Что значит линейный эфир
Работа радиоведущего самая трудоемкая. Именно ведущие линейных эфиров запускают в эфир музыку, объявляют ее, читают смс сообщения, принимают звонки, передают приветы, передают новости погоды и рассказывают о пробках на дорогах. Молодых линейных ведущих, часто ставят работать в ночные эфиры. На каждой радиостанции есть несколько линейных радиоведущих , которые работают посменно. Рабочая смена линейного ведущего составляет от 6 до 9 часов.
Голоса линейных ведущих вы слышите всегда в эфире первых «пилотных» программ на радио. Они помогают осваиваться новым ведущим авторских программ. Нередко линейные ведущие общим собранием на планерках принимают стратегические решения совместно с программными директорами радиостанций. В школе диджеев и радиоведущих «Школа Звука», проводят обучение именно линейные радиоведущие , что позволяет понять и объять весь спектр знаний о мастерстве радиоведущего .
Ведущий программ
Это ведущие, которые ведут определенные программы, с узкоспециализированной тематикой. Это может быть ведущий, который хорошо разбирается в политике, он будет вести аналитическую программу, на которой будут обсуждать насущные вопросы и горячие политические новости, общаться с гостями. Такой ведущий должен обладать, хорошим аналитическим складом ума, уметь развивать темы, уметь разговорить гостей эфира.
А вот например ведущие утренних шоу программ, должны обладать хорошим чувством юмора и уметь разговаривать четко и «позитивно». Чтобы доносить нотки радости до своих слушателей, которые собираются или уже едут на работу. Подытожим, ведущие программ, должны хорошо разбираться в тематике своей программы и уметь подготавливать хороший информационный материал.
Новостной ведущий
Ведущий новостей, это отдельная и очень специфическая работа. Ведущий новостей как правило проводит в эфире меньше всех времени, его основная работа, это сбор горячих и полезных новостей. Новости должны быть самыми свежими и актуальными. Ведущий новостей должен обладать хорошей дикцией и уметь быстро и четко произносить слова. Этому обучают на курсах радиоведущих в «Школе Звука» с первого и до последнего занятия. Нередко ведущие новостных программ на радиостанциях имеют журналистское образование.
Музыкальный радиодиджей
Их также причисляют к радиоведущим , но это не совсем так. Есть некоторое отличие, которое заключается в том, что вы не слышите голоса радиодиджея. Его работа заключается в, том чтобы ставить музыку в эфир, вставлять джинглы радиостанций, запускать рекламу в радиоэфир. На танцевальных радиостанциях, часто практикуются авторские программы клубных диджеев, они идут в записи, как правило это музыкальный микс с вставками джингов радиостанции и наложением рекламы.
Запускают эти музыкальные миксы в эфир, опять же линейные радиоведущие . В целом присутствие музыкального радиодиджея в студии, совершенно не обязательно. Кстати в «Школе Звука», есть специальная программа, по которой обучают музыкальных радиоведущих .
Вот основные специализации ведущих в эфире, есть еще корреспонденты, которые передают информацию с места событий, но к радиоведущим его не относят.
О Проекте
Школа диджеев и радиоведущих (Dj Школа) «Школа Звука» — мы делаем из простых людей профессиональных DJ, музыкантов и радиоведущих. Мы знаем, как стать мастером в музыкальной индустрии, как написать хит, как лучше всего сводить треки и делать качественные миксы.
Источник
Шоу и линейный эфир
Диджей, радиоведущий, personality — душа коммерческого радио. Но конкуренция, жесткая борьба за слушателя и появление новых технологий в 90-х годах изменили отношение руководителей радиостанций к эфирным талантам. Появились противоречия между творческим и прагматичным подходом к созданию эфирного продукта. Из хозяина эфира радиоведущий часто превращается в сервисного работника, говорящую голову. Диджеям и радиоведущим приходится отстаивать свое право на каждую эфирную секунду.
Каждый, кто мечтает найти работу на радио, рано или поздно встречается с понятием «линейный эфир». У пытливого человека сразу возникает вопрос: «Если есть линейный эфир, значит бывает и какой-то другой?» И вот тут начинается прозрение. Оказывается, линейный эфир — это технологическое обозначение жестко регламентированного стиля работы радиоведущего, в котором расписано поминутно каждое действие (от выпуска в эфир рекламы, до конферанса хитов). А еще есть другой стиль — шоу, но шоу на радио для асов радиовещания.
Для молодых людей, которые стремились к творчеству на радио, к полету мысли и самовыражению подобные рамки оказываются слишком жесткими. Программный директор несколько часов рассказывает, что делать в эфире категорически нельзя и в течении минуты — о том, что можно.
Однако, Радиоведущие.ру спешат утешить всех, кто ищет в работе на радио творчество и креатив. Все возможно даже в жестких рамках современного коммерческого радиовещания. Главное — эффективно использовать структуру эфира и элементы шоу, которые позволят сделать ваш эфир не только технологичным, но и интересным вам и слушателям. А потом очень полюбить этот рваный ритм работы. Об этом вы можете почитать в полной версии статьи «Шоу и линейный эфир».
Автор Алексей Зверев. Активная ссылка на автора и источник обязательна.
Источник
Александр Плющев. О работе радиоведущего и школьниках в эфире
– Чем занимается радиостанция «Эхо Москвы»?
– «Эхо Москвы» — крупнейшая частная общественно-политическая радиостанция в России. С 1990 года она освещает общественно-политическую ситуацию в стране и мире, рассказывает о новостях.
– Что входит в обязанности радиоведущего?
– Радиоведущий ведет линейные эфиры и передачи в различных жанрах: новостные программы, передачи развлекательного толка, беседы и интервью с гостями и т.д.
– Что такое линейный эфир?
– У нас на радиостанции существует три вида программ, линейный эфир — один из них. Его суть заключается в том, что радиоведущий несколько часов подряд в эфире обсуждает разные темы. Время от времени к нему подключаются с рубриками другие люди и говорят об автомобилях, спорте, свежей прессе и прочих вещах.
– Какие еще есть виды программ?
– Еще один вид программ — передачи. В передаче также могут быть рубрики, но все они посвящены одной теме. Сами передачи, в свою очередь, делятся по жанрам. Существуют передачи-обсуждения, когда два человека разговаривают на определенную тему, передачи-интервью с гостем или круглые столы, когда приходят несколько гостей с разными точками зрения и спорят друг с другом.
Третий вид программ — это новости. У нас бывают большие информационные программы, а также регулярные выпуски новостей. Кроме того, у нас есть маленькие образовательные передачи, которые мы вставляем между основными программами.
– Кто составляет расписание радиопередач?
– Обычно этим занимается продюсер, но у нас это делает главный редактор. Он придумывает сетку радиопередач и распределяет ведущих по неавторским программам.
– Как придумывают новые программы?
– Их придумывают и главный редактор, и продюсеры, и сами ведущие. К примеру, продюсер, работая над новой программой, использует все возможные средства, начиная от инициативы со стороны и заканчивая подсматриванием у зарубежных коллег или воплощением идей, пришедших ему во сне.
– Если радиоведущий придумал идею для передачи, как ему убедить руководство включить ее в эфирную сетку?
– Если я придумаю новую передачу, я подойду к главному редактору и скажу: «Алексей Алексеевич, я хочу создать передачу о моде среди политиков и приглашать политиков рассуждать о моде на одежду, на стиль, на образование». Главный редактор мне, скорее всего, скажет: «Давай подумаем над этим, принеси набросанный проект».
После этого я установлю хронометраж — напишу, например, что это будет передача на час, решу, кого я хочу пригласить в качестве гостей, кого — в качестве экспертов, как все будет происходить.
Если проект главному редактору понравится, я запишу пилотный выпуск — представлю новую программу вживую. Если нужна имитация прямого эфира, звонки слушателей, смс-сообщения в редакцию, попрошу помочь коллег. Приглашу гостей, которым честно скажу, что эта запись не пойдет в эфир, это пилотный выпуск. Мы создадим различные ситуации, которые помогут раскрыть суть программы, показать, что в итоге должно получиться. Затем пилотный выпуск прослушает главный редактор или целый совет, который и вынесет свой вердикт.
– Какие передачи ведете вы?
– У меня есть авторская программа «Точка» про интернет и технологии. К примеру, в последнем выпуске мы говорили о шеринговой экономике (экономике совместного потребления — прим. сайта) — аренде различных вещей, каршеринге (аренде автомобилей — прим. сайта), прокате самокатов. Сама передача по структуре очень простая: я приглашаю гостей — экспертов в той или иной теме, и мы обсуждаем некое явление. Либо мы устраиваем конференцию со слушателями, когда пользовательский опыт интереснее, чем рассказы участников рынка.
Также с понедельника по четверг я веду утренний линейный эфир и время от времени работаю ведущим выпусков новостей.
– Готовится ли радиоведущий к эфиру?
– Каждый жанр предусматривает свою подготовку. Вообще ведущий общественно-политического радио должен быть постоянно в курсе новостной повестки, помнить, кто основные эксперты в той или иной теме, уметь быстро найти любую информацию.
И, конечно, ведущий готовится непосредственно по теме эфира: читает информацию по этому поводу, говорит с коллегами, выбирает экспертов, смотрит новости.
Что касается текста, который он будет произносить в эфире, то обычно его не пишут заранее — такой текст готовят только для выпусков новостей. Как правило, ведущий составляет план эфира, записывает вопросы к интервью или тезисно отмечает темы, на которые хочет поговорить с гостями. Можно записать какие-то интересные сравнения, шутки, афоризмы, чтобы не забыть вставить их в эфир.
– Как проходит работа в эфире?
– К примеру, у меня есть утренний эфир, который я веду вместе с моей коллегой Татьяной Фельгенгауэр. Накануне мы обсуждаем примерные темы, набрасываем их в Google Docs, решаем, кто у нас будет экспертом, кому мы можем позвонить и т.д.
Эфир длится с 8 до 11 утра, поэтому в семь мы с Татьяной уже встречаемся в кафе, чтобы подготовиться и погрузиться в деловую атмосферу. Мы распределяем темы по эфирной сетке, расставляем по ней записанные материалы и живые включения. Без 15 восемь мы идем в офис, и ровно в 8:05 выходим в эфир и говорим: «Доброе утро, с вами Александр Плющев и Татьяна Фельгенгауэр».
В течение эфира мы обсуждаем различные темы, кому-то звоним, общаемся со слушателями, придумываем для них творческие задания. Периодически к нам приходят люди с различными рубриками. Так проходят мои четыре дня — с понедельника по четверг.
– Как вы стали радиоведущим?
– Случайно. В начале девяностых я учился в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева. В эту пору в России был бум журналистики, «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты» выходили многомиллионными тиражами. Я тоже мечтал стать журналистом и устроился в студенческую газету «Менделеевец». Там в редакции я познакомился с Димой Пинскером. Помимо «Менделеевца», он работал ведущим и корреспондентом на радио «Эхо Москвы» и предложил мне тоже попробовать себя в качестве ведущего новостей. Я почитал новости в эфире да так и остался.
– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать радиоведущим?
– Пополнение штата «Эха Москвы» идет в основном за счет выпускников факультетов журналистики. Однако работают и представители других специальностей. К примеру, у нас есть политолог.
– Какие личностные качества должны быть у радиоведущего?
– Самое главное — это любопытство и любознательность. Без любознательности человеку, на мой взгляд, в журналистике придется очень сложно, ведь всем надо будет заниматься через силу. Кроме того, в работе на радио не помешают навыки общения с людьми. Не обязательно зазубривать «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Просто нужно не избегать телефонных разговоров с незнакомцами, уметь поддержать разговор о погоде и не стесняться спрашивать у людей то, что действительно интересно.
– Как начинающему специалисту найти работу на радио?
– Чаще всего новые люди к нам попадают через университетскую практику. Вначале они знакомятся с работой радиостанции, потом им дают попробовать что-то сделать самим. Конечно, вначале их работы идут «в стол», затем что-то выпускается в эфир после проверки более опытными товарищами. А потом, если человек хорошо себя зарекомендовал, и у «Эха Москвы» есть такая возможность, ему предлагают постоянную работу.
А однажды мы приняли на работу школьника. Он просто бомбардировал главного редактора и генерального продюсера письмами о том, как он хочет работать на «Эхе Москвы». Чтобы как-то отвязаться от него, парня поставили на ночной эфир вместе со мной, но неожиданно он оказался очень талантливым. Сегодня этот школьник — известный ведущий на «Первом канале».
– С какими трудностями может столкнуться радиоведущий?
– Сложно все время находить что-то новое и находить силы на реализацию этого. Кроме того, радиоведущий должен заряжать людей своей бодростью, а для этого он должен найти источник этой бодрости внутри себя. Это непросто, особенно по утрам.
– Чем может заняться радиоведущий, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Он может уйти в журналистику другого рода, скажем, попробовать писать, SMM, PR, заняться рекламой или преподаванием.
– Будет ли радио и, соответственно, радиоведущие востребованы в ближайшем будущем?
– Сейчас все СМИ уходят в интернет и, я уверен, радио сделает то же самое. Если под «радио» воспринимать средство доставки информации, приемник, в котором крутят ручку, то наверняка оно скоро умрет. Но радио как способ подачи информации никуда не денется. На мой взгляд, это единственное СМИ, которое можно воспринимать между делом — во время готовки, глажки белья, вождения автомобиля. Поэтому и радиоведущие скорее всего будут востребованы, хотя некоторых из них, например, ведущих новостей уже сейчас номинально можно заменить роботом.
– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе радиоведущего?
– Единственная книга о журналистике, которая мне понравилась, — это «Кисло-сладкая журналистика» Матвея Ганапольского. Правда, она написана про «Эхо Москвы», и человек, придя на работу в другое СМИ, может удивиться, что там все не так. Также можно почитать книги знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга. Из фильмов я рекомендую посмотреть старый ситком «30 Rock» о работе комедийного шоу на канале NBC. Он дает хорошее представление о том, из какого сора порой рождаются те или иные вещи.
Источник