Что значит литровый спортбайк

«Просто катаюсь в свое удовольствие». Разбираемся, зачем девушке литровый спортбайк Yamaha R1

Какой мотоциклист не мечтает о красивом и мощном спортбайке? И японская Yamaha R1 по праву считается одной из таковых моделей. Еще с первых выпусков в далеком 1998 году «Эрка» зарекомендовала себя как мощный и маневренный мотоцикл, а впоследствии стала иконой для любителей «литровых» байков со всего мира. Какова Yamaha YZF-R1 в повседневной эксплуатации, дорого ли ее обслуживать и в чем преимущества спортбайка в городе, нам рассказала девушка Саша, которая владеет этим мотоциклом три года.

С 650-кубового Kawasaki на «литровую» Yamaha

«Это мой второй мотоцикл, — говорит Саша. — Первым был стритовый байк Kawasaki ER 6F, так называемый «Ерш», с мотором объемом 650 «кубиков» — в принципе, это неплохой вариант для новичков. А вообще все началось с того, что в 2014 году знакомый прокатил меня на своем Suzuki Hayabusa по кольцевой на скорости 250 км/ч. Меня настолько впечатлили ускорение и мощность мотоцикла, само ощущение невероятной скорости, что буквально сразу я отправилась получать права категории «А». Спустя два года, поездив на Kawasaki, я поняла, что мне хочется пересесть на более быстрый мотоцикл».

Со слов девушки, на тот момент спортивные мотоциклы привлекали ее своей красотой и «мускулистым», агрессивным видом, а поскольку у нее также было желание попробовать свои силы на треке, то она выбирала между Yamaha R1 и R6.

«На самом деле мне хватило бы и «шестисотки», но основным критерием являлся внешний вид, поэтому выбор пал на «литровый» R1, — объясняет мотоциклистка. — Так получилось, что какое-то время я посещала тренировки на треке, планируя заниматься мотогонками, но училась ездить не на нем, а на арендном 750-кубовом Suzuki GSX: во-первых, стало жалко эксплуатировать «Эрку» в гоночном режиме, во-вторых, она оказалась слишком резкой и тяжелой для мотоспорта. В итоге я использую Yamaha для того, чтобы иногда прохватить по трассе, почувствовать ускорение и получить кайф от езды. Вообще мотоциклы для меня — это что-то про эстетику и ощущение скорости».

Саша владеет R1 2008 года выпуска. Эта японская модель впервые появилась в 1998 году на базе Yamaha YZF1000R и доработанного двигателя Genesis. За все время своего производства она переживала постоянные модификации и чуть ли не каждый год получала рестайлинг. Допустим, в 2007-ом произошло очередное серьезное обновление мотоцикла. Он стал оснащаться рядным 4-цилиндровым 998-кубовым двигателем жидкостного охлаждения, выдающим 177,6 л. с. и 113 Нм при 10 000 об/мин крутящего момента.

Новый мотор приобрел четыре клапана на цилиндр (16-клапанная ГБЦ вместо традиционной 20-клапанной). Очень сильно продвинулась и электроника — это и электронное управление дроссельной заслонкой (Yamaha Chip Control Throttle (YCC-T)), и электронное управление клапанами (Yamaha Chip Control Intake (YCC-I)). Также было установлено проскальзывающее сцепление; рама и задний маятник оказались заменены на алюминиевые, а модель получила новые 6-поршневые суппорты и тормозные диски диаметром 310 мм.

По части оснащения ямаховский «спортач» можно назвать скорее спартанским, без всякого рода излишеств комфорта вроде подогрева ручек. Посередине электронной приборной панели располагается тахометр, рядом с ним — спидометр и циферблат отображения передач.

Мотоцикл находится почти в стоковом виде, если не считать частичное изменение цвета пластикового обвеса и некоторые «допы», привнесенные владелицей. «Например, мне не нравилось сочетание красного оттенка с бордовым матовым, поэтому бак и пластиковые элементы я перекрасила в черный матовый цвет (впрочем, как и колесные диски), — рассказывает девушка. — Потом купила затемненный «тюнячий» ветровик, а для защиты пластиковых элементов установила слайдеры. На этом все».

Хотите выжать максимум? Тогда вам на трек

Поскольку шасси YZF-R1 2008 модельного года по сравнению с предыдущей вариацией было обновлено посредством новой рамы, маятника и подвески, «литровый» спортбайк Yamaha подходит как для трека, так и для эксплуатации в городе. При сухой массе в 173,7 кг мотоцикл способен разгоняться до максимальных 299 км/ч (есть электронный ограничитель скорости), но предел его возможностей Саша не проверяла.

«К сожалению, сейчас я передвигаюсь на байке редко: могу просто прокатиться по городу или выехать на природу в красивое место, — поясняет девушка. — Я не любитель поездок на дальние расстояния, да и на спортбайке это не суперкомфортно: с низкой посадкой и в положении лежа на баке ехать утомительно даже два часа. В первый раз мне хватило пяти минут, чтобы затекла спина, но со временем привыкаешь к особенностям управления «спортачом». По моим наблюдениям, средний расход выходит 10 литров на 100 км, однако во многом он зависит от стиля езды. Вообще на таком мотоцикле нужно выезжать на настоящий гоночный трек: так получится испытать мощь и возможности байка».

Считается, что каждому пилоту «спортача» необходимо научиться правильно поворачивать и тормозить, ведь даже на небольшой скорости байк кренит в сторону. У R1 в этом плане важную роль играет алюминиевая диагональная рама. Одновременно легкая и жесткая, она помогает точнее входить в повороты. На раму, именуемую Deltabox, установлен литровый движок, работающий в паре с 6-ступенчатой КПП. Принцип действия у нее стандартный — по секвентальной схеме (без возможности пропуска передач).

Кстати, до 2003 года мотор у «Эрки» был карбюраторный, но поскольку он нередко вызывал нарекания, то начиная с 2003-его все последующие модели имели инжекторный впрыск. Доработка двигателя также позволила сделать колесную базу короче, оптимизировать центр тяжести, уменьшить общий вес конструкции, благодаря чему у мотоцикла значительно выросла управляемость. «Для меня этот байк тяжелый и оттого не слишком маневренный, а еще у него есть такая особенность — большой радиус поворота, — комментирует девушка. — Если, например, нужно развернуться во дворе, то приходится передвигаться гуськом — в принципе, так поступают все владельцы «спортачей»».

Байк оснащается вилкой перевернутого типа (KYB) и имеет фирменную систему EXUP (электронно-управляемая заслонка в выхлопной трубе, меняющая сечение выхлопной системы и сглаживающая тем самым отдачу мощности во всем рабочем диапазоне). Сцепление у R1 собственной разработки, многодисковое, с элементами проскальзывания для быстрого набора скорости. Так как мотоцикл позиционируется флагманом спортивной версии, тормозную систему перерабатывали пару раз. У этого экземпляра передние тормоза — двухдисковые с гидравлическим приводом, а в роли заднего тормоза используется 1-дисковый вариант с 1 поршнем.

Понятное дело, за руль «спортача» разумно садиться только с большим опытом вождения, но Саша утверждает, что двухлетней практики на городском мотоцикле ей хватило, чтобы потом пересесть на спортбайк.

«Чтобы чувствовать себя очень уверенно, конечно, нужно ездить часто и много, — подчеркивает девушка. — Но с учетом моих немногочисленных поездок в сезон мне тоже вполне комфортно. Я не считаю себя асом в управлении спортивным мотоциклом — просто катаюсь в свое удовольствие. При этом делаю это крайне осторожно, понимая, что некоторые водители могут не заметить меня на дороге, и обязательно в полной экипировке. Поначалу я пренебрегала защитной мотоодеждой: могла в жару сесть за руль, допустим, в шортах и кроссовках, но мой брат, который тоже любит мотоциклы, сбрасывал мне видеонарезки мотоаварий. В какой-то момент это повлияло на мое понимание безопасности, я все переосмыслила и в итоге купила себе два комбинезона (один облегченный на лето, второй — трековый), мотоботы с металлическими накладками, шлем, перчатки — все как положено».

Не дороже, чем городской байк

Yamaha R1 считается одним из самых неприхотливых мотоциклов, однако это не значит, что регулярное сервисное обслуживание можно игнорировать. «Замена масла стоит 90 рублей, масляный фильтр — 15 руб., воздушный — 50-80 руб. (в зависимости от производителя), тормозная жидкость — 50 руб. (если литр, но нужно 0,5), — перечисляет Саша расценки на рядовое ТО. — Примерно такие процедуры я делаю дважды в год, невзирая на пробег и количество выездов за сезон. На мой взгляд, содержать спортбайк выходит не дороже, чем любой другой мотоцикл, если эксплуатировать его исключительно в городе».

К покупке шин девушка подошла еще основательнее: на колеса «обута» двухкомпонентная резина Michelin Pilot Power 3, предназначенная для езды одновременно по треку и по городским дорогам. «Это так называемые цыплячьи полоски, — неожиданно показывает Саша на нестертые по бокам полосы шин. — Среди байкеров считается, что ты якобы не умеешь ездить, раз не закладываешь на бок мотоцикл должным образом. Но у меня нет никакого комплекса по этому поводу: не будучи уверенной в качестве и состоянии дорожного покрытия, я не закладываю спортбайк в поворотах. Другое дело — на треках, куда я на нем пока не выезжала. На дорогах же общего пользования не нужно что-то кому-то доказывать, так как это вопрос безопасности. Поэтому резина выглядит новой, ведь я проехала на ней совсем немного».

«На данный момент этот спортбайк для меня больше как развлечение, возможность иногда прокатиться с ветерком, — отмечает Саша. — К сожалению, он сейчас продается (в нашем каталоге мототехники подобные «Эрки» аналогичного года выпуска оцениваются в $6-7 тысяч): так как мотоцикл выезжает редко, а под него арендуется гараж, то я подумала, что, может, стоит его продать, так как много времени и средств уходит на другое мое увлечение — автоспорт. Если же байк не продастся — буду и дальше время от времени наслаждаться R1».

Фото: Алиса Зацаринная, личный архив Саши

Источник

«600 кубиков для новичка — это предел». Как выбрать первый мотоцикл и не ошибиться


Тот, кто собирается пополнить армию двухколесных, рано или поздно задается вопросом: «А что, собственно, брать?» Учитывая, что правильный мотоцикл для одного может быть ужасно неудобным для другого, а еще многие вокруг говорят, что 1000-кубовый спорт — это не самый удачный выбор для новичка. Последнее часто повторяют в разных вариациях опытные байкеры, что совсем не мешает начинающему райдеру помечтать, а потом взять да и присесть, скажем, на тот же Yamaha R6. Так подходит ли новичкам прыгучий кросс или массивный чоппер, на что обращать внимание при покупке первого «железного коня» и что значит выбирать байк душой, нам рассказал мотоэксперт — Дмитрий Евхименко, ключевая фигура в чемпионате Беларуси по ШКМГ (шоссейно-кольцевые мотогонки).

Литровый байк – это круто. Но хорошо ли подумал новичок?

При выборе подходящего байка далеко не последнюю роль играют антропометрические данные — вес и рост райдера. Мотоциклист, чей вес больше 100 кг, будет нелепо смотреться на малокубатурной технике, а миниатюрные размеры мотоциклов наподобие Minsk C4 бывают некомфортны для высоких и плотных парней или девушек.

С другой стороны, есть еще один важный нюанс — те же спортбайки «заточены» под быструю езду и под стать байкерам, которые прошли специальную подготовку и адекватно оценивают возможные риски. А еще, говорят, самый простой способ отнести мотоцикл в тот или иной сегмент, в нашем случае, для начинающих байкеров — посмотреть на объем мотора. А ведь молодым и активным так хочется сразу же сесть за руль литрового 200-сильного аппарата!

— Конечно, в первую очередь байк для новичков должен иметь небольшую, но достаточную мощность и комфортабельную эргономику. А что касается кубатуры, то рекомендуется объем не больше 500 см3, 600 — с натяжкой и то после соответствующей подготовки. Если человек не понимает, что недостаточно сесть в седло и открутить ручку газа, то могут возникнуть проблемы. В мотоспорте иногда случается обратная ситуация, когда человек откатывает некоторое время на литровом байке и пересаживается на менее кубатурный вариант, то ли из-за предпочтений в стиле езды, то ли из-за физических возможностей, — говорит Дмитрий Евхименко, председатель комиссии по шоссейно-кольцевым мотогонкам, организатор чемпионата РБ по ШКМГ.

Есть малокубатурные модели, которые располагают хорошими мощностями и при этом идеально подходят для начинающих райдеров. Среди них, например, KTM Duke 125 — он был спроектирован для европейских рынков, где категория вождения для молодежи ограничена маломощными двигателями с небольшим объемом. Имея в запасе до 20 лошадиных сил, мотоцикл обладает хорошей динамикой, вытягивает на любом маневре и позволяет совершить безопасный обгон. И что уж точно немаловажно, Duke 125 является доступным и по деньгам — всего 2,5 тысячи евро.

KTM Duke 125 специально разрабатывался для новичков. Об этих мотоциклах мы подробно рассказывали

На новичков ориентирован и байк Honda Hornet CB 600, приносящий максимум комфорта. «Хондовский» мотор, перекочевавший со спортбайка CBR 600, лихо разгоняет мотоцикл даже на подъемах, а упрямиться он начинает лишь при грубом обращении, скажем, при попытке разогнаться на 5-й передаче со скорости 50 км/ч. Но это, признайтесь, наглость — требовать от «шестисотки» тяги, свойственной скорее литровым собратьям. Цены на подержанную Honda Hornet на нашем сайте варьируются от $1,9 до $5,7 тысяч.


Или Honda CB500, которая впервые вышла в тираж в 1993 году и просуществовала до 2003 г — ее лайтовый двухцилиндровый двигатель при объеме всего 500 см³ отличается мягкой работой, плавно разгоняется и прощает многие огрехи. Похоже, новичок оценит несравнимую «хондовскую» послушность и абсолютное удобство пользования, ну а «профи», в свою очередь, отдохнет от жесткости экстремальных двухколесных машин. Стоимость «бэушки» составляет в среднем $4 тысячи.


— Важный нюанс — вроде бы человеку комфортно, и он привыкает к таким объемам и мощности, но не понимает динамики разгона и торможения, характерных для более мощных байков. И здесь важно не пересаживаться резко со 125-ой модели на литровый мотоцикл, то есть следует переходить на более подходящую возросшему мастерству и требованиям модель, наращивая объемы и мощность постепенно. Разумеется, никто не запрещает купить двухколесный «Феррари». И здесь, как никогда, играет большую роль человеческий фактор — при наличии минимума опыта, навыков и воспитания долго проездить на таком «спортивном снаряде» вряд ли получится. Кроме того, райдеры, управляя спортбайком, находятся в особой группе риска, особенно при отсутствии соответствующей подготовки и в условиях города, — отмечает мотоэксперт.

Если у вас агрессивный стиль езды и пробег насчитывает 50-60 тысяч км, стоит задуматься о..

— Сам я катаюсь на литровом стрите Aprilia, на гоночном шасси с прямой посадкой он очень удобен как на гоночном треке, так и в городском трафике. Причем у него свой характер, нужно постоянно подстраиваться под него или же менять собственный стиль езды, и это, по крайней мере, нескучно. У японских моделей в этом плане куда более рафинированный характер, они все как один одинаковы в работе и по уровню надежности моторесурса, — рассказывает Дмитрий Евхименко.

Aprilia Tuono 1000R Factory 2008 г.в. — любимый стрит Дмитрия Евхименко


— В целом моторесурс зависит от условий эксплуатации. Он сокращается/увеличивается в унисон стилю езды. Если при агрессивном и активном характере езды на одометре выскакивают цифры 50-60 тысяч км, то как минимум нужно задуматься. А если ездить в спокойном и умеренном режиме, то при желании можно и в «миллионики» выйти. В гоночном байке двигатель — это всегда расходная часть, его ресурс измеряется моточасами, нельзя говорить о среднем диапазоне моторесурса. Степень агрессии обуславливается уровнем подготовленности райдера и конфигурацией трассы, — считает эксперт.

— Сперва будущий мотоциклист должен задаться вопросом, для чего ему нужен байк. Кататься по городу, или просто ездить на работу, или испробовать настоящее бездорожье, или заняться мотоспортом, или вообще посмотреть мир? А потом выбирать кросс, классик, стрит или эндуро. Также идеальное техническое состояние никто не отменял как в случае с новичком, так и ветераном движения. Это вопрос жизни и смерти. Дьявол кроется в мелочах, и один незакрученный болт может стать причиной фатальной поездки. Так, двухцилиндровые байки склонны к вибрации, и все элементы крепления имеют свойство откручиваться. На четырехцилиндровых моторах, напротив, более эластичная конструкция и речь идет о других операционных нагрузках, — рассказывает Дмитрий Евхименко.


Сложно прикинуть, чего ждать от того или иного аппарата, опираясь только на год выпуска. Некоторые мотоциклы родом из середины 90-х – начала 2000-х до сих пор живы, ездят и сносно выглядят (если не придираться). А на другом полюсе «бэушного» сектора лежат почти новые экземпляры годовалого-трехлетнего возраста, но при этом отработанные на износ.


Потрепанные крылья, неровные стыки и швы могут означать, что мотоциклу в прошлом серьезно досталось и тут аварии не исключены. Что касается двигателя, то на каждом болтике имеется заводская маркировка, и следы вмешательства в область мотора визуально, как правило, заметны. То есть даже беглый осмотр позволит узнать, все ли нормально в агрегатах, все ли болты подвески затянуты, амортизаторы не текут и т.д. А уже мотоспециалист проверит байк более детально.

Можно купить подержанный байк, сменивший три-четыре владельца, и мучаться в догадках, в каких условиях проходила его обкатка. Или совершенно новую технику, призывно сверкающую сквозь витрины салонов, с нулем на одометре, но потеряв в цене от 15 до 30 процентов, как только выехал за порог этого самого салона. На любой мотоцикл найдется свой покупатель.

Даже на эксклюзив вроде мелкосерийных аппаратов от европейских и американских тюнинг-ателье, кастомные мотоциклы и антиквариат в духе Harley-Davidson WLA-42. Но все это мало имеет отношение к ежедневной езде на мотоцикле, да и не самый идеальный вариант для начинающего мотоциклиста.

Чопперы никогда не стареют

— Если говорить о спортбайках, то есть риск, что через два года вы увидите в гараже какой-то залежавшийся хлам. По сути, литровый спортбайк любого производителя – это венец технологий в мотоциклетной промышленности.



— Все агрегаты, композиты и материалы, используемые в конструкции спортивных мотоциклов, заимствовались из гонок и проверены в экстремальных условиях. И спустя два года, когда выходит новый модельный ряд, он теряет актуальность с моральной и технической точек зрения. А вот чопперы не стареют никогда, это неумирающая классика, которую сменяют лишь доработанные либо кастом-версии, — считает организатор белорусских мотогонок.


Если человек нормально общается с ручкой газа, адекватен в поведении на дороге, то выбор можно сделать и в пользу техники объемом свыше 600 кубиков. Например, чоппер Harley-Davidson, спортбайк Honda CBR 1000RR Fireblade, литровый монстр Kawasaki ZX-10R или путешественник BMW R 1200 GS Adventure. Опять же, при условии, если человек обучен и понимает, что в городе реализовать скоростной потенциал спортбайка проблематично, а вдобавок ко всему и опасно.

Кросс выбирают с конкретной целью

— Кроссовый мотоцикл – это целевой байк, «спортивный снаряд», который используется для езды по специальной трассе в соревнованиях по мотокроссу. Конечно, на нем можно и в карьерах попрыгать, «кроссач» дает владельцу такую возможность — его максимально облегченный вес действительно позволяет «летать» и позитивно сказывается на управляемости. Конструктивно он рассчитан на частые падения, страдает минимально, — рассказывает Дмитрий Евхименко. — Как правило, он ездит по грунтовой дороге, а это мягкая трасса, позволяющая кроссу выдерживать экстремальные нагрузки и падения. И стоит помнить, что кроссовый байк не подходит для езды по дорогам общего пользования, их рассматривают как спортивный объект. То есть кросс выбирают те, кто делает акцент исключительно на спорт.

Если же просто хочется выехать на бездорожье или попутешествовать, тогда выбирают эндуро. Этот класс изначально был создан для внедорожных условий, но в процессе использования оброс атрибутами городского мотоцикла — зеркала, фары и поворотники. То есть сегодня на эндуро можно и в город выезжать, и по загородным трассам кататься. Это такая более «лайтовая» версия кросса, подготовленная для езды по дорогам общего пользования.

Главное — выбирать душой

— Выбирать нужно тот мотоцикл, к которому лежит душа. Это очень индивидуальная вещь, которую не покупают из соображений рентабельности, мол, куплю, отремонтирую и перепродам подороже. Если человек решил наконец, что хочет и готов ездить на мотоцикле, то он обязательно накопит необходимую сумму денег и купит его без задней мысли когда-нибудь перепродать, даже вложив немалую сумму денег в тюнинговые «навороты», — резюмирует Дмитрий Евхименко.


Конечно, на «мускулистый» байк хочется сесть всегда, даже если за плечами нулевой опыт. Но спортбайки не прощают ошибки в управлении, сходящие с рук на маленьких мотоциклах для начинающих, плюс стоят дороже. Молодым людям куда больше подойдут модели с массой до 100 килограммов: это классические варианты и эндуро (например, Yamaha YBR 125 или Honda XR 250). Чопперы и спортбайки весят значительно больше, поэтому об их приобретении стоит задуматься из-за физических возможностей, а также сложности управления.

В общем каждый спортбайк — это большой провокатор, и ездить на нем на скоростях до 120 км/ч попросту неинтересно. А потому тем, кто садится на мотоцикл в первый раз, о мощном байке лучше пока помечтать, подучиться, ведь чтобы справиться с его своенравием, начальных представлений о езде на мотоцикле может банально не хватить. Нам же остается пожелать всем наслаждаться теплыми деньками и кататься себе в удовольствие, а тем, кто только собирается обзавестись двухколесным конем, как минимум, — сделать удачный выбор.

Источник

Читайте также:  Что значит гвоздь забить
Оцените статью