Детский лагерь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Детский лагерь — организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации.
Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углублённым изучением математики или со специальной программой для снижения веса, или лагеря для подростков с воспитанием лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные (например, лагеря с патриотическим воспитанием).
Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома. В лагерях есть свои традиции и обычаи, например, Королевская ночь.
С точки зрения законодательства: Лагеря (организации отдыха детей и их оздоровления) — организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также подростковые лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях [1] .
Источник
Для чего существует детский лагерь?
· Для укрепления физического и психологического здоровья ребенка
· Для расширения его кругозора и развития творческих способностей
· Для получения навыков общения и приобретения новых друзей
· Для познания и приобщения к природе
· Для того чтобы родители отдохнули от детей, а дети — от родителей
· Для того чтобы ребенок получил массу новых впечатлений
· Для того чтобы ребенок стал более самостоятельным и ответственным
· Для того чтобы дети не мотались без присмотра в шумном и пыльном городе, а были на свежем воздухе под присмотром взрослых
Типы летних лагерей:
Досуговые. Основная цель – организация досуга детей. Особенность – многообразие видов деятельности.
Оздоровительные. Основная цель – способствовать оздоровлению и улучшению самочувствия детей. Оздоровление может рассматриваться в узком (физическое оздоровление) и в широком (создание благоприятного климата в детском коллективе, т.е. духовное, личностное оздоровление) смыслах. Особенность – создание условий здорового образа жизни, доброжелательного микроклимата и т.д.
Специальные (профильные). Основная цель – создать условия для развития специальных способностей детей в каком-либо профиле деятельности (спортивный, туристический, для одаренных детей). Особенность – преобладание образовательных видов деятельности, развивающих знания, умения и навыки детей.И здесь особо стоит выделить лагеря актива детского и молодежного движения. Основная цель – способствовать развитию различных направлений детского и молодежного движения через специальную подготовку лидеров, актива. Особенность – общественно полезный характер деятельности.
Трудовые лагеря. Основная цель – обучение какому-либо ремеслу или виду труда, помощь в решении материальных проблем подростков. Особенность – труд как основной вид деятельности. Есть также лагеря труда и отдыха, в которых пол дня работают, пол дня отдыхают.
Мы выделили типы лагерей в «чистой» (идеальной) форме. На практике могут существовать лагеря смешанного типа, когда каждый отряд (детский коллектив) имеет свою специфику (могут быть отряды досугового, оздоровительного, профильного типа и т.п.).
Нельзя утверждать, что, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Досуг и оздоровление будут присутствовать практически в каждом типе лагеря, но не во всех лагерях они имеют первостепенное значение.
Ты всегда в ответе за всех, кого приручил
Антуан де Сент-Экзюпери
Вожатый – профессия, должность или призвание?
Вожатый – профессия – птица, как поется в известной вожатской песне. Вожатый – тот, кто впереди. Как много ему нужно знать, предвидеть, предчувствовать! Сколько забот ложится на его плечи, сколько тревог проходит через его сердце! Сколько переживаний вмещает его душа!
Высока ответственность детского вожака за все, а главное – какие высокие общечеловеческие начала получат ребята, какими они уедут из лагеря, что увезут с собой.
Нельзя забывать, что дети владеют одной очень завидной чертой – врожденным демократизмом. Чувство дружбы у них развито чрезвычайно высоко. Хорошего вожатого они воспринимают как старшего брата или сестру, которые наравне с ними что-то придумывают, что-то делают, к чему-то стремятся. По праву старшенства он советует, подсказывает, но не командует, не навязывает. Широкое поле деятельности открывается перед каждым умным и веселым человеком, назвавшимся обязывающим словом – вожатый.
Вожатый – это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации;
ü организатор детского отдыха;
ü друг и помощник детей;
ü «ящик» с советами и играми;
ü «жилетка», в которую можно поплакать;
ü остроумный и симпатичный;
ü добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;
ü человек, способный найти взаимопонимание с детьми, читать в их душах без слов. Вожатый – это состояние души.
В общем, нетрудно понять, что вожатый – это одновременно и профессия (хотя бы потому, что требует особых знаний и умений и специального обучения), и должность (ведь он занимает определенное место в штате сотрудников детского оздоровительного лагеря), и призвание (работа с детьми без веления сердца попросту невозможна!).
А еще вожатый – это определенная ролевая модель, под которой мы будем понимать набор связанных между собой социальных ролей, которые требуют от их обладателя особых качеств, определяются особыми целями деятельности и предполагают особые способы поведения.
Ценности вожатской работы
Человеческое достоинство и толерантность
Вожатый признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.
· уважает основные права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка;
· демонстрирует уважение и доброжелательное отношение ко всем детям и уважает их убеждения, ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения;
· защищает и поддерживает достоинство детей, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности каждого ребенка;
· способствует достижению благополучия и самостоятельности ребенка, формирует и поддерживает в них уважительное отношение к правам и свободам других людей;
Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности.
· изучает, использует, распространяет и применяет знания, умения и навыки в вожатской практике;
· постоянно повышает уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяет свою компетентность в целях повышения качества своей деятельности;
· осознает рамки своей компетентности и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы;
Социальная активность, мобильность и гибкость
Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью вожатской работы и предполагают взаимосвязанную деятельность вожатого и ребенка.
Вожатый занимает социально-активную позицию в обществе, владеет навыками быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и способами саморегуляции и саморелаксации.
Принципы вожатской работы
Принцип безусловной любви. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Значит, безусловно любить – это оберегать, направлять и развивать ребенка без всяких ожиданий каким он должен быть. Любить не за поступки, слова, а за то, что он просто есть.
Принцип равноправности или уважения. Быть с ребенком откровенным, уважительно относитесь к желаниям, мыслям, мнениям ребенка. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.
Принцип доверия. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности. Передавать ребенку ответственность за его личные дела.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество рождает общение с ребенком, общением он воспитывается без специальных педагогических мероприятий. Сотрудник не может наказывать сотрудника, он даже командовать не может. Сотрудничество само собой порождает уважительные отношения, ориентированность на компромисс, утишает гневливых, создает мир. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности.
Принцип содружества. Содружество подразумевает под собой единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.
Принцип сотворчества. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собою устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение. Не делать за детей, а делать вместе с ними.
Знаешь ли ты, кто ты? Ты чудо. Ты уникален. Во всем мире нет такого ребенка, как ты. За миллионы лет, которые прошли, не было другого такого же. У тебя есть способность к чему угодно.
Вожатый – это тот, кто ведет за собой, он одновременно является педагогом, руководителем и лидером своего отряда, сформированного, как правило, на временной основе (короткая лагерная смена) из незнакомых или малознакомых друг другу детей. Благодаря усилиям вожатого, за достаточно короткий срок этот отряд должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремлениями, совместными делами, узами дружбы, товарищества.
Какими же качествами и способностями должен обладать руководитель специфического детского коллектива?
Личностные качества вожатого:
ü практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
ü общительность (коммуникативность) – открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
ü инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
ü настойчивость – умение доводить дело до конца;
ü самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
ü работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;
ü наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
ü организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.
ü уверенность в себе – для того, что бы вести за собой, нельзя сомневаться в своих силах.
Имидж человека – это его образ в глазах окружающих, во многом на его основе закладывается отношение к вам с их стороны, а значит, именно от формирования положительного, адекватного имиджа во многом зависит то, насколько вы будете приняты группой, особенно на этапе знакомства с ней.
Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается ваш имидж:
1. Ваш внешний вид.
2. Выражение вашего лица.
4. Тембр вашего голоса.
5. Ваша жестикуляция.
I.Внешний вид – должен быть безупречен. В работе с ребятами действует «железный» закон зеркальности: в детях личность воспитателя отражается быстро и точно.Одежда вожатого должна быть всегда адекватна ситуации. Для линейки одна, для похода – другая, для работы – третья.
II. Присмотритесь в зеркале к своему лицу. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше «не снимайте» до конца смены.
III. В течение всей лагерной смены, как бы заняты вы ни были, помните о том, что вам должны сопутствовать только приятные запахи, а потому не забывайте чистить зубы и пользоваться дезодорантом, духами или одеколоном. Запах табака или спиртного от вожатого вообще неприемлим.
IV. Изучите свои жесты. Зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, прорепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставляет удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.
V. И,самое трудное, исследуйте свой голос. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр, почитайте выразительно стихи и при повторной записи вы обнаружите, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.
Обаяние вожатого – его оружие. Обаяние – огромная педагогическая сила, открывающая путь к сердцу ребенка. Конечно, обаяние – это, прежде всего, внутренняя красота человека.
Как мы выяснили, для вожатого не последнее значение имеет опрятность, умение одеться в соответствии с обстановкой, обаяние. Но не забывайте: у вожатого, который слишком много внимания уделяет своему имиджу, ни времени, ни сил на ребят не остается.
· строит свои взаимоотношения с администрацией лагеря на основе доброжелательности, ориентированности на интересы детей;
· соблюдает внутренний распорядок лагеря, выполняет распоряжения администрации;
· не скрывает ЧП с детьми в отряде от руководства лагеря.
· соблюдает принципы вожатской работы по отношению к детям:
— принимает ребенка таким, как он есть;
— привлекает ребенка к активной совместной работе;
— проявляет личную порядочность по отношению к ребенку.
· ценит и уважает личные устремления и индивидуальные особенности детей, инициативу и творческий подход ребенка к совместной деятельности;
· отвергает любые формы дискриминации, основанной на национальности, вероисповедании, умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках;
· подает положительный пример, являясь авторитетом для детей, не дает невыполнимых обещаний;
· не использует ребенка как средство для достижения своих целей, как способ самоутверждения и самовосхваления;
Вожатый — вожатый. Напарничество. Единые педагогические требования (ЕПТ)
Вожатый чаще всего работает не один, а с напарником. Успешная деятельность напарников зависит от умения распределять обязанности и взаимозаменяемости Вожатые должны четко представлять и понимать, чем конкретно он и его напарник занимается и за что каждый несет ответственность, должны быть способны заменить и поддержать друг друга в трудные минуты или в конкретных ситуациях. Рассмотрим несколько вариантов распределения обязанностей педагогов во время работы на отряде.
Работой отряда руководят вожатый и воспитатель. В этом случае функции могут быть четко распределены. На долю вожатого выпадает организаторская работа: подготовка и проведение различных мероприятий, выборы актива, обеспечение участия отряда в общелагерных делах, оформление отрядного уголка и др. Воспитатель отвечает за выполнение режимных моментов, чистоту в корпусе и опрятный внешний вид детей, и т.д.
Работой отряда руководят двое вожатых. Сфера деятельности может распределяться по времени. То есть один день проводит, отвечает за организаторскую работу один, на следующий день — другой. При этом варианте каждый вечер, передавая смену, напарники должны проговорить основные моменты: какие дела не завершены, какие события произошли в отряде, кто из ребят «отличился» и в хорошем, и в плохом смысле.
Часто пары формируются таким образом, чтобы напарники дополняли друг друга, имели разные сферы интересов: спортсмен и певунья, художник и турист, и т.д. Тогда отрядную работу можно будет разделить в соответствии с интересами и способностями
Самое главное в работе напарников — уважение друг к другу, поддержка, взаимопонимание, единые требования к детям. В отношении напарников не должно быть ревности, недоговоренности и недоверия.
Источник