- Лидер в школе
- Социометрия
- Ситуационный лидер
- Персональное лидерство
- Как стать лидером в классе? Рекомендации подростку
- Как подростку стать лидером?
- Тинейджеру нужно становиться самоуверенным
- Подростку нужно понять, как общаться с классом, и практиковаться в этом
- Лидер должен быть спокойным и хладнокровным
- Подростку нужно научиться брать ответственность
- Подросток должен периодически общаться с лидерами
- Подросток должен быть готов к тому, что проблемы придется решать в любое время суток
- Подросток должен знать каждого ученика в классе
- Лидер должен вести себя подобающим руководителю образом
- Лидер должен внедрять нововведения
- Подростку нужно много читать, чтобы иметь возможность дать любому человеку совет
- Подросток должен стать хорошим менеджером
- Подросток должен уметь задействовать разных людей для достижения общей цели
- Подросток должен научиться слушать
- Заключение
Лидер в школе
В школьной практике учителя, родители и психологи часто поднимают вопрос о выявлении лидеров среди обучающихся.
Правильный ответ заключается в том, что в школе, среди детей, нет и не может быть лидеров. Потому что лидер – это человек, который ведёт за собой других людей к общей для всех цели. У школьников нет общей цели. Цель у каждого своя: получить аттестат с наилучшими оценками. Эта цель напрямую не зависит от других учеников: каждый получит свой аттестат со своими оценками. Дети просто учатся рядом друг с другом, а не идут к общей цели.
Я никогда ничего не делал в одиночку – может, только экзамены сдавал.
Это высказывание прирождённого лидера – Билла Гейтса, очень хорошо иллюстрирует тот факт, что школа – одно из редких мест, где нет почвы для лидерства. Там многое делается в одиночку, хотя рядом очень много людей.
Кто тогда есть в школе, если в ней нет лидеров? Есть дети, которых путают с лидерами.
В первую очередь, это агрессивные дети. Поскольку они опасны и жестоки, другие дети их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам. Лидер – это тот, кто приносит больше всего пользы группе, тот кто проявляет больше всего заботы. Иисуса Христа признавали лидером, потому что он мыл ноги своим ученикам и кормил их хлебом, рыбой и вином. Майкл Джордан был лидером, потому что вносил самый большой вклад в победу команды: забивал больше всего мячей, забирал больше всего мячей у противника и больше всех вдохновлял и мотивировал команду на победу.
Во-вторых, за лидеров часто принимают приятных детей. С ними другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию.
Социометрия
Существует хороший метод выявления эмоциональных предпочтений в коллективе, в том числе в детском, – социометрия. Школьникам предлагают ответить на вопросы:
- Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
- А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
Анализ полученных ответов позволяет выделить популярных (звёзд) и непопулярных членов группы (пренебрегаемых, отверженных, изолированных). Психологи обычно говорят, что социометрические «звёзды» — это лидеры, выявленные с помощью профессионального инструмента.
Однако, лидеры нужны для решения общегрупповых, трудных задач, нередко связанных с конкуренцией с другими группами. Подобных задач в жизни школьного класса нет. Переход из одной школы в другую, используемый в социометрии, является сменой одной нейтральной ситуации на другую.
Поскольку лидеры решают нелёгкие, рискованные задачи, они обладают такими качествами, как твёрдость, принципиальность, воля, дерзость, способность принимать непопулярные решения. Поэтому в реальных ситуациях лидером станет скорее кто-то из непопулярных, с точки зрения социометрии, членов группы.
Сержант Волков в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» описывается как «вечно сумрачный», «неразговорчивый», «злой в службе и в бою». Неприятный человек. Однако пользовался огромным уважением и у сослуживцев, и у командования: был лидером среди солдат. Он, наверняка, и в детстве был «злым», «неразговорчивым», «сумрачным». Кто хотел бы взять такого с собой в другую школу? Зачем нам мрачный молчун за соседней партой? Мы выберем кого-то более жизнерадостного, общительного и позитивного.
Война же совсем другое дело. Бой, безусловно, трудная задача. Чтобы победить опасного противника, нужен лидер. Солдаты называли сержанта Волкова «правильным человеком». «Сумрачный, «злой», «неразговорчивый», но «правильный». Он был убит у пулемёта, прикрывая отступление товарищей. Если бы бойцов спросили, кого они взяли бы при переходе в другой полк, то сержант Волков был бы одним из самых популярных. Зачем нам в бою жизнерадостный и общительный солдат? Чтобы выжить мы выберем кого-то смелого, хладнокровного и правильного, чья злость вселяет уверенность в победе.
Таким образом, социометрия – это про эмоциональную структуру группы, симпатии и антипатии, но никак не про лидерство и влияние.
Ситуационный лидер
В школе могут быть лидеры, но только в определённых ситуациях. Например, на уроке химии учитель разбил класс на группы и дал им задания: тот, кто лучше всех разбирается в химии, станет лидером для своей группы, то есть будет вести свою команду к достижению трудной, общей для всех цели. Но с окончанием урока лидер-химик перестаёт быть лидером. То же самое может произойти на уроке физкультуры, когда самый спортивный парень может стать лидером во время игры в баскетбол.
Персональное лидерство
О персональном лидерстве говорят, когда человек ведёт к своей цели только себя. Многие люди не являются лидерами ни для себя, ни для других; ни к какой цели себя не ведут, а просто, занимая позицию жертвы, реагируют на внешние стимулы.
Все дети в школе могут управлять собой, вести себя к сознательным целям и в этом смысле быть лидерами. Стивен Кови в книге «Лидер во мне» описывает внедрение программы 7 навыков в школах, которая позволяет каждому ребёнку стать лидером для себя самого.
Источник
Как стать лидером в классе? Рекомендации подростку
Если подросток хочет стать лидером в классе, то он должен научиться вести себя, как руководитель. Обрести многие необходимые для этого навыки. А также воспользоваться важными методиками и советами. Они помогут ему стать лидером. И научиться вести за собой людей.
Как подростку стать лидером?
Тинейджеру нужно становиться самоуверенным
Все лидеры являются уверенными в себе. Те люди, которые не обладают этим качеством, не становятся лидерами. А, наоборот, начинают идти за кем-то.
Поэтому главная задача тинейджера, желающего стать лидером — начать увеличивать уровень своей самооценки. Любыми доступными способами (кроме унижения достоинства других). Чтобы стать самоуверенным, подросток может начать заниматься спортом. Развиваться интеллектуально. Или улучшать свои навыки, которые помогут ему стать самым лучшим в классе. Каждое из вышеназванных увлечений поднимет самооценку подростка.
В борьбе за лидерство подросток должен показывать свои лучшие качества. В частности, высокий уровень смелости, бесстрашие, силу воли, а также решимость. Лидер — тот, кто готов идти до конца. И демонстрировать упорство.
Лидером может быть только тот человек, который является интеллектуально развитым. Подросток должен отлично учиться. А еще, он должен принимать участие во всех мероприятиях, которые организовываются в учебном заведении. В этом случае к нему будут прислушиваться абсолютно все ученики в классе. А не только лишь какие-то конкретные группки внутри него.
Подростку нужно понять, как общаться с классом, и практиковаться в этом
Подросток должен научиться оказывать влияние на весь свой класс путем общения. Он должен уметь подбирать ключи к сердцу как всего коллектива в целом, так и отдельных его участников. Подростку нужно наладить отношения со своими одноклассниками. Оказывать им поддержку. И проявлять по отношению к ним внимание.
Тогда одноклассники на подсознательном уровне начнут воспринимать подростка, как лидера, на которого можно положиться.
Лидер должен быть спокойным и хладнокровным
От него должно буквально веять непоколебимостью и бесстрашием. За эти навыки и любят лидеров. Поскольку они всегда смогут хладнокровно, без эмоций решить вопрос.
Подростку нужно научиться брать ответственность
Если он является лидером, то теперь отвечает не только за себя. Но и за тех людей, которые ему доверились. То есть, за его класс.
Подростку необходимо следить за моральной обстановкой в классе. Не давать сильным обижать слабых. Не допускать возникновения конфликтов.
Если тинейджера просят помочь в конкретной ситуации, то он должен сделать это по мере возможностей. Да, иногда помочь может быть трудно. Но, тем не менее, проделанная работа положительно повлияет на подростка. Сделает так, что человек, которому он помог, будет ему должен. Как следствие, однажды он вернет долг.
Подросток должен периодически общаться с лидерами
С абсолютно любыми. Это могут быть мальчики/девочки из параллельных классов школы. Или вообще из других учебных заведений.
Общаться с лидерами будет очень полезно для подростка, поскольку он сможет перенять у них опыт. Научится решать конфликтные ситуации и избавлять от проблем. Также, он поймет, как удерживать лидерскую позицию. Не допускать того, чтобы кто-то кроме него тоже был лидером.
Если подросток будет общаться с такими же, как и он, руководителями, то сможет остаться главой класса до конца школы. А обретенные навыки сможет использовать и после ее окончания. Например, если захочет начать собственный бизнес.
Подросток должен быть готов к тому, что проблемы придется решать в любое время суток
Вне зависимости от того, есть ли у него свободное время. Успел ли он сделать домашнее задание. Есть ли у него настрой решать проблемы. И так далее.
Лидер нужен классу для того, чтобы решать проблемы его учеников. Избавляться от них. И делать все для того, чтобы никаких проблем ни у кого не было. Если подросток не будет решать проблемы коллектива, то подобный лидер никому не будет нужен. Как следствие, тинейджер быстро утратит свою формальную должность. И к нему больше не будут обращаться.
Подросток должен знать каждого ученика в классе
Он должен знать всю информацию о своих одноклассниках:
- Где они живут (точный адрес).
- Как зовут их родителей.
- Какие у них номера телефонов.
И многое другое. Эта информация понадобится подростку во время решения конфликтов в классе. Поскольку самый простой способ надавить на ребенка — сделать это через его родителей.
Лидер должен вести себя подобающим руководителю образом
На нем лежит огромная ответственность перед коллективом. Поскольку другие школьники следят за поведением лидера. И, в случае конфликтных ситуаций, копируют его.
Лидер ни в коем случае не должен заниматься рукоприкладством. Его основная задача — приструнить человека с помощью слов, интонаций, а также мимики и жестов.
Если для решения каждого вопроса подросток будет прибегать к насилию, это закончится плохо. Толпа людей, которая управляется только лишь страхом, вскоре может выйти из-под контроля. И перестать подчиняться.
Лидер должен внедрять нововведения
Разбавлять обычную рутину учебы. Делать это можно с помощью внедрения определенных нововведений. Например, лидер может придумать поздравлять каждого ученика класса с днем рождения. Сделать так, чтобы школьники скидывались по 50-100 рублей накануне праздника. И на эти деньги покупали имениннику различные подарки.
Также, лидер может придумать, например, тайную почту на 14 февраля. Собрать у всех валентинки. И раздать их ученикам класса.
Подросток может внедрять и другие интерактивы. Очень важно, чтобы они были оригинальными. И поднимали настроение другим детям. Если подросток сможет внедрить подобное, то он получит настоящее удовольствие. И укрепится в роли лидера.
Подростку нужно много читать, чтобы иметь возможность дать любому человеку совет
С лидером обычно советуются люди. Соответственно, он должен быть начитанным и интеллектуально развитым. Чтобы иметь возможность в любой момент посоветовать человеку, как ему поступить.
Если лидер всегда будет иметь возможность дать совет, то он укрепит свой статус. И сможет манипулировать людьми в своих целях. Что позволит ему всегда оставаться главным.
Подросток должен стать хорошим менеджером
Лидер должен обладать следующими качествами:
- Порядочностью.
- Аккуратностью к деталям.
- Сильным стержнем.
- Умением вести себя на публике.
- Красноречием.
- Хорошим чувством юмора.
- Находчивостью.
Если подросток испытывает проблемы с определенными качествами, то он должен в обязательном порядке делать упор на их улучшение. И развивать их. Они необходимы для того, чтобы стать лидером везде. В любой организации и кампании.
Подросток должен уметь задействовать разных людей для достижения общей цели
Подросток должен научиться различать таланты людей и использовать их. Для достижения общей цели. Задача тинейджера — анализировать таланты людей. И направлять их туда, где они помогут общему делу лучше всего.
Подростку не нужно забываться
Даже когда подросток станет лидером, он все равно должен вести себя хорошо. Быть чутким, отзывчивым. И не вести себя так, будто бы он царь, а все люди вокруг него — подчиненные без своих прав и свобод.
Люди быстро увидят, если подросток начнет вести себя плохо. Так, будто бы он — звезда. Подобное поведение ужасно повлияет на боевой дух коллектива. Поскольку ему станет не нужен подобный лидер.
Подросток должен научиться слушать
Слушать и слышать — очень важный навык для лидера. Одноклассники будут периодически приходить к нему для того, чтобы выговориться. И попросить помощи в решении определенного конфликта.
Лидер не может позволить говорить только лишь себе. Если он хочет, чтобы его считали руководителем, то должен приспосабливаться. Учиться слушать других людей. И слышать, что они пытаются до него донести.
Когда люди видят, что лидер готов их понять, то чувствуют себя значимыми. И более легко доверяются ему. Если же лидер будет проявлять безразличие, то его команды не будут выполняться. Поскольку человек не будет чувствовать себя значимым. А значит его ненависть к лидеру будет только расти.
Заключение
Чтобы стать лидером в классе, нужно очень много работать над собой. Но мы уверены, что у вашего ребенка все получится!
Напишите в комментариях, были ли вы лидером в школе! Расскажите о тех временах.
На портале Vikids вы можете:
Источник