- Лин-стартап
- Lean startup: в сухом остатке
- Lean startup это про скорость
- Принципы lean startup
- Нюансы lean startup
- Заключение
- Что такое lean startup. Объясняем простыми словами
- Пример употребления на «Секрете»
- Нюансы
- Бережливый стартап: реализация метода Lean Startup
- Понятие Lean Startup
- Основные причины провала стартапов
- В чем эффективность метода Lean Startup
- Принципы «бережливого» подхода
- Как понять свой стартап — 5 ключевых вопросов Lean-подхода
- Этапы реализации метода «бережливого стартапа»
- Лайфхаки по реализации «лин-подхода»
Лин-стартап
Лин-стартап (Lean Startup, «бережливый стартап») — это методология открытия бизнеса и выпуска продуктов, предполагающая отказ от тщательного планирования, сокращение вложений и потерь, постоянное тестирование продукта, получение обратной связи от клиентов и внесение корректив на ее основе.
Автором этой гибкой методики стал американский предприниматель Эрик Рис, описавший ее в своей книге «Бизнес с нуля».
Идею подхватил и стал развивать гуру стартаперского движения, преподаватель Стэнфорда и Университета Калифорнии Стив Бланк. Он сформулировал три главных принципа лин-метода:
Во-первых, вместо того, чтобы писать подробный бизнес-план, предприниматели суммируют свои гипотезы в виде «канвы» бизнес-модели. Это диаграмма, показывающая, как компания создает ценность для себя и для клиентов.
Во-вторых, лин-стартапы опираются на метод customer development: они опрашивают потенциальных пользователей, покупателей и партнеров по поводу всех элементов своей бизнес-модели, в числе которых – функции продукта, ценообразование, каналы дистрибуции и допустимые стратегии привлечения клиентов. Новые предприятия быстро собирают «минимальный продукт» и мгновенно добиваются обратной связи от клиентов – а на ее основе начинают цикл заново.
В-третьих, лин-стартапы практикуют «гибкую разработку» (agile development), придуманную в софтверной отрасли. «Гибкая разработка» — это метод постепенного создания минимального продукта.
Идея лин-стартапа подразумевает экономию и бережливость.
«В модели Lean Startup цель – экономить деньги, пока вы не найдете повторяемую и масштабируемую бизнес-модель. Во времена неограниченного притока денег («пузыри» на рынке, благоприятный венчурный климат) можно исправлять ошибки, заливая их новыми деньгами. В обычные времена, когда денег на отмену ошибок нет, надо опираться на работу с клиентами и подгонять свой продукт под рынок», — пишет Бланк.
«Идеология Lean Startup требует, чтобы предприниматели постоянно сталкивали лбами два или несколько разных подходов и принимали решения исходя из результатов, — пишет журналист Шейн Сноу, сооснователь стартапа Contently. — Что должно быть сказано на странице заказа? Потестируйте две разных формулировки и выберите ту, которая дает больше кликов. Как добиться, чтобы люди чаще отвечали на ваши письма? Попробуйте разные темы писем, разную длину письма и разные завершающие фразы вроде «Спасибо заранее» и «С наилучшими пожеланиями». В каком костюме вы выглядите профессиональнее? Попробуйте два разных стиля и отследите комплименты».
По мнению знаменитого издателя и предпринимателя Тима О’Рейли, идеология лин-стартапа очень подходит для организации работы правительств.
«Это одна из главных проблем наших правительств: у кого-то есть теория о том, что сработает и какую пользу это принесет. И все. Мы ничего не измеряем. Мы не проверяем, принесла ли программа тот результат, о котором мы думали. И повторяем ее снова. А когда она и в этот раз не работает, делаем что-то еще. Так слой за слоем растут программы, которые не выполняют своих целей. Если бы мы смогли внедрить это стартап-мышление, это был бы прорыв», — пишет он.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Lean startup: в сухом остатке
Что такое методика lean startup? Какие принципы лежат в основе общепризнанной модели создания стартапов? Попробуем новый короткий формат.
Сегодня мне бы хотелось поэкспериментировать немного с форматом материала. Мы не будем разжевывать все досконально, а пройдемся только по ключевым идеям темы и сэкономим ваше время. Как я пойму, что формат вам понравился? Только из ваших комментариев под статьей и количестве просмотров материала.
Ну что, попробуем?
Lean startup это про скорость
Lean startup – это подход к управлению и созданию продуктов с акцентом на скорость проверки и тестирования гипотез. В основе методов лежит итерационная разработка, анализ процессов и получение обратной связи от клиентов.
Три части/принципы, из которых состоит концепция бережливого стартапа: создание, измерение, обучение.
Принципы lean startup
Создавай, учись, измеряй, вот основа всей методики. Ваша задача, это создание минимальных жизнеспособных продуктов (mvp), их проверка на реальных пользователях и сбор обратной связи. Вы анализируете продуктовые метрики и всю полученную информацию. Быстро обновляете продукт и выпускаете новую версию.
Ключ, это время, которое уходит на прохождение всех трех шагов. Вы должны как можно быстрее проходить этот круг, с каждым разом совершенствуясь и улучшая как продукт так и процессы, которые позволяют его создавать.
Неудачи, это возможность приблизить успех. Чем больше гипотез и прототипов вы сможете проверить за определенный промежуток времени, тем больше вероятность найти что-то на самом деле стоящее. Lean startup, это про скорость и тестирование на реальных пользователях, а не про долгие исследования на фокус группах, обкатку в лабораториях и долгую обработку данных.
Оно и понятно, раз есть слово “startup”, значит речь идет не о крупных компаниях, а о небольших командах с небольшим бюджетом. Ресурса на масштабные эксперименты нет, ровно как и на масштабные ошибки. Лучше 10 раз немного ошибиться, чем 1 раз, но навсегда.
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
Нюансы lean startup
Все это прекрасно, стартап и светлое будущее, IPO с криптовалютой еще добавить и agile-ом сверху полить. Но не так все просто, с бережливым стартапом есть свои тонкости:
- Так как lean startup сосредоточен на скорости и проверке, как правило, одной гипотезы или ценности, то на выходе мы получаем “сырые” продукты. “Сырые”, это обычно с всего одной основной функциональностью, но никак не комплексом решений для пользователя. А ведь человеку то нужно комплексное решение, в связи с чем получается много “недоделанных” продуктов. Вроде стакан дали, а ручку забыли приделать, чтобы пить удобно было, да и по ширине в ладонь не умещается, как-то так…
- Скорость, на которую “давит” методка бережливого стартапа попросту выжигает команду. Постоянная генерация новых идей, а за тем и их проверка, превращает людей в конвейер. Здесь тебе не до качества и приоритезации. “Давай, неси полено, пора в топку следующее кидать!”
- Из-за генерации MVP продуктов идет экономия на архитектуре. Скорость убивает логику и надежность, которая закладывается при проектировании систем. Все это приводит к техническому долгу, который рано или поздно возьмет свое. Вот вы нарастили “костылей” (неполноценные решения), а потом на них собираетесь марафон бежать, так долго не протянешь.
Заключение
Итого, что мы имеем? Скорость прохождения всех трех (создавай, измеряй, учись) стадий чрезвычайно важна. Мы экономим ресурс на долгие и дорогие исследования, тем самым экономим на рисках. Но нельзя забывать и о качестве продукта. Lean startup, это прекрасная методика, но все хорошо в меру. Настройте данный подход в своих компаниях, выберите хороший темп и создавайте классные продукты!
Немного экспериментальной рекламы с фетболом, Глушаковым и LG.
Источник
Что такое lean startup. Объясняем простыми словами
Lean startup («бережливый стартап») — это методология развития бизнеса, которая направлена на сокращение циклов разработки продуктов и быстрое определение жизнеспособности предлагаемой бизнес-модели.
Основная идея метода «бережливого стартапа» заключается в быстром тестировании идей готового продукта на реальном потребителе и постоянной корректировке бизнес-модели (пивоте).
Автор методики «бережливого стартапа» Эрик Рис описал её в книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» (вышла в 2011 году).
Он считает, что традиционный подход к развитию бизнеса малоприменим к стартапам: они действуют в условиях особой неопределённости, поэтому на первоначальном этапе запуска нужно оставаться гибким, точно проверять гипотезы основателей, быстро учиться на ошибках и избегать крупных затрат и вливаний.
Бережливое отношение в этом методе распространяется не только на финансовую часть, но и на другие ресурсы компании. Например, на время сотрудников.
Пример употребления на «Секрете»
«Что бы вам ни говорили, нужно минимизировать расходы в любой новой ситуации. К сожалению, я познакомился с принципом lean startup слишком поздно и слишком долго слушал немецких консультантов. Например, они говорили о том, что если не войти на рынок по полной (с офисом и дата-центрами), то клиенты не будут нас воспринимать. Но, когда мы сделали поддержку из России на немецком, ничего не изменилось. В результате половина их рекомендаций не оправдала ожиданий».
(Гендиректор Timeweb Александр Бойков — о том, как его фирма провалила выход на немецкий рынок виртуального хостинга.)
Нюансы
В основе подхода лежат пять основных принципов:
Предприниматели повсюду. Эрик Рис считает, что предприниматель — это любой, у кого есть стартап — созданное людьми предприятие, у которого цель — разработка новых товаров и услуг. Это значит, что подход можно применять в компаниях любого размера, даже на очень крупных предприятиях, в любом секторе и в любой отрасли.
Предпринимательство — это менеджмент. Стартап — это не только продукт, но и предприятие. Для этого нужен менеджмент нового типа. Эрик Рис уверен, что в любой современной компании, развитие которой зависит от инноваций, нужна должность «предприниматель».
Подтверждение фактами. Стартап создан не только для производства товаров и услуг, зарабатывания денег и обслуживания клиентов. Ещё для того, чтобы учиться строить жизнеспособный бизнес. Чтобы приобретать новые знания, необходимо экспериментировать, чтобы на практике проверить каждый элемент своего видения.
Цикл «создать — оценить — научиться». Одна из главных задач стартапа — превращать идеи в готовые продукты, оценивать реакцию потребителей, а потом оценить, следует ли дорабатывать продукт, видоизменять или двигаться в прежнем направлении. Процессы стартапа должны быть направлены на то, чтобы быстрее получить обратную связь от потребителей.
Учёт инноваций. Чтобы улучшить результаты стартапов, нужно указать, по каким показателям вы будете оценивать успех, как расставлять приоритеты и контрольные точки. Для этого необходим новый вид отчётности для стартапов.
Метод «бережливого стартапа», по сути, объединяет принципы, подходы и практики таких концепций, как бережливое производство, развитие клиентов и гибкая методология разработки.
Источник
Бережливый стартап: реализация метода Lean Startup
Стартап привлекателен своей динамичностью, быстрым результатом, отсутствием затянутых процессов, так характерных для крупных компаний. Одно «но» — стартапы склонны к провалам, поскольку действуют в условиях высокой рискованности. Чтобы вовремя понять, что продукт не будет успешен и принять соответствующие меры, не затрачивая огромные средства и годы на его разработку, применяется метод Lean Startup. Он позволяет удачно реализовать недостаточно обоснованную, но перспективную идею без значительных расходов на старте.
Понятие Lean Startup
Впервые метод «бережливого стартапа» сформулирован Эриком Рисом в 2011 году, который он описал в книге «Бизнес с нуля». Подход Lean Startup заключается в постоянном тестировании продукта, его итеративном выпуске, внесении корректив на основе полученной обратной связи от потребителя и предполагает отказ от детального планирования и значительных вложений. Метод позволяет уже на старте понять ценность предложения для клиента и тратить на реализацию идеи только действительно необходимые средства. При этом бережливое отношение распространяется не только на деньги, но и иные ресурсы компании — сотрудников, время.
Другими словами, стартапу не помогут ни бизнес-планирование, ни стратегия, ни харизма основателей, если продукт, который он разработает, окажется никому не нужным. Lean Startup базируется на постоянных экспериментах с минимально жизнеспособным продуктом (MVP) и включает такие инструменты, как Customer Development, Lean Canvas (бизнес-модель из 9 шагов), agile (оперативную реакцию на фидбэк от клиентов).
Основные причины провала стартапов
Следствием высокой рискованности стартапов выступает их крах уже в первый год существования. Ключевыми причинами провала Эрик Рис называет две:
- Применение классических подходов в ведении бизнеса — чрезмерное увлечение расчетами, планированием, изучением рынка без практической составляющей. Традиционные методы в условиях высокого риска в большинстве случаев не работают.
- Отказ от инструментов менеджмента и продвижения, пуск дела на самотек — эта причина выступает противоположностью первой. Бездействие стартапа также приводит к краху.
К причинам провала проекта на начальном этапе развития можно отнести страх ошибок, переоценку продукта, его ценности и нужности для потребителя, желание сделать идеальный вариант с первого раза.
В чем эффективность метода Lean Startup
Стартапу жизненно важно быть уверенным в том, что продукт будет востребованным. Метод «бережливого стартапа» позволяет сократить риски и увеличить вероятность выхода на рынок ценного для потребителя продукта без внушительного объема финансирования, затрат времени и кадров.
Цель подхода — беречь ресурсы, пока не будет найдена масштабируемая модель. На старте неопределенность затуманивает перспективы и понимание того, что действительно нужно клиенту. Lean Startup указывает на то, что разработчикам важно не только уметь предполагать потребности целевой аудитории, но и организовать получение эмпирических данных — возможность проверять гипотезы на практике.
В результате реализации «бережливого» метода компания тщательно изучает потребность своего клиента, разрабатывает MVP, тестирует его, выясняя, насколько он подходит целевой аудитории (и нужен ли вообще). Важно понимать, что lean-подход — не панацея и не обеспечит успех любому стартапу. Скорее, метод поможет понять, что начатый проект — тупиковый, позволит не жить в иллюзии и не тратить ресурсы впустую.
Принципы «бережливого» подхода
Главными принципами Lean Startup выступают:
- Подход «бережливого стартапа» применим в любой компании любой отрасли, если она действует в условиях высокой рискованности (в том числе в крупной организации при выводе на рынок нового продукта).
- Применение менеджмента, подходящего к условиям высокого риска.
- Непрерывное развитие и фактическое подтверждение — стартапу необходимо постоянное обучение потребностям целевой аудитории с проверкой гипотез опытным путем.
- Основной задачей метода выступает ранняя оценка реакции потребителей на MVP, его слабых мест, что даст возможность решить, идти ли выбранным курсом или совершить пивот.
- Учет инноваций — анализ системы критериев и метрик для определения эффективности текущей деятельности стартапа.
Как понять свой стартап — 5 ключевых вопросов Lean-подхода
В ходе реализации метода «бережливого стартапа» основатели должны опираться на 5 ключевых вопросов, ответы на которые задают дальнейшую стратегию развития и показывают, насколько участники понимают свой проект:
- Соответствует ли продукт потребностям целевой аудитории? Важно, чтобы стартаперы знали, кто их клиент и какую «боль» должен унять продукт.
- Как целевая аудитория закрывала свою потребность ранее? Ответ формирует конкурентные преимущества. Участникам важно понимать, не изобретают ли они заново велосипед, — возможно, потребность пользователей уже в достаточной мере удовлетворена.
- Какие затраты несут потребители из-за своей проблемы? Продукт должен уменьшать какие-либо издержки пользователя (денег, времени, усилий).
- Нужно ли изменять продукт? Следствие ответов на предыдущие вопросы.
- Возможно ли масштабирование? Есть ли куда расти продукту и хватит ли компании ресурсов для развития.
Этапы реализации метода «бережливого стартапа»
Метод Lean Startup включает несколько этапов:
- Обобщение гипотез в виде канвы бизнес-модели, состоящей из 9 блоков и описывающей ключевые процессы в стартапе. Условно их можно объединить в 4 группы — предложение, инфраструктуру, потребителей, финансы. То есть вместо подробного традиционного бизнес-плана компания описывает основные процессы в виде схемы business model canvas, наглядно демонстрирующей, как стартап создает ценность для себя и целевой аудитории.
- Проверка гипотез, реализация инструмента customer development — изучение реакции ЦА на предложение компании, опрос потенциальных клиентов, партнеров об основных аспектах деятельности (функциях продукта, степени удовлетворения потребности, ценообразовании, способах привлечения покупателей и так далее).
- Гибкая разработка (agile) — включает процесс создания MVP, его тестирование, получение обратной связи от пользователя, внесение корректив. Итерации позволяют получить продукт, максимально ценный для потребителя.
Подход Lean Startup призывает как можно раньше приступать к созданию MVP с минимальными вложениями (денег, времени, усилий). Сырой продукт может не обладать значительным функционалом и не должен быть совершенен — главное, чтобы можно было на практике оценить его успех или провал. MVP делают качественным настолько, чтобы он мог привлечь первых клиентов.
Постоянные инновации на основе тестирования продукта, опросов и анализа поведения пользователя составляют суть «лин-подхода» — базовое предложение может быть провальным, но это повод не опускать руки, а задуматься об эффективных изменениях, создать и протестировать новые гипотезы.
В ходе реализации Lean Startup компания должна ставить целью не краткосрочный эффект от предпринимаемых действий, а долгосрочные результаты, обеспечивающие стартапу быстрый и устойчивый рост. Эрик Рис делает акцент на том, что новые клиенты приходят за счет действий более ранних потребителей.
Эффективность масштабирования оценивают с позиции трех механизмов роста:
- Липкого — в данном случае коэффициент привлечения должен превышать коэффициент оттока клиента.
- Вирусного — чем выше вирусный коэффициент, тем эффективнее растет востребованность продукта. Показатель демонстрирует, сколько может привлечь еще клиентов за собой каждый новый пользователь. Если коэффициент равен 1 на 10 потребителей, рост будет нежизнеспособен. Например, 100 клиентов в итоге приведут за собой только 10 новых пользователей, от которых приток — всего 1 человек, на нем цикл роста прервется.
- Оплаченного — предполагает «монетизацию» пользователей, привлечение клиентов за счет дополнительных возможностей. Например, внедрение функции оплаты не только с банковской карты, но и с мобильного телефона.
Лайфхаки по реализации «лин-подхода»
Концепция Lean Startup будет полезна любому стартапу, вне зависимости, имеет ли он большой бюджет или располагает только минимальными собственными сбережениями. Создайте Lean Canvas, проведите CustDev для целевой аудитории, разработайте MVP и провалидируйте его на людях — оцените, нужен ли ваш продукт, готовы ли потребители платить за него, не требуются ли поправки (или полный отказ от начальных планов).
При реализации «лин-подхода» целесообразно принять к сведению некоторые рекомендации:
- Ошибаться — это нормально, неправильно — направить все усилия и ресурсы на создание идеального продукта с первого раза. Надо быть готовым к тому, что некоторые гипотезы окажутся несостоятельными, функции — ненужными и так далее.
- Постоянно работайте с обратной связью — при этом она включает не только опросы пользователей, учет их мнений и пожеланий, но и анализ фактического покупательского поведения, действий потребителей на практике.
- Без постоянных экспериментов и инноваций прогресс стартапа невозможен. Любая гипотеза должна быть проверена, протестирована и обоснована фактами.
- Все процессы не должны строиться только на MVP — если гипотеза его ценности подтверждена, пора принимать решение о целесообразности создания уже полноценного продукта.
Можно бесконечно шлифовать продукт, внедрять все новые и новые функции, доводя, казалось бы, его до совершенства — но в итоге стартаперам приходится столкнуться с тем, что реальность не совпадает с ожиданиями. Метод Lean Startup дает возможность избежать разочарований и неоправданных затрат, уже с ранней стадии формируя такое предложение, перед которым потребитель не сможет устоять. Если изначальные гипотезы не подтверждаются практикой, значит, они ошибочны, и проект требует пересмотра — своевременные меры значительно снизят риск и уберегут создателей от разработки продукта, который никому не нужен.
P. S. Если у вас есть вопросы по данной теме или есть предложения, то всегда можно задать их в чате Admitad Projects в Telegram. И не забывайте заглядывать на наш канал «Раунд, экзит, два пивота».
Источник