Что значит культурные процессы

Какие бывают культурные процессы

Содержание статьи

  • Какие бывают культурные процессы
  • С чем связана интернационализация культуры
  • Что такое художественная культура

Как формируются культурные процессы

Хотя понятие «культурный процесс» имеет отношение к такому явлению, как изменение в культуре. При этом оно вовсе не тождественно ему. Под изменениями в культуре обычно понимают любые изменения, в том числе лишенные целостности. Понятие «культурный процесс» не настолько широкое. Оно как раз характеризуется целостной картиной внутренних закономерностей.

Существует ряд классификаций типов культурных процессов. Общим для них является то, что основной признак любого культурного процесса — это обеспечение коллективной жизнедеятельности людей, организация их коммуникаций. Культурный процесс состоит из множества мелких культурных процессов. Каждый такой микропроцесс с одной стороны живет самостоятельной жизнь. А с другой — находится в постоянном взаимодействии с другими.

Более того, культурные процессы могут быть совершенно по-разному направлены и даже противоположны друг другу. Прогрессивный культурный процесс существует как следствие творческой инициативы. Деградирующая направленность культурного процесса проявляется при утрате актуальности объектов или структуры

Виды культурных процессов

— фазовый (этапный) процесс совпадает с периодизацией истории (от первобытного общества до капитализма, например);
— процесс, ведущий к смене различных направлений, жанров и течений (например, от романского стиля до авангардизма в архитектуре);
— в виде культурного застоя, под которым понимается консервация ценностей традиций, ограничение нововведений и т.д.;
— упадок культуры в результате устранения ее элементов, норм, идеалов, опрощения культурной жизни общества;
— кризис культуры, когда имеется тенденция к разрушению прежних духовных структур и институтов при еще не сформированных новых;
— циклические изменения, под действием которых формирует многолетние нормы и правила поведения (закрепленные в ритуалах, мифах, календарях);
— трансформация культуры (начинается под влиянием активных обновлений в обществе в целом).

Читайте также:  Звоню пишет линия занята что это значит

Упадок культуры можно наблюдать на примере малых народов, таких как народы Севера или индейцы Северной Америки. Попадая под влияние более сильных культур, они не могли вписаться в новую культурную парадигму. Хотя известны случаи, когда переосмысление собственных традиций приводило к культурному росту. Так произошло с языческими народами, принявшими христианство. Социальный и духовный кризис порождал новые системы, которые в итоге сформировали мировые цивилизации.

Сейчас культурный кризис обычно проявляется как результат активной модернизации общества. Если духовная структура общества крепка, то в итоге такой кризис приведет к положительным реформам. При слабости духовных структур — к срыву и дальнейшей деградации.

Источник

Культурные процессы

По вполне справедливому мнению Ю. М. Лотмана, не бывает «чисты» исторических процессов, которые соответствовали бы схемам исследователей, представляющих культуру в качестве упорядоченного пространства. Реальная картина исторического процесса гораздо сложнее, она полна случайностей, она «беспорядочна», непредсказуема. Но именно эта «беспорядочность» истории с переплетением исторических событий и непредсказуемыми случайностями и составляет, по словам Ю. М. Лотмана, ценность истории.

И все же теория культуры выделяет ряд универсальных для любых культур и любых эпох процессов. Процессы культуры могут быть разделены, во-первых, на социальную микродинамику и макродинамику. Микродинамика — это процессы культуры, прослеживаемые на протяжении небольших периодов времени (например, жизни одного-двух поколений людей). Макродинамика — это процессы культуры, которые прослеживаются на протяжении длительных отрезков времени. Макродинамика связана с историей цивилизаций, формаций, культурно-исторических типов, династий, эпох, вплоть до всеобщей истории.

Процессы культуры делятся также на динамику внутренних процессов (например, внутри данной культуры) и динамику внешних процессов культуры (взаимодействие данной культуры с окружением).

Процессам культуры присущи ритмы: постепенные и взрывные — чередование эволюционного, постепенного и скачкообразного развития. По словам Ю.М. Лотмана, «движение вперед осуществляется двумя путями»: и постепенные, и взрывные процессы в культуре одинаково необходимы, они взаимно дополняют друг друга, хотя и представляют собой противоположности. Взрывные динамические процессы всегда протекают в «сложном динамическом диалоге» с процессами стабилизации.

Процессы культуры имеют разные темпы: разные элементы культуры развиваются и изменяются с разной скоростью. Например, быстрее всех изменяется наука, религия же наиболее устойчива к изменениям. При рассмотрении процессов культуры важно также соотношение факторов закономерности и случайности.

Современная культурология выделяет следующие основные группы культурных процессов:

1. Порождение культурных явлений (включая генезис творческих инноваций). Культурогенез — вид социальной и исторической динамики культуры. Культурогенез заключается в порождении новых культурных явлений и форм, формировании новых культурных систем. Под культурными формами подразумеваются не только материальные продукты человеческой деятельности (например, вещи, сооружения), но и результаты духовной деятельности людей: идеи, знания, языки, художественные произведения, технические тексты, а также сами коллективные организации людей в виде обществ, государств, религиозных конфессий, общин, этносов, семей и т. п. Под культурной системой понимается конкретно-историческая культура какого-либо народа, социального слоя, сословия, религиозной конфессии и т. п. Это целостная система культурных черт и норм, исторически сложившаяся в процессе практической деятельности данной общности людей (государства или этноса, или социального слоя и т. п.).

Сущность культурогенеза — в постоянном самообновлении культуры, которое происходит, с одной стороны, в процессе трансформации существующих культурных форм и систем, а с другой стороны, путем возникновения новых культурных феноменов (явлений), не существовавших ранее. Культурогенез — не однократное событие (возникновение культуры в период первобытности), но постоянный процесс порождения новых культурных явлений, форм и систем. Одним из основных источников и факторов культурогенеза являются инновации.

2. Распространение культурных явлений: их внедрение, диффузия, культурные заимствования.

Одна из форм распространения культуры — взаимное проникновение культур при их соприкосновении или культурная диффузия. Культурное соприкосновение нередко также называется культурным контактом. При культурном контакте возможен вариант как равносильного влияния обеих культур друг на друга, так и вариант сильного одностороннего влияния. Диффузия культуры происходит посредством миграций населения, туризма, миссионерской деятельности, войны, торговли, обмена специалистами и т. д. Культурные заимствования — перенесение достижений одной культуры на почву другой.

3. Функционирование культурных явлений в процессе человеческой деятельности.

4.Коммуникация (обмен информацией).

Социокультурная коммуникация— процесс взаимодействия между людьми и социальными группами, процесс передачи и обмена информации с помощью присущих данной культуре знаков и знаковых средств. В процессе социокультурной коммуникации формируются социальные связи, регулируются совместная деятельность и поведение людей в коллективах, накапливается и передается социальный и культурный опыт.

5.Накопление и обобщение информации.

6.Восприятие и интерпретация людьми культурных явлений.

7. Выработка норм интерпретации своей и чужой культур.

8. Трансляция (передача) социокультурного опыта от поколения к
поколению.

9. Воспроизводство социальных институтов и норм в обществе.

10. Эволюция культурных систем.

11. Изменчивость культурных явлений.

Культурная изменчивость — постепенная трансформация культурных явлений в процессе функционирования (во времени) и в ходе распространения (в пространстве). Изменения в культуре имеют разные масштабы и уровни. Культурные изменения не охватывают одинаково и одновременно всей социокультурной системы общества. В качестве основных
источников и факторов культурных изменений выступают как инновации, так и обращение к традициям.

Источник

Понятие о культурных процессах

Для того чтобы начать говорить о культурных процессах, необходимо знать, что собой представляет понятие «культура». Культура (лат. сulture) — 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности; 3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Тогда, культурные процессы — изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны. Под процессами имеются в виду типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков.

Проблема культурных изменений принадлежит к числу фундаментальных в научном знании. Именно поэтому ее разработкой в той или иной мере занимались практически все исследователи культуры, а потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Особенно актуальной она становится тогда, когда в связи с резкими переменами, происходящими в обществе, возникает необходимость в управлении, прогнозировании и проектировании разного рода процессов (не только собственно культурных, но и политических, экономических, технико-технологических и др.).

В конечном счете, все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ, таким образом культура никогда не стоит на месте, она всегда находится в движении.

Само понятие «культурных процессов» включает в себя: прогресс, регресс, кризис, застой. Рассмотрим эти понятия.

Прогресс (лат. progressus) — движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие нового, передового.

Прогресс распространяет свое действие не только на человеческое общество, но и на само историческое познание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробное выявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привести в конце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Эти законы уже имели ту или иную абстрактную философскую формулировку. Необходимо лишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным. Но реальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду с прогрессом непременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законы цикличности и непрерывности исторического развития.

Регресс понятие, обратное прогрессу — (лат. regressus) — возвращение, движение назад, переход от более высоких форм развития к более низким, изменения к худшему.

Рассмотрим прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.

Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия до н.э. Он относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье и на побережье Красного моря.

Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет, имевшие по нескольку десятков областей, которые греки назвали номами.

Историю развития Египта можно разбить на четыре основных периода.

1. Древнее царство (2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением государства и становлением могущества Египта за счет внешних походов. Как воплощение могущества фараонов строятся пирамиды, их насчитывается около 80. 18 век до н.э. ознаменован окончанием строительства пирамид. Постепенно Древняя Цивилизация приходит в упадок. Номы и связь номов с царством ослабевает. 2250-2050 гг. до н.э. являются временем первого распада Египта.

2. Среднее Царство (2050-1580 г до н.э.) характеризуется вторым распадом Египта (1750-1580 до н.э). В этот период на территории Египта появляются лошади, овцы, свиньи, волы. Ведутся хозяйственные работы, обширные строительства. В фаюмском оазисе создаются нории — водяные колеса. С 16 в до н.э. начинается объединение Египта.

3. Новое царство (16-11 в до н.э.) знаменуется новым рассветом Египта, благодаря правлению таких фараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.

4. Позднее Царство (11-4 в до н.э.) — власть фараонов становится всё слабее, Египет теряет своё могущество. 341 год является годом полного завоевания Египта Персами.

Наиболее известными памятниками архитектуры Древнего Египта являются пирамиды Гизы, пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерпна, а также фигура сфинкса. Они отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.

В связи с дифференциацией населения на богатых и бедных, потребности этих слоев населения не совпадают. Первые возводят пирамиды, владеют золотом и драгоценностями, завоёвывают новые земли, что, с одной стороны, развивает культуру, а также расширяет территории государства. Но с другой стороны бедняки, во много раз более многочисленный слой населения, отчаянно пытаются выжить за счет сельскохозяйственной деятельности и торговли. Это различие в стремлениях различных групп, внутренние противоречия социального характера привели к снижению обороноспособности страны, к ее внутреннему и внешнему ослаблению. Таким образом, эти проблемы являются ключевыми причинами регресса в историческом развитии Древнего Египта.

Застой — отсутствие движения, развития, совершенствования; неподвижность. Застой — явление, весьма характерное вообще для наиболее ранних цивилизаций, лишь только они достигали некоторой высоты: например, известный культурный застой и Китая, и Индии. В этих странах историческая жизнь зародилась раньше эпохи полного расцвета греческой цивилизации, а между тем и китайцы, и индийцы, довольно рано выработав свою культуру, страшно отстали от европейских наций, хотя предки последних только что готовились вступить в историческую жизнь, когда сама античная цивилизация уже успела отцвести. Это явление, т. е. отсталость китайцев и индийцев, по сравнению их с европейцами, может объясниться либо тем, что оба азиатских народа находились в более медленном, хотя и непрерывном движении, либо тем, что, сравнительно быстро достигнув сначала значительной культурной высоты, они впоследствии, так сказать, остановились в своем поступательном движении, застыли и замерли в традиционных формах быта. Известно, что в исторической литературе — и не без основания — составилось представление о застое как о характерной особенности истории обеих названных стран в течение целых столетий: застой обозначает едва заметное, крайне медленное движение, — так как абсолютного застоя не бывает.

Культурный застой Индии и Китая — вот какая судьба постигла народы, ранее всех выступившие на историческое поприще, — народы, историю которых мы имеем право рассматривать как первую фазу истории общечеловеческого прогресса. Многие историки готовы были объяснить такие случаи культурного застоя, встречающиеся в истории, по аналогии с жизнью индивидуума, естественно и необходимо приводящей к старости и оканчивающейся смертью: нация также исчерпывает свои силы, как индивидуум, и, старея, делается неспособной к дальнейшему движению. Как ни удобна эта аналогия для объяснений общего характера, она, во-первых, не может устранить необходимости в частных объяснениях для каждого отдельного случая, когда только мы имеем дело с прекращением исторического движения, а, во-вторых, сама по себе она основывается на гипотезе, доказательства которой весьма шатки и против которой, наоборот, можно привести немало веских доводов. Однако, культурный застой или регресс бывает большею частью результатом хотя и внутренних условий жизни народа, но таких, которые лежат не «в крови» последнего, якобы вырождающейся в силу самого процесса исторической жизни, а в социальных формах народа и его понятиях, раз те и другие принимают характер неблагоприятный и даже прямо враждебный всякому движению вперед.

Кризис (греч. krisis) — решение, поворотный пункт, исход, резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.

С наступлением XX века усилилось звучание трагической темы в творчестве мыслителей. Романтические идеалы и надежды, связанные с судьбами народа и родины, все больше сменялись скептицизмом, неверием и отчаянием, осознанием застойности.

Культура — как этап человеческой истории не развивается бесконечно. В ней заложены истоки последующих преобразований, как позитивных, так и способных к разрушению, гибели. На каждой ступени развития всякой культуры начинают обнаруживаться начала, которые порывают ее духовные основы. И становится очевидным, что культура не может удерживаться на той высоте, которой она достигает в период своего цветения, ее устойчивость ограничена во времени. Во всяком исторически сложившемся типе культуры выявляется срыв, неотвратимый переход в такое состояние, которое не соответствует традиционному пониманию культуры. Происходит кризис культуры.

Так или иначе, все культурные процессы представляют собой целеориентированную, жизнедеятельностную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур: осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами; разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи); практического применения этих технологий и получения какого-то результата; оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям; закреплении полученных результатов в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях, содержащих организационно — технологическую, нормативно — регулятивную, коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей (т.е. социальный опыт осуществления деятельности в таких формах, которые не имеют разрушительных последствий для уровня социальной интегрированности и консолидированности сообщества). Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества.

Таким образом, изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя. Все это многообразие и исследуется в рамках проблемы социокультурной динамики.

Изучая ее, можно искать ответ на вопрос, почему мир меняется, что является тому причиной и почему нельзя остановить мгновение, даже если оно прекрасно. Но главное, что интересует всех, — можно ли этим овладеть, управляя скоростью, направлением и темпом протекания различных процессов в обществе, как это делали, например, китайские алхимики, подчиняя биологическое время своего организма воле.

Источник

Оцените статью