
Получается, что лоббисты информируют власть о проблемах, имеющихся в субъектах государства.
Депутаты, которых мы периодически выбираем (подробней о выборах можно прочитать в другой статье нашего блога), по сути, лоббируют интересы своих избирателей (может, не делают это по факту, но должны).
В современном мире существует 3 вида отношения к лоббистам со стороны государственной власти (что это?):
- Строгий контроль и отчетность (США, Канада).
- Существуют некоторые мягкие нормы, без обязательной регистрации (Франция и некоторые другие европейские страны).
- Законодательного регламентирования нет (многие страны).
Разрешено ли лоббирование в РФ
Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.
Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).
Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.
Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.
Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.
В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.
После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.
Читайте наш блог, это повысит вашу информированность!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Впервые слышу такое понятие, но тоже интересно узнать. Такими терминами как «Лобби» в основном пользуются дизайнеры или сотрудники музеев, скорее всего.
А вот лоббизмом я не прочь бы и позаниматься во благо народа.
В нашей стране нет организаций, которые бы продвигали интересы простых людей, Навальный бы мог, но он выбрал маргинальный путь, потому и от него толку нет.
Хоть одна петиция получила в нашей стране зелёный свет? У меня такое чувство, что глас народа только тогда находит поддержку власти, когда этот глас совпадает с мнением власти.
Источник
Лоббировать — это. Лоббирование интересов. Что значит лоббировать
Значение слова «лоббировать» имеет те или иные особенности в зависимости от точки зрения, с которой рассматривается термин. Следует сказать, что само по себе понятие можно считать своеобразным краеугольным камнем для понимания всей темы. Что значит лоббировать? Этот вопрос требует весьма подробного и детального ответа. Разберем понятие более подробно, а также выясним, какие есть у термина «лоббировать» синонимы.
Юридическая точка зрения
В рамках данного подхода лоббировать — это взаимодействовать с органами власти особым образом. В процессе могут принимать участие граждане, общественные объединения, группы, отдельные лица, предприятия, организации. В свою очередь, они специализируются на лоббистской деятельности. Также в процессе могут принимать участие другие субъекты правоотношений. Главной целью этого взаимодействия является оказание влияния на принятие необходимых единичных решений, а именно: административных, официальных, политических и других законодательных актов. Лоббирование интересов может проводиться на постоянной основе.
Институциональный подход
С данной точки зрения понятие представляет собой одну из функций политической системы. Она обеспечивает взаимосвязь с целью воздействия на субъекты указанной системы. В данном случае лоббировать – это поддерживать равновесие в социуме. В рамках системно-функционального подхода метод рассматривается как особый вид деятельности, который дополняет избирательный процесс.
Прочие точки зрения
В рамках инструментального подхода понятие представляет собой ряд способов и вариантов оказания влияния на выработку значимых государственных решений. С коммуникационной точки зрения чиновник доверяет лоббировать интересы специалисту с целью экономии ресурсов (интеллектуальных, информационных, контактных). В процедурном подходе определение представляет собой одну из органических составляющих бюрократической системы, а также хода и правил процесса принятия государственных решений. С плюралистической точки зрения под термином следует понимать особый вид деятельности. Все лоббисты, принимающие участие во взаимодействиях, являются одной из сторон в системе выработки и принятия значимых государственных решений. В рамках корпоративистского подхода понятие представляет собой также некий вид деятельности. В ней принимают участие исключительно наиболее влиятельные организации. В данном случае лоббировать – это воздействовать на выработку значимых государственных решений, используя имеющиеся у упомянутых объединений реальные возможности. В рамках психологического подхода понятие представляет собой влияние с целью манипуляции на лиц, наделенных определенной властью.
Лоббистские виды деятельности
С формальной точки зрения лоббировать – это участвовать во всех видах взаимодействий, которые содержат совокупность определенных методов влияния на принятие решений органами государственной власти. Эта деятельность, как и все прочие типы, содержит в себе процедуры, операции, приемы и специальные режимы работы. Лоббирование тесно взаимосвязано с применяемыми оборудованием, средствами и инструментами.
Детальная информация
Классические технологии лоббизма довольно широко известны. Они представляют собой выполнение следующих элементов:
- Взносы в избирательные компании.
- Выступления в профильных комитетах государственного органа, а также участие в различных слушаниях.
- Публикация результатов депутатских голосований по законопроектам.
- Организация пропагандистской деятельности, касающейся подготовки и принятия решений.
- Проработка законопроектов и вынесение их на соответствующее обсуждение.
- Проведение научных конференций, в которых участвуют представители власти.
- Презентация результатов исследований, в частности социальных опросов, в органах власти и СМИ.
- Сотрудничество с прессой (в том числе и передача информации).
- Организация торжественных приемов и встреч для представителей власти.
- Подкупы должностных лиц: опосредованный и прямой.
- Применение рекламных ходов к продвигаемым законопроектам.
Все вышеперечисленные элементы входят в основной арсенал лоббиста.
Закрытые данные
Представители лоббистской деятельности крайне неохотно делятся своими профессиональными методами. Вряд ли кто-то захочет обрести недолгую известность в обмен на действительно эффективные способы получения большого дохода. Помимо всего прочего, большая часть представлений о подобных технологиях неверна. Основная идейная составляющая не имеет какой-либо научной базы. Предполагаемые схемы основываются исключительно на слухах и практически никогда не подтверждаются реальными данными статистики.
Агенты влияния и их внедрение
Эти подставные лица проникают в аппараты профильных ведомств и структуры конкурирующих компаний. Принцип лоббирования основывается на том, что любую систему (группу лиц, организацию, политические институты и т. д.) нужно взять под контроль для дальнейшего управления или разрушения с помощью внедрения своих агентов. Это дает возможность оказывать влияние на принятие различных решений. Лоббисты могут направить свою деятельность на навязывание регламента и повестки рассмотрений контролируемых аспектов. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо внедрение агентов в общественные наблюдательные органы при власти. Также очень выгодно иметь своих представителей в соответствующих инстанциях. Широко практикуется навязывание конкурентам заведомо неэффективных объектов. Тех, которые внешне кажутся довольно перспективными. С помощью этого способа можно заставить конкурентов тратить различные ресурсы и быстро приобретать статус некомпетентных специалистов.
В заключение
Лоббистская организация должна иметь детальное представление о личных слабостях важных членов конкурирующих структур, а также их агентов. Тем не менее, эти данные не всегда могут сыграть ключевую роль в процессе. Применение подобной информации может быть крайне эффективно в единичных ситуациях. В любом случае высокая осведомленность способствует экономии значительной части ресурсов. Особое значение имеет работа с конкурирующей организацией. Профессиональные лоббисты всегда смогут найти элементы, с помощью которых можно будет дискредитировать босса.
Источник
Как лоббируют законы
«Представители банков объединились в ассоциацию, пришли на круглый стол в Госдуму и рассказали, какие проблемы есть в их бизнесе». Это нормальная тема для статьи в газете, никого не удивит и мало кого заинтересует.
А вот другая тема: «Владельцы крупных банков пролоббировали выгодный для себя закон». Она привлекает больше внимания. Хотя в обоих случаях речь о лоббизме — деятельности общественных организаций и компаний по продвижению своих интересов в органах власти.
В целом лоббизм не несет вреда, а наоборот, позволяет обществу и бизнесу говорить с властью и заявлять о своих потребностях. Сложности начинаются, когда лоббизм не регулируется законом и работает сам по себе, как в России.
Лоббизм в России считают коррупцией
Понятия лоббизма в российском законодательстве нет, хотя возможность лоббировать интересы заложена в Конституции. Каждый житель России может:
- создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов — статья 30;
- участвовать в государственных делах лично или через представителя — статья 32;
- обращаться лично или направлять обращения в органы власти — статья 33;
- защищать свои права всеми способами, которые не запрещены законом, — статья 45.
По сути Конституция дает правовую основу для лоббизма, но конкретных законов нет, хотя законопроекты о лоббировании создавались несколько раз. Например, в законопроекте 1994 года появилось понятие клиента — для кого проводится лоббистская деятельность. А в законопроекте 2003 года любая информация от лоббистов должна официально регистрироваться и ставиться на учет.
Проблема всех законопроектов в том, что государство и общество не были к ним готовы. Ни один законопроект не объяснял, как разграничить лоббирование и коррупцию, а еще с принятием такого закона пришлось бы менять другие законы и даже работу органов власти.
На конференцию собрались ученые, преподаватели, научная общественность. Они обсуждали налоговое право в решениях Конституционного суда. По итогам конференции организаторы составили резолюцию и направили ее в Конституционный суд. Если суд учтет мнение научной общественности в своей работе, это и будет лоббированием, но суд не обязан это делать.
Если бы в России приняли закон о лоббировании, органы власти были бы обязаны рассматривать такие обращения, а пока всё буквально зависит от того, к кому попадет конверт с предложением о законопроекте и не выбросит ли его секретарь.
Кажется, что лоббирование законов — это когда богатые и влиятельные просят своих друзей в Госдуме принять закон, чтобы они все стали еще более богатыми. Конечно, есть коррупция и личные связи, и нет закона, который регулирует всё это.
Легальная лоббистская деятельность как раз и помогает продвигать работающие и полезные обществу законы. В комитетах Госдумы недостаточно узких специалистов, и депутаты не понимают нюансов банковской системы, бизнеса, строительной сферы, транспортной промышленности.
И здесь появляются лоббисты — люди, которые представляют интересы профессиональных групп и рассказывают о проблемах отрасли и возможных решениях. По сути лоббирование — это свобода для организаций, возможность говорить. Сейчас органы власти не обязаны слушать всех, а с принятием закона о лоббировании будут обязаны прислушаться.
Важно, чтобы общественные объединения и бизнес могли доносить до власти свои интересы. Иначе появляются законы, которые просто оторваны от жизни и не работают.
По опыту, сейчас института лоббизма в России нет, а из-за коррупции и ряда законов, которые выгодны немногим, сама идея лоббизма воспринимается негативно.
За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше
Официально в России лоббирования нет, но есть общественные организации, отделы в крупных компаниях и агентства, которые представляют собственные и клиентские интересы в органах власти. К примеру:
- Российский союз предпринимателей;
- Торгово-промышленная палата;
- Опора России;
- Ассоциация российских банков.
В крупных компаниях работают люди, которые отвечают за продвижение интересов бизнеса: GR-директоры, советники, директоры по взаимодействию с органами власти.
GR-директоры — это люди, которые налаживают отношения с властью и общественными организациями. Часто их роль выполняют первые лица компании, а не отдельные специалисты. GR-директоры — не совсем лоббисты, скорее люди, которые занимаются коммуникациями с органами власти.
Еще есть агентства, которые представляют интересы бизнеса, и частные лоббисты. Зачастую эти люди — бывшие сотрудники органов власти или экс-депутаты.
Например, агентство «Румянцев и партнеры», которое помогает российским и иностранным компаниям вносить законодательные инициативы, руководит бывший член Верховного Совета России, бывший помощник депутата Олег Румянцев. А бывший замглавы администрации президента Сергей Зверев открыл Компанию развития общественных связей.
Похожая история и с крупными компаниями. Например, Станислав Наумов был замглавой Минпромторга, а затем стал работать директором по взаимодействию с органами власти Х5 Retail Group.
За свою работу по продвижению интересов в органах власти агентства берут гонорары: в среднем 10 000 — 15 000 долларов в месяц, а для больших проектов — от нескольких миллионов до любой суммы, потому что верхней границы не существует.
Если появится закон о лоббировании, российский рынок может составить от 10 до 20 миллиардов рублей в год.
Легальная лоббистская деятельность ведется в США с 1876 года, когда приняли первый федеральный законопроект. В середине прошлого века в стране ввели обязательную регистрацию лоббистов: в 1981 году было семь тысяч лоббистских организаций, в 2010 году — пятьсот. Такой спад объясняется ужесточением законодательства с целью ограничить деятельность лоббистов.
Сегодня работа лоббистов в США строго регламентирована. Лоббист регистрируется как представитель компании и указывает, чьи интересы он представляет и по какой конкретной задаче. Во время работы он обязан публиковать, сколько денег и на что именно потратил, чтобы решить вопрос.
В США запрещено делать подарки чиновникам, даже угощать в ресторане или давать скидку. За этим строго следят: к примеру, известного лоббиста Джека Абрамоффа посадили в тюрьму на четыре года за оплату поездки лидера республиканцев в конгрессе на отдых, его обедов в ресторанах и билетов на спортивные матчи.
Также регламентируют и механизмы работы лоббистов: что можно делать, к кому обращаться и как продвигать интересы клиента.
В США лоббированием интересов через представителя могут заниматься иностранные компании и даже другие государства. Например, в 2018 году банк ВТБ пытался добиться исключения из санкционных списков с помощью лоббистской компании.
В целом же в США отношение к лоббизму неоднозначное: некоторые лоббисты нарушают закон и этические нормы, занимаются непрямым лоббизмом вроде организации публикаций в СМИ, пользуются личными связями и встречами.
Какие законы могли пролоббировать
Сложно утверждать, какие именно законы были пролоббированы бизнесом. К примеру, есть мнение, что закон о запрете продажи алкоголя в пластике — один из примеров лоббирования в интересах бизнеса.
Авторы законопроекта написали в пояснительной записке, что алкоголь в пластике стоит дешевле и тем самым становится привлекательнее для молодежи. Происходит алкоголизация населения: люди покупают дешевое пиво в пластике, затем переходят на более крепкие напитки.
Но, возможно, есть и коммерческая сторона вопроса. Если пиво разливать только в стекло и алюминиевые банки, это выгодно производителям тары. А главный производитель алюминия — компания «Русал», которая на тот момент принадлежала Олегу Дерипаске.
Есть и другие примеры: лоббирование закона о детских автокреслах, полисах обязательного страхования для владельцев автомобилей или нормативов для жилищного строительства.
К примеру, недавно упразднили треть обязательных строительных норм, что должно помочь сократить сроки строительства, снизить издержки, сделать строительство более прозрачным.
Возможно, строительные компании были заинтересованы в этом, ведь строить станет легче и дешевле. Это может быть выгодным и покупателям: жилья станет больше, снизится стоимость квартир. С другой стороны, неизвестно, как это скажется на качестве жилья.
В вопросах лоббирования законов часто всё неоднозначно: новые законопроекты не могут противоречить действующему законодательству или ограничивать права людей, но никто не запрещает поддерживать ту или иную отрасль.
Ольга С., бывший менеджер пиар-агентства
Я работала на проекте по продвижению тахографов и системы «Платон».
Тахографы — приборы контроля за скоростью автобуса, временем в пути и работы водителя. Требования к установке тахографов действуют приказом Минтранса с января 2018 года.
Система «Платон» — это система взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн. Сбором этой платы занимается компания, которая принадлежит крупнейшим российским предпринимателям. За это ей платят ежегодно десять миллиардов рублей.
В мои обязанности входила работа со СМИ: я договаривалась, чтобы газеты и журналы публиковали заказные статьи под видом редакционных — без пометки о рекламе или партнерстве. Насколько я помню, за определенную сумму удалось договориться со многими известными изданиями.
Моя роль в агентстве была маленькой, я не знаю деталей, но нам перечисляли деньги на публикацию таких статей, а значит, были заинтересованные в этом люди.
Источник