Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги
Культовые сооружения — это специально построенные здания для того, чтобы превозносить молитвы Богу. Такие помещения имеются во всех странах мира. Все они имеют внешние отличия как в архитектуре, так и во внутреннем убранстве. Зависит это от веры людей данного народа, от исторических и культурных особенностей страны. Но во всех культовых сооружениях проводятся ритуалы служения Богу, читаются молитвы, произносятся проповеди.
В разных странах относятся к сооружению таких зданий по-своему. Некоторые четко придерживаются традиций, а другие используют современные технологии и тенденции строительства. Много культовых сооружений являются старинными уникальными зданиями, которые относятся к культурному мировому наследию.
Поражает красота церквей, мечетей, соборов, буддистских храмов. Туристы со всего мира любуются древними монастырями и деревянными резными церквями Руси. Миллионы паломников совершают ежегодные походы через половину земного шара, чтобы приобщиться к Богу и помолиться в самых значимых для каждого вероисповедания сооружениях.
В статье рассмотрим несколько примечательных культовых сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и других стран мира.
Казань
В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.
Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.
Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.
Ангкор-Ват
Это не просто храм в Камбодже, это огромный комплекс, состоящий из красивейших сооружений. Его постройка относится еще к 12 столетию, когда страной правил король Сурьяварман II. Находится Ангкор-Ват недалеко от современного города Сиемреапа. Площадь храмового комплекса — 200 км 2 . Однако раскопки и свидетельства историков, изучающих Камбоджу, говорят, что ранее он мог достигать 3000 км 2 .
Принадлежал он городу с 500 тыс. жителей. Можно его назвать самым огромным поселением людей древности. Индуистский храм построен для прославления бога Вишну. Имеет форму горы Меру из мифов страны. Это гора, на которой обитали боги. Храмовый комплекс окружен стеной и большим рвом с водой. Центральное сооружение достигает 65 метров в высоту. С 15 века считается буддийским культовым сооружением.
Сейчас храм заброшен, хотя к нему ежегодно приезжают толпы туристов со всего мира и на флаге страны имеется его изображение.
Пагода Шведагон
Это священный буддийский храм, расположенный в Мьянме. Блеск 27 тонн золота, покрывающих пагоду, виден за много километров. В башне высотой 98 метров хранятся главные реликвии страны — части одежды, посоха и волосы Бога, которые спрятаны под камнем из золота.
Эти волосы имели по легенде необыкновенную силу. От них исходил необычайный блеск. Когда лучи попадали на тело человека, он исцелялся от болезней, а под ноги сыпался град драгоценных камней. На этом месте благодарные Богу жители воздвигли пагоду в форме золотой ступы.
Православные соборы
Собор — это особый храм, который относится к христианским культовым помещениям. Особый статус получают главные храмы страны, города, монастыря. Давайте рассмотрим соборный храм, расположенный на Красной площади столицы России. Это знаменитый собор Василия Блаженного.
Построен храм по личному указанию царя Ивана Грозного в 1561 году. Строился собор шесть лет. Заложение храма было посвящено победе над старым врагом Руси — Казанским ханством. Во-первых, было захвачено целое государство, а это случилось за всю историю Руси впервые, во-вторых, поход проводился и с религиозной целью (против неверных).
Соборное сооружение имеет уникальную конструкцию, автор которой доподлинно не известен. Десять куполов имеют разную структуру. Вокруг центрального здания располагаются церкви, которые символизируют все имеющиеся на период сражения праздники. Луковичные купола поражают воображение всех людей. Это символ Москвы и России вообще. Часто собор изображают на открытках достопримечательностей столицы.
Языческие святилища
Мнения историков о языческих верованиях восточных славян разделились. Одни считали, что молитвы приносили люди на поле, в лесу, на берегах рек, в общем, на природе. Другие убеждены, что все-таки существовали у древних славян и культовые постройки, которые были представлены вырезанными из дерева или камня изображениями богов. Эти идолы располагались в отдельно отведенном месте, и руководили службой жрецы.
Археологи часто находили вдалеке от жилища людей особые языческие культовые сооружения с ямой для жертвоприношений. Это были круглые капища, выложенные камнями и огороженные по кругу. В поселениях славян имелось длинное строение для общественных сборов, так вот, чаще всего капища находили возле таких домов.
Древние церкви Руси
Одной из самых известных деревянных церквей мира считается красивейшая постройка на острове Кижи. Подплывая по Онежскому озеру на лодках, кажется, что купола сверкают серебром. Это Церковь Преображения Господня. Построена жемчужина Карелии в 1714 году умельцами деревянного зодчества на том месте, где ранее сгорела в огне от молнии старая церквушка.
22 купола с «чешуйками» поднимаются на высоту 37 метров. Это сооружение используется для служб только летом. Зимой его не используют во избежание пожаров. Купола располагаются разными ярусами, что добавляет своеобразия храму, который собран умельцами без гвоздей. Только украшающие луковицы куполов «чешуйки» из деревянных резных дощечек прибиты небольшими гвоздями.
Синагоги
Самое старое еврейское культовое здание синагоги находится в столице Чехии — красивейшем городе Праге. Недалеко от центральной части города размещается еврейский квартал с кладбищем и, естественно, синагогой. Это молитвенный дом евреев, исповедующих иудаизм.
Построена она в готическом стиле в 1270 году. Это старейшее молельное помещение, к тому же активно действующее по сей день. Название у него интересное — Старо-новая. После того как церковь была построена в Йозефов (квартал в центре Праги), то ее называли Новой. Но в 16 веке начали строить еще еврейские молельные дома, так что эта стала называться по-другому — Старо-новой.
Источник
Культовая архитектура
В христианской культовой архитектуре с наибольшей силой проявились новые открытая 5 и 6 веков. Иначе и быто не могло. И не только потому, что культовое зодчество имело особенно большое общественноеи идеологическое значение, а к созданию его уникальных произведений привлекались крупнейшие мастера архитекторы. Так было и до и после V века.
Причина особой роли культового зодчества 5-6 веков лежит несколько глубже. Дело в том, что культовая архитектура создается заново, без прямых предшественников в «языческом» культовом зодчестве. Архитектура жилых и хозяйственных построек изменялась постепенно. Быт вообще одна из самых устойчивых и консервативных сторон человеческого существования. Но вся христианская церковная деятельность представляла собой нечто совершенно новое. В V-VI веках, в отличие от первых веков распространения христианства, мы имеем дело уже со строго организованным церковным порядком поддержанным государственной властью.
Эта новая общественная деятельность создает для своих целей необходимую обстановку, наращивает вокруг себя соответствующую архитектурную среду, порождает новое направление в архитектуре. Общественная потребность и служебные цели лежат в основе появления новых типов зданий и их формообразования. Именно здесь в программном виде выражают себя художественные идеи, рождающиеся в это время. Христианские церковные постройки появляются в Греции в V-VI веках повсеместно.
В самых общих чертах эти новые по назначению здания можно сгруппировал следующим образом. Сооружения, предназначенные для обрядов, которыми церковь освящала приобщение человека к вере и его смерть, открывавшую, так сказать, путь к вечном существованию души в потустороннем мире. Этот разряд представлен баптистериями (крещальнями) и гробничными сооружениями (гробницы, мавзолеи, мартирии — святилища, посвященные признанным церковью мученикам). И те и другие постройки связаны с процедурами, обращенными непосредственно к личности человека, и имеют в известной мере интимный характер. Во всяком случае, служебное их назначение не предполагало обширных публичных церемоний.
В этой области зодчества привился тип центрического здания, нередко купольного, своего рода святилища, обычно небольшого по размерам. Период, который отпущен для бренного земного существования христианина также не остался вне внимания церкви. Повседневная и праздничная деятельность церкви осуществляется прежде всего в храмовом богослужении, в церемониях, обращенных ко всей массе верующих. Здесь церковь представала перед их глазами во всей своей силе и великолепии.
Для этих целей построены были обширнье здания, способные собрать в себе большое число людей, а своей архитектурной выразительностью создать необходимое душевное состояние молящихся. Для таких церковных зданий наиболее пригодным оказался архитектурный тип базилики. В своем простейшем виде это прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на три прохода — нефа. Средний неф завершен нишей — апсидой, а колонны и столбы служат при этом опорами кровли.
Таковы два основных типа культовых зданий, созданных к V-VI векам. Точнее было бы сказать — два исходных типа, так как на их основе быстро были созданы более сложные.
Источник
Культовое зодчество. Часть 1
Учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Культовое зодчество». Пособие содержит краткое изложение учебного материала по темам дисциплины. Рассматривается храмовая архитектура в различные периоды истории человечества. Храмостроительство дается как отражение религиозных культов в зодчестве различных стран и народов. Основное внимание уделяется храмовым постройкам языческих религий, храмам национальных и региональных верований (часть 1), а также архитектуре зданий мировых религий: христианства, ислама и буддизма (часть 2). Представленный в пособии иллюстративный материал значительно дополняет, обогащает и конкретизирует лекционный курс. Учебное пособие предназначено для бакалавров архитектуры, обучающихся по направлениям 07.03.01 «Архитектура» и 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».
Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Культовое зодчество в истории религий. Языческие религии
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культовое зодчество. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Культовое зодчество в истории религий. Языческие религии
1.1. Происхождение религии
Начиная с ХIХ в., ученых — теологов, философов, историков, антропологов и представителей других видов наук интересовала тема возникновения и развития религии. Именно с этого времени начинает формироваться отдельное научное направление, получившее в дальнейшем название религиоведение.
Вопрос о происхождении религии представляется достаточно сложным для научного исследования, поскольку в формировании человеческого общества принимали участие многие поколения в течение длительного периода времени, на протяжении многих столетий. Процесс социокультурного формирования общества проходил на разных континентах обособленно: развитие культуры у разных народов шло неравномерно. Это обстоятельство является причиной того, что достаточно затруднительно дать четкую датировку возникновения и оформления религиозных воззрений у древних народов мира в качестве определенной ступени общественного развития. Уже в XIX в. среди ученых существовало множество точек зрения, которые по-разному трактовали этот вопрос.
Рассмотрим три основные научные концепции, объясняющие сущность происхождения религии.
Первая концепция — «прамонотеизм» была сформулирована представителями так называемых околоцерковных кругов (немецкий католический священник, религиовед, лингвист и антрополог В. Шмидт, шотландский учёный и литератор Э. Лэнг и др.). Согласно этой концепции, древние народы сначала верили в единого Бога, затем единобожие было забыто и постепенно возникла вера во многих богов. И лишь у некоторых народов на следующем этапе развития общества происходит восстановление первоначальной веры в единого Бога. Критики этой концепции не без основания считали, что в первобытном обществе люди поклонялись большому количеству богов, которые олицетворяли стихийные силы природы.
Этот факт подтверждали археологические раскопки, это нашло свое отражение и в мифологии разных народов мира. Позже, с развитием классового разделения общества, зарождается государство, которое возглавлял главный правитель. И, таким образом, эта модель социального устройства в общественном сознании проецируется на религиозные представления: как единый правитель на земле, на небе существует единый Бог.
Вторая концепция утверждает, что существовал безрелигиозный период в истории человечества. Основу этой концепции составляли положения из некоторых теологических воззрений римского философа Л. Кара, который предполагал, что первобытный человек не был способен сформировать абстрактные представления о сверхъестественных силах или божественном провидении, поскольку его занятия были сугубо материальными и соответственно он был почти не развит интеллектуально.
Однако археологические исследования доказывают, что у представителей первобытных племен существовали в примитивном состоянии некоторые элементы религиозных верований. Это нашло свое отражение в обрядах захоронения: в древних могилах человеческие останки практически всегда расположены согласно определенным правилам, а останки животных зарыты беспорядочно. Этот факт является подтверждением наличия у древних людей веры в загробную жизнь.
Согласно третьей концепции, уже 40 тыс. лет назад, со времени появления человека разумного, среди людей получили распространение простейшие формы религиозных верований. К этому времени человек уже мог иметь абстрактное понимание мира — об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней пещерные рисунки, а существование религиозных воззрений подтверждает и практика захоронения первобытных людей. В этот период развития общества первобытный человек имел веру в большое количество богов, которые являлись отражением стихий природы. Теологические, исторические и философские взгляды сторонников этой концепции базировались уже на материалах научных и практических исследований. К последователям относятся: немецкие философы и общественные деятели М. Мюллер, К. Маркс и Ф. Энгельс, английский этнолог и культуролог Э.Б. Тайлор и др.
Таким образом, формирование религиозных представлений о мироустройстве прошло длительный период развития, это убедительно доказывает многообразие видов религии. Периодизация развития религиозных мировоззрений человечества обусловила возникновение отдельных видов религии:
— полидемонизм, или язычество;
— религии периода перехода к классовому обществу;
— национальные и мировые религии (рис. П.1).
Полидемонизм (от греч. poly — много и daimon — демон) — название стихийной природной силы (не Бога!), которая обладала сверхъестественной мощью), или язычество — форма религии, которая существовала в первобытном обществе у разных народов, несмотря на их различные представления об устройстве мира и о богах. В рамках этого вида человеческих религиозных воззрений можно выделить различные формы проявления культа, которые встречаются у всех народов мира: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм и др.
Анимизм (от лат. аnima — дух, душа) — первобытная вера в души и духов, которые управляют предметами, животными и людьми, а также явлениями окружающего мира. Согласно анимизму, не только люди, животные, растения, но абсолютно вся природа наделена активным духовным началом. Основоположником анимистической теории происхождения религии являлся английский антрополог Э.Б. Тайлор.
Тотемизм (от алгонкинского ототем — его род) — вера в существование неразрывной родственной связи между отдельной группой людей (род или племя) и каким-либо предметом либо определенным видом растений или животных. Среди религиоведов традиционно считается самой ранней формой религиозных воззрений, поскольку все исследователи едины во мнении, что суть этого культа есть не что иное, как первая форма осознания единства родоплеменного человеческого коллектива, неразрывно связанного с окружающим миром. Жизнь родовой общины людей в большой степени была связана с определенными видами животных или растений, которые разрешено было употреблять в пищу. В культе тотемизма зародилась и получила дальнейшее развитие особая система запретов — табу.
Фетишизм (от фр. fétichisme) — вера в сверхъестественную силу определенного предмета, который может уберечь от опасности, принести удачу, возник в глубокой древности и проявляется у некоторых людей поныне в быту. Любой предмет (камень, череп животного и др.) мог стать фетишем, а при неудаче его владелец мог заменить прежний новым оберегом.
Магия (от лат. magia) также является ранней формой религии, сохранялась и развивалась на протяжении нескольких тысячелетий. В основе ее лежит вера в то, что отдельный человек может обладать сверхъестественной силой, с помощью которой можно воздействовать на отдельные естественные явления. Это воздействие проявляется в магических обрядах, сопровождающихся символическими действиями (заклинания, заговоры). Одно из проявлений магии — шаманизм, когда человек общины (шаман) наделялся особыми способностями — общением с духами с помощью ритуала камлания, во время которого получал указания о способах решения проблем. Сторонниками возникновения первоначальной формы религиозного культа в виде тотемизма, фетишизма и магии являлись английские религиоведы и антропологи XIX в. Р. Маретти и Д. Фрэзер.
На завершающем этапе развития язычества начали свое формирование религии периода перехода к классовому обществу.
Постепенно в процессе перехода к оседлому образу жизни и формирования классовых отношений возникают сельскохозяйственные культы, в которых в основу взаимоотношения богов положена строгая иерархия. К этому этапу относятся религии Египта, Древней Греции, Древнего Рима, славянских и других народов.
1.2. Религиозные верования и архитектура культовых сооружений Передней Азии
Религии древних народов Передней Азии. Передняя Азия — это регион в юго-западной Азии, который состоит из трех крупных территорий: Ближнего Востока (без Африки), Среднего Востока и части Закавказья. Исторически наиболее пригодными для проживания были земли между реками Тигр и Ефрат, которые у древних греков получили название Месопотамия (альтернативно именуются Междуречье, Двуречье).
Историческая периодизация культуры Месопотамии, или Двуречья, состоит из нескольких временных отрезков, связанных с государствами, которые становились культурными центрами. Выделяют следующие периоды:
— Шумеро-Аккадский (XL–XXII вв. до н. э.);
— Вавилонский (XXII–X вв. до н. э.);
— Ассирийский (X–VII вв. до н. э.);
— Нововавилонский (VII–VI вв. до н. э.).
На территории Междуречья около XL в. до н. э. возникла древнейшая шумерская цивилизация, а затем к XXX в. до н. э. сформировались основные древние города-государства (номы) шумеров. В XXIV в. до н. э. в центральной части Междуречья возникло государство Аккад. Религиозные воззрения шумерцев и аккадцев складывались аналогично представлениям о мироустройстве, бытовавшим у народов других мировых цивилизаций. Первоначально существовали общинные родоплеменные культы богов-покровителей, позже появился общегосударственный пантеон богов. Среди них выделяются три главных
Источник