Критерии выделения сегментов рынка
Сегмент рынка — это прежде всего группа потребителей. Этот способ разделения потенциального рынка на части (сегменты), т.е. на четкие группы потребителей, которые будут одинаковым или похожим образом реагировать на различные аспекты реализации продукции (одинаково реагировать на определенную рекламу, искать предлагаемый товар в определенного типа магазинах и т.п.), и называют сегментацией рынка.
В маркетинге принято считать, что потенциальный рынок сбыта неоднороден. Он состоит из различных групп потребителей (причем одного и того же продукта или его близких аналогов), по-разному относящихся к различным параметрам продукта (одни больше ценят надежность и долговечность, другие — низкую цену) в силу присущих им различий (по уровню дохода, возрасту, стилю жизни).
Сегмент рынка — это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке.При этом важно иметь в виду, что сегмент — достаточно крупная часть рынка, где может «уместиться» несколько конкурирующих между собой фирм-производителей и поставщиков.
Логика сегментации проста. Она базируется на том, что даже самая хорошая и совершенная модель продукта может быть не нужна всем потенциальным потребителям на данном рынке. Кому-то не подойдет цена, кому-то дизайн, кому-то технические параметры. Сегментация — способ определения, во-первых, для каких групп потребителей (в отраслевом или продуктовом разрезах) предназначено данное изделие; во-вторых, какие параметры продукции имеют ключевое значение для повышения конкурентоспособности предприятия, над какими еще предстоит поработать, чтобы они в наибольшей степени удовлетворяли запросам конкретных потребителей. Только с учетом этого может быть скорректирована емкость и определены доля рынка для изделия или вида услуг конкретной фирмы, размер инвестиций в новое оборудование и технологию для выпуска новых изделий.
При проведении сегментации важно иметь в виду, что в целом смысл сегментации состоит не просто в выделении групп потребителей (тем или иным образом) как таковых, а в поиске целевого сегмента рынка, для которого продукт конкретной компании в данном месте, в данное время и в данных условиях подходит наилучшим образом. Это позволит руководству предприятия или фирмы обратить внимание на конкретные нужды и запросы потребителей, соответствующим образом выстроить свою стратегию маркетинга, производства, продвижения и сбыта продукции на рынке. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависят успех предприятия или фирмы в конкурентной борьбе, степень использования своих сравнительных конкурентных преимуществ. Для этого и осуществляется сегментация рынка, в этом ее главная цель и назначение: оценить каждую часть рынка и учесть условия работы с каждой из групп потребителей, представленных на этой части рынка.
Для того чтобы процедура сегментации была действительно полезной на практике, она должна отвечать ряду требований:
- нужно, чтобы выделенные с ее помощью сегменты рынка можно было измерить, оценить количественно (определить долю сегмента в общей потенциальной емкости рынка, оценить платежеспособный спрос);
- сегменты должны быть существенными, представлять собой действительно крупную часть рынка (емкость каждого из них должна быть достаточной для того, чтобы производство и реализация того или иного продукта были рентабельными);
- необходимо, чтобы выделенные сегменты были доступны для вашего предприятия или фирмы, чтобы вы смогли успешно организовать сбыт (информировать ваших конечных потребителей о достоинствах вашего продукта и обеспечить им его доставку через сбытовую сеть);
- важно, чтобы определенные вами сегменты рынка позволяли вашему предприятию или фирме действовать, т.е. обладали в достаточной мере возможностями активного воздействия на потребительский спрос, чтобы у вашей компании всегда была возможность увеличивать в перспективе емкость рынка по каждому из сегментов, привлекая все новых потребителей.
Все эти требования надо учитывать при выборе целевого сегмента рынка. Кроме того, нужно знать, по каким критериям можно определить целевой сегмент рынка. Критерий — это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для вашего предприятия в качестве целевого. Наиболее распространенными критериями выделения целевого сегмента являются следующие.
1. Размеры (емкость) сегмента. Емкость сегмента рынка может быть определена с помощью различных показателей: общего числа изделий (в натуральном выражении), реализованного за определенный период времени (месяц, год); общего объема продаж (в стоимостном выражении) за какой-либо период времени (год) или за весь жизненный цикл продукта; доли сегмента в общей потенциальной емкости рынка (в %); общего числа потенциальных потребителей и т.д. В качестве целевого может быть выбран сегмент рынка с наиболее высокими количественными параметрами.
2. Доступность сегмента для предприятия. Степень доступности сегмента рынка характеризуется возможностью предприятия или фирмы получить в свое распоряжение каналы распределения и сбыта продукции, благоприятностью условий для транспортировки изделий потребителям, а также складирования и хранения изделий на данном сегменте рынка. Руководство предприятия должно определить: имеется ли на данном сегменте рынка достаточное число сбытовых посредников или собственных точек сбыта для продвижения своей продукции до конечного потребителя, какова мощность сложившейся сбытовой сети, способна ли она обеспечить реализацию всего объема предназначенной для данной группы потребителей продукции, каково состояние транспортной сети (имеются ли здесь дороги, мощности по переработке грузов, подъездные пути и т.п.).Ответы на эти вопросы дают руководству компании информацию, необходимую для принятия решения о том, достаточно ли созрели условия для того, чтобы начинать продвижение своей продукции на данном сегменте рынка, или еще предстоит потратить дополнительные усилия, время и средства на формирование собственной сбытовой сети, на налаживание отношений с торговыми фирмами-посредниками, на оборудование складов и т.п. В качестве целевого сегмента выбирается тот, с которого легче всего начинать продвижение своего продукта, т.е. с сегмента, который по большинству параметров обладает большей доступностью.
3. Перспективность сегмента. Для предприятия важно, чтобы выбранный сегмент рынка представлял собой действительно существенную часть рынка сбыта и был устойчивым, т.е. продолжал оставаться таковым в будущем. Руководству предприятия нужно выяснить: является ли данный сегмент рынка растущим, стабильным или уменьшающимся по своей емкости, по числу потенциальных потребителей, стоит ли ориентировать на него свои производственные мощности или со временем нужно будет их перепрофилировать на другой рынок. Целевым может быть только растущий сегмент рынка.
4. Прибыльность или рентабельность сегмента. На базе данного критерия определяется, насколько рентабельной будет для предприятия или фирмы работа на данный сегмент рынка. Обычно здесь применяются типичные приемы оценки финансовой привлекательности бизнеса: норма прибыли (как правило, рассчитанной по чистой прибыли, хотя может быть в принципе использован любой из девяти основных показателей прибыли), доходность на вложенный капитал, прирост массы прибыли, капитализации фирмы, доходность активов, собственного (акционерного) капитала и даже размер дивидендов на акцию. Все зависит от специфики компании и ее стратегических установок. Целевым будет сегмент с наилучшими финансовыми показателями, набор которых определяется руководством предприятия или фирмы.
5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов и защищенность сегмента от конкуренции. При использовании этого критерия руководство предприятия или фирмы должно получить ответы на вопросы: В какой степени основные конкуренты готовы уступить часть выбранного сегмента рынка? Насколько продвижение здесь продукта затронет их интересы? Если основные конкуренты будут серьезно обеспокоены продвижением продукции вашего предприятия на выбранном сегменте рынка и предпримут соответствующие меры по его защите, то будьте готовы нести дополнительные расходы при ориентации на такой сегмент или поищите для себя другой, менее интересный и привлекательный для ваших конкурентов, где «пресс» конкуренции и ответные меры конкурентов будут слабее.
Важно также определить:
- Кто может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем?
- Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?
- В какой степени ваши сравнительные конкурентные преимущества соответствуют условиям работы на выбранном сегменте рынка?
- В каких направлениях хозяйственной деятельности предстоит сконцентрировать основные усилия и ресурсы с тем, чтобы развить ваши сильные стороны и устранить недостатки?
- Чем слабее конкуренция, тем более предпочтителен данный сегмент рынка в качестве целевого?
Чем более ваши сравнительные конкурентные преимущества соответствуют нуждам и запросам данной группы потребителей, тем более может быть стремление остановиться на таком сегменте, как на целевом.
6. Эффективность работы на выбранном сегменте рынка. Под этим критерием понимаются прежде всего проверка наличия у вашего предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка, оценка того, насколько инженерный, конструкторский, производственный и сбытовой персонал готов дорабатывать изделие в соответствии с нуждами и запросами данной группы потребителей и продвигать продукт на этом сегменте, насколько он готов к конкурентной борьбе. Руководству предприятия следует также решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для работы на данном сегменте рынка. Выбор целевого сегмента в соответствии с этим критерием обычно осуществляется на основе широко известного в системном анализе подхода «затраты — выгода», когда в комплексе оценивается, стоит ли « овчинка» (в данном случае сегмент рынка) « выделки» (т.е. совокупности затраченных сегодня и завтра ресурсов).
7. Соответствие выбранного сегмента миссии и целям компании. Очень важно, чтобы работа на выбранном сегменте рынка соответствовала стратегическим целям и ключевой компетентности предприятия или фирмы. Компания должна иметь возможность работать на данном сегменте рынка на перспективу, максимально используя свои технологический, производственный, кадровый потенциалы. Поэтому при выборе целевого сегмента рынка предстоит сопоставить его характеристики со стратегическими установками компании, ее главной целью (миссией) на рынке.
Важно помнить, что лишь в редких случаях можно определить целевой сегмент с помощью одного критерия. Целевым для предприятия или фирмы может быть выбран сегмент, являющийся таковым по нескольким критериям (не обязательно всем), которые компания считает для себя наиболее значимыми в данный период времени.
Это не значит, что целевым должен быть самый крупный сегмент рынка, одновременно обеспечивающий наивысшую прибыльность. Все зависит от специфики хозяйственной деятельности и стратегии фирмы. Для компании, ориентирующейся на долгосрочную прибыль, куда большее значение может иметь перспективность пока еще недостаточно крупного сегмента, емкость которого в дальнейшем может значительно возрасти. В любом случае выбор целевого сегмента осуществляется с учетом не одного, а нескольких критериев. Какие из перечисленных выше критериев или какие еще критерии следует учесть — зависит от специфики хозяйственной деятельности конкретного предприятия или фирмы. Вместе с тем для крупных компаний сразу несколько сегментов рынка могут быть выделены в качестве целевых.
Автор: Валерий Евгеньевич Хруцкий, доктор экономических наук, профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Источник
Бактериальный вагиноз: что необходимо знать каждой женщине?
Инфекционно-воспалительные заболевания женских половых органов – это достаточно деликатная проблема. А учитывая тот факт, что они нередко могут протекать бессимптомно, женщинам особенно важно своевременно посещать гинеколога и следить за здоровьем.
Влагалищные выделения связаны с тремя наиболее распространенными инфекциями: бактериальный вагиноз, трихомониаз и кандидоз. Вагинальные выделения могут быть также вызваны рядом физиологических и аллергических реакций. Многие симптомы и признаки данных заболеваний неспецифичны. Иногда причиной влагалищных выделений может быть инфицирование шейки матки хламидиями или гонококками. Самой распространенной причиной патологических влагалищных выделений у женщин детородного возраста является бактериальный вагиноз.
В организме человека постоянно живут, размножаются и «работают» миллионы различных микроорганизмов. И это вовсе не означает, что человек, внутри которого столько микроскопических существ, болен или нездоров. Напротив, именно эти микробы и помогают нам бороться с различными заболеваниями. Живущие в норме в организме человека микроорганизмы выполняют целый ряд жизненно необходимых для него функций: они улучшают пищеварение, ускоряя всасывание полезных веществ из кишечника в кровь; синтезируют витамины и другие биологически активные вещества, недостаток которых становится причиной тяжёлых заболеваний. Эти бактерии как фильтры «отлавливают» токсины, попавшие внутрь человека, и адсорбируют их на себе, препятствуя проникновению вредных соединений в кровоток. Нормальная микрофлора, как правило, препятствует развитию инфекции.
В половых органах женщины, как и в кишечнике, также живут различные полезные бактерии, которые в том числе осуществляют защиту от вторжения болезнетворных микробов. 95-98% этих нужных бактерий относят к лактобактериям. Свое название эти микроорганизмы получили за то, что в процессе своей жизнедеятельности они вырабатывают молочную кислоту (лактат), что и обуславливает рН влагалища как кислую (3,5-4,5).
Молочная кислота губительна для целого ряда болезнетворных бактерий, а потому от того, насколько лактобактерий много и как хорошо они «работают», зависит их способность защиты от инфекции. Другими представителями нормальной микрофлоры влагалища являются различные виды стрептококков, бактероиды, фузобактерии, энтеробактерии, стафилококки и т.д. У здоровой женщины могут обнаруживаться даже дрожжеподобные грибы (Candida) и влагалищная гарднерелла. Однако подобных микроорганизмов в норме должно быть значительно меньше, чем лактобактерий.
Молочная кислота, которую вырабатывают лактобактерии, удерживает кислую среду во влагалище, тем самым препятствуя чрезмерно активному росту и размножению прочих бактерий. Нарушение этой микробной ассоциации влагалищных микроорганизмов приводит к развитию довольно серьезных инфекционных заболеваний половых органов. При нарушении видового и количественного соотношения в составе микрофлоры влагалища (уменьшении количества или ослаблении свойств лактобактерий) может возникнуть такое заболевание, как бактериальный вагиноз.
По статистике эта патология встречается у 60-80% гинекологических больных. У беременных частота бактериального вагиноза колеблется от 9 до 35%. При чем у каждой четвертой женщины, не предъявляющей никаких жалоб и не отмечающей ухудшение самочувствия, выявляются нарушения в составе микрофлоры влагалища, а, следовательно, и большая подверженность к развитию инфекционного воспалительного процесса половых органов.
Во время беременности бактериальный вагиноз может привести к:
- Инфицированию оболочек плода и околоплодных вод (хорионамнионит);
- Преждевременному прерыванию беременности на различных сроках;
- Гнойно-септическим осложнениям у новорожденного;
- Воспалительному поражению внутренней оболочки матки в послеродовом периоде (эндометрит).
Развитию бактериального вагиноза больше всего подвержены женщины, у которых есть то или иное нарушение менструального цикла (его регулярность, длительность, объем и т.д.); перенесшие в прошлом воспалительные заболевания половых органов (кольпиты, аднекситы, сальпингиты, эндометриты, цервициты); женщины с патологией шейки матки (эрозии, полипы, т.д.); женщины, длительное время (более 5 лет) пользующиеся в качестве контрацепции внутриматочными средствами (ВМС).
Среди причин развития бактериального вагиноза – нарушения нормальной экосистемы влагалища при применении антибактериальных препаратов, гормональный дисбаланс, длительное использование внутриматочных контрацептивов, изменение состояния местного иммунитета. Среди факторов риска также частая смена половых партнеров, спринцевание. И хотя у многих женщин могут отсутствовать симптомы, очень важно своевременно определить наличие бактериального вагиноза, поскольку это патологическое состояние повышает восприимчивость к другим инфекциям, передающимся половым путем (хламидиоз, гонорея и др.), приводит к развитию осложнений при беременности.
До сегодняшнего дня вопрос о том, передается ли бактериальный вагиноз партнеру при половых контактах, остается без однозначного ответа. Одни авторы настаивают на том, что эта патология является заболеванием, передающимся половым путем, что подтверждают следующими фактами: большое количество пациенток с бактериальным вагинозом имели раннее начало половой жизни и большое количество половых партнеров. Кроме того, довольно часто возбудителей бактериального вагиноза выявляют в мочеиспускательном канале у половых партнеров больных женщин. Однако все эти факты достаточно неоднозначны и не могут рассматриваться как доказательства полового пути передачи бактериального вагиноза, который на сегодняшний день все же не относят к заболеваниям, передающимся при половых контактах.
Основными проявлениями бактериального вагиноза являются:
- Обильные выделения из половых путей женщины (раз в 10 больше, чем обычно), которые отличаются водянистой консистенцией и имеют неприятный резкий запах (иногда запах тухлой рыбы). Такие выделения (бели), как правило, бывают белыми или сероватого оттенка, но иногда могут быть желтовато-зелеными. При длительном течении заболевания бели становятся более густыми, липкими, тягучими, иногда даже творожистыми, могут пениться;
- Зуд, жжение в области промежности и наружных половых органов, чувство дискомфорта;
- Боли во время полового акта, невозможность половых контактов.
Успешное лечение бактериального вагиноза зависит от правильной и своевременной постановки диагноза и проведения патогенетически обоснованной терапии. Цель лечения бактериального вагиноза – восстановить нормальную микрофлору влагалища, задержать рост микроорганизмов, не характерных для этого микробиоценоза.
В нашем центре вам предложат эффективный способ диагностики инфекционных заболеваний урогенитального тракта, в том числе и бактериального вагиноза – фемофлор.
Фемофлор – это исследование, которое проводится методом ПЦР «в режиме реального времени», оно позволяет дать полную количественную характеристику нормальной и условно-патогенной флоры влагалища. Этот анализ оценивает общее количество имеющихся во влагалище бактерий – бактериальную массу, характеризует состав микрофлоры, выявляя нормальные бактерии и разные виды условно-патогенных микроорганизмов (в том числе микоплазмы и уреаплазмы). Способ позволяет объективно проводить этиологическую диагностику инфекционных заболеваний урогенитального тракта и, таким образом, оптимизировать лекарственную терапию.
В настоящее время мы рады предложить следующие виды исследований на фемофлор:
Исследование | Выявляемые показатели |
---|---|
Фемофлор-4 | Общая бактериальная масса, лактобактерии, гарднерелла, превотелла, порфиромонас, кандида |
Фемофлор-8 | Общая бактериальная масса, лактобактерии, суммарные энтеробактерии, стрептококки, гарднерелла, превотелла, порфиромонас, эубактерии, микоплазмы (hominis + genitalium), кандида |
Фемофлор-16 | Общая бактериальная масса, лактобактерии, суммарные энтеробактерии, стрептококки, стафилококки, гарднерелла, превотелла, порфиромонас, эубактерии, снеатия, лептотрихия, фузобактерии, мегасфера, вейлонелла, диалистер, лакнобактерии, клостридии, мобилункус, коринебактерии, пептострептококки, атопобиум, микоплазмы (hominis + genitalium), уреаплазмы (urealyticum + parvum), кандида |
Наибольшее практическое значение метод имеет в случаях стертого или бессимптомного течения урогенитальных инфекций.
ООО «Биомедика Плюс»
220068, Республика Беларусь,
г. Минск, ул. Червякова 64
E-mail: mail@biomedica.by
Лицензия №02040/6344 от 26 марта 2010г
© 1999-2021
Все права защищены
Время работы центра:
Понедельник — пятница:
08:00 — 20:00
Суббота: 08:00 — 16:00
Воскресенье: выходной
Источник