- Бомберы и куртки пилотов: Кто их придумал и как их носить
- История курток пилотов
- Как носить?
- На высоте: История и особенности легендарной пилотской куртки на меху — B-3
- Конструкция куртки B-3
- История куртки B-3
- Родословная B-3
- БРИТАНСКИЙ IRVIN JACKET
- АМЕРИКАНСКАЯ КУРТКА B-6
- АМЕРИКАНСКАЯ КУРТКА ANJ-4
- В-3 сегодня
Бомберы и куртки пилотов: Кто их придумал и как их носить
Даже несмотря на многосантиметровый слой снега за окном, ждать настоящей весны осталось недолго. С надеждой и верой в скорые климатические изменения мы решили рассказать нашим читателям об идеальной межсезонной верхней одежде — куртке- бомбере, за полвека своего существания дослужившейся до звания абсолютной классики мужского гардероба.
Когда-то курткой-бомбером называли объемные дубленки из кожи весом в несколько килограммов, разработанные специально для пилотов бомбардировщиков. Сегодня с классическим бомбером ассоциируют уже совсем другие модели, в первую очередь MA-1 — легкую короткую куртку из нейлона на резинке в районе пояса.
История курток пилотов
Летные куртки появились еще во время Первой мировой войны. Тогда кабины боевых самолетов не оснащались защитными стеклами, и на большой высоте температура воздуха в кокпитах могла достигать –50 градусов. Пилотам в таких условиях требовалась исключительно теплая и ветронепроницаемая одежда, и военные департаменты США и многих европейских стран начали активную разработку летного обмундирования.
Первыми массовое производство наладили британцы, выпустив в 1926 году куртку Irvin Jacket, названную так по имени своего создателя Лесли Ирвина. Кстати, только разработкой ультратеплой летной куртки его вклад в развитие авиации не ограничивается — другим важным достижением Ирвина была разработка и испытание первого в мире парашюта. Куртки шили из толстой кожи на подкладке из стриженой овчины, с отложным воротником, утягивающим ремнем в районе пояса и манжетами на молнии.
Cockpit Irvin Jacket
Вслед за англичанами свои версии пилотской куртки представили американцы — объемные, с толстой подкладкой модели B-3, B-6 и ANJ-4 и более поздние A-2 и G-1, сшитые из конской кожи и рассчитанные уже на использование в обогреваемых кокпитах.
Американские пилоты бомбардировщиков часто нашивали на свои куртки эмблемы эскадрилий, шевроны и другие знаки различий, а иногда даже рисовали целые картины на спине. Сюжетным разнообразием подобные художественные произведения не отличались — в основном это были изображения полуголых девушек, мультяшных героев и бомб (их число соответствовало количеству выполненных командой самолета бомбометаний). Подробнее такие куртки можете рассмотреть в специальном материале.
1. Создатель пилотской куртки Лесли Ирвин. 2. Кожаный бомбер времен Второй мировой войны. 3. Том Круз в фильме «Лучший стрелок». 4. Группа американских летчиков в куртках A-2. 5. Стив МакКуин.
Авиастроение развивалось семимильными шагами, каждое новое поколение самолетов летало еще выше, и кожаные куртки в какой-то момент перестали справляться с минусовой температурой за бортом и отвечать требованиям комфорта. В тесной кабине, напичканной кнопками кучей рычагов и датчиков, объем и большой вес верхней одежды существенно мешал пилоту, поэтому начиная с 1940-х годов куртки из кожи постепенно начинают заменять на более легкие и удобные модели из хлопка и нейлона.
Очередным эволюционным развитием куртки-бомбера стала модель B-15, разработанная в начале 1940-х и верно служившая американским вооруженным силам вплоть до 1960-х. Именно в разработке этой куртки впервые был использован нейлон, открытый за два года до Второй мировой войны, а кроме того, в ее дизайне впервые появляется сервисный карман на рукаве — деталь, без которой сегодня не обходится ни один бомбер.
воротник из овчины
и треугольные держатели для кислородной маски
штормовой клапан
с искусственным мехом
в районе горла
Наконец, в 1949 году на смену B-15 приходит модель MA-1 — ключевой силуэт бомбера, на который опираются все современные марки. В дизайне новой модели было решено отказаться от объемного воротника из овчины, поскольку он мешал использованию пилотами парашюта, и заменить его на трикотажный. В остальном куртка также стала значительно удобнее и легче.
Своей самой узнаваемой деталью — ярко-оранжевой подкладкой — MA-1 обзавелась значительно позже, в 1963 году. В случае аварийной посадки или катапультирования из кабины приземлившийся на землю пилот выворачивал такую куртку наизнанку и тем самым облегчал спасателям его поиски с воздуха.
Во время войны во Вьетнаме на подкладку стали нашивать дополнительный кусок ткани, так называемый blood сhit, на который наносилось сообщение на нескольких региональных языках о том, что владелец куртки — американский летчик, а также просьба сопроводить его в посольство Соединенных Штатов за вознаграждение.
Основным поставщиком курток MA-1 (как и их облегченной версии L-2B) для ВВС США была компания-подрядчик Alpha Industries. После войны во Вьетнаме, когда количество армейских заказов существенно сократилось, Alpha решают переориентироваться на коммерческое производство своих курток и начинают продавать их гражданским. Несмотря на распространение пацифистских идей и общее неприятие военной политики США, американское население охотно скупало осевшие в магазинах и военторгах излишки солдатского обмундирования. Бомберы начинают свою захватническую кампанию сначала на территории Америки, а потом в Европе (особенно популярны они становятся в Британии в среде радикально настроенной молодежи).
В 1990-х годах к классическому силуэту летной куртки обратились и дизайнеры — Джорджо Армани и главный адепт минимализма Хельмут Ланг. А вслед за ними бомбер на подиум вывел в рамках своей дебютной коллекции и молодой Раф Симонс. С тех пор пилотские куртки окончательно утвердились в статусе классики мужского гардероба и сегодня на волне затянувшейся моды на милитари вслед за брюками карго, камуфляжем и куртками M-65 снова возвращаются в списки заглавных трендов. Сейчас такие куртки можно найти в коллекции чуть ли не каждого бренда — от бюджетных Supreme до моделей Alexander McQueen ценой в три тысячи долларов.
Уильям Гибсон
американский писатель
«Куртка MA-1 — знаковый предмет одежды, популярный когда-то в среде многих субкультур. В начале 1960-х ее носили моды в районе Сохо, скинхеды также сделали куртку частью своего дресс-кода (часто цвета бургунди, которую ВВС США никогда не использовали), а затем и готы. И мне она тоже всегда очень нравилась, особенно на девушках».
С Уильямом Гибсоном и MA-1 связана еще одна интересная история. Дело в том, что в его романе «Распознавание образов» героиня Кейси Поллард носит черную куртку модели MA-1 марки Buzz Rickson, специализирующейся, как известно, на производстве реплик армейской одежды времен Второй мировой войны. После публикации книги Buzz Rickson стали получать заказы на такие куртки, но в реальности ВВС США никогда не выпускала черные MA-1, и в линейке марки такая расцветка, соответственно, также отсутствовала. Несмотря на это, руководство компании связалось с писателем и совместно с ним выпустило черную (впоследствии добавилось еще несколько цветов) куртку MA-1 в рамках небольшой капсульной коллекции.
1. Трикотажный воротник-стойка.
2. Изнаночная сторона куртки оранжевого цвета.
3. Сервисный карман на левом рукаве, использовавшийся пилотами для хранения сигарет, карандашей, ручек и прочих мелочей.
4. Косые карманы на клапанах.
5. Изначально MA-1 выпускалась только в двух цветах: шалфейно-зеленом и темно-синем. Сегодня цветовой спектр стал значительно шире.
6. Трикотажная стягивающая резинка в районе пояса и на манжетах.
Как носить?
Куртка-бомбер — идеальный вариант для межсезонья: в холодную ветреную погоду под нее можно надевать теплый свитер, благо свободный крой и широкие рукава большинства моделей позволяют это делать, а как потеплеет — носить с рубашкой или футболкой.
Возможные ассоциации со скинхедами и панками или риск походить своим видом на ветерана Вьетнама могут отпугнуть слабых духом. На самом деле, компаний, выпускающих куртки в оригинальном дизайне, не так уж и много — это, конечно, Alpha Industries, еще одни американцы Schott, также снабжавшие когда-то вооруженные силы США своими куртками, Buzz Rickson и еще несколько контор. Большинство современных марок все же отходят от традиционного дизайна, опираясь лишь на силуэт или детали — сегодня бомберы шьют из шерсти, кожи и даже замши, добавляют стеганые рукава или, как Givenchy и Balenciaga, яркие принты на всю поверхность куртки.
Если все же говорить о более-менее традиционных моделях или хотя бы стилистически к ним приближенных, то тут, конечно, не стоит злоупотреблять другими элементами в стиле милитари. В остальном бомберы не слишком требовательны в том, что касается сочетаний (особенно учитывая многообразие моделей и расцветок). Их можно носить с чиносами, дезертами, худи, свитером и чем угодно еще. Отличным напарником таким курткам будет пара темных джинсов, кроссовки или грубые ботинки. Кто-то вообще умудряется носить эту куртку с шерстяным пиджаком и галстуком (но так, конечно, лучше не делать).
Джон Моэ
редактор блога four-pins
«Силуэт куртки MA-1 чертовски популярен в этом сезоне. Может быть, потому, что современные парни хотят в большей степени походить на пилотов, чем на моряков Второй мировой войны или рабочих времен золотой лихорадки. А может, просто потому, что они и правда крутые. Ну и если уж вы надеваете бомбер, убедитесь, что вы не забыли положить пачку в карман на плече. Серьезно. Пилоты курили, это факт».
Источник
На высоте: История и особенности легендарной пилотской куртки на меху — B-3
Мы не раз уже рассказывали о классических пилотских куртках MA-1 и CWU 45/P. Но вот пришло время выпустить материал и про другую культовую, а главное — куда более подходящую для поздней осени и ранней зимы модель, объемную кожаную куртку В-3 с подкладкой из овчины.
Конструкция куртки B-3
B-3 — короткая свободная куртка из стриженой овчины, с прямой молнией, скошенным накладным карманом на правом боку, затяжками-ремнями снизу и большим отложным воротом.
Большой накладной карман без застежки, выполненный, как правило, из той же кожи, что и защитные вставки, предназначался для перчаток и карты.
В кабинах старых самолетов пилот находился практически впритирку со стенками, так что при малейшем движении постоянно терся о металлические детали. Проблема была решена при помощи вставок из толстой лошадиной кожи.
В отличие от последующих классических моделей пилотских курток, B-3 не была стянута снизу резинкой. Вместо нее снизу располагались, как и на косухах, два утягивающих ремешка, которые могли регулироваться самим пилотом.
Ворот при необходимости экстремально теплый — достаточно поднять его и закрепить при помощи двух специальных ремешков
История куртки B-3
Как известно, на заре авиации кабины самолетов еще не были оснащены защитными стеклами и были открытыми всем ветрам и осадкам. Поэтому изначально пилотов было решено обмундировать максимально теплыми вещами. Но если поначалу авиаторы обходились короткими кожаными куртками или, напротив, плащами, то с развитием техники и увеличением высоты полета самолетов это стало решительно невозможным. Представьте, каково это: во Вторую мировую самолеты (пусть даже оснащенные уже защитными стеклами) разносили в руины европейские города с высоты семь-восемь километров, где температура воздуха достигала примерно –50 o C.
1. Оригинал куртки B-3 1943 года. 2. Архивное фото времен Второй мировой войны. 3. Актер Уильям Холден в фильме «Лагерь для военнопленных №17». 4. Советский пилот — они тоже носили куртки, визуально похожие на B-3. 5. Актер Стив МакКуин в фильме «Любовник войны».
Первые летные куртки из овчины стали шить британцы. В 1926 году министерство обороны этой страны поставило на поток производство таких курток, известных по имени своего создателя, одного из пионеров парашютного спорта Лесли Ирвина — Irvin Jackets. По сути, именно эти куртки RAF (Royal Air Forces) послужили вдохновением для создания американцами B-3, которая официально была запущена в производство в 1934 году. Однако именно американской B-3 было суждено стать символом ультратеплых летных курток, не в последнюю очередь благодаря тому, как бережно обходятся с любым «кусочком своей истории» сами американцы — в B-3 появились на киноэкранах Уильям Холден и вездесущий Стив МакКуин, а послевоенные поколения с удовольствием носили такие куртки в холодную погоду.
Впрочем, золотому веку модели B-3 было суждено продлиться недолго –— вскоре открытая кабина у самолета стала музейным раритетом, а ВВС США массово перешли на не менее легендарные бомберы MA-1, благодаря синтетическим материалам куда более удобные для пилотов. Но B-3 все равно останется в памяти у многочисленных поклонников как наиболее основательная летная куртка ХХ века.
Родословная B-3
БРИТАНСКИЙ IRVIN JACKET
За неимением устоявшегося кодового названия именуемая просто Irvin Jacket (зачастую с немаловажным добавлением аббревиатуры RAF) стала первой в своем роде моделью летной куртки на овчине. Причем толщина подкладки у нее была запредельная — ¾ дюйма (почти два сантиметра). Любопытно, что в отличие от американской B-3, британские модели при всем фундаментальном сходстве всегда шли в другой цветовой гамме – рыжая (russet) кожа и также окрашенная в рыжий овчина.
АМЕРИКАНСКАЯ КУРТКА B-6
Появившаяся на свет пятью годами позже, B-6 стала облегченной версией B-3, предназначенной для так называемой средней зоны высоты (Intermediate zone). B-6 тоньше (толщина овчины — 6,35 миллиметра), длиннее (куртка закрывала бедра, что позволяло носить ее без «низа» — выполненных также из овчины и кожи штанов) и, если по-простому, элегантней. Два аккуратных косых кармана, никаких дополнительных слоев кожи, аккуратный воротник — пожалуй, эта модель куда меньше выделялась бы в повседневном гражданском гардеробе, чем ее прототип.
АМЕРИКАНСКАЯ КУРТКА ANJ-4
Выпущенная в 1943-м ANJ-4 стала последней в истории американских ВВС моделью из овчины. Силуэтом она уже скорее напоминает популярнейшую модель A-2 — разве что резинок и манжет по-прежнему нет. Но также нет и торчащих из рукавов и пояса элементов овчинной подкладки, а два накладных кармана оборудованы пуговицами.
В-3 сегодня
Сейчас реплики почти всех исторических пилотских курток, в том числе и B-3, предлагает немалое количество профильных контор, но в первую очередь внимание стоит обратить на небезызвестные Schott, Alpha Industries, Cockpit и Eastman Leather. Можно, конечно, поискать и армейские оригиналы на eBay, но стоить они будут, скорее всего, запредельных денег.
A Bathing Ape
A Bathing Ape
WTAPS
New Balance 580
New Balance 580
Безусловно, не только старые американские кожаные и милитари-мануфактуры помнят про B-3, несколько сезонов назад немного китчевый, но совершенно точно достойный внимания экземпляр выпустила марка A Bathing Ape, и еще одни японцы, WTAPS, тоже порадовали не самой заурядной вариацией — курткой, выкрашенной в индиго. Но самый интересный продукт создали пару лет назад New Balance — вдохновленные курткой B-3 кроссовки на базе классических 580, из коричневой кожи и с выделкой из искусственной овчины под язычком.
Источник