- Легальность власти
- Смотреть что такое «Легальность власти» в других словарях:
- Понятие легитимности и легальности государственной власти
- Что такое легальность власти
- Объекты легальности
- Власть
- Политические институты и партии
- Отдельные личности в политике
- Что предполагает легальность
- Что такое легитимность
- Признаки легитимности
- Типы легитимности
- Соотношение легальности и легитимности власти
- Легальность и легитимность государственной власти
- Легальность государственной власти
- Процессы легализации власти в разнородных обществах
- Готовые работы на аналогичную тему
- Легитимность государственной власти
Легальность власти
Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .
Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .
Смотреть что такое «Легальность власти» в других словарях:
Легальность — (лат. legalis законный) 1) соответствие власти действующим законам; 2) узаконенность деятельности, которая основывается на документах и общепринятых нормах; 3) понятие, выражающее формально юридическую законность, объектом которой может быть… … Политология. Словарь.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ — ( лат. legalis законный) : понятие, выражающее формально юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. Л. устанавливается и гарантируется властью. Л., в отличие от легитимности… … Политология: словарь-справочник
ЛЕГАЛЬНОСТЬ — (лат. legalis законный) законность, юридическая правомерность политической власти (парламента, правительства, главы государства и пр., избранных в соответствии с установленными юридическими процедурами) … Политологический словарь-справочник
Легитимность — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
ЛЕГИТИМНОСТЬ — (лат. legitimus законный, правомерный) степень соответствия политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения власти. Автор термина, немецкий ученый М. Вебер,… … Политологический словарь-справочник
Рябов, Андрей Виленович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рябов. Рябов, Андрей Виленович … Википедия
Рябов, Андрей — Андрей Виленович Рябов (родился в 1956), российский политолог. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность 3 Избранные труды … Википедия
Рябов А. — Андрей Виленович Рябов (родился в 1956), российский политолог. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность 3 Избранные труды … Википедия
Рябов А. В. — Андрей Виленович Рябов (родился в 1956), российский политолог. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность 3 Избранные труды … Википедия
Рябов Андрей Виленович — Андрей Виленович Рябов (родился в 1956), российский политолог. Содержание 1 Образование 2 Профессиональная деятельность 3 Избранные труды … Википедия
Источник
Понятие легитимности и легальности государственной власти
Что такое легальность власти
Под легальностью власти подразумевают её законность, соответствие правовым нормам. Понятие не стоит путать с легитимностью, которая означает принятие власти народом.
Легальность является характерной чертой государственной власти и носит юридическое обоснование. Предполагает способность со стороны власти действовать в рамках закона. Если власть нарушает нормы упорядоченности социальных и политических отношений, то становится опасной для общественной жизни.
Легальная власть опирается на писаные нормы, обязательные для исполнения, в то время как нелегальная опирается на правила поведения, которые известны лишь узкому кругу людей. Для нелегальной власти характерно применение жестких санкций, приводящих к дестабилизации общественной жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Распределение политической власти происходит неравномерно. Так, большая часть граждан изолирована от политики и не принимает участия в управленческой государственной деятельности. Даже в демократических режимах, где формально источником власти выступает народ, её настоящим носителем является узкий круг лидеров и элиты.
Объекты легальности
Объектами легальности выступают: власть, политические институты и партии, отдельные личности в политике.
Власть
Власть присуща любой общности людей. Для нее характерно отношение господства и подчинения, опирающееся на принуждение. Благодаря институту власти общество становится целостным и управляемым. Власть способствует организованности и созданию порядка, существовала и существует в любом виде общества: семье, племенах, роде, обществе и государстве.
Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. В более узком смысле под госвластью подразумеваются публично-политические отношения господства между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
Власти присущи следующие черты:
- распространяется на всё общество и на территорию государства;
- опирается на государственное принуждение;
- осуществляется через специальный государственный аппарат;
- обладает суверенитетом.
Политические институты и партии
Политический институт – это система учреждений, обслуживающая процесс реализации политической власти. Данные институты гарантируют обеспечение для установления и поддержания политической власти, сотрудничество власти с разными областями политической жизни, политическое информирование общества и иные существенные для населения функции.
Так, политическими институтами выступают:
- государство;
- общественные движения;
- партии.
Функции политических институтов:
- консолидирование общества воедино с целью реализовать его интересы;
- разработка специальных программ, выражающих интересы социальных групп и создание условий для их осуществления;
- охрана системы ценностей общества и тех отношений, которые выражают интересы общества;
- создание условий для активного развития политических процессов для реализации приоритетов общественных сил.
Политические партии – это организации, действующие непрерывно, которые существуют на национальном уровне и на местном. Их целью служит получение и отправление власти. Партия состоит их самых активных представителей социальной группы с идентичными политическими взглядами и идеями.
- Исполнение своих функций в течение длительного времени, организованность и порядок, закрепленный в уставе в виде формальных норм и правил.
- Наличие организаций на местах, которые поддерживают связи с руководством.
- Нацеленность на обладание властью и последующим её распоряжением.
- Народная поддержка.
- Единая идеология, наличие целей и стратегий.
Функции партии бывают внешние и внутренние.
Внутренние функции относятся к выбору новых участников, обеспечению финансирования партии и установлению взаимодействия между руководителем и местными организациями.
Внешние функции выражены в:
- разработке идеологии, формировании мнения общества, распространении политической культуры;
- создании условий для реализации политических амбиций человека;
- организации избирательных кампаний;
- защите и отстаивании интересов населения;
- подготовке кадров для создания политической элиты;
- борьбе за государственную власть.
Отдельные личности в политике
Политология определяет личность как совокупность качеств, которыми обладают многие индивиды.
Личность как субъект политики определяют следующие качества:
- «Автономия» личности в обществе, благодаря которой формируются потребности и интересы.
- Способность ставить цель и достигать её, решать задачи в рамках своей деятельности.
- Наличие политической воли для достижения цели.
- Умение самонаправлять свое поведение, т.е. влиять не на одни лишь внешние объекты, но и на самого себя как субъект.
В политологии выделяют следующие типы личности в зависимости от её отношения к политической жизни:
- активист – лицо, регулярно и активно участвующее в политической жизни;
- компетентный наблюдатель – владеет информацией о событиях, происходящих на политической арене, при этом не стремящееся принимать активное участие в данной области;
- компетентный критик – лицо, интересующееся политикой и владеющее информацией, при этом относящееся к власти скептически или отрицательно;
- пассивный гражданин – лицо, настроенное либо негативно, либо нейтрально к власти, мало интересуется политической жизнью;
- аполитичный гражданин – не интересуется политикой, мало информирован.
Что предполагает легальность
Подразумевает, что власть:
- установлена законно;
- имеет законное происхождение;
- подчинена закону.
Что такое легитимность
Понятия «легитимность» и «легальность» являются близкими по значению понятиями, но они не идентичны.
Легитимность дает оценочную характеристику. Сам термин появился во Франции в XIX веке и изначально определял власть как законную. Со временем значение стало значительно шире. Под легитимностью стали подразумевать не только законность, но и само состояние власти, при котором граждане страны дают право власти предписывать им определенный способ поведения.
Если власть нарушает принцип легитимности, то её признают узурпаторской, наступившей в результате её захвата, совершения насильственных действий и присвоения себе чужих полномочий.
Чем ниже уровень легитимности в стране, тем чаще режим применяет силовое принуждение. Когда действие легитимно, то оно не будет оспариваться участниками процесса, которые вправе его оспорить. Если же субъект вынужден прикладывать усилия, чтобы защитить свое право, то действие уже не может считаться легитимным.
При потере доверия народа к власти происходит её делигитимация. При кризисе легитимности политическая элита и народ вступают в противодействие, возникает конфликт между ветвями власти.
Признаки легитимности
- Законность и правильность формирования власти, признанные гражданами государства.
- Опора на народный консенсус. Население признает бесспорное право у должностных лиц на выполнение управленческих функций.
Типы легитимности
- Традиционная – власть признается в силу установленных обычаев, традиций и привычки подчиняться.
- Харизматическая – основывается на вере масс в особенные качества своего политического лидера, держится на личном авторитете правителя.
- Демократическая – базируется на рациональных началах и совпадении интересов населения и должностных лиц.
- Этническая – основополагающий признак формирования такой власти – национальный.
Соотношение легальности и легитимности власти
Легитимность характеризует власть с этической и оценочной стороны: справедлива ли она, эффективно ли выполняет свои функции. Легальность дает нейтральную юридическую оценку власти. Легитимность выражает доверие граждан к лицам, выполняющим управленческую деятельность. Легитимный режим обеспечивает согласие народа без принуждения, при этом в тех случаях, когда его нужно достичь, принуждение должно быть оправданным.
Власть может являться легальной, при этом нелегитимной. Так, если по результатам опроса граждан более 30% населения выразит доверие власти, то она считается легитимной. При показателях меньше 30% — нелегитимна.
Проблема легитимности заключается в допущении общества к политической жизни государства. Если система не способна его обеспечить, то легитимность власти находится под угрозой.
Не каждое подчинение власти выражает ее признание. Если власть становится нелегитимной, то вероятность противодействия со стороны граждан существенно возрастает.
В демократических государствах одной из форм выражения недовольства властью являются ненасильственные акции гражданских неповиновений.
Источник
Легальность и легитимность государственной власти
Вы будете перенаправлены на Автор24
Легальность государственной власти
Легальность государственной власти — это самостоятельный политико-юридический процесс узаконивания власти, обладающий особым набором признаков (специфический субъектный состав, правовая основа).
Легальность относится к явлениям правового характера, она характеризует конкретный режим функционирования государственных органов власти. Субъектами легальности являются должностные лица, то есть служащие (государственные и муниципальные). Легальность обуславливает качественное состояние правоотношений в политике.
Особенности легальности государственной власти:
- наличие власти в государстве закрепляется соответствующими законами, актом, имеющим особый статус (Конституцией); функционирование власти в обществе обеспечивается и подтверждается правовыми и историческими традициями народа;
- имеющиеся способы формирования государственных органов власти официально закрепляются, в обществе действуют нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение процедур, продекларированных в Конституции;
- механизмы формирования государственных органов власти, строго соответствуют юридической процедуре, нарушение этой процедуры ведет к конституционной ответственности;
- осуществляющие государственную власть должностные лица, обладая закрепленной законом компетенцией, действуют только в ее пределах; компетентность должностного лица обеспечивается гражданскими мерами общего порядка и мерами, обусловленными специальным статусом; такая система выступает гарантом исполнения полномочий должностными лицами и государственными служащими;
- должностные лица несут ответственность за действия, которые осуществляются в рамках должностных полномочий.
Зарождение процесса легальности власти наблюдается уже в родоплеменных сообществах, он связан с формированием первобытных мононорм.
Эволюционные уровни легальности:
- протогосударственный — деятельность самых ранних государственных образований по санкционированию обычаев, принцип легальности выделен еще недостаточно;
- государственный — формирование государством разветвленной системы права посредством нормотворчества, становление системы прецедентного права;
- конституционный — появление специальных форм нормативно-правовых актов, имеющих специфические признаки и цели.
Процессы легализации власти в разнородных обществах
Типы обществ, в которых проходят процессы легализации:
- рационалистские общества — преобладают формы рационального знания о процессах и явлениях окружающей действительности, развитая система позитивного права;
- традиционные общества — основное значение в регулировании общественных отношений отводится обычаям, традициям, религиозным течениям, которые основывались на вере, или опирались на личные качества конкретного лидера.
Готовые работы на аналогичную тему
Процедуры легализации власти в каждом из вышеуказанных обществ обладает своими специфическими особенностями. В обществах рационалистического типа наблюдается тесная связь легитимности и легальности. Легитимной считается власть, которая получила на выборах или других процедурах формирования органов власти большинство голосов.
В обществах традиционного типа разграничиваются понятия легальности, как юридического соответствия государственной власти законом государства, и легитимности, как внутреннему одобрению ее населением в соответствии с их системой ценностей. Разграничение общества на типы имеет большое значение, так как появляется возможность оценить роль национального мышления в ходе легализации институтов государственной власти.
Легитимность государственной власти
Легитимность — это существенный признак государственной власти, признание ее населением страны.
Подходы в определении понятия легитимности:
- объективистский — легитимность является качеством подвластного субъекта, проявляющееся в его стремлении к признанию государственной власти;
- субъективистский — легитимность является качеством властвующего субъекта, его способность поддерживать веру подвластного в своей компетентности и необходимости, обеспечивать его убежденность в правильности принимаемых решений;
- интегративный — легитимность рассматривается, как содержание процесса взаимодействия сторон в отношениях власти, как его результат, характеризующий конкретные свойства каждой из них.
Сущность легитимности наиболее полно определяет интегративный подход, так как ее наличие, устойчивость, тип, масштаб и т.д. зависят от властвующего и от подвластного субъекта. Приписывание основной роли в формировании и обеспечении легитимности только одному из субъектов не соответствует истине.
Государственная власть проявляется в деятельности своих органов, это сила, основанная на осознании людьми своей зависимости от государства. Поэтому носителями государственной власти являются органы власти, все граждане, государство в целом. Реально власть может появляться только во властных связях и взаимоотношениях, так как легитимность проявляется как результат взаимодействия их сторон и в равной степени зависит от каждой из них.
Легитимность государственной власти можно определить, как свойство власти, возникающее в процессе взаимодействия органов власти и населения, результатом которого является признание населением существующей системы связей и отношений государственной власти.
Легитимность позволяет минимизировать использование государственного принуждения, обеспечить добровольность реализации подвластными субъектами добровольность реализации подвластными субъектами адресованных им властных предписаний.
- поддерживает стабильность политической системы;
- обусловливает морально-этическую оправданность существующего порядка государственного властвования, добросовестность осуществления всеми субъектами взаимоотношений принципов и норм, гарантирующих этот порядок;
- предоставляет возможность для разрешения социальных противоречий цивилизованными способами.
Источник