XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В свете преобразований современной системы образования (введения новых ФГОС, уточнение законодательной базы и др.) проблема личностного развития учащихся младших классов приобретает безусловную значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, то есть действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С психологической точки зрения, термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
Личностные результаты, определяют как сформировавшуюся в образовательном процессе систему ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Личностные результаты образования являются нововведением новых федеральных государственных образовательных стандартов, определяющее основную миссию образовательного процесса — развитие личности.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») и устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [3].
В период обучения в начальной школе под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования и базовые учебные умения школьника, происходит интенсивное личностное развитие. Школьники должны самостоятельно и инициативно совершать учебные действия в образовательном процессе, широко используя различные средства для решения учебных и практических задач, ориентируясь на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно успешное личностное развитие становится обязательным условием продуктивного освоения младшим школьником окружающей действительности и подготовки его к переходу на новый образовательный уровень.
Первую системную попытку описания личностных результатов в начальной школе предпринял коллектив под руководством академика РАО А.Г. Асмолова [1]. Авторы представили оценку личностных результатов через формирование личностных универсальных учебных действий и предлагают критерии оценивания личностных универсальных действий, описывая основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.
Личностное развитие младшего школьника происходит в условиях смены и совершенствования нового вида ведущей деятельности, социальной ситуации развития и интенсивного формирования психических новообразований возраста.
Важнейшим фактором личностного развития младшего школьника является постоянная работа учителя по развитию положительных и социально значимых мотивов учения, непосредственно связанных с ведущим видом деятельности. Становление ценностно-смысловых установок неразрывно связано с развитием потребностей младшего школьника, который уже способен рассматривать и объяснять свои поступки, анализировать высказывания старших, с большей ответственностью и осознанно подходить к процессу саморегуляции, что является предпосылкой успешного формирования самооценки. Идеалы, являясь одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника, бывают неустойчивы и быстро меняются под влиянием новых впечатлений. Уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Поведение, деятельность и система отношений к действительности и к самому себе характеризует личность ребенка в целом. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении и потребность общения удовлетворяется в ведущей учебной деятельности, что и определяет взаимоотношения младших школьников.
Существует несколько путей способствующих успешному личностному развитию младшего школьника: создание условий для формирования у школьников познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, внутренней позиции школьника, что будет способствовать успешному формированию компонентов учебной деятельности; создание условий положительной эмоциональной обстановки в классе и дома, что позволит успешно реализовать развивающуюся у младшего школьника потребность в общении; применение принципов индивидуального и дифференцированного подходов в урочной и внеурочной деятельности, что позволит учитывать разнообразие личностных проявлений младшего школьника и создаст возможность развития мотивации успеха; создание и реализация программ работы с младшими школьниками, направленных на развитие отдельных личностных образований: самооценка, рефлексия, нравственная саморегуляция, волевые качества, высшие чувства.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя I под ред. А.Г. Асмолова. — M.: Просвещение, 2008.
Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника I под ред. Н.Ф. Виноградовой. — M.: Изд-во ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010
Источник
Личностный рост ученика (доклад)
статья на тему
В данной статье дается понятие личностного роста при личностно- орпентированном обучении, как дать оценку личностного роста и составить программу личностного роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ
КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ
разработка программ личностного роста для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, из социально неблагополучных семей»
учитель начальных классов
«Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса»
Личностный рост – своеобразный выход за рамки уже достигнутого.
Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.
Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Задачи для учителя:
1.Создавать оптимальные условия для личностного роста.
2.Стимулировать ученика на пути к самосовершенствованию и саморазвитию.
3. Воспитывать самостоятельность.
Оценивая результаты через категорию личностного роста, необходимо подчеркнуть значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, учебному труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и вундеркиндом). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.
Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко :
«К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности учащихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей учащихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки , которая осуществляется по четырем показателям: учеба и творческие достижения; ответственность и инициатива в учебной работе . Но и она не в силах показать зачастую дремлющие в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса нашей школы учителя начальных классов обратились к такой актуальной форме оценивания личных результатов как портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка . Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого ученика преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.
Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают.
Наполнение портфолио не стало для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) — комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:
- Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
- Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.
Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др . Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении.
Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам.
Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.
Например, для проекта в 1 классе «Математика вокруг нас» учащиеся подбирали материалы для создания проекта (картинки, стихи, пословицы, загадки, составляли короткие рассказы).А для проекта по математике «Орнамент на посуде» во 2 классе находили разные виды народных промыслов и историю их возникновения.
На более продвинутом этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения.
Положительное, что дают проекты:
- Значительное повышение мотивации и интереса в обучении
- Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
- Активизация всех видов восприятия и памяти;
- Вовлечение в деятельность всех учащихся в классе с разными учебными способностями;
- Поощрение детского творчества и изобретательности;
- Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;
Таким образом , проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:
- Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
- Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
- В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.
Работать в классе с учащимися, разными по способностям и развитию, учитывать возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого учащегося отдельно, следить за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пытаясь на своих уроках пробовать и применять то новое, что позволяет учащимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения вот что позволит учителю работать на ученика и его успех. И позволит стать учителю успешным.
За последние 5 лет мы сталкиваемся с проблемой, когда в школу приходят дети с низким уровнем умственного развития, «плохой» памятью, из социально- неблагополучных семей. Родители этих детей совершенно не заинтересованы в получении их детьми качественного образования. Возможно эти родители совершенно не понимают, что высокие достижения в учебе нужны не школе, а им лично- для дальнейшего получения образования их детьми , реальной возможности вырваться из социального неблагополучия, бедности. Учителю необходимо на родительских собраниях, личной беседе, консультациях мотивировать родительскую общественность на высокие достижения их детей, убеждать, объяснять, требовать, добиваться поддержки с их стороны. Разработка программ личностного роста каждого ученика должна стать первостепенной задачей прежде всего родителей под контролем и информированием со стороны учителя. Нужно научить родителя составлять такие программы.
Что же представляет собой Программа личностного роста отдельного ученика? С чего начать составлять данную программу?
Во- первых, необходимо дать оценку уровня личностного роста по 17 показателям: Включить презентацию. Таблицу заполняют родители, учитель и ученик под руководством учителя.
Выявив проблемные участки при оценке личностных качеств, мы определяем детей в группы:
- С высокими показателями. (подготовка к олимпиадам, конкурсам, можно на уроках давать задания повышенной сложности, задания исследовательской направленности).
- Со средними показателями, им нужна консультация, их деятельность нужно направлять для улучшения некоторых показателей.
- Это дети, имеющие низкие результаты по всем показателям в учебной деятельности ( с низким уровнем развития, мотивации к учению и т.д.)
Обучающиеся, отнесенные к 3 группе, требуют от учителя особого внимания. Прежде всего необходимо пригласить родителей на беседу в группе или индивидуально, огласить результаты мониторинга на начало учебного года и составить план (программу) дальнейшего образовательного маршрута, поставить цель перед родителями и их детьми, определить задачи повышения уровня (внимания, памяти, усидчивости и др.), определить конкретные мероприятия, дела, выполнение заданий.
По истечение полугодия необходимо провести снова мониторинг, найти изменения в лучшую или худшую сторону, сделать корректировку в программе вместе с родителем и учеником, ведь это личностный рост, и прежде всего в результатах работы должны быть заинтересованы родители и ребенок как личность. В конце учебного года мониторинг повторить для 2 и 3 группы учащихся, отметить их достижения и поставить задачи на следующий учебный год. Возможно, учитель даст домашнее задание на лето с промежуточным контролем отдельных показателей 3 раза за лето. В начале следующего учебного года провести вводный мониторинг с теми же показателями и продолжить реализацию программы личностного роста.
Программу учитель, родитель с ребенком могут составлять в произвольной форме в виде плана необходимых мер, мероприятий, с обязательными сроками выполнения этих мероприятий. Конечно, повышение успеваемости ребенка, его ответственности за свою работу, реальные успехи, желание учиться должны быть стимулом для дальнейшего совершенствования деятельности учителя, родителей и прежде всего самого ребенка. Необходима система работы, родители должны почувствовать повышенное внимание и заинтересованность со стороны учителя. Портрет выпускника начальной школы, описанный в ФГОС, должен быть для школы, учителя, ученика ориентиром в работе.
Источник