Что значит лампадное масло

Свойства и характеристики лампадных масел, производимого Братством сщмч. Ермогена:

ЛАМПАДНОЕ МАСЛО КАТЕГОРИИ « ЛЮКС» (ВЫСОКОВЯЗКОЕ ФАРМАКОПЕЙНОЕ)

Медицинское вазелиновое масло высочайшего качества соответствует стандартам мировой фармакопеи и Российскому ГОСТу 3164-78.

Идеальное по качеству и экономичности лампадное масло, одно из лучших, производимых в странах СНГ. Оптимальный вариант для использования в храмах, монастырях, кельях.

Суточный расход масла высшей категории (при непрерывном горении) — от 25 мл.

Рекомендации по оптимальному использованию: фитиль не очень плотный (не густой). Поправлять не чаще, чем 1 раз в 5 дня (при непрерывном горении).

ЛАМПАДНОЕ МАСЛО ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ (СРЕДНЕВЯЗКОЕ ФАРМАКОПЕЙНОЕ)

Вазелиновое медицинское масло высшего качества соответствует стандартам мировой фармакопеи. По свойствам соответствует ГОСТу 3164-78 на вазелиновое медицинское масло ( технические параметры «вязкость» и «плотность» продукта занижены без ущерба качеству).

Самое популярное и покупаемое лампадное масло в России. Рекомендовано к использованию в богослужебных целях и для келейного употребления. Имеет максимально допустимую очистку от примесей и ароматов, что способствует длительному, ровному горению.

Суточный расход масла высшей категории (при непрерывном горении) — от 30 мл.

Рекомендации по оптимальному использованию: фитиль средней плотности (густоты). Поправлять не чаще, чем 1 раз в 3 дня (при непрерывном горении).

ЛАМПАДНОЕ МАСЛО ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ (ВЫСОКОВЯЗКОЕ ВАЗЕЛИНОВОЕ)

Белое минеральное (вазелиновое) масло хорошей степени очистки по основным техническим характеристикам соответствует ГОСТу 3164-78 («зольность» и «содержание сернистых соединений» допустимы для этого класса минеральных масел)

Качественное и недорогое лампадное масло. Рекомендовано к использованию для келейного употребления. Имеет среднюю очистку от примесей (все ароматические примеси имеют естественное происхождение). Масло отличается средней степенью очистки (незначительное присутствие ароматических соединений). Стабильное и ровное горение, без мерцания.

Суточный расход масла высшей категории (при непрерывном горении) — от 40 мл.

Рекомендации по оптимальному использованию: фитиль средней и малой плотности (густоты). Поправлять не чаще, чем 1-2 раза в день (при непрерывном горении).

Сравнительная таблица основных свойств и характеристик лампадного масла

Показатели на вазелиновое медицинское масло ГОСТ 3164-78 и фактические (для сравнения):

Источник

Из чего делают лампадное масло: описание, состав, применение

Обряд зажигания в церкви лампад и свечей берет свое начало еще с глубокой древности. Многие ассоциируют эту процедуру с вечным огнем. Первые лампады использовались для освещения пещер, в которых верующее население проводило тайное богослужение. Сегодня лампады горят в каждом храме и в домах верующих перед иконами. Но не все могут позволить себе купить готовый горючий состав. Именно поэтому многие люди задаются вопросом, из чего делают лампадное масло. Если знать все секреты, то изготовить средство можно и в домашних условиях.

Описание

Прежде чем понять, из чего делают лампадное масло, нужно разобраться в ценности и происхождении этого средства. Многие народы используют елей. Это обычное оливковое масло, в которое добавляют благовония без резкого запаха. Во время приготовления обязательно читается молитва. Наибольшей силой обладают те смеси, которые были изготовлены на мощах святых. Миро – это универсальная масляная смесь с душистыми травами и благовониями. В состав может входить до 40 разных ингредиентов, но в основе всегда лежит елей. Готовить миро может только глава церкви. Смесь варится не менее трех дней, чтобы состав не возгорался, в него обязательно добавляют виноградное вино. Обычные граждане часто интересуются, из чего делают лампадное масло. Специалисты всегда отмечают, что в состав входят благовония и оливковое масло. В основе миро содержится смола редких деревьев, которая отличается устойчивым ароматом и довольно пикантным вкусом. Стоит отметить, что обычное масло мирры не имеет ничего общего с церковными обрядами.

Классический вариант

Сегодня огромной популярностью пользуются оливковые масла для лампад. В некоторых случаях основной компонент могут заменять подсолнечным или кукурузным маслом. Конечно, это не самый плохой вариант, но и он имеет свои недостатки. Заправленные таким маслом лампадки будут тухнуть, забивать фитиль, а также образовывать нагар. Такой эффект возникает в результате того, что после взаимодействия с кислородом жирные вещества подвергаются окислительной полимеризации. На поверхности раствора образуются пленки. Если нужно разобраться с тем, из чего делают лампадное масло, следует понять, что в производстве может использоваться льняное, кукурузное, подсолнечное, конопляное, а также рапсовое масло, но это не лучший вариант.

Состав

Если человек решил сделать лампадное масло своими руками, тогда ему нужно заранее подготовить все необходимые компоненты. Чтобы средство имело необычный запах, в него добавляют различные целебные травы, от которых исходит приятный аромат. Сегодня можно купить специальный набор сухих трав, которые не влияют на характеристики горения. Классический состав:

  • Оливковое масло холодного отжима — 200 мл.
  • Ароматизатор чайной розы — 5 мл.

Для хранения нужно выбрать баночку с темным стеклом. Запрещено добавлять в состав воду, так как качество горения сразу ухудшится. Еще один несложный вариант:

  • Оливковое масло — 5 ст. л.
  • Ланолин — 2,5 ст. л.
  • Касторовое масло — 5 ст. л.
  • Ароматизатор (пион, роза или мята) — 2 ст. л.

Все компоненты смешивают в одной емкости и дают настояться 3-5 дней.

Готовое средство

В специализированных лавках можно увидеть вазелиновое лампадное масло. Это средство не выделяет ядовитых испарений в том случае, если температура горения не превышает 800 градусов, чего вполне достаточно для церковных и бытовых нужд. Этот продукт добывают в результате переработки гудрона, который представлен смесью самых разных углеродов, серы и ее соединений. Процесс изготовления имеет свои особенности. Специалисты полностью очищают состав от вредных примесей, он становится чистым и безопасным. Готовое вазелиновое масло для лампад окрашено в желтый цвет.

Источник

История лампадного масла — О лампадном масле, его производстве, применении и выборе

Господь заповедал возжигать в светильнике только чистейшее горючее — оливковое масло, елей, который Израильтяне должны были приносить в храм в качестве добровольной жертвы.

Елей (от греч.Elaia — масло из плода маслины, елей; масло для намащения) – представляет собой наиболее чистое оливковое масло высшего сорта, которое в те времена получали из лучших плодов масличного дерева (маслин), выбивая палкой или выжимая в давильных прессах (Исх. 27:20; Втор. 24:20; Мих. 6:15). В Ветхом Завете елей именуется также деревянным маслом (1 Пар. 27:28), так как оливковое масло получают из плодов, растущих на дереве. Масло же, полученное из семян, называют обычно растительным. Поэтому елей и деревянное масло — разные наименования одного и того же: масла оливкового.

В древней Палестине елей наравне с хлебом и вином был одним из главнейших продуктов земледелия (Чис. 18:12; Втор. 7:13; Неем. 10:39, 13:5) и питания (1 Цар. 17:14; 3 Цар. 17:12-16; 1 Пар. 12:40). Его называли «жидким золотом», он был предметом первой необходимости и одним из самых ценных товаров: его вывозили в Финикию, Египет, Рим. Издревле были известны целебные свойства елея: им поливали на раны для облегчения боли (Ис. 1:6; Мк. 6:13; Лк. 10:34; Иак. 5:14), использовали как дезинфицирующее и очистительное средство; им пользовались для умащения тела и волос (Ис. 61:3; Пс. 133:2). Так, например, по словам Иосифа Флавия, больной Ирод по предписанию врачей принимал ванну из елея (Иудейские древности, XVII, 6, 5). Древесина масличного дерева отличается особой прочностью, и в те времена она очень ценилась: из нее изготавливали различные поделки и украшения для богатых домов и храма (3 Цар. 6:23,31).

Елей добавлялся к каждому мучному жертвоприношению, он употреблялся для окропления в святилище, а также для освящения жилищ (Исх. 27:20, 30:22-23; Лев. 2:1-2, 4-7, 14:26). Елеем помазывали царей на царство (1 Цар. 10:1; 16:1,13; 3 Цар. 1:39; Цар. 9:1-6): согласно обычаю в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, когда преемника провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей считали символом прочности, духовной чистоты, просветления и благословения; обряд же «помазания» говорил о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

С глубочайшей древности в священной истории елей и маслина оказываются знамениями духовных истин. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему свежий масличный лист (Быт. 8, 11) как свидетельство окончания потопа и появления суши, как свидетельство того, что гнев Божий престал и сменился милостью (так как масло «сглаживает волны», смягчает, очищает, питает). С тех пор оливковая ветвь является символом мира между Богом и людьми, символом мира людей между собой, символом возрождения, возвращения и воскресения. В Священном Писании во многих местах елей обозначает радость (Пс. 44:8; Ис. 61:3).

Кроме перечисленного разнообразия полезных качеств елея, его символического и культурного значения, он имеет явные преимущества для возжигания в лампадах.

Во-первых, оливковое масло считалось самым чистым из масел: при горении оно не выделяет никаких вредных веществ и не образует нагара, благодаря этим свойствам в совокупности со свойствами целебными оно более других подходило для длительного горения в помещении храма и олицетворялодуховную чистоту, просветление и благословение.

Во-вторых, имеет значение распространенная в древности образная ассоциация оливы со светом. Свет оливы — это не только свет пламени горящего масла, но и сияние кроны самого дерева. Когда ветер играет листвой, оливковые деревья окружены серебристым ореолом, который колышется, подобно волнам света. Нижняя сторона листа — серебристо-белого цвета, а верхняя — густо-зеленая. Этот контраст и создает ощущение, будто деревья излучают свет.

В Новом Завете образы елея и маслины часто используются Спасителем и апостолами. В дальнейшем символика елея еще более углубляется под влиянием греческой культуры и языка, с одной стороны, и особого акцента евангельской проповеди на понятии милости — с другой. В проповеди Спасителя много говорится о милости и милосердии: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). А елей часто является символом милости Божией и милосердия человеческого.

Так, в притче о милосердном самарянине Господь говорит, что самарянин возлил на раны человека, пострадавшего от разбойников, елей и вино (Лк. 10, 34). В этом прикровенно указаны спасительные действия Божии по отношению к духовно израненному человечеству, на которое изливается неизреченная милость Божия, отдающая Сына Единородного, чтобы Он Кровью Своею омыл грехи людей.

В притче о десяти девах Спаситель говорит о достатке елея в светильниках у мудрых дев и нехватке его у неразумных. Мудрые имели чистые лампады и святой елей, а неразумные — только чистые лампады. Лампады в этой притче символизируют собой тела, а елей — милость. Мудрые девы имели девственное тело с девственной душой, но, кроме того, и милость великую по отношению к более слабым, к тем, кто еще не освободился от греха. Неразумные строго блюли целомудрие телесное, но презрительно, немилостиво относились к более слабым, высокомерно осуждали их и отворачивались от них с презрением. «Праведницы названы неразумными, — говорил святой Нил Синайский, — потому что, преуспев в весьма трудном, даже почти невозможном деле — сохранении целомудрия, они пренебрегли малым и легким». А пренебрегли они милостью, сочувствием, прощением, благодеянием. Лампада их чиста, но пуста и темна! Когда придет смертный час, тело покроется землей, а душа тронется в путь к вечной отчизне своей — светить ей будет и поведет за собой елей милости.

В древние времена в Палестине было множество оливковых садов, ими часто засаживали склоны гор, поэтому многие места топонимически связаны с оливой и оливковым маслом. Они упоминаются и в Священном писании, где ассоциация этих мест с оливой имеет символическое значение.

Так, Гефсимания (от древнеевр. Гат Шемен, что в переводе значит «давильня масла») — оливковый сад в окрестностях Иерусалима у подножия Елеонской горы, за потоком Кедрон (Ин. 18:1). В Новом Завете Гефсиманский сад описывается как излюбленное место отдыха Иисуса, здесь Он был предан Иудой и молился о чаше страданий (Мф. 26:46; Мк. 14:32). Как символ очищения, мира, благодати олива, и, соответственно, оливковая роща — наилучшее место для отдыха и молитвы; символично, что Иисус молил Бога Отца о милости, об удалении от Себя чаши страданий, среди олив, которые символизируют также милость Божию. После разрушения Иерусалима в 70 году по Р. Х. римляне срубили все деревья вокруг города на большом расстоянии, поэтому от прежней Гефсимании ничего не осталось.

Елеон — в переводе с греческого означает «масличная роща» (Деян. 1:12). Елеонская или Масличная гора (евр. Хар ха-Зейтим)поднимается выше Иерусалима примерно на 60 м, с нее открывается изумительный вид на город и на лежащие вдали горы, на Иордан и Мертвое море. Когда-то ее склоны были засажены садами оливковых деревьев. Эта гора упоминается в Ветхом Завете как священное место погребений и как место, откуда начнется второе пришествие Спасителя (2 Цар. 15:30-32). Здесь Давид поклонялся Богу. С этой горы Иисус спустя сорок дней после воскресения вознесся на небо (Деян. 1:11). Вознесение Иисуса с горы, имеющей название Елеон, глубоко символично, так как в духовном смысле это означает вершину милости Бога к людям, возносящего естество человеческое в пренебесный чертог славы и вечной жизни. Откуда взялось у слова «масляный» (елей, елейный) переносное значение — «умягченный» (а значит, и «милосердный»)? Дело в том, что по-гречески «милость» произносится «елеос» (eleeo — сострадательный, милосердный) и имеет со словом «елей» (от elaia — масло) общий корень — el-//-il-, который восходит к древней праоснове: веселый, радостный; добровольный, дающий; милостивый, милующий; тихий, Святой Дух Утешитель.Эти основные значения расширяются за счет добавочных: смолистый, сочный (теперь и масляный); и знающий, просвещенный (теперь и свет). Поэтому не случайно в древних текстах соседствуют слова «масло», «елей» и «милосердие», «милость» со словами «древо», «радость», «светится», «блажен», «утешь». Они обозначаются по-гречески: eleon, ileos, eleimones. В Пражском Академическом словаре (18), составленном с опорой на старославянский, греческий, латинский, немецкий и другие языки, содержится немало примеров таких соседств, взятых из Библии, апокрифов, гомилий: «Да пошлет ангела своего дати масло от древа милования» (misericordiae Nicod. 19, Stojanovie 109, 10); «и будет елея милования в радость» (Ibid. 109, 26); «где, как и масло маслины, перед очами Бога Всемогущего (Деятеля милования) светится (милосердия плоды) (Gregorii Magni, Homiliae.Misericordiae fructus. Bes.20, 110 bb 9 sq. — Exh.).

Созвучие греческих слов — eleos и elaion -указывает на то, что елей как вещество смягчающее и целительноеслужит символом Божественной милости, умягчающей наше ожесточение и исцеляющей греховные язвы наши.

Таким образом, христианство приняло и сохранило глубокое религиозное и символическое значение елея. И по сегодняшний день елей имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Елей применяется при обряде благословения хлебов: вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется и елей как вещество питательное и целительное в болезнях.

На праздничной утрене освещение церкви усиливается возжиганием свечей и елея, когда поются псалмы о многой милости Божией к избранному народу и много раз повторяется припев: «яко в век милость Его, аллилуиа!» В церковном же языке эта часть праздничной утрени (которая начинается пением псалмов 134 и 135 — «Хвалите имя Господне» и — «Исповедайтеся Господеви» и продолжается до начала канона) означается словом полиелей (греч. polis -многий и eleos — милость; либо из polis — многий и elaion — елей). По первому словообразованию полиелей значит многомилостивый, а по второму — многоелеен. Причину такого названия этой части утрени иные полагают в том, что в полиелейном псалме 135-м много раз повторяется слово милость (eleos) в припеве — «яко в век милостьЕго»; иные в том, что во время этой части утрени Устав предписывает в честь праздника усиливать освещение церкви возжиганием свеч и елея (elaion). Обе эти причины могут быть совместны. На заутрене с полиелеем или всенощной после чтения Евангелия елеем совершают обряд Елеопомазания, символически изображающего излияние Божией милости на помазуемого.

Чин помазания присутствует также в Таинствах: Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. В ТаинствеЕлеосвящения иерей или епископ при помазании больного освященным елееми спрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи. В этом случае елей несет в себе милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней.

Святой Апостол Иаков в Соборном послании указывал о Таинстве Елеосвящения : «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику — семью) священниками (отсюда др. назв. — соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, чтения семь раз Апостола и семь раз Евангелия (отрывков, где повествуется о покаянии, об исцелении, о необходимости веровать и уповать на Бога, а также быть сострадательным и милосердным). После каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазанием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Число «семь» есть символический знак Церкви и ее полноты. По этой причине само помазание больного и молитвы об отпущении его грехов и исцелении повторяются семь раз. Елей в таинстве елеосвящения обычно используют смешанный с вином.

О целительной силе помазания священным елеем свидетельствует множество чудес, произошедших по молитвам святых угодников. Так, в житии преподобного Серафима Саровского описывается следующее чудо.

Однажды зимой привезли на санях больную женщину к монастырской келии преподобного. Больная вся была скорчена, колени сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. Отец Серафим спросил ее:

— Откуда ты, матушка?

— Из Владимирской губернии.

— Давно ли ты больна?

— Три года с половиною.

— Какая же причина твоей болезни?

— Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я переменила крестное знамение на двуперстие и в церковь ходить не стала.

— А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?

— Верую, батюшка, — отвечала больная.

Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал:

— Перекрестись вот так во имя Троицы.

— Батюшка, рада бы, — отвечала больная, — да руками не владею.

Отец Серафим взял елея из лампады от своей иконы Божией Матери «Умиление» и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье.

Один брат спросил отца Серафима: зачем он помазывает приходящих к нему из лампады, горящей в его келии перед иконой? Батюшка отвечал так: «Мы читаем в Писании, что Апостолы мазали маслом, и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не Апостолам?» Этому обычаю следовал и святой старец, потому и помазанные получали исцеление. В Таинстве Крещения елей, освященный особой молитвой, употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. Из оливкового масла (с примесью особых ароматов) изготовляется также и миро, служащее для совершения Миропомазания— Таинства, в котором верующему при помазании тела священным миром подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.

Во всех Таинствах подается благодать Святого Духа, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу; оно завершает Крещение. Там — духовное рождение, здесь уже — духовное возрастание. При помазании разных частей тела священник каждый раз произносит: «Печать дара Духа Святого». Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Главнейшим даром Святого Духа является любовь, в сравнении с которой всё — ничто. К плодам Святого Духа относятся «благость, праведность и истина» (Еф. 5:9), «радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23),тишина, сладость, тепло, благоухание, свет. Эти дары Святого Духа нетварны: святые отцы их называют Божественными энергиями, то есть проявлением Божественной жизни, которая подается нам от Отца через Сына в Духе Святом, и которой мы приобщаемся, принося плоды Духа (преп. Серафим Саровский).

Таким образом, елей является образом-символом (по мере различия его духовной глубины): сострадания и милосердия Божия; света Божественного, просвещающего всякого человека; древа Жизни; Святого Духа и Его даров (радости, мира, милосердия, кротости).

Источник

Читайте также:  Пуританская семья что это значит
Оцените статью