- Что означает квотируемое рабочее место
- Что такое рабочая квота?
- Законодательное регулирование квотирования
- Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
- Другие возможные категории для квотирования
- Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
- Квотирование для работодателя
- За что могут наказать работодателя в связи с квотированием
- Права квотирующего работодателя
- Импортная и экспортная квота — значение термина
- Почему квоты на экспорт зерна – это плохо
Что означает квотируемое рабочее место
Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.
Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.
А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?
Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.
Что такое рабочая квота?
Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.
Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.
Законодательное регулирование квотирования
Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:
- «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.
Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.
Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
- Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Другие возможные категории для квотирования
В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:
- детям, воспитанным в специализированных заведениях;
- подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
- детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
- родителям-одиночкам, особенно матерям;
- заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
- отслужившим или комиссованным военнослужащим;
- лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
- трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
- участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.
ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.
Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
- свидетельство о государственной регистрации (копия);
- устав (копия);
- бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
- письмо из Единого госрегистра;
- сведения о количестве сотрудников в составе штата.
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.
За что могут наказать работодателя в связи с квотированием
Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.
Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:
- в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
- на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
- работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.
Права квотирующего работодателя
Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:
- Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
- требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
Источник
Импортная и экспортная квота — значение термина
Квотирование (применение экспортных и импортных квот) — одна из самых широко применяемых мер нетарифного регулирования, которая представляет собой количественное ограничение экспортируемой или импортируемой продукции.
Квотирование является эффективным инструментом регулирования не только хозяйственной деятельности внутри страны, но и нередко используется для регулирования отношений между двумя или несколькими государствами, являясь эффективным методом политического воздействия.
Существует два вида квот: импортные и экспортные.
Импортные квоты ограничивают ввоз продукции из-за рубежа, привлекая внимание потребителей к отечественным товарам. Таким образом развивается местное производство, но ассортимент, а иногда и качество потребляемой внутри страны продукции снижается.
Экспортные квоты ограничивают объём поставок отечественной продукции на рынки зарубежных стран.
Также существует термин «эмбарго», означающий, что квота равна нулю, то есть товарооборот по той или иной товарной позиции между странами временно прекращён.
В ЕАЭС в настоящее время квотирование, как и остальные меры нетарифного регулирования, регламентируется Договором о Союзе. Согласно этому документу экспортное квотирование возможно в отношении продукции, которая производится на территории стран-участниц ЕАЭС, а импортное, только в отношении третьих стран.
Распределением объёмов квот между странами-участницами ЕАЭС занимается непосредственно Евразийская экономическая комиссия.
Источник
Почему квоты на экспорт зерна – это плохо
Неделю назад российские компании были вынуждены остановить продажи зерна на экспорт. Поставки по заключенным контрактам еще идут, но новых сделок нет, вся квота на экспорт, введенная государством в конце марта, полностью выбрана. Второй раз за историю новой России экспорт зерна из страны официально запрещен. Министерство сельского хозяйства предлагает сделать квотирование постоянным механизмом, что неминуемо ударит по развитию сектора и, вероятно, поставит крест на аграрных экспортных амбициях страны.
В последние месяцы мировой зерновой рынок с озабоченностью следил за действиями России, крупнейшего экспортера пшеницы. Участники рынка опасались, что из-за девальвации рубля и возможного скачка спроса, вызванного пандемией коронавируса, российские власти могут ограничить экспорт. И это действительно произошло. Государство, ссылаясь на «необходимость обеспечить стабильность продовольственного рынка», решило ввести квоту в 7 млн т на вывоз основных зерновых культур до нового сезона, который начинается в июле. Одновременно был запрещен вывоз медицинских масок, но он уже отменен, а также ограничен вывоз масличных и некоторых продовольственных товаров, вроде пресловутой гречки и репы.
Россия не единственная пошла по этому пути. Чиновники многих стран, впечатленные фотографиями пустых полок в продовольственных магазинах, задумались об ограничениях вывоза. Закрыл поставки риса Вьетнам, Румыния запретила вывоз всего зерна, Украина заявила, что ограничит вывоз основной экспортной позиции – кукурузы. Но Вьетнам в мае открывает экспорт, Румыния после дискуссии с недовольной Европейской комиссией сняла ограничения через неделю после их ввода, а чиновники Украины, подискутировав с бизнесом, отказалась от своих планов. Россия же не только не готова отказаться от текущей квоты – Минсельхоз планирует использовать квотирование и в будущем.
Продовольственный национализм, популярная в последнее время не только в России тема, не гарантирует бесперебойного обеспечения потребителей продуктами. Свежий пример: в США нарастает паника, люди боятся нехватки мяса, потому что в стране закрыты бойни – они стали очагами распространения коронавируса. (Особенность мясокомбинатов в США – огромные размеры, закрытие даже нескольких может быть заметно на общенациональном уровне.) Будет ли рост цен? Уже идет, и быстро. Будет ли дефицит мяса? Нет, сокращение местного предложения компенсируется ростом импорта, в первую очередь из Южной Америки. А Россия благодаря импорту не ощущает нехватки черного хлеба: впервые за долгие годы из-за неурожая начался импорт ржи из ЕС.
Россия – важный участник мирового аграрного обмена. Мы вывозим удобрения, зерно, масличные и масло, рыбу, завозим кормовые добавки, сельхозхимию, семена и родительских животных. Теоретическое нарушение импортных поставок может сильно ударить по российскому агропромышленному комплексу, а российские ограничения – по странам-потребителям. Недаром одним из ключевых призывов недавней виртуальной встречи лидеров стран G20, поддержанных и президентом Путиным, стал тезис о необходимости обеспечить бесперебойную работу мировой торговли, в первую очередь продовольствием .
Сокращение запасов и предложения зерна при открытом экспорте, естественно, может привести к росту цен, и часто довольно быстрому. Рынок обычно растет, пока экспорт не становится нерентабельным и сам по себе не останавливается. Так и было и в прошлом, и в позапрошлом году, и все годы с тех пор, как Россия с начала 2000-х стала крупным зерновым экспортером. Естественно, скачки цен могут вызывать недовольство потребителей зерна, особенно в российских условиях, где отсутствуют инструменты для хеджирования ценовых рисков, а отказ от своих договорных обязательств – распространенная практика. Но рост цен – это и тот же фактор, который приводит в сектор новые инвестиции и помогает ему расти. Высокая степень интеграции в мировой рынок – это ключевой фактор роста российского сельского хозяйства, намного менее зависящего от господдержки, чем это представляется широкой публике.
Квотирования и ограничения плохи и тем, что никто не может в принципе рассчитать оптимальный и устраивающий всех объем экспорта. Например, российское зерновое эмбарго августа 2010 г. привело к затовариванию рынка во второй половине сезона и обвалу цен внутри страны. (А заодно и к резкому скачку цен на мировом рынке, ускорившему «арабскую весну»). Текущая же квота, вероятно, приведет к тому, что часть ячменя и кукурузы, которые могли бы быть вывезены, останутся внутри страны, а их владельцы не смогут заработать, как и вся цепочка из элеваторов, транспорта и портов.
Определение своей собственной «квоты» – индивидуальная задача для каждого экспортера, от успешного решения которой напрямую зависят его доходы. И иногда участники рынка действительно могут ошибаться и разоряться, неправильно оценив параметры спроса и предложения или действия других игроков. Задача же государства – повышать прозрачность сектора, давая участникам больше информации для принятия решений. Для этого, кстати, можно было использовать разработанный Минсельхозом для отслеживания квоты механизм оперативной публикации объемов экспорта (подобные цифры публикуют многие крупные экспортеры, вроде ЕС и США).
Распространенный тезис в пользу ограничений – необходимость обеспечить стабильность цен на продовольственном рынке – не выглядит убедительным. Продовольственная инфляция в России, как и в большинстве других стран, весьма слабо зависит от колебаний цен на сельхозсырье. Годовая продовольственная инфляция в районе 2% при росте цен на зерно примерно на четверть это подтверждает. Даже не будь это так, намерение регулировать цены для всех через цены на сырье вызывает вопросы. Бенефициарами дешевого хлеба будут и пенсионер с доходом в 20 000 руб., и предприниматель с зарплатой в 20 млн. Более разумным выглядит целевая продовольственная помощь наименее обеспеченным слоям населения, а не малоэффективная попытка помочь всем потребителям.
Конечно, закрытие экспорта не повлечет за собой резкой реакции вроде обвального сокращения посевных площадей и неурожаев через год – два. В экономике все происходит постепенно, а в сельском хозяйстве – вдвойне. Но, посмотрев на ограничения, которые предлагается вводить и в будущем, кто-то немного, но сократит посевы, кто-то не будет вкладываться в выход на новый зарубежный рынок, кто-то решит отложить обновление техники или строительство порта. Итог – недополученные миллиарды инвестиций, постепенное затухание темпов роста сектора в среднесрочной перспективе, а также вероятный провал планов властей по кратному увеличению аграрного экспорта, который в 2024 г. должен вырасти до $45 млрд .
Источник