- Проект кухни для ресторана
- Кухня – лицо ресторана
- Шеф-повар и кухня
- Как открыть ресторан и не пролететь с кухней
- Кухня в ресторане — какой она должна быть
- Назначение кухни в ресторане
- Проектирование помещения
- Оборудование кухни
- Что нужно знать, открывая кафе или ресторан. Систематизируем производственные процессы на кухне
- Откуда растут ноги у всех проблем на кухне
- Типичные проблемы кухонной зоны любого ресторана
- И откуда они берутся
- Кто виноват — понятно. А что делать? Приводим кухонный цех в порядок
- Шаг 1. Оптимизация запасов ресторана
- Шаг 2. Чистота в цехе
- Шаг 3. Выстраиваем работу кухни системно
- Шаг 4. Пересмотр меню с точки зрения логистики
- Шаг 5. Работа в команде
Проект кухни для ресторана
Кухня – лицо ресторана
Существуют общие требования к расположению помещений на ресторанной кухне. Конечно же, это не огромный зал с разделочными столами, как мы видим в различных реалити-шоу (а для непосвященных, которые никогда не бывали в святая святых ресторана, источником информации служат именно они). Кухня – это целый комплекс помещений с различным назначением. На ней обязательно должны быть следующие зоны:
- цеха – мясной, овощной, холодный, горячий, кондитерский, и т.д. (в зависимости от специфики и направленности ресторана могут создаваться дополнительные цеха);
- моечные – для кухонной и зальной посуды;
- раздевалки и душевые, туалеты – отдельно для мужчин и женщин, сотрудников ресторана;
- склады для хранения продуктов – включая помещения-холодильники, а также профессиональное оборудование для кухни;
- офисные помещения – кабинет шеф-повара, иные офисы;
- стафф-зона – столовая для сотрудников (при наличии места);
- зона выдачи блюд – включает в себя стойки для отдачи и выход в зал.
В целях рационального использования кухонных помещений рекомендуется горячие и холодные цеха размещать как можно ближе в зоне выдачи: тогда, вероятнее всего, блюда как можно быстрее попадут к клиенту, не успев остынуть или заветриться.
Очень важно предусмотреть разные выходы из кухни в зал. Официанты должны пользоваться разными дверьми для входа и выхода из кухни, чтобы не столкнуться нос к носу с нагруженными подносами. Да и по требованиям СЭС необходимо иметь разные потоки с зала на мойку и с раздачи в зал.
Оборудование кухни моечной зоной обязательно. При этом следует учитывать, что зальная и кухонная посуда должны мыться и храниться отдельно. Весьма целесообразно моечную размещать как можно ближе ко входу на кухню из зала, чтобы официанты не имели доступ к самому производству кухни. И при этом зона мойки будет легкодоступна и сотрудникам кухни, при этом не мешая передвижению. Так же нужно учесть удобство попадания чистой посуды на раздачу.
Наличие душевых, раздевалок и туалетов продиктовано санитарно-эпидемиологическими требованиями. Удобней всего разместить эту зону у служебного входа, чтобы сотрудники попадали на кухню после переодевания и гигиенических процедур.
В целом кухня ресторана, планировка которого производилась с умом и рассудительностью, устроена как один большой, слаженный механизм, где все находится на своих местах и работает как часы.
Шеф-повар и кухня
При проектировании заведения, площадь которого весьма скромна и поэтому не предполагает наличие множества отдельных зон, постоянно возникает вопрос: а нужен ли шеф-повару кабинет? У инвесторов этот вопрос вызывает зубную боль, а у шефов – снисходительную улыбку.
Как вы думаете, нужен ли директору завода отдельный кабинет? А свой офис главному редактору газеты? А управляющему отелем, а заведующему магазином? Перечислять можно бесконечно. Шеф-повар – это не просто почетная должность и звание. Это человек, которому нужно где-то хранить всю документацию, касающуюся деятельности ресторана, принимать посетителей, будь то поставщик или особо важный клиент, обсуждать кадровые и иные вопросы, которые не нужно выносить на общее обозрение в кухню. Это я перечислил причины, уважительные с точки зрения функциональной и экономической обоснованности. А имеются еще и статусные моменты. Отдельный кабинет – это личное пространство главнокомандующего кухней, где он может спокойно переодеться, отдохнуть и собраться с мыслями. Самые лучшие рестораны мира могут похвастаться шикарнейшими кабинетами шефов, где представлены новейшие интерьерные решения, отражающие суть и идею заведения. У одних шефов кабинеты украшают дорогие произведения искусства, у других – поражают спартанской обстановкой. Но объединяет все личные офисы только одно – они есть.
Как правило, кабинет шеф-повара размещают таким образом, чтобы у него на постоянном контроле была отдача блюд. Визуальная доступность зоны выдачи и возможность взаимодействия с кухней из кабинета обязательна. Я считаю, что одну стену в кабинете шефа можно сделать стеклянной — примерно от потолка и до уровня пояса, тогда можно с легкостью контролировать отдачу блюд, даже занимаясь другой работой в кабинете.
Также такое расположение оправданно тем, что шеф может провести в кабинет посетителя, не протаскивая его через всю кухню. При наличии возможности в офисе можно устроить отдельную душевую, комнату для отдыха, и прочие приятности – все зависит только от желания и фантазии, а также финансовой целесообразности.
Как открыть ресторан и не пролететь с кухней
Мне как шефу не впервой заниматься планировкой кухонной зоны. За время своей работы я встречал бесчисленное множество вариантов расстановки оборудования, помещений и распределения функций. Я видел совсем крошечные кухоньки и просторные апартаменты, умело размещенные цеха и бестолково натыканные зоны. Каждый день работая на кухне, начинаешь ценить время и рассчитывать любые свои движения так, чтобы на них тратилось минимум энергии. Эргономичное расположение цехов и подсобных помещений способно значительно помочь поварам в их работе.
В моем портфолио имеются работы по проектированию кухонь для ресторанов, здесь я представил некоторые из них. Обратите внимание, в одном из проектов кухня занимает значительную площадь, а в другом сосредоточена на относительно маленьком пространстве. Однако и там и там помещения расположены продуманно, выполняют все необходимые функции и учитывают требования СНиПов. Если вы решили открыть ресторан с нуля, или хотите переделать кухню в уже имеющемся заведении, обращайтесь. Я помогу вам добиться максимальной рациональности и разумности при проектировании. Положитесь на мой опыт и звоните!
Источник
Кухня в ресторане — какой она должна быть
Ресторан открывают с целью получения прибыли. Оформление интерьера является очень важным аспектом. Необходимо продумать все до мелочей. Качество блюд остается основным моментом в получении прибыли.
Назначение кухни в ресторане
Кухня – сердце ресторана. Мастерство поваров способно творить чудеса. Чем вкуснее блюда заведения, тем больше клиентов придет в гости. Не только меню, но и разнообразие кушаний решают роль в прибыли.
Еще один момент — оформление комнаты. Правильное оснащение кухни способно обеспечить бесперебойную работу ресторана. Повара будут обеспечены удобством и комфортом. Ничего приятнее, чем хорошо обставленная кухня, не существует.
Рабочее пространство должно быть четко разграничено. Деление происходит на полезную и рабочую зоны. К первой относятся столы для расстановки блюд, ко второй – место, где стоит рабочий инструмент. Оборудование должно быть качественным. От многофункциональности предметов кухни зависит качество пищи. Чем лучше и быстрее работают специалисты, тем больше прибыли получит ресторан.
Проектирование помещения
Проектирование можно заказать в профессиональном месте. Фирма, занимающаяся данным видом деятельности, быстро подготовит проект. Учитывают мебель, стиль и специфику работ. Размер меню обособлен количеством техники и ассортиментом блюд. Считается, что хорошо оборудованная кухня решает массу проблем ресторана.
Обученный персонал должен трудиться на обустроенной площади. Помещение оборудуется с учетом всех современных направлений. Лучше прислушаться к специалистам.
Оборудование кухни
Этапы приготовления пищи должны быть последовательными. Невозможно обойтись без предметов, которые используются для приготовления вкусной пищи. Задача проектировщиков — произвести обустройство в зависимости от направления ресторана. Блюда китайской, европейской, русской кухни могут требовать различного оснащения. Не нужно пренебрегать правилами и экономить на интерьере.
С учетом специфики устанавливается мебель, здесь важно соблюдать общие правила и нормы. Предписания санитарной инспекции необходимо четко выполнять. Мебель должна соответствовать требованиям. Делают специальное зонирование помещения. Деления на участки нужны для разграничения пространства и проведения приготовления в комфортных условиях.
В ресторане должны быть отдельные цеха для приготовления мяса, рыбы, овощей. Холодная и горячая зоны делятся на два пространства. Отдельная часть выделяется для мытья посуды.
Также должна иметься зона для хранения продуктов. Здесь ставят холодильники, которые обеспечивают нужную температуру. Скоропортящийся товар быстро приходит в негодность. Нужно учитывать данный момент. Готовые блюда хранятся отдельно.
Спонсор статьи: ООО «Башкирский фарфор» — один из крупнейших в России заводов специализирующийся на производстве профессионального ресторанного фарфора европейского качества, где вы можете купить посуду для ресторанов и кафе
Источник
Что нужно знать, открывая кафе или ресторан. Систематизируем производственные процессы на кухне
Ресторан или кафе — пожалуй, самая популярная бизнес-идея в мире, ведь людям всегда надо есть, а ресторанная наценка позвляет хорошо зарабатывать — в целом, легкие деньги, не так ли? Над этим тезисом посмеется любой ресторатор с опытом от года. Ведь в первый год закрывается большинство заведений общепита. Что же отличает игроков рынка, которые выживают и преуспевают?
Свой взгляд на работу успешного ресторана изнутри для журнала Reconomica представил повар-эксперт. Данный материал нацелен на решение текущих проблем кухни заведения общепита и ликвидацию будущих проблем. Эта статья будет полезна всем, кто думает об открытии своего кафе или ресторана, но еще полезнее она будет тем, кто уже работает в ресторанном бизнесе и хочет расти и развиваться — профессионально, карьерно и в деньгах. У вас нет своего бизнеса? Вы работаете на кухне ресторана? Внедрите пункты этого плана на вашей кухне, и сами не заметите, как вас повысят!
Откуда растут ноги у всех проблем на кухне
Привет, меня зовут Аралов Юрий, я — эксперт в области кулинарии, имею соотвествующее образование, опыт разработки меню, организации рабочего процесса, team-building работы на кухне, производстве. Здесь я расскажу об организации рабочего (производство, сервис) процесса в учреждениях общественного питания.
Согласно идеи синергии, целое — больше, чем сумма его частей. Это применимо к любому коллективу, ведь совместная слаженная работа даст куда лучший результат, нежели работа без общей координации и цели. Думаю, каждый, кто имеет отношение к сфере общественного питания, найдет в этом тексте проблему, которую он тоже мог наблюдать на рабочем месте.
Типичные проблемы кухонной зоны любого ресторана
Когда я только начинал работать поваром, первое, что бросалось в глаза — отсутствие четкой систематизации работы, координации между отделами (кухня и официанты), где-то — недостаточное внимание к чистоте производственного цеха, где-то — невнимание к проблемам персонала. Отсутствие сменных перчаток, зачастую — мыла, чистящих средств, а ведь для процесса кулинарной обработки пищи цех должен быть в идеальном по чистоте состоянии, и дело даже не в банальной инспекции или боязни проверки — эта работа
требует бережного отношения к здоровью и жизни людей, которые являются гостями заведения.
Как хотелось бы.
И откуда они берутся
На любом предприятии такого типа есть четкая субординация, если брать чисто производственный процесс, она будет выражена в виде следующей иерархии: шеф-повар, су-шеф (правая рука, заместитель шефа), повара, работники кухни ( посудомойщицы , уборщицы).
В свою очередь, шеф-повар вхож и в другую иерархию — административного персонала, что накладывает на него массу ограничений по контролю за работой кухни. Работа с накладными, планирование смен, экспедиция, штрафы — все это может лечь на плечи шеф-повара. И здесь часто возникает конфликт: кухня требует от административного персонала подобающих условий для продуктивного выполнения норм, и не всегда шеф может донести эти требования до администрации в силу субординации или личных причин.
Как показала моя практика (2 года работы в разных заведениях), зачастую работник производственного процесса не может добиться подобающих условий ни по личному запросу, ни через руководителя производства. Причина этого банальна: администрация просто не может увидеть все те проблемы, которые возникают на кухне, в силу того, что имеет совершенно иную сферу деятельности.
Не стоит штурмовать баррикады офисов управляющей компании в надежде, что вас услышат — вас не услышат по вышеназванной причине. Либо все упрется
в “недостаток финансирования”, и условия так же не будут обеспечены.
Кто виноват — понятно. А что делать? Приводим кухонный цех в порядок
Первое, что стоит сделать — начать с себя.
Шаг 1. Оптимизация запасов ресторана
Устройте инспекцию своему рабочему месту всей командой. Проверьте состояние холодильников, чистоты в цехе (и средств по ее обеспечению), состояние инструментов, униформы. На всех без исключения кухнях, где я был, холодильники и морозильные камеры забиты продуктами под завязку, без всякой систематизации. Одна из причин этому — громоздкое меню, но так как сейчас мы решаем проблему с самим цехом, отложим пока этот пункт.
Вторая причина — желание обеспечить заготовками кухню на несколько дней вперед. В итоге сотрудникам для приготовления и отпуска блюда требуется куда больше времени, которое тратится на то, чтобы достать из глубоких запасов нужные ингридиенты , ведь далеко не факт, что они будут наверху. Сократите объем заготовок, обсудите, кто будет ими заниматься по мере возникновения в них нужды.
Шаг 2. Чистота в цехе
Как есть на самом деле.
Один из главных параметров для работы кухни. Заниматься этим нужно всей командой без исключения, чтобы никто не остался в стороне, работа в команде
мотивирует поддерживать чистоту и дальше. Даже если в данный момент администрация не выделила финансов на чистящие средства, справиться можно и обычной теплой проточной водой, плитка и стальные столы достаточно легко отмываются, если делать это своевременно.
Инструменты. Внимательно следите за состоянием ножей и прочего инвентаря. Они всегда должны быть наточены и чисты. Используйте маркированные ножи и доски только для тех видов продуктов, для которых они предназначены.
Шаг 3. Выстраиваем работу кухни системно
Общая системность. Почему успешны крупные игроки — McDonalds, Burger King? Потому что вся работа в Бургер Кинге выстроена системно! Всегда ставьте на пищу дату и время упаковки, это не только спасет вас от неожиданной инспекции, но и поможет грамотно контролировать запасы продуктов. Ни в коем случае не вносите изменения по своему желанию в рецептуру блюд — это недопустимо. Заведите общий журнал, в котором можно будет контролировать расход продуктов, учет смен, отчеты об уборке помещения.
Шаг 4. Пересмотр меню с точки зрения логистики
Теперь перейдем к меню. Так как работники производственного процесса сами не имеют полномочий вносить в него изменения, здесь нужно обратиться за консультацией к шеф-повару. Покажите ему журнал с месячным отчетом по расходу продуктов — возможно, некоторые блюда стоит вовсе исключить из меню, что поможет разгрузить холодильные камеры и прекратить тратить финансы на то, что не пользуется спросом, и перенаправить их на обеспечение условий труда? В свою очередь, уже с этим пунктом шеф сможет прийти к административному персоналу и выработать решение. Это также может помочь официантам, облегчить им консультацию гостей в выборе предлагаемого продукта и услуг.
Шаг 5. Работа в команде
Согласуя все вышесказанное, можно отметить, что все это требует командной работы и решений. Для этого каждый в коллективе должен обсудить предложенные идеи, высказать свою критику по общим решениям, сформировать конструктивный анализ ситуации. Тут следует отметить, что административный персонал также является частью команды, но, опять же, имеет другую сферу деятельности. Поэтому сперва — начать со своей части команды. Мыслите конструктивно, стратегически и смотрите в будущее.
Есть мнение, что все негативные аспекты любой работы упираются в финансовую мотивацию. Действительно, заработная плата поваров зачастую слабо коррелирует с количеством приложенного ими труда. Однако, если избавиться от несистемности, наладить дисциплину и командную работу, количество впустую затраченного труда можно свести к нулю.
Трудитесь в свое удовольствие, поддерживайте связь с другими участниками рабочего коллектива, вместе планируйте, вместе обсуждайте возникшие проблемы и способы их решения, не бойтесь предлагать свое видение ситуации — возможно, именно ваша идея поможет коллективу вырасти в профессиональном плане.
Источник