- Пословицы и поговорки о природе с объяснением смысла
- Пословицы и поговорки о природе с пояснениями для детей
- Это интересно
- Урок по чтению на тему » Стрекоза и муравей»
- Онлайн-конференция
- «Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
- Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Пословицы и поговорки про лето
Пословицы и поговорки о природе с объяснением смысла
Пословицы и поговорки о природе с пояснениями для детей
Весенний день год кормит.
Вариант. Летний день год кормит.
Весной и летом необходимо сконцентрировать все силы на выращивании урожая, чтобы можно было сделать запасы необходимого на весь год. Есть и образное значение: все нужно делать вовремя, чтобы получить положительный результат.
Весной дни долгие, да нитка коротка.
Имеется в виду, что весной, когда все оживает, на улице прекрасная погода, совсем не хочется работать. «Нитка коротка» — закончился рабочий материал, конец работе.
В апреле земля преет — спеши пахать и сеять.
Весной нужно точно определить, когда земля уже прогрелась, но в ней еще достаточно влаги, — в это время нельзя терять ни дня и нужно заниматься посевными работами.
Лето — припасиха, зима — прибериха (подбериха).
Похожие по смыслу. Лето собирает, а зима поедает.
Что летом приволочишь ногами, то зимой подберешь губами. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.
За лето надо успеть вырастить урожай и сделать запасы для животных, тогда можно будет пережить зиму. Все нужно делать вовремя. Припасиха — эпитет от слова «припасы», относится ко времени года, когда делают запасы, прибериха — ко времени года, когда потребляют то, что было припасено.
Коси, коса, пока роса.
Вариант. Коси, коса, пока роса, роса долой — и ты домой.
Роса лежит на траве на рассвете, косить траву лучше всего именно в это время — еще прохладно, а трава самая сочная. И вообще все нужно делать вовремя.
Лето не без грозы, проводы не без слезы.
Летом всегда бывают грозы точно так же, как проводы, особенно на службу в армию, редко обходятся без слез.
Летом два дня льет — час сохнет, осенью — час льет, две недели сохнет.
Летом под солнечными лучами земля высыхает быстро, а после даже не очень длинного осеннего дождя надолго наступает распутица, ведь солнце в это время года уже почти не греет.
В зимний холод всякий молод.
На Руси в суровые, холодные зимы во время праздничных народных гуляний укрыться от мороза было негде, поэтому приходилось много двигаться, участвовать в различных состязаниях, как в молодости, чтобы не замерзнуть.
В августе зима с летом борются
В это время по утрам уже могут быть даже заморозки, а днем может стоять жара. Ночи становятся длиннее, а вода холоднее.
Кто в августе гуляет, тот зимой голодает.
Похожая по смыслу. Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.
Справедливая поговорка в отношении крестьян. В августе не время гулять, крестьяне собирают урожай и запасают все необходимое на зиму.
Март похоронит, август схоронит.
В марте пшеницу похоронят в землю — посеют, а августе схоронят — уберут в амбары.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Последний месяц зимы часто бывает самым морозным и вьюжным.
Одна ласточка весны не делает.
Эту пословицу употребляют, когда хотят предостеречь от поспешных выводов. Связывают пословицу с басней древнего грека Эзопа о легкомысленном юноше, который потратил все, кроме плаща. Увидев возвратившуюся ласточку, он продал и его, понадеявшись на то, что она — знак прихода весны. Однако грянул мороз, и юноша обвинил в своих несчастиях замерзшую ласточку.
Пословицы народов мира
• Дождь в засуху — золотой дождь (японская).
• Снег — одеяло для пшеницы: чем толще, тем ей лучше спится (китайская).
• Готовь сено, пока солнце сияет (английская).
• Не все тучи с собой дождь несут (итальянская).
• В лунные ночи снег не тает (киргизская).
Всякому семени свое время.
Разные сельскохозяйственные культуры сеют в разное время, что и отражает данная поговорка. В переносном смысле: всякое событие происходит в свой срок.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Температура почвы под снегом намного выше, чем на открытом пространстве. Снег, покрывая землю, спасает посеянные под зиму семена, не дает им вымерзнуть. Помогает он пережить суровые зимы и плодовым деревьям.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Пословица отражает характер погоды в эти времена года, который отличается большим непостоянством.
Грач на горе — весна на дворе.
Пословица указывает на народную примету: с прилетом грачей наступает весна, устанавливается теплая погода.
Крупный дождь долго не идет.
Дождь с крупными каплями, обычно летний, бывает обильным, но недолгим, в отличие от осеннего дождя — с мелкими каплями, но затяжного.
Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
Снег сохраняет семена злаков от морозов, а значит, и урожай хлеба после снежной зимы более высокий; обильные же весенние и летние дожди — залог того, что на лугах будет много травы.
Зимой волка бойся, а летом мухи.
Эта пословица говорит о главных бедах для сельского жителя: зимой голодные волки часто наведывались в деревню за пропитанием, а летом досаждают надоедливые мухи, которые распространяют много болезней.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весной пригревает солнышко и на душе веселее, но все запасы уже подошли к концу, а осенью, хоть и идут дожди и солнце прячется за тучами, но закрома полны всяческих запасов.
Осенью и воробей богат.
Осенью, когда на деревьях много ягод, а на полях вызревают семена трав, птицы не голодают, и даже воробья можно назвать богачом.
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Весенних дождей все ждут — от них зависит, взойдут ли посеянные семена, а осенние дожди, когда идет сбор урожая, только усложняют жизнь крестьянина.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Весной, когда тает снег, даже маленькие ручейки превращаются в бурные реки, а летом, во время жары, они иногда даже пересыхают.
Возле леса жить — голодному не быть.
Лес — подспорье для сельского жителя, ведь в нем растут грибы и ягоды, которые испокон веков употребляли в пищу.
Это интересно
Приведем еще подборку поговорок и пословиц, которые распространены в основном в усеченном виде, в их полных вариантах.
• В одном кармане вошь на аркане, в другом — блоха на цепи.
• Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота, ни образа помолиться, ни хлеба, чем подавиться.
• В ступе воду толочь — вода и будет.
• Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.
• Шито-крыто, а узелок-то тут.
• Собаку съел, только хвостом подавился.
• Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
• На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
• Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
• Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
• Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
• За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
Источник
Урок по чтению на тему » Стрекоза и муравей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: И.А.Крылов « Стрекоза и муравей»
Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова « Стрекоза и муравей»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Портрет И.А.Крылова, его книги; мультфильм « Стрекоза и муравей»; карточки( текст для речевой разминки, задания).Слайды 1.-6
а ) Речевая разминка
Прочитайте текст, определите его жанр.( Это небылица)
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Прочитайте небылицу с « ворчащей» интонацией ( с удивлением, весело), быстро.
Постановка целей урока
— Догадайтесь какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк( И. Крылов)
Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
Сегодня мы познакомимся еще с одной басней И.А.Крылова « Стрекоза и муравей»
Будем учиться читать ее по ролям.
Работа по теме урока
а) Просмотр мультфильма « Стрекоза и муравей»
— Каковы ваши впечатления от басни?
б) Словарная работа
— Как надо понимать слова «удручена», « вешних»?
— Объясните, как вы понимаете следующие выражения:
* Оглянуться не успела. ( Прошло очень быстро)
*Как под каждым ее листком, был готов и стол и дом.( Везде могла найти еду и место для отдыха)
*И кому же в ум пойдет…( Никто даже не подумает…)
в) Обсуждение басни
— Кто из героев басни вам понравился и почему?
— Справедливо или нет поступил Муравей?
— Почему Стрекоза « злой тоской удручена»?
— Сочувствуете ли вы ей?
— В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы ее понимаете?
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто старательно шагал-
Не споткнулся , не упал.
а) Чтение по ролям
( Вначале- подготовка к чтению по ролям: чтение басни цепочкой.)
— Сколько действующих лиц в этой басне?
— Найдите слова автора, прочитайте их.
— Найдите слова Стрекозы. Прочитайте их.
( обратить внимание на то, что слова героев записаны в кавычках)
— Найдите слова Муравья, прочитайте.
— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
( Чтение басни по ролям)
б) Работа в парах. Игра « Соберите пословицы»
— Соберите пословицы ( Найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходят к басне.
За большим погонишься- людей насмешишь.
Кто веселиться весной- зимой с сумой побежишь.
Поспешишь- потехе час.
Делу – время, тот плачет летом.
Лето пролежишь- малое потеряешь.
( Ответ: За большим погонишься- малое потеряешь. Кто веселится весной- тот летом плачет. Поспешишь- людей насмешишь. Делу время, потехе — час. Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.)
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение ( или чтение наизусть) басни « Лебедь, рак и щука»
Рефлексия.( На экране слайд 6 « Подведем итоги»)
Сегодня я узнал (а)…
Урок заставил меня задуматься…
Я хотел(а) бы предложить…
9. Подведение итогов урока.
— Что такое басня?
— Какова основная мысль басни « Стрекоза и муравей»?
Подготовить выразительное чтение басни ( можно выучить)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 935 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 879 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 287 человек из 63 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-812896
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьник из Челябинской области стал победителем конкурса «Ученик года — 2021»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Пословицы и поговорки про лето
Иллюстрацией, служит картина художника Марины Сидоренко, «Лето» — 40/60 масло, холст 2012 год. http://uaMarina.com, http://marina.kiev.ua
By illustration, the picture of artist Marina Sidorenko serves, » Summer» — 40/60 oil on canvas, 2012 year. http://uaMarina.com, http://marina.kiev.ua
Пословицы и поговорки про лето
• Знать по цвету, что дело идет к лету.
• Лето — золотая пора, не теряй ни минуты зря.
• Всякий, кто дорос — спеши на сенокос.
• Дождливое лето хуже осени.
• Худо лето, когда солнца нету.
• Каково лето, таково и сено.
• Красное лето — зеленый покос.
• Кукушка приносит весточку о лете, ласточка — теплые дни.
• Летний день год кормит.
• Летний день — за зимнюю неделю.
• Лето идет вприпрыжку, а зима — вразвалочку.
• В летнюю пору заря с зарей сходится.
• Летняя неделя дороже зимней.
• Лето — припасиха, а зима — подбериха.
• Лето собирает, а зима подбирает.
• Лето — отрадная пора, с курами ложись, а с петухами на работу вставай.
• Лето работает на зиму, а зима на лето.
• Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
• Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
• Летом с удочкой, зимой с сумочкой.
• Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
• Летом дома сидеть — зимой хлеба не иметь.
• Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.
• Летний день на вес золота, он дороже зимней недели.
• Одна только пора, когда сено косят.
• Одним днем лето не опознаешь.
• Ранний дождь озолотит, а поздний разорит.
• Счастливы те поля, на которые летний дождь выпадает впору.
• Уборка — всему венец, береги каждое зернышко, а каждую крошку — в лепешку.
• Хлопотно летом — зато сытно зимой.
• Худое лето, коли сена нету.
• Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
• Что летом родится, то зимой пригодится.
• Что по лету расстроишь, годом не соберешь.
Источник