Что значит ликвидировать неграмотность проанализируйте абзац

Ликвидация неграмотности

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое «Ликвидация неграмотности» в других словарях:

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ — ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ, массовая кампания по обучению основам грамотности взрослого населения в 1920 30 е гг. В результате кампании к концу 30 х гг. уровень грамотности в СССР достиг 90%. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ — массовое обязат. обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков шк. возраста, не охваченных школой. После Окт. революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований обществ.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЛИКВИДАЦИЯ — (лат. liquidatio; этим. см. ликвидант). 1) уплата долгов и прекращение коммерческих дел какого нибудь лица или товарищества, постепенным уменьшением торговых оборотов. 2) отделение серебра от меди. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛИКВИДАЦИЯ — ЛИКВИДАЦИЯ, ликвидации, жен. (лат. liquidatio окончание дела) (книжн.). 1. Прекращение деятельности какого нибудь торгового предприятия, связанное с подведением финансовых итогов и распределением остающегося имущества (торг. юр.). Ликвидация… … Толковый словарь Ушакова

ликвидация — , ии, ж. * Ликвидация неграмотности [и малограмотности] . То же, что ликбез1. ◘ Начал А.А.Куманев свою педагогическую деятельность в маленькой сельской школе. Участвовал в ликвидации неграмотности. Кал. 81, 4 окт. Ликвидация неграмотности … Толковый словарь языка Совдепии

Читайте также:  Что значит лучшая публикация

ликвидация — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ликвидации, чему? ликвидации, (вижу) что? ликвидацию, чем? ликвидацией, о чём? о ликвидации 1. Ликвидацией называют прекращение деятельности в результате упразднения чего либо (предприятия,… … Толковый словарь Дмитриева

ликвидация — и, ж. liquidation f., пол. likwidacya <н. лат. liquidatio. 1. Прекращение деятельности какого л. торгового предприятия, связанное с подведением финансовых итогов и распределением остающегося имущества. Л. треста. Л. банка. Уш. 1938. Как скоро… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЛИКВИДАЦИЯ — ЛИКВИДАЦИЯ, и, жен. 1. Прекращение деятельности чего н. (напр. предприятия, учреждения). Л. треста. Л. дел. 2. Уничтожение кого чего н. Л. неграмотности. Л. оружия массового уничтожения. | прил. ликвидационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С … Толковый словарь Ожегова

ликвидация — и; ж. 1. Прекращение деятельности в результате упразднения чего л. (предприятия, учреждения и т.п.). Л. треста. Завод закрылся в связи с ликвидацией. 2. Уничтожение, прекращение существования кого , чего л. Л. неграмотности. Л. преступности … Энциклопедический словарь

ликвидация — и; ж. 1) Прекращение деятельности в результате упразднения чего л. (предприятия, учреждения и т.п.) Ликвида/ция треста. Завод закрылся в связи с ликвидацией. 2) Уничтожение, прекращение существования кого , чего л. Ликвида/ция неграмотности.… … Словарь многих выражений

Источник

Что значит ликвидировать неграмотность проанализируйте абзац

Подробное решение Параграф § 22 по истории для учащихся 9 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт 2013

Вопрос 01. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?

Ответ. Ликвидации неграмотности советская власть придавала огромное значение. Во-первых она изначально ориентировалась на рост числа пролетариата, а развитие техники в то время уже давно достигло такой стадии, когда для работы на предприятии требовался по крайней мере минимальный уровень образования. Во-вторых образование было организовано абсолютно отлично от дореволюционных стандартов, и через него коммунистическая партия укореняла в массах свои идеалы.

Вопрос 02. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?

Ответ. Положительные стороны:

1) доступ к образованию получили группы населения, которые раньше по имущественным и национальным признакам доступа к нему почти не имели;

2) обучение стало полностью бесплатным;

3) в образование были внедрены элементы самоуправления;

4) были внедрены новые педагогические методики, включая большее время для самостоятельной работы учеников в группах;

5) возникла масштабная и довольно эффективная система работы с беспризорниками;

6) появилась эффективная система ликвидации безграмотности взрослых.

1) многие получали места в университетах не по знаниям, а по классовой принадлежности и верности партии;

2) многие преподаватели погибли или иммигрировали, новых набирали также по принципу лояльности новому режиму, из-за чего уровень образования упал.

Вопрос 03. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы мотивы тех, кто признал советскую власть?

Ответ. Во-первых до революции значительная часть интеллигенции занимала активную политическую позицию, она не была монархической, но у большинства интеллигентов не было и коммунистических взглядов. Главное, во время Гражданской войны власть коммунистов показала свой лицо. Интеллигенты не относились к пролетариату, чью диктатуру провозгласила власть, многие прошли тюрьмы и концлагеря, куда попадали только за классовую принадлежность. Многих шокировало неприятие новой властью любого альтернативного мнения. Удивительно не то, что такое количество интеллигентов не приняло советскую власть, удивительнее то, что часть дореволюционной интеллигенции её приняла. Последние действительно поверили в то, что новая власть сможет создать нового человека и построить настоящий рай не земле.

Вопрос 04. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?

Ответ. «Смена вех» убедила многих интеллигентов и внутри страны, и в иммиграции, что служа советской власти, они служат делу восстановления и возрождения России, и советская власть не такая «красная», какой хочет казаться. Данный сборник статей повлиял на многих известных деятелей культуры, которые впоследствии вернулись из иммиграции в СССР.

Вопрос 05. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и её служителей?

Ответ. Социалистическое революционной движение изначально было атеистическим (это касалось представителей всех партий, не только большевиков). Но дело было не только в этом. После захвата власти большевики хотели остаться единственными, кто определяет духовную жизнь страны.

Вопрос 06. Каковы основные черты «нового советского искусства»?

Ответ. Основные черты:

1) новое искусство «выбрасывало на свалку» достижения старого;

2) оценивать произведения требовалось с точки зрения не их художественных достоинств, но классовой принадлежности и политических пристрастий автора;

3) у искусства появились не только новые идеи, но и новые выразительные формы;

4) искусство должно было служить построению нового общества, потому, к пример, серьёзные художники и поэты стали создавать плакаты.

Источник

Ликвидация неграмотности. Ученье свет, а неучёных тьма

19 июля все, кто освоил азы письма и чтения, должны отмечать знаменательное событие, которое раз и навсегда покончило с неграмотностью в нашей стране.

Именно в этот день в 1920 году Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Была объявлена всеобщая мобилизация сил на обучение неграмотных и малограмотных. Новой организации предстояло выполнить декрет от 26 декабря 1919 года о ликвидации неграмотности населения. По декрету обязательному охвату подлежали все жители страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать или писать. Попавшие в эту возрастную группу должны были обучаться в обязательном порядке, а вот на каком языке учиться, они могли определить для себя добровольно.

Без грамоты, как в потемках

Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили. Значительные следы того, что на Руси было немало грамотных людей, мы встречаем и в древних летописях, и в других письменных источниках. Особенно наглядно это демонстрируют берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде и других древних русских поселениях. На этих грамотах свои способности демонстрируют не только представители самой грамотной части населения – духовенства и знати – но и рядовые ремесленники и простые горожане.

Время шло, общество развивалось, открывались школы, гимназии и даже университеты, но грамотность в нашей стране так и не приняла всеобщий характер. Даже в конце XIX века число умеющих читать и писать в империи так и оставалось низким. И это при том, что в стране довольно активно шла индустриализация.По данным русских и зарубежных учёных, в это время грамотных было всего 21,1%. А на окраинах страны этот процент был ещё ниже. Лидировали в этом процессе мужчины: среди них грамотных насчитывалось 29,3%, а среди женщин – только 13,1%. Справедливости ради надо отметить, что оценки грамотности перед революционными событиями 1917 года сильно разнятся. Некоторые западные учёные оценивают этот уровень в 35%, а вот бывший министр просвещения П.Н.Игнатьев в одной из своих статей говорил и о 55% грамотных от всего населения страны. Война 1914 года показатели не улучшила, а поскольку некоторые территории были оккупированы и там осталась значительная часть грамотного населения, общая статистика по стране ещё более ухудшилась.

Грамотными не рождаются, грамотными становятся

Новая советская власть прекрасно понимала, что с неграмотными людьми новое государство не построишь. Прежде всего созданная в июле 1920 года чрезвычайная комиссия взяла под свой контроль всю имеющуюся систему обучения (организацию курсов, подготовку учителей и издание специальной литературы). К работе по ликвидации неграмотности, название которой вошло в русский язык в сокращённом виде как «ликбез», подключились и известные писатели и поэты – Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Демьян Бедный, Максим Горький.

Программа предусматривала, что в каждой деревне или селе, где неграмотных насчитывалось больше 15 человек, должны были создать специальную школу грамоты (ликпункт), где учили чтению, письму и счёту. Чуть позже обучение получило некоторое дополнение: отныне обучающиеся должны были делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа. Выпускники таких школ должны были разбираться в диаграммах и схемах, а самое главное – понимать основы строительства советского государства.

Школы для неграмотных бесплатно снабжались учебными пособиями и письменными принадлежностями. А те, кто учился в таких школах, имели сокращённый рабочий день с сохранением заработной платы. Вскоре был напечатан первый советский букварь для взрослых, а также налажено издание массовых букварей и учебных пособий для взрослых на национальных языках. Русские, украинцы, белорусы, башкиры, татары, узбеки осваивали грамоту на своих языках. Всего букварей на национальных языках было выпущено 40 разновидностей.

Результаты внедрения ликбеза впечатляют. За первые 10 лет кропотливой работы с неграмотностью расстались 10 миллионов человек, но даже и после этого СССР занимал только 19-е место в Европе по уровню грамотности.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь

В 1928 году комсомол начал так называемый культпоход. К обучению неграмотных подключилась общественность. В 1930 году армия культ-армейцев объединяла 1 миллион человек, а их подопечных было 10 миллионов. Главными опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж. Важнейшим фактором для повсеместного распространения грамотности стало и то, что в 1930 году было введено всеобщее начальное образование. Теперь ликвидация неграмотности возлагалась и на местные Советы. В этот период была пересмотрена программа школ ликбеза: теперь она составляла 330 учебных часов. В городе обучение длилось 10 месяцев, а в деревне – 7 месяцев. С изменением общей ситуации в лучшую сторону менялись и акценты в этой работе. Теперь на первое место выходила работа с малограмотностью.

За 16 лет после начала деятельности чрезвычайной комиссии грамоте было обучено 40 миллионов человек. С 1933 по 1937 год только в официальных школах занималось 20 миллионов неграмотных и около 20 миллионов малограмотных. К 1939 году в СССР был достигнут показатель в 90% населения, владеющего грамотой. Одной большой проблемой стало меньше: неграмотные по итогам осуществления массовой программы ликбеза оказались уже в подавляющем меньшинстве.

Источник

История ликвидации неграмотности в СССР

После революции 1917 года в России и прихода к власти большевиков они начали проводить кардинальные реформы в разных сферах государственной жизни. Эти мероприятия шли в русле их политической программы и имели задачей переустройство многих сторон общественной жизни. Одной из своих задач большевики считали повышение уровня грамотности населения, обучение основам грамоты большей части жителей страны.

Именно для этого с 1919 года началась масштабная кампания, получившая обозначение ликвидация безграмотности, ставшая одним из заметных событий в истории России этого времени.

Масштабы неграмотности населения в начале 20 века

Согласно первой общей переписи жителей Российской империи, состоявшейся в 1897 году и организованной известным ученым и общественным деятелем Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским, в стране оказалось чуть более 21 % людей, освоивших основные навыки грамоты. Этот показатель считался достаточно низким, что особенно заметно становилось при его сравнении с аналогичными данными по европейским государствам.

Это положение дел не устраивало правительство и представителей интеллигенции. Хотя иногда еще звучало мнение, что массовое освоение грамотности крестьянством не нужно ему. Однако в целом преобладал противоположный взгляд на вопрос. В первые годы XX века до начала Первой мировой войны в 1914 году проводились меры по увеличению количества училищ для обучения основам грамотности. Их число возросло за этот период в два раза или даже больше. Большое значение имели церковно-приходские школы. Однако к началу 20-х годов уровень освоения навыков письма, чтения возрос с 21 до 30 %, что считалось неудовлетворительным и требующим исправления ситуации.

Декрет “О ликвидации безграмотности”

Еще в самом конце 1917 года при народном комиссариате просвещения был организован особый отдел во главе с Надеждой Крупской, который занимался изучением и выработкой решения вопроса об обучении именно взрослых людей. Разрабатывались специальные педагогические приемы. Особое значение придавалось проведению реформы в области орфографии. Она была подготовлена еще в царской России, но осуществление началось в связи с задержками вследствие революционных событий в 1918 году. Согласно вводимым изменениям, определялись новые, более простые правила написания букв, что должно было также упростить и ускорить процесс обучения письму и чтению.

Начало массовой кампании по борьбе с неграмотностью было дано на законодательном уровне декретом 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности». Он предписывал всем жителям страны, возраст которых находился в промежутке от 8 до 50 лет, освоить основы письма и чтения. С этой целью должны были учреждаться учебные заведения во всех населенных пунктах, где число неграмотных было от 15 человек. В регионы направлялись работники педагогической сферы как для обучения населения, так и для подготовки учителей. По выбору учащихся процесс проводился либо на русском, либо другом родном языке ученика.

Реализация кампании ликбеза

В рамках реформы 19 июля 1920 года была учреждена особая Всероссийская чрезвычайная комиссия для борьбы с безграмотностью. Ее члены ездили по территории всего государства, организовывали и проводили процесс обучения. Следует подчеркнуть, что первое время проведения реформы приходилось на годы гражданской войны. Подготовились и выпускались специальные учебные пособия, азбуки именно для взрослых. Нередко приходилось заставлять учиться нежелавших, что было преодолено в целом к началу 30-х годов, когда, как считается, в сознании большинства людей утвердилась мысль о нужности грамоты. Учеба шла сначала в течение 7-8 месяцев, потом стали успевать проходить курс за 4 месяца.

Рабочие с предприятий, посещавшие школы, должны были меньше трудиться на своих предприятиях с сохранением довольствия, получаемого как за полный рабочий день. Это правило иногда нарушалось в годы новой экономической политики владельцами предприятий, с чем власти боролись. Прогуливавшие занятия ученики иногда подвергались штрафам, но чаще мерам общественного воздействия через обсуждение их поведения на массовых собраниях.

После присоединения к Советскому союзу новых среднеазиатских республик в процентном отношении число неграмотных увеличилось, но дело ликбеза в СССР продолжалось. В 1925 году было учреждено общество «Долой неграмотность» на общественных началах. Его члены отправлялись по всем регионам Советского союза для преподавания, в его деятельности принимали участие известные писатели того времени, например, Максим Горький, Владимир Владимирович Маяковский.

Учреждались специальные курсы для подготовки преподавателей, которых особенно не хватало в провинциях. В 1928 году состоялся так называемый культурный поход молодых людей из крупных городов в деревни и села для обучения грамоте. В полной мере вся система начального обучения была сформирована к началу 30-х годов.

Зачем все это понадобилось большевикам?

Обращает на себя внимание факт начала поведения всех этих мероприятий в годы гражданской войны, когда еще не был известен исход борьбы. В тяжелых экономических условиях большевики все же проводили намечаемые меры для повышения уровня грамотности жителей. Возникает вопрос, с чем это связано? Почему в таких условиях такое масштабное мероприятие планировалось и реализовывалось в определенных действиях?

Ответ на эти вопросы обычно связывают с программой партии. Большевики, как и многие другие политические партии начала XX века достаточно внимания уделяли ситуации с уровнем грамотности жителей страны. Захватив власть, коммунисты сразу стали проводить кардинальные реформы согласно своей программе. И декрет о ликвидации безграмотности был одной из них. Отмечается, что эта кампания имела тесную связь со всеми другими переменами, вносимыми большевиками. Ведь они говорили о построении нового типа общества, в котором большую роль будут играть новейшие достижения в разных сферах.

Чтобы люди усвоили идеи, которыми руководствовались коммунисты, их нужно было донести до жителей. Для этого они должны были уметь читать и писать, чтобы воспринимать хотя бы элементарные средства ведения пропаганды, например, прочитывали плакаты, периодические издания. Сами азбуки и другие учебные пособия, используемые при обучении в эти годы, содержали тексты пропагандистского характера.

С другой стороны, идея внедрения передовых разработок в разных сферах предполагала осуществление этой программы технически грамотными и подготовленными специалистами. Поэтому для начала нужно было дать начальные знания, умения и навыки, чтобы потом готовить уже специалистов. Впоследствии при проведении индустриализации и других масштабных мероприятий по технической модернизации инфраструктуры, промышленности в них работало большое количество специалистов, получивших первоначальную подготовку в годы кампании по борьбе с безграмотностью.

Почему неграмотность удалось побороть только чрезвычайными мерами?

Действия властей в ходе кампании по ликвидации неграмотности отличались кардинальным характером, сильным напряжением, применением чрезвычайных средств, как, например, принудительное обучение. Сами темпы преподавания, количество привлекаемых работников для этого отличались достаточно высокими показателями. С чем это связано?

Во многом это определялось кардинальным, иногда в литературе говорят о революционном характере этой реформы, как и других мероприятий большевиков, которые занимались переустройством общественной жизни. Такой характер реформы, в свою очередь, как считается в науке, был обусловлен ситуацией с низкими по сравнению с другими европейскими государствами показателями по уровню грамотности жителей. В науке считается, что резкое и в относительно непродолжительные сроки повышение этих показателей достигалось за счет сильного напряжения всей педагогической системы государства.

При изучении первых лет истории советской России обращается внимание на все мероприятия, проводимые большевиками по переустройству государственной жизни. Среди них кампания по борьбе с неграмотностью занимает заметное место и тщательно изучается историками. Это масштабное событие, занявшее более десяти лет и приведшее к сильному изменению педагогической системы в государстве. Эта тема, как и другие мероприятия большевиков, очень остро обсуждается. Как сами проводимые меры, так и их результаты при исследовании требуют тщательного изучения с привлечением разных данных.

Источник

Оцените статью