Литературное произведение можно рассматривать с двух сторон, имея в виду форму и содержание.
Форма
Форма – это то, как это содержание подается читателю.
Форма – явление не такое уж и простое. Она имеет две функции:
Внутренняя, которая осуществляется внутри текста. По сути, это форма выражения содержания.
Функция воздействия призвана откликаться у читателя в мыслях и эмоциях. Это присуще не только произведениям с явной агитацией, но и встречается завуалированно в сатирических произведениях или в иных, на уровне подтекста.
Сюжет
Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.
Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).
Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.
Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.
Содержание
Содержание – это то, о чём повествуется в произведении.
Объективное
— автор отображает общественно-историческую действительность с высоким уровнем правдивости. Герой воплощается в художественном тексте как человек своей эпохи, этноса и сословия.
Субъективное
— тенденция противоположная предыдущей. Видна оценка автора, выражены не только мысли литературного героя, но и суждения автора. Читатель видит идейно-эмоциональное отношение автора к действительности. к ней (в опосредованной форме, при воссоздании жизненных ситуаций).
Непосредственное
— в книге приводятся реальные факты из человеческой жизни и непридуманные конкретные ситуации.
Тема – перечень событий и явлений в основе художественного произведения, область отражения реальности.
Проблематика – все проблемы, поднимаемые автором.
Проблема – точка напряженности между реальностью и желаемым. Из одной и той же темы можно вывести разные проблемы (тема крепостного права –проблема несвободы личности, развращения, социальной несправедливости).
Идея – суть отношения автора к жизни; обобщающая мысль в основе художественного произведения, авторское отношение к изображаемому.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и правил.
Поэтика
Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).
Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.
Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.
В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:
Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.
Источник
Содержание и форма. Поэтика
Определения
Содержание — то, ЧТО отражено в произведении.
Форма — то, КАК выражено содержание.
Поэтика — раздел литературоведческой науки, посвящённый средствам выражения содержания в литературных произведениях.
Объяснение и примеры
Вопрос формы и содержания кажется очень простым: форма литературного произведения — это его внешняя оболочка, а содержание — внутреннее наполнение. Что же тут сложного? При такой постановке вопроса кажется, что приоритеты расставить легко: главное — это содержание, а какая у него форма — это не так уж важно.
Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее.
Содержание и форма неразделимы, это единое целое. Читая литературное произведение, мы воспринимаем текст и извлекаем из него смысл. Каким будет этот смысл, зависит от формы. Изменив форму, мы получаем другое содержание.
Пример
Мы можем сказать, что «Илиада» Гомера — это история о Троянской войне. В каком-то смысле так оно и есть, но разве такое суждение даёт представление об этой поэме? Более подробный пересказ позволит нам ознакомиться с действующими лицами и событиями «Илиады», но непосредственно поэма пройдёт мимо нас. Нравится ли нам, как пишет Гомер? О чём повествуется в «Илиаде»? Об этом придётся делать выводы с чужих слов, в верности которых можно усомниться.
Ещё одна сложность заключается в том, что каждый элемент литературного произведения может быть одновременно и содержанием, и формой.
Л. Н. Толстой, говоря о своём романе «Анна Каренина», отметил: «Если же я бы хотел сказать словами всё то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».
Поэтика
Вопросами формы (и неразрывно связанного с ней содержания) занимается поэтика. Можно назвать три значения термина «поэтика»:
художественность речи литературного произведения (какими словами);
особенность его структуры (из каких частей);
эстетика произведения или автора в целом (какое это произведение в целом или какова авторская манера).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что важнее — форма или содержание литературного произведения?
Ответ. Форма и содержание неразрывно связаны и одинаково важны.
Поясните единство формы и содержания на примере фрагмента стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под чёрной вуалью. »:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
Ответ. В этом фрагменте каждое слово наполнено гораздо более глубоким содержанием, чем кажется на первый взгляд. «Задыхаясь» и «крикнула» обозначают степень волнения героини. Её слова «Уйдёшь, я умру» — преувеличение, но сама героиня искренне верит в это. Герой же отстранён, что символизирует его спокойная и жуткая улыбка. Холодная реплика героя контрастирует со страстным волнением героини. Сила впечатления от прочтения этого фрагмента во многом обусловлена его краткостью. Такое содержание могло быть выражено только в этой форме.
Обозначьте основные черты эстетики творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Ответ. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гротеском, что позволяет ему высмеивать недостатки жизни общества в своей манере.
Источник
Содержание и форма литературного произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Форма и содержание — это две стороны художественного произведения, выделяющиеся только в ходе его анализа. Непосредственно в самом произведении форма и содержание составляют художественное целое и всегда неотделимы друг от друга.
Содержание литературного произведения
Содержание – это смысл литературного произведения, который воплощен в особой, образной форме.
Изучение содержания с разных сторон ведет от неглубоких, поверхностных суждений об избранном писателем материале к верному пониманию настроений, идей, мировосприятия автора, которые выражены в произведении.
В содержании литературного произведения различают три стороны:
Тема (совокупность тем – тематика);
Проблема (совокупность проблем – проблематика);
Авторская позиция.
Тематикой называется совокупность тем (основных и побочных) литературного произведения или ряда произведений одного автора, или группы, направления, школы.
Тема – это предмет повествования, изложения, изображения; то, о чем говорит автор в произведении.
Темой литературного произведения может стать каждое явление действительности – живые лица, события, представители разных слоев общества, отношения личной и общественной жизни, переживания, мысли т.д.
Проблематика – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в произведении. Это осмысление состоит в том, что автор выделяет и усиливает стороны, свойства, отношения изображаемых характеров, которые о, опираясь на свое идейное миросозерцание, считает наиболее важными.
Авторская позиция в художественном произведении – это авторское понимание жизни, ее оценка, оценка изображенных характеров.
Готовые работы на аналогичную тему
Существует несколько способов выражения авторской позиции:
Прямое высказывание автора;
Близкий к автору отдельный герой;
Через особенности поведения персонажа, его портрет.
Кроме перечисленных способов авторская позиция может выражаться при помощи заглавия произведения, эпиграфов, образов природы и мира вещей, в драматическом произведении авторская позиция может выражаться также ремарками.
Форма литературного произведения
Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений, которое всегда каким-либо образом оформлено.
Элементы содержания не могут существовать вне формы.
Литературно-художественная форма многоплановое, сложное явление. Анализ формы художественного произведения предполагает изучение трех его основных сторон:
Предметной изобразительности
Композиции
Речевого строя.
Первым компонентом формы является предметная изобразительность. Предметная изобразительность – это все изображенные автором жизненные явления – события, вымышленные и происходившие в жизни реально, взаимоотношения между людьми, материальный мир, участники событий и их биографии.
Вторым компонентом формы является композиция. В процессе анализа композиции изучаются отношения между всеми сторонами формы. Именно в композиции проясняется замысел писателя, реализованный в произведении.
В речевом строе произведения проявляется специфика литературы как вида искусства. В качестве материала словесного творчества выступает язык. Он является неким аналогом звуком музыканта, красок художника, любого материала, из которого создаются произведения искусства.
Именно форма литературных произведений отличает литературу от других форм речевой деятельности – публицистической, научно статьи, информационного сообщения, реферата, доклада и т.д. О человеке, о мире, окружающем его можно говорить по-разному. Писатель говорит об этом таким образом, что даже если повторяется и перекликается с кем-либо из современников или предшественников, он все равно остается неповторимым т уникальным. Мысли, чувства, выраженные писателем в своем произведении, неотделимы от художественной формы, созданной им и присущей только ему.
Единство формы и содержания в художественном произведении
Художественное произведение – это внутреннее единство формы и содержания. Понятия содержания и формы неразрывно связаны друг с другом. Чем сложнее содержание произведения, тем богаче должна быть его форма. О многообразии содержания можно судить по художественной форме.
Категории «форма» и «содержание» были введены в классической немецкой эссеистике. По утверждению Гегеля, «содержанием искусства является идеал, а формой – чувственное образное воплощение». Творческая специфика искусства, согласно Гегелю, заключается в взаимопроникновении «образа» и «идеала». Ведущим пафосом учения Гегеля является подчинение всех деталей изображения определенному духовному содержанию. Из творческой концепции возникает целостность произведения. Единство произведения – это подчинение всех его деталей, частей идее, оно не внешнее, а внутреннее.
Содержание и форма литературы являются основополагающими литературоведческими понятиями, обобщающими в себе представления о внутренних и внешних сторонах литературного произведения и при этом опирающимися на философские категории содержания и формы.
Так как содержание может существовать только в форме, материи, то любое изменении формы одновременно является изменением содержания, и наоборот.
Понятия формы и содержания укоренились в теоретической поэтике. Еще Аристотель в своей работе «Поэтика» выделял «что» и «как» (предмет изображения и средства изображения).
Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.
Единство произведения является одной из важнейших проблем в истории эстетической мысли. Еще в эпоху античности разрабатывались требования к художественным жанрам, а нормативной считалась эстетика классицизма.
В 19 веке критерий художественного единства объединял критиков самых разных направлений, однако требование согласованности частей и целого в произведении, художественного единства оставалось неизменным.
«Опыт анализа и формы» Б. А. Ларина можно считать примером образцового филологического анализа литературно-художественного произведения.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20 10 2021
Источник
Литературные формы
Литературные формы — группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только формальными свойствами (в отличие от литературных жанров, выделение которых основано на совокупности формальных и содержательных признаков). Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива: так, сонет, на ранних стадиях своего существования тяготевший к жанровой природе (т.е. к довольно определенному кругу тем и образов), к XX веку сохранил только некоторые элементы формальной структуры (14 стихотворных строк с определенным строфическим рисунком), тогда как моностих, исходно характеризующийся единственным формальным признаком (однострочное стихотворение), в творчестве Владимира Вишневского приобретает свойства авторского жанра. Споры между сторонниками формального и жанрового понимания хайку сопровождают этот вид стихотворной миниатюры на протяжении всей истории её существования в западной литературной традиции.
В силу большей конвенциональности, канонизированности формы в поэзии формальная группировка проходит легче, чем в прозе. В то же время можно говорить о литературных формах в драматургии (например, одноактные пьесы в их противопоставлении многоактным или монопьесы в отличие от пьес с большим количеством действующих лиц). К литературным формам следует отнести и такое явление, как палиндром (в тех случаях, когда речь идет об авторском художественном произведении, а не об отдельном палиндромическом слове, существующем в языке), поскольку палиндромический текст может быть как стихотворным, так и прозаическим.