Личное письмо как разновидность текста
Разработка урока
6-й класс
Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения», «создание текстов разных стилей и жанров» 1 . Среди текстов, включенных в Требования к уровню подготовки учеников, назван и такой текст, как письмо.
К сожалению, в действующих учебниках русского языка уделяется недостаточное внимание обучению этой разновидности текста: его соответствию ситуации общения (в том числе коммуникативной задаче, сфере употребления и т.д.), его структуре. Необходимо заниматься формированием умений детей продуцировать различные письма также и потому, что эти умения востребованы.
Предлагаем разработку урока на тему «Личное письмо как разновидность текста» по материалу главы «Личное письмо» из учебного пособия «Школьная риторика» для 6-го класса 2 . Этот материал может использоваться в 5-м или 6-м классе.
познакомить школьников со структурой письма, его характеристиками по различным основаниям;
научить составлять разные письма;
прививать чувства доброжелательности, внимание к адресату.
Беседа. Актуализация знаний
Я очень люблю получать письма. А вы любите их получать?
Какие письма вам нравятся больше? (С интересной информацией.)
Кем может быть написано письмо? (Знакомыми, родственниками, подругой и т.д.)
Почему я начала разговор о письмах? (Наверное, темой нашего урока будет письмо.)
Запишем в тетради тему урока: «Письмо как разновидность текста».
Написав письмо, вы вкладываете его в конверт.
Что четко и грамотно должно быть написано на конверте? (Адрес.)
От слова адрес образовалось новое слово – адресат. Кто это? (Человек, который получит письмо.)
А как можно назвать человека, который написал письмо? (Адресант.) На доске и в тетрадях ученики записывают слова: адресат – получатель, адресант – отправитель.)
Зачем люди пишут письма? (Сообщить что-либо, поздравить, пригласить, поделиться чувствами и т.д.)
Вывод. Следовательно, письма бывают разные.
Работа по учебнику
Чем же различаются письма? Прочитаем об этом подробнее в учебнике на странице 53.
Письмо, его характеристика
Адресант: официальный – неофициальный.
Адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый – малознакомый – незнакомый; близкий – родной.
Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача: сообщить (оповестить); поздравить; извиниться; поделиться мыслями, чувствами; поблагодарить и т.д.
Сравним два фрагмента писем. Проанализируем их по плану:
1. Адресат – адресант. (В первом письме общаются хорошо знакомые люди, может быть, друзья; во втором – официальные лица.)
2. Информация. (Первое письмо содержит информацию личного характера, а второе – официального.)
3. Коммуникативная задача. (В первом письме – извиниться, поделиться новостями; во втором – сообщить.)
Милый друг мой!
Получил твое письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через восемь.
Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению закопался в бумагу.
Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чем я спрашиваю.
(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)
Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 21.02.2005 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2005 всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.
Вывод. Письма бывают официальные и неофициальные.
Всегда ли вы охотно и сразу отвечаете на письма? Почему? (Причин задержки ответа много. Одна из них состоит в том, что мы иногда не знаем, о чем писать, что интересно для нашего адресата, как его порадовать, что посоветовать и т.д.)
Сегодня мы будем учиться писать разные письма.
Из каких частей состоит текст письма? (Из тех же, что и многие другие тексты, – вступления, основной части, заключения, но еще обязательно обращение или приветствие.)
Все ли части письма мы назвали? Познакомимся со сведениями о частях письма на странице 55.
Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощание и т.д.
Какие еще части, кроме тех, которые вы назвали раньше, включаются в текст письма? (Подпись, дата – непременные части письма.)
Прочитайте фрагмент письма юной художницы Нади Рушевой. Найдите его основные части. Охарактеризуйте их.
Здравствуй, Алик!
Спасибо за письмо! У нас холодно, и я заболела. Слава Богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала.
Недавно ездила в театр, смотрела кино в кинотеатре «Мир», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля.
Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится. Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», а там рядом отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в Театре им. Маяковского «Медею». Из актеров понравилась только героиня.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
(Вступление – первый абзац; основная часть – информация о себе; заключение – «Пиши длинные письма».)
Что отсутствует в тексте письма? (Нет подписи и даты.)
Что нового вы узнали из основной части письма Нади?
Как вы считаете: в каком настроении Надя писала письмо?
Напишите письмо своему другу (подруге), живущему в другом городе, на одну из тем:
о своих успехах в учебных или иных занятиях;
о своих увлечениях;
о фильме (телепередаче) или спектакле, который вам понравился;
о книге, которую вы прочитали; и т.д.
У кого получилось интересное письмо?
Все ли части представлены в письмах?
Что нового вы узнали о письмах?
Из каких частей состоит текст письма?
В чем различие официальных и неофициальных писем?
Мне очень понравились письма, которые написали… Я дарю вам, ребята, мои письма – поздравления с хорошей работой. На следующем уроке мы поговорим о письмах-поздравлениях.
1 Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку. С. 3.
2 Школьная риторика: 6-й класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Издательский дом «С-инфо»; Баласс, 2003. С. 53–55.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Личное письмо
Личные письма , точнее письма родственникам или близким, могут быть написаны и часто пишутся от руки. Однако письма малознакомым людям и, уж конечно, официальные письма должны печататься на компьютере или на машинке. Естественно, надо стараться делать это на хорошей, качественной бумаге, если, конечно, у вас нет своего личного бланка, что в настоящее время не такая уж редкость даже в России. [1]
Личные письма , посланные по деловому адресу, следует помечать Личное, что служит указанием секретарю, что это письмо не следует вскрывать в офисе; его должен читать только сам получатель. Однако нарушением этикета является отправка по домашнему адресу письма с пометкой Личное, поскольку это слово содержит оскорбительный намек на то, что члены семьи получателя письма вскрывают его почту. [2]
В своих личных письмах к Д. И. Менделееву спириты жаловались, что их противники не знакомы с литературой о спиритизме и не знают, что многие крупные ученые Америки, Англии и других зарубежных стран увлекаются медиумическими явлениями. [3]
Привожу ряд выдержек из личных писем А. Е. Фаворского к автору этой книги, из которых видно, какую огромную работу проводил Алексей Евграфович, даже находясь в большом удалении от своей лаборатории. Пребывая в Боровом, он продолжал непрерывно руководить исследованиями, проводимыми его учениками. [4]
В распоряжении КПК имеется 32 личных письма Кагановича в НКВД с требованием ареста 83 руководящих работников транспорта. [5]
О назначении временного поверенного в делах посылается личное письмо дипл. [6]
Печатные средства связи, идущие вверх, включают личные письма , жалобы, предложения и результаты обследований. [7]
В пятницу 12 октября Никсону были отправлены два личных письма . Одно — от президентов четырех входивших в Арамко компаний — Экссон, Мобил, Тексако и Стандард оф Калифорния было срочно послано через Мак-Клоя. [8]
В последнее время стиль Д.п. заметно упрощается, приближаясь к характеру личных писем . Вместе с тем обязательно соблюдение определенных условностей — последовательности изложения ( заголовок, вступительное обращение, основной текст, заключительная формула вежливости, подпись), оформления. [9]
Прошло несколько месяцев после встречи в Рэдиссон-Славянской, и я неожиданно получил личное письмо . [10]
Текстовый процессор — компонент Works, предназначенный для составления любых документов: деловых и личных писем , объявлений и записок, отчетов. [12]
В призывах, лозунгах, воззваниях, приказах, ораторских выступлениях, официальных и личных письмах обращение, как правило, ставится в начале предложения. [13]
Это видно из всех его статей, напечатанных в это время, выступлений и личных писем . [14]
По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб. [15]
Источник
Личное письмо
Переписка
Существуют три вида личных писем, которые необходимо всегда писать от руки: письма с выражением соболезнования, приглашения и ответы на них, благодарственные записки.
Форма личного письма может быть различной. Если лист бумаги или открытка сложены пополам, то короткое личное письмо принято писать на первой и третьей страничке, оставляя четвертую — внешнюю — чистой, чтобы написанное нельзя было прочитать через конверт. Более длинное письмо можно написать на всех четырех страницах, начиная с первой.
Для удобства вашего корреспондента: обратный адрес следует повторить на бумаге для письма независимо от того, что он указан на конверте на случай, если конверт выбросят, а письмо сохранят. Место для обратного адреса правый верхний угол первой страницы письма. Под адресом принято ставить дату написания письма. Если вы пишете письмо на бланке и адрес уже отпечатан на нем тисненым или обычным шрифтом, достаточно только в правом верхнем углу проставить дату письма.
Заключительная часть письма (форма вежливости) так же, как и обращение, зависит от ваших отношений с адресатом. Лучшее окончание для официального личного письма , . Этими словами принято заканчивать письмо к не очень близкому другу, с которым вы давно не встречались. , — самые распространенные концовки для дружеских писем.
— такое выражение ставится в конце письма, если адресат оказал вам какую-либо реальную услугу. В остальных случаях, при написании благодарственных писем принято употреблять следующие выражения: , , .
Дружеские письма следует подписывать тем именем, под которым вас знает адресат. Если вы опасаетесь, что адресат не узнает вас по почерку или из текста письма ему будет неясно, кто написал письмо, то поставьте в конце письма свое имя и фамилию полностью. Неразборчивый росчерк только затруднит ситуацию. Когда вы посылаете письмо от своего имени и от имени вашей супруги (сестры, мужа или еще кого-нибудь), подписывайтесь только своим именем. На рождественских и других поздравительных открытках допускается совместная подпись.
Правила хорошего тона рекомендуют в конверт опускать сначала открытый, а не сложенный край письма для того, чтобы адресату не пришлось его переворачивать, открывая конверт.
Источник
Личное письмо как разновидность текста
Личное письмо как разновидность текста.
— познакомить учащихся со структурой письма, его характеристиками по
— научить составлять разные письма;
— прививать чувства доброжелательности, внимания к адресату.
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
I Беседа. Актуализация знаний.
Я очень люблю получать письма.
Какие письма вам нравятся больше? (С интересной информацией.)
Кем может быть написано письмо?
(Знакомыми, родственниками, друзьями и т. д.)
Мы не случайно начали разговор о письмах. Тема урока сегодня: «Письмо как разновидность текста». (Запись темы урока)
II Чтение и запись эпиграфа.
— Как вы понимаете слова: «….. в наш бурный век им нет цены»
( К сожалению, в наш век развития информационных технологий для общения друг с другом мы всё реже обращаемся к письмам.)
III Характеристика письма.
— Что чётко и грамотно должно быть написано на конверте? (Адрес)
От слова адрес образовались новые слова:
— Зачем люди пишут письма?
(Сообщить что – либо, поздравить, поделиться чувствами.)
Вывод: Следовательно, письма бывают разные.
— Чем же различаются письма?
Работа со схемой: «Письмо, его характеристика».
Адресант: официальный – неофициальный.
Адресат: официальное лицо – неофициальное письмо; знакомый – малознакомый – незнакомый: близкий – родной.
Информация: деловая – неделовая, личная.
Коммуникативная задача: сообщить, поздравить, извиниться, поделиться мыслями чувствами.
Сравнить по плану два фрагмента письма.
1 Милый друг мой!
Получил твоё письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же
день, а отвечаю – через восемь.
Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению закопался в бумагу.
Напиши, пожалуйста,… как твои дела. Ты знаешь, о чём я спрашиваю.
(Из письма М. Шаляпину)
В ответ на Ваш запрос от 01.01.2001г. сообщаем, что согласно Вашей
просьбе мы направили Вам 30.03.2005г. всю необходимую информацию по
адресу, указанному в Ваших письмах.
Вывод: письма бывают официальные и неофициальные (личные).
Из каких частей состоит текст письма? (Из тех же, что и любой текст, — вступление, основная часть, заключение.)
Все ли части письма вы назвали? Работа с таблицей на доске.
Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинения, вопросы, пожелания.
Основная часть – изложение информации.
Заключение – выражение уважения, любви, почтения, прощание и т. д.
Прочитайте фрагмент письма юной художницы Нади Рушевой. Найдите его основные части.
Спасибо тебе за письмо! У нас холодно и я заболела. Слава Богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала.
Недавно ездила в театр, смотрела кино в кинотеатре «Мир», а оттуда пешком
до «Детского мира» и до Кремля.
Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится. Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия»; а там, рядом отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как – то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в театре им. Маяковского «Медею». Из актёров понравилась только героиня.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
(1 абзац – вступление; основная часть – информация о себе; заключение – «Пиши длинные письма».)
— Что отсутствует в тексте? (Нет подписи и даты.)
— Как вы считаете: передаёт ли письмо настроение Нади?
— У вас на партах лежат письма. Прочитайте их. К каким видам писем вы их отнесёте? (Личные).
Благодарю Вac за присланный вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое. I
Я знаю: вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать вам, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.
Поздравляю тебя с днём рождения.
Желаю тебе всего того, чего ты сам себе желаешь.
Будь счастлив, здоров, помни о любящих тебя друзьях.
Уважаемый и дорогой Антон Павлович!
Обращаюсь к Вам с маленькой просьбой, заранее извиняясь, если она покажется Вам нескромной. Дело вот в чём.
Мы Вас ждем к первому представлению «Дяди Вани». Жду скорого ответа (пишите на театр).
Ваш почитатель, глубоко уважающий Вас.
— Все ли личные письма одинаковы?
(Нет, в них может содержаться не только информация личного характера, но и просьбы, поздравления).
— Прослушайте стихотворение М. Танича «Письмо учительнице». К какому виду личных писем его можно отнести? (Читает 1 ученик наизусть)
Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха
С чёлочкой торчком.
Шлю Вам запоздалое
За мои чернильные
Палочки с крючком.
Если вы позволите,
К вам на арифметику
В детство удеру –
Крестиком и ноликом
И самой главной грамоте –
А в конце послания
Вам желает радостей
Ваш не отличившийся
С третьей парты – помните? –
— Это письмо – благодарность.
— За что благодарит автор свою первую учительницу.
VI Творческая работа учащихся.
Предлагается написать письмо;
I ряд: благодарность
II ряд: поздравление
III ряд: просьба
Прочитайте письма. У кого получилось интересное письмо.
1. Что нового вы узнали о письмах?
2. Из каких частей состоит письмо?
3. В чём различие официальных и неофициальных писем?
4. Какими бывают письма?
VIII В конце урока послушайте несколько советов:
1. Старайся писать ясно и просто.
2. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма тон.
3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.
5. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
Напишите письмо своему другу на одну из тем:
— о своих успехах в учёбе;
— о своих увлечениях;
— о книге, прочитанной вами;
— о родном городе, его достопримечательностях.
Источник