- Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
- Засекреченные сотрудники
- Что такое платежеспособность и ликвидность
- Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
- Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
- Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
- Как рассчитать основные показатели платежеспособности
- Пример расчета платежеспособности компании
- Что значит ликвидная компания
- Ликвидность предприятия: понятие и коэффициенты
- Понятие ликвидности предприятия
- Коэффициент текущей ликвидности предприятия
- Коэффициент срочной ликвидности
- Коэффициент абсолютной ликвидности предприятия
- Общий коэффициент ликвидности предприятия
- Как повысить ликвидность предприятия?
- Факторы, влияющие на ликвидность предприятия
- Риски ликвидности предприятия
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Засекреченные сотрудники
Сотрудники кредитного отдела Тинькофф Бизнеса
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям. Одни из них — ликвидность и платежеспособность. В статье рассказываем, как их рассчитать и как эти показатели влияют на решение банка о выдаче кредита.
Что такое платежеспособность и ликвидность
Понятия ликвидности и платежеспособности близки друг другу.
Платежеспособность показывает, может ли компания расплатиться в срок по своим обязательствам. Например, без задержек перечислить зарплату, оплатить товары и услуги поставщикам, погасить кредиты. Проще говоря, у платежеспособной компании бюджет спланирован так, что сейчас и в перспективе просроченных долгов у нее нет и не будет.
Ликвидность показывает, как быстро компания может продать свои активы, чтобы заплатить по обязательствам.
Самый ликвидный актив — деньги. Еще быстро можно продать акции, которые котируются на фондовом рынке, быстрореализуемые товары со склада, краткосрочную дебиторскую задолженность.
Дольше всего продавать крупную недвижимость и сложное оборудование. При срочной продаже такие активы могут сильно потерять в цене — поэтому говорят, что у таких активов низкая ликвидность.
Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
Ликвидность и платежеспособность можно оценивать с двух сторон: для себя и с точки зрения банка.
Для бизнеса эти показатели могут быть экспресс-диагностикой финансового состояния. Например, они помогут принять решение, стоит ли брать на себя новые обязательства по сделке. Возможно, компания или ИП периодически сталкиваются с нехваткой свободных денег, кассовым разрывом и другими трудностями, и оценка показателей поможет увидеть, в чем проблема.
Банкам показатели ликвидности и платежеспособности помогают оценить риски при выдаче кредита. Но нужно учитывать, что это только часть критериев, на которые смотрит банк при оценке кредитных рисков.
Если платежеспособность компании или ИП в текущий момент неудовлетворительная, это не значит, что в кредите откажут. Возможно, банку тогда понадобится дополнительная гарантия возврата долга — залог или поручительство. И наоборот: бывает, что при хороших показателях ликвидности и платежеспособности банк не может выдать кредит, потому что увидел у бизнеса другую серьезную проблему.
В любом случае чем лучше эти показатели, тем выше вероятность положительного решения по кредиту. А если они слишком низкие, это повод для компании задуматься, стоит ли вообще брать кредит, потому что тогда есть высокий риск невозврата долга.
Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
Для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия нужно изучить баланс — соотношение имущества и обязательств компании. Цифры можно взять у своего бухгалтера.
Все, что есть у бизнеса, — это его активы: деньги на счетах и в кассе, оборудование, недвижимость, дебиторская задолженность. Обязательства, которые он должен погасить, — это пассивы. Для оценки ликвидности и платежеспособности их нужно сгруппировать.
Чтобы увидеть реальное состояние дел, важно соблюдать несколько правил:
- Для расчета использовать рыночную стоимость имущества, а не балансовую. Например, если в собственности есть автомобиль, его текущая стоимость — цена, за которую его сегодня можно продать.
- Корректируется просроченная дебиторская задолженность. Например, если покупатели не оплатили счета за товары в срок и непонятно, когда заплатят, — такую дебиторку надо убрать из расчетов, будто эти деньги не придут. Если есть товарные остатки, которые не получится продать в течение длительного времени, их тоже надо исключить из расчета.
Тут и далее мы приводим упрощенный расчет — принцип, по которому проводят оценку. У каждой компании может быть своя специфика, и иногда разобраться можно только с бухгалтером или экономистом.
Активы: группируют по сроку ликвидности | Пассивы: группируют по сроку возврата |
---|---|
А1 — высоколиквидные активы. Например, деньги на счетах и в кассе, финансовые вложения — акции, облигации | П1 — срочные пассивы: которые надо погасить на дату оценки баланса. Например, долг перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами, арендодателями, страховщиками, расчеты по дивидендам, ссуды, не погашенные в срок |
А2 — быстрореализуемые активы: которые можно быстро продать и получить деньги. Например, сюда относится краткосрочная дебиторская задолженность — то, что в ближайшее время должны заплатить клиенты | П2 — среднесрочные пассивы: которые надо погасить в течение 12 месяцев. Например, краткосрочные кредиты |
А3 — медленно реализуемые активы: которые невозможно реализовать до определенного срока. Например, готовая продукция, сырье на складе, дебиторская задолженность со сроком выплаты больше 12 месяцев | П3 — долгосрочные пассивы: которые надо погасить в срок больше 12 месяцев. Например, долгосрочные кредиты |
А4 — труднореализуемые активы, для продажи которых понадобится много времени. Это все внеоборотные средства, например оборудование и недвижимость | П4 — постоянные пассивы. Это собственный капитал, который не надо никому отдавать. Например, акционерный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Если П4 около нуля или отрицательный, значит, у компании нет собственных средств. Она работает только за счет заемных |
Группировка активов и пассивов — подготовительная часть. Показатели и П1—4 нужны для дальнейших расчетов и оценки финансового состояния компании.
Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
На практике чаще всего встречаются такие варианты:
Абсолютная ликвидность. Идеальная ситуация: компания или ИП гасят все обязательства в срок. В такой ситуации высокая вероятность одобрения кредита банком, и сама компания сможет без проблем его погасить.
Нормальная ликвидность. Обычно в такой ситуации платежеспособность компании чуть снижена задержек оплаты от клиентов или большой налоговой нагрузки в конкретный период. В целом тут все хорошо: если остальные показатели не вызовут вопросов, банк, скорее всего, примет решение выдать кредит.
Нарушенная ликвидность. Скорее всего, такие показатели означают, что компания накапливает долги и не может погасить свои срочные обязательства. Тут могут быть серьезные проблемы: кризис, спад производства, клиенты сильно задерживают оплату, судебные дела. В этом случае получить бизнес-кредит может быть проблематично. И, скорее всего, кредитные деньги не исправят ситуацию, а наоборот, могут загнать компанию в еще более сложное финансовое положение.
Кризисное состояние. Такое соотношение означает, что у компании много долгов и она не может их погасить. В этой ситуации восстановить платежеспособность очень сложно и точно не стоит брать на себя новые кредитные обязательства. Вероятнее всего, банк тоже не сможет одобрить кредит.
Как рассчитать основные показатели платежеспособности
Для оценки платежеспособности предприятия банк использует следующие основные показатели:
- Коэффициент текущей ликвидности.
- Коэффициент быстрой ликвидности.
- Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности — это основной показатель, который банк рассчитывает при оценке финансового положения. Он показывает, хватит ли у компании денег погасить свои краткосрочные обязательства до конца отчетного года.
Если компания хочет взять кредит, значение коэффициента должно быть больше единицы, меньшее значение говорит о сложностях с платежеспособностью. Оптимальное значение — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли компания погасить обязательства за счет денег и быстрореализуемых активов.
Нормальными считаются значения в пределах 0,7—1.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, есть ли у компании высоколиквидные активы, чтобы погасить краткосрочные обязательства прямо сейчас.
Нормативное значение коэффициента — больше 0,2. На практике его величина может быстро меняться, потому что он напрямую зависит от состояния счета компании в конкретный момент. Например, в момент расчета у компании нет свободных денег в обороте, но в течение нескольких дней заказчики расплатятся за товары или услуги и деньги опять будут на счете.
Для разных типов и отраслей бизнеса нормативные показатели коэффициентов могут отличаться.
Пример расчета платежеспособности компании
При расчете платежеспособности компании можно воспользоваться таким алгоритмом.
Шаг 1. Находим необходимые показатели в балансе и группируем активы по степени ликвидности, а пассивы — по сроку возврата.
Представим компанию, которая занимается оптовой торговлей. У нее есть два грузовика, которые компания купила в лизинг, а на складе хранятся товары для перепродажи.
Компания работает с поставщиками и клиентами по предоплате. Из обязательств у нее — краткосрочный кредит со сроком выплаты до года, краткосрочный лизинг со сроком возврата до 12 месяцев и долгосрочный лизинг со сроком возврата больше 12 месяцев.
Шаг 2. Определяем и анализируем соотношения групп активов и пассивов.
Судя по соотношению активов и пассивов, единственная проблема, с которой может столкнуться компания, — нехватка денег для оплаты текущей задолженности. Но у компании большой запас товаров, они хорошо продаются, значит, особых сложностей с платежеспособностью у компании нет.
Шаг 3. Считаем коэффициенты ликвидности.
Выводы. Ликвидность баланса и коэффициент текущей ликвидности показывает, что компании стоит брать кредит. Она сможет погасить его в срок. того, что остальные коэффициенты ниже нормы, банк, скорее всего, более тщательно изучит особенности бизнес-процессов, оценит другие показатели и, исходя из этого, будет принимать решение о кредите.
В целом можно сделать вывод, что у компании хорошая платежеспособность, так как всех текущих активов достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Шанс получить кредит в банке у нее очень высокий.
Источник
Что значит ликвидная компания
Ликвидность предприятия: понятие и коэффициенты
Термин «ликвидность» имеет латинские корни: ликвидный в дословном переводе означает «жидкий» или «текучий». Обычно под ликвидностью предприятия подразумевают мобильность всех имеющихся активов, а также способность коммерческой организации в срок платить по задолженностям.
Сегодня мы разберем, возможно ли уверенное управление ликвидностью предприятия, как повысить ликвидность предприятия и как между собой соотносятся понятия ликвидности и рентабельности предприятия.
Понятие ликвидности предприятия
Фундаментальными элементами эффективного управления любой организацией является постоянное изучение ее финансового состояния, факторов на него влияющих, а также прогнозирование вероятных доходов компании.
Благодаря анализу финансовой документации мы можем оценить прошлое и текущее положение дел и получить представление, как будут идти дела в дальнейшем.
Одним из моментов, за которым мы обязаны все время следить, — это ликвидность.
Под ликвидностью предприятия понимается возможность организации выплачивать краткосрочные долги за минимальный промежуток времени.
Ликвидность и рентабельность предприятия определяются отношением имеющихся в пользовании компании ликвидных средств (балансный актив) к полной сумме имеющегося долга (балансный пассив).
Ликвидность предприятия — это индикатор финансовой стабильности предприятия. Ликвидность и платежеспособность предприятия суть одно и то же.
К ликвидным средствам компании мы имеем право отнести все имеющиеся у нее активы, которые в короткий срок могут быть конвертированы в денежные средства для оплаты долговых обязательств.
Типичные примеры ликвидных средств:
- наличные финансовые активы;
- вклады, хранящиеся на счетах организации в банке;
- инвестиционные портфели (ценные бумаги);
- оборотные средства, которые могут быть реализованы в короткий срок.
Коэффициент текущей ликвидности предприятия
На практике к расчету принимаются несколько коэффициентов ликвидности предприятия, каждый из которых вооружает руководителей значимой информацией о финансовом положении коммерческой организации в конкретный момент времени.
Каждому расчетному коэффициенту соответствует та или иная разновидность ликвидности предприятия.
Текущая ликвидность представляет собой соотношение текущих активов и текущих долгов на начало и конец учетного периода (календарного года).
Коэффициент текущей ликвидности является индикатором, указывающим на то, способна ли организация самостоятельно выплачивать свои текущие долги при помощи имеющихся оборотных активов.
Если коэффициент текущей ликвидности будет меньше единицы, это может свидетельствовать о том, что у предприятия нет стабильности. Нормальным коэффициент текущей ликвидности может считаться, если его значение превышает 1,5.
Коэффициент текущей ликвидности мы можем рассчитать по следующей формуле:
КТЛП = (ОА – ДДЗ – ЗУ) / ТП, где
КТЛП – коэффициент текущей ликвидности предприятия,
ОА – оборотные активы,
ЗУ – задолженность учредителей по взносам в уставный капитал,
ТП – текущие пассивы.
Коэффициент срочной ликвидности
Отражает способность предприятия выплачивать краткосрочные долги при помощи средне- и высоколиквидных активов и показывает, как скоро производственные запасы и дебиторская задолженность могут быть обращены в наличность.
Коэффициент срочной ликвидности мы можем рассчитать по следующей формуле:
КСЛП = (ТА – З) / КО, где
КСЛП – коэффициент срочной ликвидности предприятия,
ТА – текущие активы,
КО – краткосрочные обязательства.
Коэффициент абсолютной ликвидности предприятия
Под коэффициентом абсолютной ликвидности понимается соотношение всех финансовых средств организации, а также ее денежных вложений к ее текущим долгам. Рассчитать этот коэффициент мы сможем по следующей формуле:
КАЛП = (ДС + КВ) / ТП, где
КАЛП – коэффициент абсолютной ликвидности предприятия,
ДС – денежные средства,
КВ – краткосрочные вложения,
ТП – текущие пассивы.
Нормой считается значение коэффициента не меньше двух десятых.
Ликвидность — это показатель внешней устойчивости организации, который является гарантом обеспеченности оборотных активов и отражением способности предприятия аннулировать краткосрочные долги.
Ликвидность может зависеть от типа преобладающих на предприятии оборотных активов: (1) труднореализуемых или (2) переуступаемых.
Коэффициенты ликвидности дают возможность сформировать мнение о том, какая часть долга может быть погашена до даты составления баланса. Нормальные показатели коэффициента находятся в промежутке 0,2 — 0,3.
Общий коэффициент ликвидности предприятия
Его назначение – объективно оценить обеспеченность предприятия оборотными активами.
Рассчитывается в одной действие — как соотношение действительной стоимости оборотных активов и краткосрочных обязательств.
В процессе вычисления данного показателя лучше всего вычесть из полной суммы оборотных активов сумму налога на добавочную стоимость на приобретенные ценности, а также объемы предстоящих (будущих) расходов.
Обязательства могут быть оплачены за счет доходов от будущих периодов и льгот на будущие платежи и расходы.
Данный показатель помогает определить, в каких пропорциях оборотные активы способны перекрыть долговые обязательства.
Требуется, чтобы стоимость оборотных активов перекрывала стоимость долговых обязательств не менее чем в два раза.
Как повысить ликвидность предприятия?
Почему так важно постоянно проводить различные мероприятия по повышению ликвидности?
С одной стороны, постоянный рост ликвидности гарантирует выживание компании в кризисные периоды. С другой — это один из основных индикаторов для инвесторов и партнеров. Редко кто готов сотрудничать с организацией, которая находится на грани банкротства…
Для каждого руководителя важно знать пути улучшения платежеспособности и ликвидности предприятия вне зависимости от того, в каком именно регионе расположен бизнес.
Даже если случится худший вариант и фирму придется ликвидировать, при высокой ликвидности это можно сделать наименее болезненно.
Ниже представлены некоторые рекомендации по повышению ликвидности. Они относятся к конкретным группам факторов, от которых зависит значение показателя ликвидности.
Факторы, влияющие на ликвидность предприятия
[1]. Уровень дебиторской задолженности. Чем ее размер меньше, тем выше показатели ликвидности.
Снижения объемов дебиторской задолженности возможно достичь при помощи цессии — уступки либо передачи прав владения собственностью. В некоторых случаях для этого придется ужесточить условия договоров.
[2]. Прибыль. Чем прибыль выше, тем организация ликвиднее.
Универсального метода наращивания прибыль не существует. Все зависит от характеристик отдельных рынков, ценовой политики, числа и активности конкурентов, покупательской способности клиентов.
[3]. Структура капитала организации. Тут все зависит, из чего именно был сформирован капитал организации: из собственных либо заемных средств. Если из заемных, то какие они — краткосрочные либо долгосрочные.
При повышении собственных средств в капитале предприятия и снижении уровня заемных средств (в особенности краткосрочных) повышаются и показатели ликвидности организации.
[4]. Материальные активы. Каждой организации необходимо наращивать свои оборотные средства и понижать показатели материальных активов, в особенности запасов.
На показатели ликвидности могут оказывать различное влияние факторы внешней среды, например, спад всей производственной отрасли по стране, устаревание технологий (моральное) банкротство организаций-должников и прочее.
В подобных ситуациях отрицательный эффект влияющий на понижении ликвидности можно компенсировать при помощи эмиссии акций и дополнительного привлечения средств.
Как улучшить перечисленные факторы и повысить ликвидность и платежеспособность предприятия?
Оптимизация — трудный процесс, за которым «прячется» слаженная работа управленческого персонала и трудового коллектива.
Нередко для этого приходится нанимать квалифицированных специалистов со стороны (аналитиков, экономистов и прочих). Такие решения позитивно отражаются на работе организации.
Риски ликвидности предприятия
Риск ликвидности — один из основных финансовых рисков в деятельности предприятия.
Важно различать два похожих по звучанию, но существенно различающихся по смыслу финансовых термина, — «риск ликвидности предприятия» и «риск ликвидности рынка».
Риск ликвидности предприятия выражается в невозможности реализовать продукцию или активы предприятия по приемлемым ценам, из-за чего может пострадать способность коммерческой организации по выполнению своих денежных обязательств.
Риск ликвидности рынка проявляется в общей «просадке» участников торговых отношений в конкретной сфере. Влияние ликвидности рынка ощущается особо сильно во времена глобализации рынков и когда экономика стран находится в состоянии финансового кризиса.
Риск ликвидности — это риск потерь, связанных с несоответствием ожиданий фактическим возможностям по исполнению обязательств по активам и пассивам, перед бизнес-партнерами (подрядчиками и поставщиками), банками, внебюджетными фондами, бюджетом и сотрудниками.
Подобные риски напрямую зависят от денежного оборота организации.
Чтобы ликвидности и платежеспособности предприятия ничего не угрожало, руководство должно принять соответствующие меры.
Те же малые предприятия не всегда способны влиять на риск ликвидности рынка. За собственные риски они практически всегда сами отвечают.
При неустойчивом положении дел следует уделить внимание организационной структуре и развитию менеджмента. Можно учредить внутреннюю службу аудита для минимизации злоупотреблений внутри компании.
Ликвидность оценивается при помощи баланса и расчетов на его основе коэффициентов ликвидности.
Это позволяет вовремя обнаружить отклонение показателей ликвидности в сторону минимальных показателей либо слишком сильного превышения. В первой ситуации организация должна в течение нескольких месяцев привести показатели в норму.
Анализ ликвидности стоит проводить одновременно с проверкой доходности. Предприятия получают больше дохода при минимально возможных показателях ликвидности.
При таком подходе удастся вовремя обнаружить проблемы с ликвидностью и заранее предпринять меры для минимизации рисков. Это даст возможность предприятию плодотворно вести хозяйственную деятельность и получать доход.
Источник