Понятие и значение сферы культуры
Тема 17. Целевые программы в сфере культуры
1. Понятие и значение сферы культуры
2. Цель и задачи государственной политики в сфере культуры
3. Муниципальная сфера культуры
4. Проблемы сферы культуры и особенности применения программно-целевого подхода при их решении
5. Формирование перечня мероприятий целевых программ в сфере культуры
В главе I проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации» определено основные понятие «Культура» как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве;
Понятие «досуг» имеет толкование как «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность, и как следствие, на экономическую стабильность общества.
Ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую, становится сегодня «Культурная среда». «Культурная среда» – это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства, и т. п.); во-вторых, это институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, это область творческой реализации духовного потенциала российских граждан, в том числе молодого поколения. В этой связи формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации.
Сфера культуры — совокупность предприятий, учреждений и некоммерческих организаций, которые относятся, в соответствии с официальной классификацией, к различным секторам народного хозяйства, производящим материальные произведения культуры и искусств, нематериальные услуги.
Культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) – деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ. Видами деятельности в сфере культуры в РФ являются: 1) профессиональное и непрофессиональное (любительское) творчество, в том числе художественная литература, сценическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; 2) создание и распространение аудиовизуальной продукции (кинематография, телевидение и иное); 3) издательская деятельность; 4) культурно-досуговая деятельность; 5) эстетическое воспитание граждан; 6) образование, педагогическая деятельность; 7) научно-исследовательская деятельность; 8) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия РФ; 9) музейная деятельность; 10) библиотечная деятельность; 11) архивное дело в РФ; 12) деятельность по изготовлению и реставрации художественных и декоративных изделий; 13) деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры; 14) деятельность по организации и развитию культурного туризма; 15) информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры и иные виды культурной деятельности.
Субъектами культурной деятельности являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие культурную деятельность на территории РФ, государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации культуры, этнические общности, национально-культурные автономии, культурные сообщества и общественные объединения, творческие работники, творческие союзы, а также иные субъекты, осуществляющие культурную деятельность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Культурная сфера общества
Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура — это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».
Термин «культура» произошел от латинского слова «cultura», что в переводе означает — возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией. Как правило,выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).
В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.
1. Познавательный, знаково-символический элемент — знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.
Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
2. Ценностно-нормативная система. Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.
Культура — постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.
Субъектами (творцами) культуры являются:
- общество в целом;
- социальные группы;
- отдельные личности.
Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:
1) трансляционная функция — передача социального опыта от поколения к поколению;
2) познавательная функция — создает благоприятные возможности для познания и освоения знаний о мире;
3) нормативная функция — регулирует поведение людей в обществе, опираясь на право и мораль;
4) знаковая функция — без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями общества;
5) ценностная функция — формирует ценности и ориентации людей.
В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода:
1) этноцентризм — оценка культуры других народов по культурным стандартам своей нации;.
2) культурный релятивизм каждая культура своеобразна и ее можно оценивать только через призму ее собственных норм и ценностей;.
3) культурная интеграция — при сохранении своей самобытности, культуры разных народов и стран все более сближаются.
Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование несет опасности потери культурной самобытности. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой — к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.
Источник