Кто и зачем придумал курсив?
Шрифт, слега склоненный набок и называемый курсивом, заметно выделяется на фоне обычного текста. Интересно, кто именно и при каких обстоятельствах придумал курсивное начертание, которое активно используется по сей день?
Что такое курсив?
У термина «курсив» есть несколько значений в зависимости от области применения. В науке палеографии, которая изучает историю письма, курсив обозначает скоропись. Это беглый почерк, наподобие рукописной латиницы, в котором буквы располагаются тесно и связаны между собой.
В типографике же курсивом называют печатный шрифт, в котором символы располагаются под наклоном приблизительно в 15 градусов. Также они немного напоминают рукописные штрихи, отличаются скругленными формами.
Сравнение начертаний
Поскольку обычно в тексте символы имеют строго вертикальное направление, курсив используют в качестве выделительного начертания. Курсив не стоит путать с наклонным шрифтом, поскольку это шрифт, в котором символы тоже склоняются немного вправо, но при этом сохраняют свой размер, объемность и прямые углы без округления.
Возникновение и развитие шрифта
Типографический курсив развивался постепенно. В основе его содержится рукописное курсивное письмо, а также минускул. Это письмо алфавитного типа, которое состоит из строчных букв.
Минускул
Данными разновидностями письменности пользовались еще в Древнем Риме и в Древней Греции. Вероятно, такой стиль написания текстов появился у древних греков. Иногда возникала необходимость записать что-то очень быстро. В таком случае иероглифы прорисовывались упрощенно.
Отличительной чертой курсивного письма является его компактность – текст получается убористым. Это значит, что между символами отсутствует свободное пространство. Заканчивается предыдущая буква и сразу начинается следующая.
Когда же курсивный шрифт начали использовать в книгопечатании? На его компактность в XVI веке обратили внимание итальянские книгопечатники. А именно – Теобальдо Мануцио или более известный по другому имени на латинский манер Альдус Мануций, который жил в 1449-1515 годах.
Портрет Альдуса Мануция
Непосредственно в итальянской Венеции печатание книг развивалось особенно активно. Венеция считалась наиболее образованной частью Европы, так как деятельность инквизиции здесь была очень слабой.
Книгопечатание считалось распространенным и прибыльным занятием. Однако в связи с этим и конкуренция была на высоком уровнем. Чтобы привлечь новых читателей, типографы старались повысить качество своих книг – их содержание либо непосредственно печать.
Как раз у Альдуса Мануция возникла идея выпускать книги небольшого размера. В отличие от распространенных тогда огромных и тяжелых фолиантов, издания малого формата можно было носить с собой повсюду. Потенциальными покупателями становились многочисленные в то время купцы, моряки и путешественники.
Однако обычный шрифт, который применяли раньше, для маленьких книг не подходил. При его использовании издания получались бы слишком толстыми. Поэтому Мануций заказал новый убористый шрифт. Этим делом занялся гравер Франческо Гриффо. Он руководствовался почерком Николо Никколи – флорентийского гуманиста.
Николо Никколи имел множество заслуг и пользовался авторитетом в своем время. Он очень любил книги и известен, в первую очередь, тем, что переписал большое количество древних рукописей. Согласно другой версии, в качестве образца для курсивного шрифта был взят почерк, которым писались официальные документы в Ватикане.
Первые книги, напечатанные курсивом, появились в 1501 году. Ими стали издания поэм римского поэта Вергилия – Opera. Жители Венеции отлично восприняли идею Мануция – книги небольшого формата выпускались и раскупались крупными тиражами.
Копия издания Вергилия (1501)
Это изобретение прославило самого Альдуса Мануция, а также его издательский дом. Даже после его закрытия имя книгопечатника было у всех на слуху. Интересно, что в 1984 году появилась компания под названием Aldus (в честь Мануция), которая специализировалась на производстве программы компьютерной верстки.
С того момента, как книги, напечатанные курсивом, обрели популярность, все более распространенным становился и сам шрифт. Его родиной считается Италия, поэтому начертание обрело название Italic и даже в текстовом редакторе Microsoft Word ему соответствует кнопка «I», склоненная набок.
Курсивное начертание называется Italic (Италик). Первую книгу напечатали курсивом в 1501 году – издание поэм Вергилия. Изобретателем курсива считается венецианский книгопечатник Альдус Мануций. По его запросу шрифт разработал гравер Франческо Гриффо. Курсив позволил уменьшить размеры книг и сделать их более практичными.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Что значит курсивный шрифт
Зачем нужен курсив?
Это печатный шрифт на основе рукописного, но в чём смысл? Да, он делает часть текста непохожим на основную часть, но ведь можно сделать текст жирнее или поменять цвет.
Я могу понять смысл полностью рукописного электронного шрифта, потому что это мощная стилизация, но как и для чего появился курсив?
Курсив — это естественный для человека вид письма. Курсив существует ещё со времён древних Греции и Рима.
Этот почерк был взят за основу при создании курсивного набора в металле. Считается, что Франческо Гриффо был первым, кто вырезал и набрал книгу курсивом в 1501 году. Долгое время курсив существовал как основной шрифт для набора, а не дополнительный для выделения.
В Людовико Арриги популяризировал итальянский курсив. Его книга Ля Оперина — это пособие по письму курсивом.
Курсивом можно писать быстро, одним движением можно написать букву или несколько букв сразу. Поэтому формы некоторых знаков отличаются у курсива и прямого написания.
Иногда выделить слово жирным или цветом в вёрстке— хорошее решение. Выделенное слово или фраза сразу обращают на себя внимание. Поэтому чаще всего делать такие выделения стоит в заголовках или небольших текстах. Разные цвета и начертания можно увидеть, например, в журнальной вёрстке:
Но в наборе основного текста жирное начертание или другой цвет лишь помешают считыванию. Выделения могут начать спорить с заголовками и дробить макет. Как раз в таких ситуациях лучше использовать курсив — он хорошо встраивается в основной текст и не перекрикивает его.
При создании шрифта курсив обычно делают немного светлее прямого начертания. При этом визуально в наборе прямые буквы и курсивные выглядят одинаково по насыщенности, поэтому смотрятся органично. Представьте, как шумно выглядел бы разворот, если вместо курсива было бы жирное начертание:
Но курсив используется не только в основном тексте. Его можно использовать и в акциденции, чтобы усилить динамику:
Курсивом можно делать выделения тогда, когда вы хотите получить одинаковую насыщенность в наборе или не хотите, чтобы выделения в тексте обращали на себя всё внимание. Также курсив, как и любые наклонные формы, может дополнить акцидентный набор динамикой.
Тем не менее, советую аккуратно вводить любую новую сущность в свой макет: курсив, другую насыщенность, кегль или цвет. Всегда стоит понимать, зачем вы это делаете.
Источник
Каким бывает курсив и как его использовать: 12 практических советов
Мы уже писали о том, что типографика и ее подбор оказывают большое влияние на качество почтовой рассылки в частности (и жизни вообще). Разумеется, при выборе основного шрифта для письма нужно ориентироваться на его читабельность (о том, какие шрифты и их характеристики наиболее популярны у известных брендов, создающих почтовые рассылки, мы рассказывали здесь).
Однако, как и в любом качественном тексте, в рассылке важно расставлять акценты – в том числе и визуальные (почему это так важно и как это сделать, читайте в этом топике). С подобной задачей может отлично справиться курсив, о котором и пойдет речь в материале ресурса Typogrpaphy.com — мы представляем вашему вниманию его адаптированный перевод.
Курсив, возможно, является самой яркой частью любого семейства шрифтов, выделяясь на фоне своих «собратьев». Ниже мы расскажем о 12 разновидностях курсивных шрифтов вместе с описанием их культурно-исторического наследия и практического применения.
В отличие от прямого шрифта, курсив больше напоминает рукописный текст. Как и в рукописном тексте, с помощью которого мы составляем списки покупок или официальные приглашения, разные виды курсива могут отражать совершенное различные настроения. Понимание особенностей курсивных шрифтов может сделать их ценным инструментом в руках дизайнера.
Некоторые мастера каллиграфии считают, что курсивное письмо достигло своего расцвета в 16 веке в стиле, известном как канцелярский курсив. Эти каллиграфические начертания букв с тонкими и толстыми штрихами и острыми смотрящими вверх углами выводились ширококонечным пером. Канцелярский курсив долгое время считался элементом роскоши, который позволял выразить радость в свадебном приглашении или трогательность в сборнике стихотворений. Для примера мы взяли приятный стиль Requiem Italic.
Совет: Так как в канцелярском курсиве используются изящные, удлиненные выносные элементы, межстрочный пробел стоит увеличить.
Многие «оживленные» типы курсива выполнены в стиле постмодернизма и содержат элементы различных жанров. Основу этого дизайна составляют буквы с фиксированной шириной: они выполнены с учетом особенностей прямого и рукописного шрифтов и имеют приветливый и нестрогий внешний вид. Эта гарнитура имеет девять степеней насыщенности, так что светлое и сверхжирное начертания шрифта сильно отличаются.
Совет: Эклектичность курсива Operator напоминает о многообразии стилей, входящих в гарнитуру. Разница между капителями и строчными буквами или между светлым и полужирным шрифтом может оказаться не менее явной, чем между прямым шрифтом и курсивом.
Этот утонченный дизайн букв в традиционном английском стиле никак не связан с историей отливки шрифта. Изначально его использовали при составлении карт – в названиях водных объектов. Вместо засечек буквы имеют длинные и плавные «хвостики» внизу: они помогают взгляду следовать за волнистой линией шрифта, напоминающей извилистую форму течения реки или побережья. Такой стиль может стать отличным решением для дизайнера, которому нужно наложить шрифт на кривую, особенно в значках и логотипах, где есть буквы небольшого размера.
Совет: Выбирайте толщину линий в шрифтах Surveyor в соответствии с оптическим размером, необходимым в конкретных условиях. Surveyor Text больше подойдет для обычного текста, Surveyor Display – для стандартных заголовков, а Surveyor Fine – для более крупных надписей.
Голландские шрифты старого стиля выглядят одновременно и насыщенными, и яркими. После своего появления в 17 веке, когда на смену воздушному Garamond пришел более суровый североевропейский стиль, эти гарнитуры стали чаще использоваться в случаях, когда требуется получить плотный цвет и сохранить классический облик текста. Их насыщенность особенно уместна, когда текст отображается на неконтрастном фоне, как белый шрифт на сером фоне на рисунке выше.
Совет: Жирные штрихи и размашистые изгибы делают такие гарнитуры, как Quarto, неплохим вариантом как для увеличения, так и для уменьшения трекинга. Надписи с широко отстоящими прописными буквами, как в примере выше, выразят торжественность и величавость, тогда как плотный текст можно сделать дружелюбным и более удобным для чтения.
Распространение афиш и плакатов на закате эпохи Промышленной революции привело к появлению первых ярких курсивных шрифтов. Эти гарнитуры, как ни странно, получившие название «жирные», будут эффектно выглядеть в любом размере, если дизайн подобран правильно.
Совет: У шрифта Surveyor Fine Black Italic есть декоративный аналог в семействе Obsidian. В частности, Obsidian Italic содержит такой же обширный комплект знаков шрифта, что и Surveyor, включая капители и росчерки.
Углы наклона курсива формируют его индивидуальность. Шрифт, слегка наклоненный под углом 6°, может быть нежным и лиричным, однако если наклонить его под 15°, он тут же приобретет живость. Этот энергичный суперкурсив выполнен под максимально возможным углом в 28°, отражая быстроту и резкость. Эта гарнитура, подходящая как для проведения политических кампаний, так и для соревнований по мотоспорту, используется дизайнерами везде, где нужно выразить неудержимую силу. Помимо прочего, семейство дополняется косым шрифтом, наклоненным влево, предлагая альтернативу прямому и курсивному шрифтам.
Совет: Несмотря на плотное расположение букв по умолчанию, гарнитура Nitro нестандартно решает вопрос с межбуквенным интервалом. Сильный наклон задает энергичный темп для того, чтобы взгляд читателя быстрее двигался вдоль строки, так что даже плотно сбитый текст будет оставаться связным и разборчивым.
Прописные буквы с росчерком, которые были элементом типографики еще с момента появления первых курсивных шрифтов, достигли своего расцвета во французских шрифтах старого стиля Garamond и Granjon. Хотя росчерки обычно используются только в начале слова, многие гарнитуры содержат завитки у прописных букв. При этом важно проследить за тем, чтобы буквы с замысловатыми завитушками не мешали своим соседям.
Совет: В Hoefler Titling Italic росчерки C, E, J, K, Q, S, T, X, Y, и Z выполнены так, чтобы не мешать соседним буквам. Росчерки в середине слов используются в гарнитурах Hoefler Text Italic.
Некоторые курсивные шрифты напоминают рукописный почерк, следуя за естественным движением руки; другие же выглядят как прямой шрифт, выполненный под наклоном. Гарнитуры нового стиля зачастую содержат элементы и тех, и других, сочетая плавные переходы между строчными буквами с довольно строгим начертанием прописных букв. Такой баланс между технической точностью и эстетичной живостью популярен в прикладных искусствах и особенно характерен для типографики культурных учреждений, предметов архитектуры, но чаще всего встречается в сфере моды.
Совет: «Модная» типографика – как в журналах, так и рекламе – долгое время держалась на точности и элегантности гарнитуры HTF Didot. Помимо ее известных прямых шрифтов, стоит обратить внимание на более редкие варианты курсива. Они выражают ту же глубину с легкой грациозностью.
Гарнитуры в стиле antique имеют массивные засечки без скруглений – по крайней мере их прямые шрифты. Не менее оригинален и более редкий Antique Italic. Его толстые скругления и едва заметные каплевидные элементы формируют текстуру, отличающую его от прямого собрата и сохраняющую при этом те же солидность и дерзость начертания. Универсальные шрифты Antique выражают не только спокойствие и серьезность, но и теплоту и подвижность при крайне высокой насыщенности, которая делает шрифт ярким и броским.
Совет: Несмотря на то, что гарнитуры наподобие Sentinel часто считают акцидентными, их можно с успехом использовать и в основном тексте. Учитывая весь спектр насыщенности шрифтов, их четкие элементы и проработанная структура будут хорошо видны даже в очень мелком наборе. В зависимости от вашего вкуса, светлое, нормальное и полужирное начертания шрифтов этого семейства можно взять за «обычную» насыщенность для текста.
У многих гротесков, в соответствии с их логикой, курсивы зачастую слишком сдержанны и выглядят, как обычный шрифт под наклоном. Однако в работе с более гуманистическими гарнитурами имеет смысл выбрать другой подход, при котором используются типы курсива, характерные для дизайна шрифтов с засечками. Выступающие элементы и аккуратно скругленные линии на примере выше придают курсиву стиль, близкий к рукописному.
Совет: Шрифт без засечек с плавным курсивом вполне можно использовать в основном тексте. Ideal Sans Italic включает не только элементы рукописного шрифта и овальные формы, но и более тесное расположение букв по сравнению с прямым шрифтом, что придает ему особый ритм.
Один из способов устранить разрыв между формальностью печатного шрифта и неформальностью рукописного – создать смешанные формы литер, в которых сочетаются типографские и каллиграфические элементы. Этот подход применяется в курсиве Archer Italic, позволяя устранить ряд противоречий, присущих первоначальному дизайну. Гарнитура должна быть информативной, но не педантичной; привлекательной, но не броской; милой, но не слащавой – баланс возник в результате смешения строгих засечек и плавных «хвостиков» в одной букве. Многие заметные детали в дизайне строчных букв, такие как каплевидный элемент в строчной C, теперь используются и в прописных буквах. Этот нестандартный ход в дальнейшем смягчил начертание брускового шрифта, которое могло стать излишне строгим.
Совет: Брусковые шрифты с каплевидными элементами могут выглядеть непривычно при крайних степенях насыщенности, зачастую теряя баланс в светлой части спектра и становясь неуместными при сверхжирном начертании. Обратите внимание на дизайн шрифтов, которые при сверхсветлой насыщенности становятся ясными и сдержанными, а при сверхжирной – строгими и бодрыми. Гарнитуру можно использовать и в обычном тексте – при этом отпадает необходимость дополнительно искать подходящий шрифт с засечками.
Некоторые наиболее интересные типы курсивов вовсе не имеют исторических предпосылок. Представленный выше вариант оспаривает идею того, что все курсивные шрифты должны иметь скругленную форму. Такой шрифт можно эффективно использовать в проектах, где нужно избегать исторических связей или визуальных клише.
Совет: Курсив с неожиданным дизайном может произвести нужный эффект, если им пользоваться в меру. Больше внимания привлекают шрифты, где такой дизайн используется экономно – от логотипов и монограмм до отдельных буквиц.
Источник