Чулпанский сельсовет
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
Сейчас на сайте
Вход в систему
Муниципальная собственность
Наш новый сайт
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
ЗАШИТА ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
Неприкосновенность личности— принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишен свободы. Статья 9 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».
В законодательстве Российской Федерации принцип неприкосновенности личности заключается в следующем:
— ограничение личной свободы возможно только по определенным
основаниям;
— заключение под стражу возможно лишь в соответствии с
процессуальным законодательством;
— до судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию
на срок до 48 часов.
Статья 22 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Какие права имеет задержанный или арестованный гражданин?
В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержанный или арестованный гражданин обладает правами в соответствии со своим процессуальным статусом. Так, в соответствии с ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе:
1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о
возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола
задержания, либо копию постановления о применении к нему меры
пресечения;
2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в
отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и
показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть
предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 настоящего Кодекса;
3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного
пунктами 2-3.1 части 3 статьи 49 У11К РФ, и иметь свидание с ним наедине и
конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
4) представлять доказательства ;
5) заявлять ходатайства и отводы ;
6) давать показания и объяснения на родном языке или языке,
которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) знакомиться с протоколами следственных действий,
произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в
следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его
защитника либо законного представителя;
10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда,
прокурора, следователя и дознавателя;
11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными
настоящим Кодексом.
С момента предъявления человеку обвинения он приобретает процессуальный статус обвиняемого, его права закреплены в ст. 47 УПК РФ, согласно которой обвиняемый вправе:
1) знать, в чем он обвиняется;
2) получить копию постановления о привлечении его в качестве
обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения,
копию обвинительного заключения или обвинительного акта;
3) возражать против обвинения, давать показания по
предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При
согласии дать показания обвиняемый должен быть предупрежден о том, что
они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу,
в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 УПК РФ;
4) представлять доказательства ;
5) заявлять ходатайства и отводы ;
6) давать показания и объясняться на родном языке или языке,
которым он владеет;
7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том
числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и
продолжительности;
10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях,
производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо
законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и
подавать на них замечания;
11) знакомиться с постановлением о назначении судебной
экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с его заключением;
12) знакомиться по окончании предварительного расследования со
всеми материалами уголовного дела и выписывать оттуда любые сведения в
любом объеме.
Может ли задержанный или арестованный гражданин делать выписки
из материалов уголовного дела или снимать копии с них?
Безусловно, да, если речь идет о подозреваемом лице. Такое право подозреваемого, подвергнутого задержанию или аресту, закреплено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
— снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;
— приносить жалобы на действия (бездействие) и решения
дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их
рассмотрении судом;
· возражать против прекращения уголовного дела;
· участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах
первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом
вопроса об избрании в отношении него меры пресечения:
— знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания:
— обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать
копии обжалуемых решений;
— получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и
представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;
· участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением
приговора;
· защищаться иными средствами и способами, не запрещенными
настоящим Кодексом.
Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.
Кто имеет полномочия задерживать и на какой срок?
Отвечая на вопрос о том, кто в правоохранительных органах и на какое время может задерживать, хотелось бы отметить, что следует отличать административное задержание от уголовного.
Статья 27.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяет, что административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица, оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при
выявлении административных правонарушений, дела о которых в
соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних
дел (милиции) либо административных правонарушений, по делам о которых
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних
дел (милиция) составляют протоколы об административных
правонарушениях, а также при выявлении любых административных
правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы о соответствующих
административных правонарушениях;
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное
лицо ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних
дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений,
связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или вещам либо
с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в
охраняемую ими зону;
3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при
выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем
транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации,
внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,
войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно
строительных воинских формирований при федеральных органах
исполнительной власти;
4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица
органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных
правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы
Российской Федерации, а также при выявлении административных
правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне
Российской Федерации;
5) должностные лица таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил;
6) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных
правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, а также
административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объектам или вещам либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
7) должностные лица органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении
административных правонарушений, дела о которых в соответствии со
статьей 23.63 КоАП РФ рассматривают эти органы, либо административных
правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2
статьи 28.3 КоАП РФ указанные органы составляют протоколы об
административных правонарушениях;
8) должностные липа, осуществляющие контртеррористическую
операцию, — при выявлении административных правонарушений,
предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ;
9) судебные приставы но обеспечению установленного порядка
деятельности судов — при выявлении административных правонарушений,
предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 КоАП РФ, а также
при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в
здании суда (помещении суда).
Уголовно-процессуальный порядок задержания регламентирован ст. 91-92 УПК РФ.
Производить задержание вправе орган дознания и следователь в случаях:
— когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после совершения;
— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как совершившее преступление;
— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены следы преступления.
Может ли задержанный настаивать на уведомлении о его задержании родственников или руководства по месту службы (учебы)? Задержанный сам осуществляет это действие?
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель или следователь обязан не позднее 12 часов с момента задержания уведомить родственников либо предоставить это сделать самостоятельно самому подозреваемому. В отношении несовершеннолетних это правило непреложно. Однако при необходимости в интересах следствия сохранить в тайне факт задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК РФ).
На какой срок может быть задержан гражданин, и каковы основания для задержания?
Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.3 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ не дает четкого определения понятию «задержание», однако регламентирует исчерпывающий перечень оснований к задержанию.
Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ори наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или
непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище
будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать человека
б совершении преступления, он может быть задержан, если пытался
скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Каков порядок задержания подозреваемого? Имеет ли задержанный право на конфиденциальное свидание с защитником? Сколько может длиться свидание?
Порядок задержания определен в статье 92 УПК РФ.
Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен бьпъ составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части 2 статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае свидание не может быть длиться менее двух часов.
Каковы обязанности должностного лица, осуществившего задержание?
Должностное лицо, применившее меры административного или процессуального принуждения в соответствии с КоАП РФ, УПК РФ, Федеральным законом «О полиции», обязано разъяснить права и обязанности задержанному или иному лицу, в отношении которого применяются меры принуждения, а также при необходимости обеспечить ему возможность реализации своего права на защиту.
В каких случаях следует обращаться в прокуратуру, и каков механизм этой процедуры?
Обо всех нарушениях закона граждане вправе сообщить в прокуратуру, подав соответствующее обращение. Должностные лица органов прокуратуры в пределах своей компетенции обязаны принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав.
При этом гражданам следует помнить, что обращаться в другие органы власти, которые в силу действующего законодательства не наделены полномочиями по контролю за административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, бессмысленно.
Нередко граждане ошибочно обращаются по данным вопросам в неуполномоченные на то органы власти: Администрацию Астраханской области, Государственную Думу Астраханской области, в центральные органы власти Российской Федерации, которые не обладают соответствующими полномочиями и поэтому поступившие к ним обращения граждан перенаправляют в органы прокуратуры.
В прокуратуре Икрянинского района надзор за законностью при расследовании уголовных дел осуществляет заместитель прокурора района Тулебаев Р.Б. , который и обладает с оответствующими полномочиями.
Источник