Что значит линейный сюжет

Самый лучший тип сюжета

Дописывая сегодня очередную главу, я задумался о том, какой тип сюжета представлен в моих книгах и какой, в целом, тип сюжета мне нравится больше всего. Для этого пришлось уточнить, а какие в принципе типы сюжета существуют.

Линейный дискретный сюжет

Без однозначной временной последовательности событий, возможны пропуски и неравномерный порядок произведения. Перескакивание из одного временного периода в другой, пропуск некоторых временных периодов, либо вообще представление жизни героя в виде нескольких ключевых событий, опуская лишнее. Примеры: «Отцы и дети» Тургенева, «Евгений Онегин» Пушкина.

Линейный параллельный сюжет

Используется в романах с большим количеством сюжетных линий, периодически пересекающихся, но в целом идущих параллельно. «Песнь Льда и Пламени» полагаю подходит под это описание.

Линейный сюжет с экскурсами

Тут всё просто, сюжет идет последовательно, но периодически возникают флэшбеки в прошлое героя и, иногда, забегания в будущее. Такое на самом деле есть во множестве произведений, так что сложно выделить что-то одно.

Линейный сюжет с обратной хронологией

Это, как правило, детектив. Происходит преступление и его расследуют, раскрывая, что же произошло до.

Концентрический сюжет

Особенность такого сюжета — единство времени и места. Всё происходит примерно в один временной период и в относительно едином месте. Некий конфликт запускает цепочку последствий, которые раскрываются по ходу произведения. Произведения с таким сюжетом обычно невелики, но, например «Преступление и наказание» Достоевского, достаточно объемный роман, но он тоже характеризуется по большей мере концентрическим сюжетом.

В особенно объемных произведениях обычно встречается сплав нескольких типов, такие сюжеты называются многолинейными.

Так вот, к чему это я. Поначалу казалось, что больше всего мне по душе линейно-параллельные сюжеты — много разных линий, которые периодически пересекаются, масштабность повествования и всё такое. Но оценив сюжет своей книги, я пришел к выводу, что в нем немало от концентрического типа, а повествование вообще иногда идёт нелинейно.

А какой тип сюжета предпочитаете вы? И почему?

Информацию по типам сюжета взял из schoolofcreativewriting.

Источник

Царица-логика, или чем хорош линейный сюжет

  • Царица-логика, или чем хорош линейный сюжет
  • О чем «Сказка о золотом петушке»
  • Зачем нужна логика

К счастью, помимо великого множества эгоистичных авторов, стремящихся не только унести в могилу секреты успеха, которыми успели завладеть, но и сбить с верного пути последователей, находятся и такие, кто делится охотно самыми важными, базовыми принципами создания сложной художественной системы, которую принято обычно различать как художественное произведение. Учебные пособия, книги за их авторством, многочисленные статьи и уроки можно легко отыскать на бескрайних просторах интернета. Однако гораздо большей популярностью и уважением до сих пор пользуются еще те, кто бесчестно зарабатывает на том, что обманывает начинающих авторов, давая совершенно бесполезные, а чаще даже вредные советы из серии «как написать бестселлер». Все от того, что человек любит обманываться, всегда стремится обойти сложности и на трудный вопрос искать легкий и простой ответ. Так, например, иногда успешные авторы советуют пользоваться при написании книги не конкретными правилами, а своими чувствами. Бывает, доходит до того, что из уст вполне здравомыслящего человека, продавшего не одну книгу, можно услышать совет не придумывать план, не писать аннотацию, не пытаться сформулировать предысторию для каждого персонажа, а просто сесть писать, рассчитывая лишь на силу собственного воображения. Такой подход к творчеству может быть полезен только советующему, но никак не тому, кто решит воспользоваться этим советом, поскольку это лучший способ убить в себе автора и навсегда загородить дорогу в литературный мир.

Работа автора, о чем можно судить из слов, высказываний и фрагментов биографий именитых писателей, требует не меньше вложений сил, чем любое другое занятие, а вернее даже намного больше. Например, небезызвестный Стивен Кинг написал столько произведений, прежде чем его творения начали публиковать, что для листков с отказами, которые он вешал на гвоздь, уже не оставалось места. Естественно, что для этого недостаточно было бы написать несколько произведений и расстроиться, опустив навсегда руки. Об этом случае автор сам указывает в своей биографии. Но любой начинающий писатель должен вынести из этого опыта урок и для себя. Ведь еще до того, как Стивен Кинг прославился своими творениями, он успел написать столько, сколько и не пытаются порой недобросовестные авторы, ослепленные блеском случайного успеха. Конечно, можно представить, что настолько талантливый человек постоянно находится в состоянии вдохновения. Но такое предположение может сделать лишь тот, кто не знаком с теми условиями, в которых упомянутому автору приходилось работать в самом начале его творческого пути.

Поэтому необходимо знать и понимать, как устроено любое произведение и что можно вынести из этого знания. А это не так сложно, как может показаться.

Костяк произведения, как правило, всегда составляет идея. Идея, или посыл, который автор желает донести до читателя, формирует сюжет, а сюжет влияет на то, какими должны быть действующие лица, персонажи. Но остановимся пока именно на сюжете и оставим прочее без внимания, поскольку уже из объяснения всех тонкостей этих понятий, — идеи, сюжета и героев, — можно собрать целую книгу. В этом и сложность литературного дела, узнавая все больше, погружаешься в него, словно в бездонную впадину, но до сих пор еще не нашлось того, кто бы добрался до дна.

А характеризует сюжет – логика. Как и говорилось, все просто. Но вот вопрос, который немного прояснит ситуацию: почему линейный сюжет так популярен? Почему авторы так часто прибегают именно к этому способу повествования, несмотря на то, что есть и хорошие произведения, которые запоминаются и выделяются именно благодаря неординарному стилю, выраженному через непоследовательное раскрытие произведения в произвольном, кажется, порядке? А все потому, что сознание человека неспособно воспринимать мир иначе, кроме как посредством установления причинно-следственных связей. На самом деле логика сохраняется даже в произведениях с нелинейным сюжетом, но раскрывается она не сразу, и не привычным способом, а с использованием нестандартного повествования. Если идти в рассуждениях дальше, то можно смело утверждать, что в любом произведении, в любой книге, в любом фильме, рассказе, стихотворении есть своя логика, каркас, на котором и строится остальная часть художественного проекта, к какой бы сфере творчества он ни принадлежал.

Собственно, это и помогает определить приоритеты начинающему автору. К счастью, логика – это не то аморфное, бесформенное вдохновенно-псевдотворческое определение таланта, которым прикрываются некоторые писатели, когда искренние последователи допытываются их творческих секретов. Логика – вполне определенный, сформулированный предмет, отчего и становится возможным изучать его и использовать в работе. Это дает возможность определить и наиболее важную составляющую литературного произведения с позиции автора, а именно – идею. Иначе говоря, посыл. То, что автор пытается донести до читателя. Следует хорошо обдумать и сформулировать насколько возможно точно, какая мысль будет прослеживаться в каждой главе от начала и до конца произведения. Затем следует подобрать правильный сюжет, который будет наиболее полно, точно и, что немаловажно, понятно раскрывать авторскую мысль перед читателем. Это походит на подбор деталей, но если в таком представлении и утрачивается творческое начало, то это в действительности это не так, ведь все как раз наоборот. Ведь, перед автором ставится задача соединить детали механизма, всего лишь, но в его распоряжении находится бесконечное количество, как самих деталей, так и способов их соединения. Важно только помнить, что ни в коем случае нельзя пренебрегать логической составляющей.

От первого слова до самого последнего предложения, произведение непременно должно быть пронизано конкретным, определенным автором смыслом, должно подчиняться установленной им цели. А все прочее – и есть творчество, ведь так много всего остается на усмотрение автора, что и на одной логике далеко не уедешь.

В литературе существует множество правил, которые можно, а иногда необходимо нарушать, но никогда нельзя идти против логики. Ведь можно спорить о том, каким должен быть дом, из кирпича ли, из дерева, камня, круглый, квадратный, одноэтажный или в несколько этажей, но невозможно согласиться с утверждением, что достаточно произвольно скидывать материал в одно место, на котором здание построится само собой. Поэтому логика – лучший друг писателя.

Источник

Какие бывают виды сюжетов

«Всё давно придумано до нас» — это пессимистическое высказывание распространено среди авторов художественной прозы. И, действительно, за столько веков развития литературы написано такое количество историй, что изобрести что-то новое кажется нереальным. Но если всё придуманное можно представить в виде схем, то есть шанс на основе такой схемы создать что-то свое, оригинальное.

Даже, более того, знание таких схем существенно облегчает создание произведений, позволяет выстроить свой сюжет, придумать яркую кульминацию, раскрыть линии героев и т. д. Наверное, поэтому с XIX века популярны попытки классификации сюжетов.

Жорж Польти и Хорхе Луис Борхес

Одним из первых солидных трудов на эту тему стала книга французского театроведа Жоржа Польти «Тридцать шесть драматических ситуаций», изданная в 1895 году. Но Польти был далеко не первым. Он основывался на классификациях сюжетов, которые делали И. В. Гёте и К. Гоцци.

Я здесь не буду подробно описывать все 36 типов сюжетов (кто заинтересуется – в интернете всё есть), только отмечу, что классификация эта основана на содержании событий. Например, в ней есть такие виды сюжетов:

  • Спасение
  • Месть, преследующая преступление
  • Месть близкому за близкого
  • Бунт
  • Отважная попытка
  • Похищение
  • Адюльтер
  • Соперничество неравных
  • Преступление любви и т. д.

Подобная классификация предполагает множество дополнений и разветвлений, то есть, по сути, она бесконечна. Например, «похищение»: «похищение заложника», «похищение возлюбленной», «похищение ценной вещи», «похищение воспоминаний», «похищение трона» и т. д.

К тому же такая классификация субъективна. Поэтому сюжеты в XX веке пытались обобщить, а их количество сократить, пока Хорхе Луис Борхес не выделил всего четыре вида сюжетов.

  1. Завоевание чего-либо. Неважно, что это – осаждённая крепость, престижная должность или сердце девушки.
  2. История о возвращении – домой, к себе, к любимой и т. д.
  3. Поиск чего-либо – артефакта, истины, украденного, преступника, себя.
  4. О самоубийстве Бога, то есть о жертве во имя великой цели.

Есть и другие версии, так, Курт Воннегут выделяет восемь сюжетов, а Д. Джонстон – семь. Однако все эти классификации строятся на анализе содержания произведений, значит, во многом субъективны. Для кого-то важны философские аспекты текста, а для кого-то событийные.

На мой взгляд, более правильным является другой подход, который предлагает С. С. Лихачёв.

Два типа сюжетов

Что такое сюжет? Это не столько набор событий, сколько система связей между ними, потому что несвязанные события, какими бы интересными они ни были, нельзя назвать полноценным текстом. О когерентности (связности) текста у меня есть другая статья. Значит, и рассматривать сюжеты нужно исходя из характера связей внутри них. В этом случае выделяют всего два типа сюжетов: хроникальные (линейные) и концентрические.

Линейные или хроникальные сюжеты

Эти сюжеты не зря называют хроникальными — события в них выстраиваются линейно и в хронологическом порядке. Такие сюжеты характерны для больших произведений, в которых герои проходят определённый путь к цели или в своём развитии. В качестве примера можно привести и «Одиссею» Гомера, и «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, и «Вий» Н. В. Гоголя, и «Хоббит» Толкина, и даже сказку «Колобок».

Хроникальные или линейные сюжеты имеют большинство классических произведений. Но это не значит, что все они однотипные или похожие. Ведь в рамках линейной схемы можно выстроить любую историю. И ещё у хроникальных сюжетов бывает много разновидностей.

Линейный дискретный сюжет

В нём нет чёткой временно́й последовательности событий, могут быть пропуски, повествование выстраивается неравномерно. Например, несколько абзацев о детстве героя, сменяет пространный рассказ о его юности, обучении и т. д. Затем какой-то промежуток в жизни персонажа вообще пропускается, и начинается подробная история о том, что случилось уже со взрослым человеком. Или жизнь героя мы видим в форме ключевых, значимых для сюжета событий, но разорванных во времени. Например, как в романе Тургенева «Отцы и дети» или у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине».

Линейный параллельный сюжет

Он характерен для многофигурных композиций, романов-хроник, где есть несколько сюжетных линий, которые лишь время от времени пересекаются, но большей частью параллельны. Классический пример: «Сага о Форсайтах» Голсуорси.

Линейный сюжет с экскурсами

Этот сюжет развивается последовательно, события выстраиваются хронологически, но время от времени автор совершает экскурсы в прошлое, рассказывая, например, о детстве героя или о предыстории событий. Такой тип сюжета более сложен для автора, так как всегда есть опасность увлечься событиями прошлого и забыть о повзрослевшем герое. Или просто надолго оставить персонаж в сложной ситуации, отправившись в его детство. И вот стоит наш герой с занесённой над пропастью ногой и несколько страниц вспоминает сказки, которые ему рассказывала няня.

Линейный сюжет с обратной хронологией

Пожалуй, наименее часто встречающийся тип сюжетов, когда повествование начинается «с конца», с события, которое является итогом, развязкой сюжета. Такой сюжет встречается в детективах, где повествование раскручивается от совершенного преступления в прошлое, когда оно только было запланировано, и сформировались предпосылки, например, убийства. Но всё же в чистом виде подобный тип сюжета – большая редкость.

Для хроникальных сюжетов не всегда характерен чётко выраженный конфликт, в них бывает непросто выделить кульминацию, а в многофигурности иногда теряется главный герой. Не всем авторам в такой ситуации удаётся поддерживать интерес читателей.

Концентрические сюжеты

Главная особенность таких сюжетов – единство времени и места действия. Поэтому эти произведения редко отличаются большим объёмом, чаще это рассказ, пьеса или повесть. Хотя, например, «Преступление и наказание» тоже относится к концентрическому типа, а оно вполне большой роман.

Строятся концентрические сюжеты вокруг какого-то события, которое запускает целый комплекс цепных реакций: событий, происшествий, поступков героев. Так в пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральным событием можно считать появление Чацкого в доме Фамусова, а в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» — приезд в город Хлестакова.

В концентрических сюжетах более чётко прослеживается конфликт, заметна интрига, которая увлекает читателей, а главный герой действительно является главным, он концентрирует внимание на себе. Но у подобных сюжетов есть и недостаток – предсказуемость. Так как конфликт один, то читателю легко не только его увидеть, но и предугадать возможное развитие. Но тут становятся интересны именно события, путь разрешения конфликта, сам процесс разворачивания сюжета. По такой схеме строятся практически все любовные романы, в которых встреча главных героев уже предопределяет итог развития сюжета.

Многие классические (и не только) произведения, которые отличает многоплановость, включают оба типа сюжетов. На фоне хроникального (линейного) повествования возникают, разворачиваются и разрешаются конфликты концентрического вида. В качестве примера можно привести «Войну и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий дон» М. Шолохова, «Сагу о Форсайтах» Дж. Голсуорси или «Игру престолов» Дж. Мартина.

Однако такие сложные схемы не всем удаются, и даже классики литературы в подобных произведениях, бывает, теряются, запутываются, а уж о читателях и говорить нечего. Дж. Мартин, видимо, поэтому и убивал время от времени своих героев, чтобы избежать путаницы. Кстати, об ошибках, «ляпах» и путаницах в классических произведениях я тоже планирую написать статью. Безгрешных писателей нет. Как и вообще людей.

Источник

Читайте также:  Фейсит очередь закрыта что это значит
Оцените статью