- Что значит лепечет ребенок
- Детский лепет: важная часть развития речи, которую многие упускают из виду
- Почему появляется лепет?
- А если лепета нет?
- Всегда ли проблемы с лепетом значат что-то серьёзное?
- Что значит лепечет ребенок
- Нужны занятия с логопедом?
- Пассивный и активный словарь
- Грамматический строй речи и звукопроизношение
- Нормы развития речи на втором году жизни малыша
- Симптомы задержки речевого развития малыша
- Самостоятельная диагностика задержки развития речи
- Проверка слуха
- Диагностика мелкой и крупной моторики
- Диагностика органов артикуляции
- Проверка понимания речи
- Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет
Что значит лепечет ребенок
Часто речь маленьких детей может понять только тот, кто с ними живет. В таком возрасте речь ребенка носит ситуативный характер. Иногда дети в определенных ситуациях начинают использовать слова из своего «детского словаря».
Есть дети, которые уже в полтора года хорошо говорят, используют десятки слов. Их молчаливые ровесники обычно понимают много слов, а вот в речи используют значительно меньше. Очень часто в это виноваты сами родители. Он стараются сами договорить за ребенка, задают наводящие вопросы, и ребенку ничего не остается, как просто кивнуть в ответ. Поэтому ребенку нет необходимости объяснять, выражать свои желания, его итак понимают. Такой метод диалога подходит для детей до года, но ни в коем случае для двух- или трехлетних детей. Как же поступать, чтобы ваш ребенок заговорил?
В первую очередь, делайте вид, что не понимаете того, о чем говорит ребенок. Переспросите его или сделайте совсем не то, что он имел ввиду. Ребенку будет приятно чувствовать себя более сообразительным, чем мама, и его речь с этого моменты может начать развиваться.
Ребенок, который не говорит нормально, придумывает язык для себя сам. Сначала он начинает говорить на нем в процессе игры, обращаясь к игрушкам, потом может начать планировать свои будущие действия. В такой ситуации важно помочь своему ребенку, задавать ему конкретные наводящие вопросы. Например, «Куда ты хочешь положить эту игрушку?», «Что ты собираешься собрать из кубиков?». Ответы на вопросы не должны быть односложными. Развернутые диалоги между родителем и ребенком помогут последнему научится вести беседы как внутренние, так и внешние на понятном всем языке.
Расширяйте словарный запас ребенка, не делайте скидку на его возраст. При разговоре с ребенком используйте развернутые предложения, говорите с ним нормальным тоном, комментируйте свои действия. Конечно, это не означает, что надо начать читать ему заумные доклады, но и доводить свою речь до «сюсюкания» не следует.
Чем больше слов слышит ребенок, тем больше его словарный запас, пусть даже пока и пассивный. То есть расширяется состав слов и фраз, которые он понимает, хотя пока и не употребляет в своей речи.
Не читайте маленькому ребенку нотаций. Даже если он хорошо говорит, он еще не понимает всего того, что слышит. Маленькие детки с трудом понимают абстрактные рассуждения о том, что нельзя совать пальцы в розетку, или что капризничать нехорошо. Он просто еще не дорос до сложных объяснений, не злитесь на него, если у него не хватает терпения выслушивать до конца ваши наставления.
Маленькие дети начинают говорить с простых слов, сначала с существительных и местоимений, потом начинают проговаривать прилагательные и глаголы. В тот момент, когда устанавливается речь ребенка, очень важно, чтобы родители сами использовали грамотную речь. Нельзя повторять за ребенком его неправильный детский лепет, это, конечно, и забавно, но пользы для ребенка от этого мало.
Чтобы не отбить у ребенка желание говорить, не одергивайте его каждый раз, если он произносит неправильные выражения. Просто сами говорите каждый раз правильно, и малыш, вслед за вами, научится правильно выговаривать и строить предложения. На том этапе, когда речь ребенка, начинает устанавливаться, главная задача родителей — стимулировать желание ребенка не только говорить, но и общаться.
Отметим, что до полугодовалого возраста ребенок способен только улавливать интонации речи. В 9-10 месяцев ребенок понимает много слов, может выполнять просьбы родителей — указывать на предметы, на людей, брать и класть на место определенные вещи.
В год детки уже могут осознанно произносить около десятка слов. К двум годам в словарном запасе ребенка примерно триста слов. А в трехлетнем возрасте количество используемых слов должно быть около полутора тысяч. Ребенок может говорить уже на одном уровне с взрослыми.
Соблюдая вышеизложенные рекомендации, вы поможете своему ребенку правильно и раньше заговорить.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
Детский лепет: важная часть развития речи, которую многие упускают из виду
Важной стадией формирования полноценной речи является момент, который многие родители упускают из внимания или замечают только потому, что это «миленько» — это детский лепет.
Лепет предшествует речи и являются результатом экспериментов младенцев со способностью произносить звуки. У большинства детей с нормальным развитием лепет (комбинация гласных и ранних согласных, типа » ба-ба-ба «, » да-да-да » и прочее) в норме появляется в период с 6 до 10 месяцев.
То, насколько быстро этот набор слогов трансформируется в речь, не в последнюю очередь зависит от реакции окружающих взрослых и их диалогов с малышом. Однако тут есть нюансы:
Во-первых, бесконечно » говорить с ребёнком обо всём » тут оказывается хоть и неплохо, но не так важно, хотя это советуют все, кому не лень. Дети 6-10 месяцев пока ещё имеют очень ограниченное понимание речи, поэтому пространные речи взрослого ни о чём, да обо всём, для них по большей части выглядят как бессмыслица. Зато очень эффективно на накопление пассивного словаря и ускорение развития собственной речи малыша действуют:
- Поясненияко всему , на что указал ребёнок;
- Короткие, понятные пояснения к предметам , с которыми он напрямую взаимодействует ;
- «Приклеивание» лепета к похожим настоящим словам . Например, малыш лопочет » Ба-ба-ба » — можно сказать, показывая на бабушку или её фотографию: » Да, это ба-ба. Бабушка «;
Во-вторых, с детьми важно говорить «взрослой» речью, однако это в первую очередь касается правильного употребления слов. Вот такое вот: » Усю-сю-мусю, сисяс вытьремь сюсюшечку » не надо говорить ребёнку, так как это образец неправильной речи. Однако подчёркнуто высокая и ласковая интонация напротив очень желательна, так как заставляет ребёнка куда больше обращать внимание на речь, чем если говорить с ним «взрослым» невыразительным тоном.
Интонация привлекательна для абсолютного большинства детей. Именно поэтому для малышей, которые вследствие тяжелого нарушения речи или развития не понимают, что им говорят, часто оказываются более продуктивными те игры и подача обучающей информации, где используется яркая, эмоционально выразительная интонация, а не монотонное: «Бубубу это пирамидка, бубубу вешай на неё кольца». Интонация стимулирует таких детей больше слушать, а значит и учиться понимать.
Почему появляется лепет?
Судя по тому, что лепет есть у младенцев всех народов, это врождённая стадия развития, предшествующая речи. Детский лепет по сути уже является первыми попытками говорить на своём языке: от 0 до 6 месяцев дети, даже рожденные на разных концах планеты, по издаваемым звукам (гуление, вокализации) особо ничем не отличаются друг от друга. А вот лепет уже будет содержать в себе именно часто слышимые малышом звуки родного языка.
Кроме тренировок произношения, лепет — это важная стадия коммуникативного развития . Когда младенец начинает лопотать, он видит, что это привлекает взрослого, который что-то начинает ему пояснять или просто умиляется. До него быстро доходит, что даже такой зачаточной речью уже можно привлечь к себе внимание, чтобы пообщаться. И кроха умело пользуется этим — уже к 12 месяцам многие дети начинают не просто лепетать » та-та-та » в воздух, не называя так конкретный предмет, а и произносить первые лепетные слова и звукоподражания, которые уже что-то значат , пусть произношение пока ещё и очень далеко от идеального и понятного. После появления первых значащих «слов», лепет начинает угасать.
А если лепета нет?
Это тревожный симптом, хотя его многие не замечают. Детский лепет это такая же стадия развития, как какое-нибудь «перевернулся» или «пополз». И если с последними вещами носятся, наверное, все кому не лень, то наличие/отсутствие лепета в сроки 6-10 месяцев часто упускается из виду.
Задержка лепета допустима для детей с определёнными особенностями здоровья и развития. Так, у детей с синдромом Дауна лепет появляется обычно на 2 месяца позже нормы. Не стоит ждать «болтливости» вовремя и от малышей, которым из-за операции разрезали гортань. Глухие дети также лепечут в среднем на месяц позже.
В остальных случаях упорно молчащий ребёнок это один из тревожных симптомов проблем с развитием, таких как аутизм, тяжелые нарушения речи, задержки психического развития.
Эти дети могут вообще не лепетать или начать делать это очень поздно. Например, малыши с аутизмом по статистике начинают лепетать как норма на 1-1,2 года позже, чем это должно было быть. Зато потом они застревают на стадиях вокализаций и лепета уже надолго и не могут от них избавиться, пока не перейдут к нормальной речи, что происходит нескоро, так как для этой группы детей характерна значительная речевая задержка.
Бывает, что лепет у ребёнка с расстройством аутистического спектра всё же появляется в нормальные сроки, однако он выделяется бедностью и быстро отпадает. Так происходит потому, что ребёнок не стремится к общению: ему не интересно то, что взрослые начинают реагировать на его говорливость, либо может быть вообще неприятно, что с ним из-за этого пытаются больше общаться. В итоге лепет не получает должного развития и угасает.
Такая же история, кстати, характерна и для детей с сенсорным компонентом алалии, но с тем отличием, что у них лепет не может перейти в речь, так как ребёнок ничего не понимает и в целом невнимателен к речи. У моего сына сенсомоторная алалия. Лепет появился в нормальный срок (8,5 месяцев). Однако длился он от силы несколько недель, а потом отвалился так и не получив развития, поскольку Лёва не обращал внимания на мои слова и ничего не запоминал из общения.
Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как моторная алалия, диспраксия, сильная дизартрия и т.д. могут иметь бедный лепет или вообще молчать как рыбы в силу того, что такие нарушения влияют на иннервацию органов артикуляции. Простыми словами это значит, что детский мозг не понимает, где у него рот и как им управлять, чтобы сказать, например, » Га «.
Также, по своему опыту могу сказать, что когда уже позже приходишь с ребёнком к врачу или логопеду, один из первых вопросов, который они задают, будет именно про наличие/отсутствие лепета, так как это действительно важная стадия развития речи. Кстати, и для вызова речи чаще всего используются именно распевки и звукоподражания в том или ином виде — ребёнка таким образом пытаются провести по стадии лепета, чтобы из него «слепить» полноценную речь, как это должно происходить в норме.
Всегда ли проблемы с лепетом значат что-то серьёзное?
Предвидя вопросы из серии » У ребёнка бедный лепет — это аутизм? » или » Ребёнок лепетал, а потом перестал — всё пропало? «, сразу скажу, что важно смотреть на ситуацию в комплексе . Проблемы с лепетом являются тревожным сигналом, когда ребёнок не обращает внимания на своё имя (в норме дети начинают реагировать на него в период 4-6 месяцев), неконтактен или не заинтересован в общении.
Что значит «не заинтересован в общении»? Малыш может быть не против общества или чтобы вы таскали его на руках, однако любые ваши попытки поиграть в какие-нибудь ладушки, почитать, показать ему что-либо и даже посюсюкать, будут в 99% незамеченными. Будет складываться ощущение, словно бы вы ему и не нужны. Так, обслуга, которая носит/кормит/сидит рядом, и не более.
Если же в целом видно, что младенец стремится к вам, других нюансов по развитию и здоровью нет (под статьёй есть пара материалов о симптомах нарушений развития), то бедный лепет , хоть и может намекать на потенциальные проблемы с речью в будущем, в одиночку вряд ли говорит о значительных отклонениях — некоторые дети пропускают эту стадию и могут сразу выдавать какие-то слова.
Это конечно не значит, что надо пускать всё на самотёк. Лучшая стратегия здесь это засунуть свою тревожность куда подальше, наблюдать и стараться развивать речь и ребёнка в целом. И если уже позже станет ясно, что имеет место какая-либо задержка, нужно показать малыша специалистам по профилю.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Источник
Что значит лепечет ребенок
Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года.
Нужны занятия с логопедом?
Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.
В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).
На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.
Пассивный и активный словарь
В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.
Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.
Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.
К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).
Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).
Грамматический строй речи и звукопроизношение
После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.
К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).
Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.
Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.
Нормы развития речи на втором году жизни малыша
Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:
- малыш отвечает на простые вопросы;
- он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
- ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
- его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
- к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
- он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
- он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
- ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
- начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
- он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
- малыш может показать две — три части тела или больше;
- слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.
Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.
Симптомы задержки речевого развития малыша
Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.
Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:
- моторная алалия
- сенсорная алалия,
- дизартрия,
- афазия,
- ринолалия,
- тугоухость, или отсутствие слуха,
- задержка речевого развития,
- общее недоразвитие речи.
В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:
- ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
- когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
- малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
- ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
- сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
- к 2 годам в речи почти нет слов.
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.
Самостоятельная диагностика задержки развития речи
Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:
- не нарушен ли у малыша слух,
- в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
- сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
- в какой степени он понимает обращённую к нему речь.
Проверка слуха
Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:
- малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
- он не поворачивается к источнику звука;
- ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
- малыш не понимает, когда к нему обращаются;
- он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
- ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.
При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.
Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.
Диагностика мелкой и крупной моторики
Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.
Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:
- он умеет бегать;
- неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
- невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
- ударяет ногой по мячику;
- перешагивает через предметы;
- марширует, хотя и не слишком ловко;
- может пятиться назад.
Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:
- пытается остановить катящийся к нему мячик;
- он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
- ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
- у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
- он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
- отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.
Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.
Диагностика органов артикуляции
Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.
- прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
- прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
- открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
- высокое и узкое нёбо («готическое»);
- укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
- массивный или очень маленький язык.
Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.
Проверка понимания речи
Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:
- предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
- понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
- собрать матрёшку или пирамидку
- попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
- предложить показать у себя или у куклы части тела;
- попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
- предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.
Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.
Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет
Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.
Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:
- учить малыша подражать речи взрослых;
- поддерживать его стремление общаться с окружающими;
- развивать умение понимать речь близких людей;
- учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
- перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
- различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
- складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
- учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.
Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).
Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.
Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.
Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.
Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.
Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.
Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.
Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.
Источник