Что значит ламповый комбоусилитель

Как выбрать комбоусилитель для электрогитары

Вопрос, как выбрать комбоусилитель для электрогитары, волнует большинство начинающих музыкантов. Это естественно. Ведь усилитель – следующая по значимости вещь после инструмента.

Если вы тоже думаете о том, чтобы купить комбик для электрогитары, то эта статья для вас. Из нее вы узнаете: что такое комбоусилитель, какие его виды существуют, их плюсы и минусы. Получите профессиональные рекомендации по выбору комбика в зависимости от ваших целей.

Содержание

Что такое комбоусилитель

Существуют комбоусилители для электрогитар, бас-гитар и акустических гитар. Каждое устройство имеет свою специфику.

Мы сейчас расскажем о первых. Вкратце комбик для электрогитары – это звукоусиливающая аппаратура, к которой подключают инструмент с помощью специального шнура. А теперь подробнее.

Любой комбоусилитель для электрогитары состоит из трех основных частей: предусилителя, усилителя и колонки. Когда предусилитель и усилитель находятся в одной коробке, а колонка в другой – это называют гитарным стеком, или стэком (stack).

На музыкальном сленге часть с предусилителем и усилителем в стэке называют «головой», а колонку или колонки (обычно 2 или 4) – «кабинетом», или – сокращенно – «кабом». Слово «кабинет» происходит от английского cabinet, что значит «шкаф», «ящик».

Читайте также:  Что значит приставка статс

Если все три части помещают в одном корпусе, то это – комбоусилитель, или, как его часто называют, комбик, комбо (combo). Название указывает на принцип устройства: сочетание, соединение разного в одной комбинации.

Комбики компактны и мобильны при транспортировке. Их используются как для домашнего музицирования, так и для репетиций и концертов. Перечисленные плюсы комбоусилителей делают их привлекательными и востребованными у электрогитаристов.

Как устроен комбик для электрогитары

Разберемся с устройством комбоусилителя подробнее. Пойдем в порядке передачи гитарного сигнала от звукоснимателей по шнуру ко входу в комбик. Как говорилось выше, последний состоит из трех главных частей: предусилителя, усилителя и колонки.

Предусилитель (преамп, pre-amp, пред)

Предусилитель, или пред, или преамп (pre-amp) – устройство, в котором слабый сигнал с гитарных звукоснимателей предварительно усиливается до уровня, когда его может обработать собственно усилитель.

В преде сигнал с гитары может дополнительно компрессироваться и искажаться, создавать овердрайв – характерный чуть гнусавый звук электрогитары.

Усилитель (оконечник, мощник)

Усилитель мощности, или оконечник, или мощник, усиливает сигнал с преда до уровня, который способна «раскачать» колонка. В оконечнике гитарный сигнал может еще раз дополнительно искажаться: обогащаться обертонами, превращаться в кранч – характерный рокерский гитарный звук.

Заметим, что кранч появляется только на максимальной громкости.

Колонка (динамик, акустическая система)

В комбике колонка, или динамик, или акустическая система, встроены в один корпус с предом и оконечником. При этом вывод звука происходит двумя способами: с помощью собственного встроенного динамика или путем подачи сигнала на внешнюю акустическую систему. К примеру, когда требуется более мощный звук.

При использовании внешней акустики собственный встроенный динамик комбоусилителя может либо работать одновременно, либо отключаться. Некоторые модели комбиков поддерживают только один режим работы, другие – оба.

Виды комбоусилителей

По тому, как устроены комбики внутри, их принято разделять на 4 основных вида. Перечислим их в том порядке, как они появлялись на рынке музыкальной аппаратуры:

Отметим, что они существуют и сейчас. Рассмотрим особенности каждого вида с его плюсами и минусами.

Ламповые комбики для электрогитары

Первые гитарные усилители были ламповыми. В основе их работы – каскады усилителей на электронных лампах.

Вот так ламповый комбоусилитель выглядит внутри:

Ламповая технология была востребована в прошлом столетии. Она использовалась в телевизорах и радиоприемниках.

Из-за теплого перегруженного рок-н-рольного звука ламповые усилители пришлись по душе электрогитаристам. Несколько десятков лет отличной работы ламповых комбо позволяют им до сих пор оставаться эталоном гитарного усиления.

В среде профессионалов и любителей и сегодня ведутся оживленные разговоры о несомненных преимуществах теплого лампового звука над холодным транзисторным и «мертвым» цифровым.

Назовем плюсы и минусы лампового комбоусилителя.

  • теплота и красота чистого и перегруженного звучания;
  • объемность звука;
  • мощная громкость;
  • подходит для использования на концертах, студиях записи, репетиционных базах.
  • громоздкость и тяжеловесность;
  • трудности транспортировки из-за хрупкости ламп;
  • дополнительные расходы на периодическую замену ламп;
  • высокая стоимость;
  • траты на инструментальный микрофон, если хотите записывать электрогитару;
  • специальные устройства для экспериментов со звуком придется покупать отдельно.

Регулировать громкость лампового комбика можно с помощью небольшого устройства – аттенюатора (от фр.attenuer – смягчить, ослабить). Последний подключается в разрыв между усилителем и динамиком. Он снижает мощность сигнала из усилителя и выводит его на колонку уже в более тихом варианте. При этом – лампы разогреты, а звук – красив.

Чаще всего ламповые комбики используют для концертных площадок, музыкальных студий звукозаписи и репетиционных баз. Там их громкий звук никого не пугает и приносит массу положительных эмоций любителям электрогитары.

Рассматривать покупку лампового комбика целесообразно в том случае, если вы серьезно занимаетесь музыкой, а бюджет позволяет не думать о цене.

Транзисторные комбоусилители

С развитием электроники вслед за ламповыми комбиками появились транзисторные. Новая технология позволила снизить вес и размер усилителей, сделать их более надежными в эксплуатации.

Перечислим плюсы и минусы транзисторных комбоусилителей в сравнении с ламповыми.

  • небольшая цена;
  • легкость и компактность;
  • удобство транспортировки из-за меньшей чувствительности к ударам и тряске;
  • надежность работы;
  • отсутствие дополнительных трат на замену деталей (как ламп в ламповых комбо);
  • хорошая регулировка громкости: даже на малых оборотах – приемлемый звук.

Гибкая настройка громкости при хорошем качестве звука делает транзисторные комбики удобными для домашних репетиций. Можно играть и громко, и тихо. Репетировать в любое время. При этом – не создавать лишнего шума, например, ночью. Ведь его так не любят соседи.

  • качество звука уступает ламповому;
  • дорогой ремонт в случае поломки.

Транзисторные комбики совершенствуются и по сей день. Диапазон цен на них широк: каждый найдет то, что хочет. Считаются хорошим вариантом для новичков. Хотя на практике – не только для них. Пригодны для небольших помещений. При грамотном обращении с устройством и владении электрогитарой позволяют достичь хорошего звука.

Гибридные комбоусилители

Стремление соединить красивый звук ламповых комбиков с дешевизной и удобством транзисторных породило гибридные усилители. Принцип их работы сочетает ламповую и транзисторную технологии.

  • звучание приближено к ламповым усилителям;
  • цена меньше, чем у ламповых комбо;
  • меньший вес, чем у ламповых устройств.

Главный минус – один:

  • по звучанию – не «чистая» лампа.

По стоимости гибридные усилители дороже транзисторных, но дешевле ламповых. Подходят для занятий дома и репетиций.

Цифровые комбоусилители для электрогитары

В эпоху цифровых технологий появились и цифровые комбики. По сути предусилитель в них заменили на компьютер. Именно в нем стал формироваться гитарный саунд.

Цифровой пред в отдельном корпусе называют гитарным процессором. На фото – популярный сегодня процессор «LINE 6» POD HD500X.

Ламповые, транзисторные и гибридные усилители работают с аналоговым звуком, что ценно. Цифровые же устройства подвергают аналоговый звук электрогитары обработке и преобразуют в цифровой. В этом – ключевое отличие цифровых комбо от всех остальных видов. Зато «цифра» эмулирует звук ламповых и других «собратьев», богата гитарными эффектами.

Перечислим плюсы и минусы цифровых комбиков.

  • надежность;
  • легкость и мобильность;
  • невысокая цена;
  • эмуляция звука разных комбиков;
  • хорошее звучание на любой громкости;
  • цифровое моделирование звука, всевозможные гитарные эффекты.
  • дурная слава из-за низкого качества цифровых усилителей 90-х годов прошлого века;
  • цифровой звук вместо аналогового.

Цифровые комбики хороши для дома. Они компактны и надежны в работе. Включают комплект гитарных эффектов, что позволяет экспериментировать со звуком. Хорошо звучат на любой громкости.

Сегодня известные производители усилителей для электрогитары – «Fender», «Marshall», «Line 6», «Roland», «Vox», «Yamaha», «Peavey», «Randall» – выпускают комбики разных видов с применением цифровых технологий. Поэтому современные приборы еще называют «смешанными».

Рекомендации по выбору комбика для электрогитары

Попробуем дать несколько общих советов, которые помогут сориентироваться в выборе комбоусилителя.

Определитесь с целью

Обдумайте, для чего вам нужен комбик. Для дома, для игры в том или ином исполнительском составе, для репетиций, концертов, выступлений в небольших помещениях. В соответствии с задачами подбирайте мощность усилителя.

Обратите внимание, что «лампы» той же мощности, что и другие виды комбо, звучат ярче и громче.

Для занятий дома подойдет компактное устройство мощностью в 10-15 Вт. Для репетиций, в зависимости от площади помещения и состава исполнителей, берите комбик от 30 Вт. Для концертных выступлений – от 50 Вт.

Принято считать, что для комфортной совместной игры комбик бас-гитариста должен быть примерно в 2 раза мощнее усилителя электрогитариста.

Покупка в магазине и через интернет

Если вы выбираете комбик в магазине, то в идеале стоит прийти туда со своим инструментом, воткнуть в комбик и поиграть. Так будет ясно, как реально сможет звучать ваша электрогитара. Послушайте чистый звук и перегруженный.

Тут вам пригодится личный слуховой опыт: чем он богаче, тем яснее ваше собственное представление о необходимом звуке и тем точнее получится выбрать именно то, что нужно.

При покупке устройства через интернет обязательно запросите демо-версию. Или найдите в сети видеоролики, демонстрирующие возможности интересующих вас моделей.

Электрогитара и комбик: баланс по качеству

При выборе комбоусилителя целесообразно помнить: инструмент и усилитель – та пара, которая внутри себя должна быть соотносима по качеству. Нет смысла вкладывать деньги в дорогой усилитель при посредственном инструменте и – наоборот. Плюс к тому надо помнить: вне зависимости от уровня аппаратуры, звук будет зависеть во многом и от ваших рук.

Итак, теперь вы знаете, что такое комбик, какие его виды бывают, в чем их плюсы и минусы. Надеемся, что статья поможет совершить правильный выбор.

Источник

Гитарный усилитель ламповый или транзисторный

Первый в мире магнитный звукосниматель был сконструирован талантливым инженером Ллойдом Лоэром работавшим в компании Gibson в 1924 году . Первые образцы электрифицированных инструментов не произвели должного эффекта в среде музыкантов, а массово выпускаемые электрогитары появились лишь в 1931году. Электрогитары компании Electro String Company, которые к слову сказать больше были похожи на банджо, музыканты в шутку прозвали «сковородкой».

Принцип работы магнитного звукоснимателя, знакомого сейчас любому кто прошел курс школьной физики, не изменился и по сей день.

Появление гитарного усилителя

Появление гитарного усилителя стало возможным благодаря самой идее увеличить громкость гитары. Гитаристы игравшие в составе ансамблей были вынуждены увеличивать громкость своих инструментов чтобы не теряться в общей звуковой картине. Изначально отдельного усилителя для электрифицированной гитары не было, и в ход шли любые усилители что были под рукой. Экспериментаторы того времени постепенно накапливая опыт поняли перспективность промышленного изготовления гитарной усиливающей техники.

Со временем из маленьких компаний ютившихся в гараже или подвале магазина образовались транснациональные компании – производители профессионального музыкального оборудования, гордо носящие имена своих «отцов основателей». В мире усилителей гитар слова Fender, VOX, Marshall, Mesa Boogie, Orange, стали «нарицательным» а звук этих усилителей эталонным, на который ровняются и пытаются превзойти другие производители.

Типы гитарных усилителей

  • ламповые.
  • транзисторные.
  • гибридные.

Так же гитарные усилители могут быть исполнены в нескольких вариантах:

  1. Гитарный комбик (сам усилитель встроен а акустическую систему).
  2. Гитарный усилитель голова с акустической системой (кабинетом).
  3. Гитарный Усилитель мощности (в таком варианте блок предусилителя и усилителя мощности выполнены в виде отдельного устройства).

В каждом из вариантов исполнения гитарного усилителя есть свои плюсы и минусы: классические варианты «того самого звука» это как раз гитарные комбики или гитарные усилители с кабинетами (их еще называют гитарный стэк), но они как правило очень громоздки и неудобны в транспортировке. В противоположность им рэковые юниты занимают меньше места и их можно коммутировать по разному, но они не выглядят «круто» на сцене во время концертов.

Вне зависимости от конструктивного исполнения, гитарные усилители бывают разной мощности. Это может быть и 10-15 ваттный агрегат (часто такие устройства применяются на не очень больших студиях звукозаписи, когда громкость не самый важный параметр) и 50-100 ваттный ламповый монстр (именно такие стеки и комбо можно видеть на больших стадионных концертах на сцене за спиной у гитариста). Сегодня есть даже 1-ваттные устройства для дома, для семьи так сказать.

Перед использованием любого электрического устройства внимательно ознакомьтесь с инструкцией пользователя. Перед первым подключением я рекомендовал бы проверять все ли в порядке с усилителем, подсоединен ли динамик ко выходу усилителя, нет ли каких то структурных повреждений на корпусе. Необходимо уточнить рабочее напряжение усилителя (усилители и комбо рассчитанные на американскую сеть работаю от 110 вольт, в нашу сеть их можно подключать только через специальный понижающий трансформатор).

Еще, желательно, чтобы сеть была заземлена иначе вы рискуете получить электротравму (струны электрогитары через металлически бридж контактируют с заземлением электроцепи, и если одной рукой взяться за струны а другой за батарею отопления можно получить удар током), да и в звук будут просачиваться посторонние шумы. Если это ламповый комбо или усилитель, необходимо убедиться что во время транспортировки радиолампы не выскочили из контактных панелей (достаточно через технические отверстия заглянуть в усилитель или комбо и при необходимости поправить криво установленные радиолампы).

Перед самим включением я рекомендовал бы общую громкость убирать на ноль, а все остальные регуляторы выставлять в положение 12 часов (имеется ввиду не деление 12 а условный циферблат часов) из такого положения легче всего рулить звук. В ламповом гитарном усилителе для его включения обычно нужно нажать 2 переключателя (power и stand by). Причем сначала нужно включить power а потом через 2-3 минут stand by, выключать усилитель или ламповый гитарный комбо нужно в обратном порядке (сначала отключается stand by а затем и power).

Помимо включателей на лицевой панели гитарного усилителя есть регулировки общей громкости, регулировка высоких, средних и низких частот, регулятор перегруза (gain). Иногда бывает регулятор presens (более точная фокусировка высоких частот). Так же на передней панели бывает переключатель каналов (если усилитель более чем одноканальный).

На задней панели гитарного усилителя имеются: выход на кабинет (нужно помнить что подключать к усилителю можно в кабинет согласованный по сопротивлению) выходы на петлю эффектов (когда к усилителю можно подключить разные, обычно пространственные эффекты или процессоры), выход для подключения управляющей педали (ими можно переключать каналы усилителя или включать эффект ревер, если тот встроен в гитарный комбо) иногда на задней панели можно встретить выход эмуляции кабинета (этот выход можно подключить прямо в микшер или звукозаписывающее устройство).

Современная промышленность предлагает гитарные усилители комбо со встроенными эффектами.
Такие комбики удобны своей компактностью и мобильностью. Нет необходимости покупать отдельно кучу разных гитарных эффектов, соединительных проводов, блоков питания для эффектов. От себя могу добавить, что звук у дорогих агрегатов будет на уровне, цена как следствие тоже.

Китайские гитарные комбики к сожаление этим похвастаться не могут.

Основные отличия лампового и транзисторного гитарных усилителях

Транзисторный гитарный усилитель относительно дешев в изготовлении, он легкий, а благодаря низкому выходному сопротивлению он просто стыкуется с любым низкоомным динамиком. Радиодетали, из которых он изготовлен не требуют периодической замены, не страшен транзисторному гитарному усилителю и «микрофонный эффект» (нежелательное явление, при котором некоторая часть электрической цепи воспринимает звуковые колебания и вибрацию подобно микрофону). Кроме того, в транзисторные гитарные комбики, часто встраивают выход на наушники, благодаря чему можно играть на гитаре никому не мешая в первом часу ночи.

Ламповый гитарный усилитель в отличае от транзисторного имеет выходное сопротивление до нескольких десятков Ом, по этому на звук влияют и количество, и качество ламп выходного каскада, и качество выходного (согласующего) трансформатора (стоимость одного только выходного трансформатора может быть соизмерима с ценой среднего транзисторного усилителя). Кроме того в отличии от транзисторного усилителя ламповый агрегат ремонто-пригоден даже в полевых условиях (транзисторный же усилитель если и возможно починить то необходимы дополнительные приборы и инструменты). Но главное это звук который выдает ламповый гитарный усилитель, вообще звук лампового гитарного усилителя лучше один раз услышать чем десять раз прочитать его описание. Отмечу что 99 процентов гитарной музыки записано благодаря ламповым гитарным усилителям.

И немного о фирмах производящих гитарные усилители

Fender

Старейшая и одна из самых уважаемых фирм – производителей гитарных усилителей зародилась в конце сороковых в Северной Америке, начала массовый выпуск гитарных усилителей имени себя в 1947 году. Примечательно что первые образцы усилителей фендер были копиями радиоаппаратуры компании Western Electric. Первоначально на усилителях фендер играли абсолютно все (других гитарных усилителей просто не было). До сих пор чистый звук электрогитары принято сравнивать с Fender Twin Reverb.

Marshall

Основатели британского саунда и мастодонты рокового звука (с этим логотипом знакомы даже те, кто не знает что такое гитарный усилитель вообще). По легенде Джим Маршалл (основатель одноименной компании) копировал схемы усилителей от фендера, но однажды толи допустил ошибку, то ли нарочно изменил схему, в итоге появились самобытные и достаточно узнаваемые ламповые гитарные усилители. Первый серийный Marshall усилитель JTM45 — был копией Fender Bassman ’59 56F-A.

Такой в частности любил знаменитый виртуоз левша Джимми Хендрикс.

Британская компания «вокс» зародилась в 50-х годах в Британии, их усилители VOX AC 30 и AC15 полюбились не одному поколению рок звезд. Аббревиатура «AC» обозначала, что он работает только от сети переменного тока (Alternating Current) — это было на тот момент революционной идеей.

Mesa/Boogie

Изначально американец Рэндалл Смит занимался доработкой гитарных комбоусилителей фендер. Первый комбо был выпущен в корпусе от Fender Princeton, Смит заменил штатный динамик на динамик побольше, доработал шасси и установил выходной трансформатор от Fender Bassman. Тестировал Смит свой усилитель в местном магазине, в которм по стечению обстоятельств оказался Карлос Сантана которому принадлежит высказывание «Man, that little thing really boogies!» в адрес усилителя Рэндалла. Вопрос с названием был решен). Первый серийный усилитель компания выпускала в 1971 году Snakeskin Mesa 450. Настоящим же прорывом для компании стал случайно открытый эффект тяжелого перегруза усилителя, в результате доработки схемы предусилителя. На основе новой схемы был сделан комбо Mark I.

Следует отметить, что на сегодняшний день фирм производящих гитарные усилители очень много. Но в основе всего лежат разработанные в 50-70 классические схемы, весь секрет тех самых легендарных усилителей кроется именно в том что первые образцы гитарных усилителей и комбо собирались энтузиастами полностью в ручную, в каждый свой шедевр мастер вкладывал частичку себя. Именно этому особо придирчивые ценители гитарного звука стараются заиметь в свой арсенал именно оригинальные (пусть даже лохматых годов) усилители, а не современный ширпотреб и переиздания легендарных усилителей выпущенных в наше время в азиатском регионе.

Компромиссным вариантом на сегодняшний день считаются гибридные гитарные усилители и комбо. Гибридный гитарный усилитель обычно в блоке предусилителя имеет одну или две радиолампы, а блок усилителя мощности строится на транзисторах и микросхемах. Данный тип усилителя – это очередная уловка маркетологов в погоне за покупателями. Звук таких усилителей объективно (по ряду чисто технических причин) хуже чем у ламповых усилителей, зато производитель крупными буквами пишет чтото типа «патентованная технология, истинно ламповое звучание», сами гитаристы шутят про такие приборы: «лампа в нем для подсветки». Нужно уяснить что любая действительно крутая вещь стоит немалых денег, хотя конечно можно тешить себя надеждами что «лампочка» в преампе решает.

Источник

Оцените статью